Павлов Александр Константинович, -
генеральный директор
МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация: г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат премии им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ,
учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ г. Светогорска»
Выборгского района Ленинградской области
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ (СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ) ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, И ПЛАН ЕГО АНАЛИЗА
(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ)
2023 ГОДУ – ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
И
К 200 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К.Д.УШИНСКОГО ПОСВЯЩАЮ -2023 ГОДУ – ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
И
К 200 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К.Д.УШИНСКОГО ПОСВЯЩАЮ
Системно-деятельностная (системно-функциональная) характеристика метода адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, обращает внимание на то, что метод служит решению дидактической задачи. В ней должна найти отражение внутренняя сущность метода, а также форма взаимосвязанной, взаимозависимой деятельности учителя и учащихся, как средства управления учебным познанием учащихся.
Наряду с подходами, когда метод одновременно рассматривается с разных сторон, осуществляется попытка совмещения разных методов обучения. И подход, когда метод рассматривается как явление многоаспектное, и подход, когда признаётся наличие совокупности различных методов, свидетельствуют о потребности современной дидактики характеризовать методическую сторону процесса обучения с разных сторон. О том, что источник учебно-познавательного знания при раскрытии многоаспектной природы метода являются системообразующим компонентом, свидетельствуют характеристики, в которых учитываются или не учитываются любые его стороны, но источник учебно-познавательных знаний остаётся в числе постоянных.
Анализ подходов, для которых свойственно стремление охарактеризовать метод адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, с разных сторон, показывает, что рассматриваются особенности учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся, обусловленные источником учебно-познавательных знаний, логикой процесса учебного познания, характером учебно-познавательной деятельности, самостоятельности учащихся, средствами управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, особенностями общения участников процесса обучения.
Такая характеристика возможна при анализе и раскрытии любого метода обучения. Она позволяет рассматривать учебно-познавательную деятельность учителя и учащихся в психолого-педагогическом, логическом планах, выявлять пути управления, стимуляции, активностью, самостоятельностью учащихся, определять характер взаимодействия, общения между участниками процесса обучения. И так как осознанное управление всеми этими сторонами метода проявляется в воздействии на личность ученика, при оценке его эффективности необходимо указать, в какой мере он обеспечивает реализацию образовательных, развивающих. воспитательных функций обучения.
Чтобы помочь выполнить такое раскрытие методов адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, составим план характеристики метода обучения и схему, в которой соотнесены основные аспекты его изучения (табл. 1).
План характеристики и анализа метода адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения как педагогической технологии:
· Источник учебно-познавательных знаний;
· Вид учебно-познавательной деятельности учителя и ученика;
· Логика учебно-познавательной деятельности учителя и ученика;
· Психологический настрой, характер умственно-интеллектуальной учебно-познавательной активности и самостоятельности ученика;
· Психолого-педагогические пути и средства управления учителем учебно-познавательной деятельностью учащихся;
· Психолого-педагогические особенности общения между учителем и учеником;
· Место метода в процессе обучения и его психолого-педагогические особенности на разных этапах адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения как педагогической технологии;
· Образовательные, развивающие, воспитательные функции метода адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения как педагогической технологии.
Таблица 2
Схема психолого-педагогической характеристики и анализа методов адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения как педагогической технологии
Источник знаний
|
Характер учебной деятельности учите- ля и учащихся
|
Характер умственной активности и самостоя- тельности
|
Логика учебно- поз. деят. уч-ся, ор- ганиз. учи-телем |
Харак- тер управл. деят. уч-ся
|
|||||||||||||||||
О-И |
Р. |
П.И. |
Ч.-П |
И |
Инд. |
Дед. |
И.-Д. |
ПУ |
КУ |
||||||||||||
1. Словесные методы: |
|||||||||||||||||||||
устное изложение материала, рассказ, объяснение, лекция, |
изложение-слушание |
+ |
|
+ |
+ |
|
+
|
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
беседа, |
вопросы-ответы |
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
работа с книгой |
руководство чтением - чтение |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
2. Наглядные методы: |
|||||||||||||||||||||
иллюстрация, демонстрация, самостоятельное наблюдение, экскурсия |
руководство наблюдением-наблюдение
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
3. Практические методы: |
|||||||||||||||||||||
лабораторные, практические |
руководство практической деятельностью-практическая деятельность
|
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Условные обозначения:
О.И. – объяснительно-иллюстративный
Р. – репродуктивный
П.И. – проблемное изложение
Ч.-П. – частично-поисковый
И. – исследовательский
Инд. – индуктивный
Дед. – дедуктивный
И.-Д. –индуктивно-дедуктивный
ПУ – прямое управление
КУ – косвенное управление
В схеме не показано, решению какой дидактической цели служит и, в связи с этим, на каком этапе организации усвоения учебно-познавательного материала используется тот или иной метод. Это объясняется тем, что на этот вопрос можно ответить, рассматривая конкретный урок. Вследствие динамики процесса обучения изменяется взаимодействие между учебно-познавательной деятельностью учителя, ученика, класса, отсюда и цель, место, которое занимает метод в процессе адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии. Так, на одних этапах адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения самостоятельная работа с книгой или практическая работа учащихся проводится при закреплении учебно-познавательного материала, а на последующих возникает возможность с этих методов начать изучение нового учебно-познавательного материала. Или наглядность используется при изучении нового учебно-познавательного материала. Однако, необходимость в её применении возникает и на этапе закрепления нового учебно-познавательного материала, и в процессе контроля и т.д., и т.п. Сразу же следует оговорить, что динамика адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, и вязанная с ней перестройка в системе методов обучения, характерна для процесса проблемно-модульного обучения, получившего название «адаптивно-развивающего».
Не нашли в схеме места и характеристики общения учитель – ученик – класс. Это также объясняется тем, что оно зависит от конкретной ситуации и его особенности во многом определяются динамикой процесса адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, изменениями взаимодействий между его участниками.
Итак, совокупность показателей, характеризующих метод адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, приобретает разные сочетания. Одни из них определяют особенности других. Их особенности и изменения сопряжены с особенностями развития процесса обучения в целом. Поэтому методы адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, следует рассматривать в системе методов, обусловленной особенностями процесса обучения в целом.
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы: Инновационно- прогностический курс. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – 500 с.
2. Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. – 1970. - № 1. – С. 19 – 54.
3. Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. – Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. – 160 с.
4. Арстранов М.Ж. Проблемное обучение в учебном процессе вуза / М.Ж. Арстранов, М.Г. Гарунов, Ш.С. Хайдаров. – Алма-Ата: Мектеп, 1979. – 79 с.
5. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высш. шк., 1980. – 368 с.
6. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. – М.: Знание, 1987. - 80 с.
7. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.
8. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.
9. Белинский В.Г. Собр. соч. в 3 т. – М., 1948. – Т.1. – С. 126.
10. Беспалько В.П. Основы теорий педагогических систем. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. – 204 с.
11. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Ин-т профессионал. образования РАО, 1995. – 336 с.
12. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. – 1951. - № 36. – С. 3 – 28.
13. Васильева Т.В. Модули самообразования //Вестн. высш. шк. – 1988. - № 6. – С. 86 – 87.
14. Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа // Вопр. психологии. – 1957. - № 6. – С. 58 – 59.
15. Гессен С.И. Общие основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – 400 с.
16. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.
17. Каган В.М., Ламм В.Я. От схемы к знаниям. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. – 102 с.
18. Кант И. Критика чистого разума. – Петроград, 1915. – С.64 – 65.
19. Кант И. Соч.: в 6 т. – М., 1964. – Т. 2. – С. 280 – 281.
20. Кара-Мурза С.С. Манипуляция сознанием. – Новосибирск: Издат. дом «Историческое наследие Сибири», 2007. – 176 с.
21. Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука, 1988. – 193 с.
22. Копнин П.В. Логические основы науки. – Киев: Наукова думка, 1988. – 283 с.
23. Кудрюмова И.А. О математических подходах к записи учебного материала // Математика в школе. – 1983. - № 3. – С. 25 – 30.
24. Куписевич Ч. Основы общей дидактики: пер. с польск. – М.: Высш. шк., 1986. – 377 с.
25. Ленин В.И. Два приёма споров и борьбы //Полн.собр.соч. – Т. 24. – С. 166 – 168.
26. Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. – Т. 39.
27. Ленин В.И. Спорные вопросы // Полн. собр. Соч. – Т. 23. – С. 65 – 90.
28. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 181 с.
29. Марев И. Методологические основы дидактики. – М.: Педагогика, 1987. – 224 с.
30. Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы // Соч. – 2-е изд. – Т. 20. – С. 544; Т. 23. – С. 25.
31. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975, 1975. - 365 с.
32. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1972. – 551.
33. Минский М. Фраймы для представления знаний. – М.: Энергия, 1979. – 150 с.
34. Павлов А.К. Краткий курс лекций по педагогике для студентов педагогических вузов и колледжей / А. К. Павлов. – СПб - Петрозаводск - Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 149 с.
35. Павлов А.К. Место и роль самостоятельной работы, обучающихся в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 51 с.
36. Павлов А.К. Научно-методологические и методические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: краткое практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 56 с.
37. Павлов А.К. Научно-методические и методологические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 70 с.
38. Павлов А.К. Научно-методологические основы проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд-во НИОО ФГАНИОУ ИДСНИОА «МПА», 2021. – 154 с.
39. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебно-методическое пособие. – Петрозаводск, 2018. – 68 с.
40. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд. центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2018. – 85 с.
41. Павлов А.К. Педагогическая (образовательная) технология проблемно-модульного обучения: практико-ориентированное учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 160 с.
42. Павлов А.К. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие. – LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 71 с.
43. Павлов А.К. Применение и использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения в школьных и послевузовских образовательных системах //https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=82533
44. Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. - Мурманск: Изд-во МИРО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», 2021. – 108 с.
45. Павлов И.П. Избранные труды. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.
46. Павлов И.П. Полн. собр. трудов. – М.-Л., 1936. – Т. 2.
47. Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: учеб.пособие испр. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2017. – 392 с.
48. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: МГУ, 1984. – 344 с.
49. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с.
50. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. – М., 1996. – 158 с.
51. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. – М., 1993.
52.
Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные
основы экспериментальных исследований. – М., 1990. – 48 с.
53. Шаталов В.Ф. Учиться победно // Огонёк. – 1981. - № 28. – С. 12 – 14.
54. Юцявичене П.А. Методы модульного обучения. – Вильнюс: Минвуз Лат. ССР, 1988. – 55 с.
55.
Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: «Швиеса», 1989. – 271 с.
56. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения //Сов. педагогика. – 1990. - № 1. – С.55 – 60.
57. Huczynski A. Enciclopedia of Management development Methode. England: Aldersnot, Hant, Published by Gower Publishing Company, 1983 – 339 р.
58.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.