СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ (СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ) ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, И ПЛАН ЕГО АНАЛИЗА (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ).
Оценка 5

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ (СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ) ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, И ПЛАН ЕГО АНАЛИЗА (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ).

Оценка 5
docx
06.08.2022
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ (СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ) ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, И ПЛАН ЕГО АНАЛИЗА (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ).
06.08.22.docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация: г. Москва – г. Санкт-Петербург –

г. Петрозаводск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ,

учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ г. Светогорска»

Выборгского района Ленинградской области

 

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ (СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ) ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, И ПЛАН ЕГО АНАЛИЗА

(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ)

2023 ГОДУ – ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

И

К 200 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К.Д.УШИНСКОГО ПОСВЯЩАЮ -2023 ГОДУ – ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

И

К 200 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К.Д.УШИНСКОГО ПОСВЯЩАЮ

     Системно-деятельностная (системно-функциональная) характеристика метода адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, обращает внимание на то, что метод служит решению дидактической задачи. В ней должна найти отражение внутренняя сущность метода, а также форма взаимосвязанной, взаимозависимой деятельности учителя и учащихся, как средства управления учебным познанием учащихся.

     Наряду с подходами, когда метод одновременно рассматривается с разных сторон, осуществляется попытка совмещения разных методов обучения. И подход, когда метод рассматривается как явление многоаспектное, и подход, когда признаётся наличие совокупности различных методов, свидетельствуют о потребности современной дидактики характеризовать методическую сторону процесса обучения с разных сторон. О том, что источник учебно-познавательного знания при раскрытии многоаспектной природы метода являются системообразующим компонентом, свидетельствуют характеристики, в которых учитываются или не учитываются любые его стороны, но источник учебно-познавательных знаний остаётся в числе постоянных.

     Анализ подходов, для которых свойственно стремление охарактеризовать метод адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, с разных сторон, показывает, что рассматриваются особенности учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся, обусловленные источником учебно-познавательных знаний, логикой процесса учебного познания, характером учебно-познавательной деятельности, самостоятельности учащихся, средствами управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, особенностями общения участников процесса обучения.

     Такая характеристика возможна при анализе и раскрытии любого метода обучения. Она позволяет рассматривать учебно-познавательную деятельность учителя и учащихся в психолого-педагогическом, логическом планах, выявлять пути управления, стимуляции, активностью, самостоятельностью учащихся, определять характер взаимодействия, общения между участниками процесса обучения. И так как осознанное управление всеми этими сторонами метода проявляется в воздействии на личность ученика, при оценке его эффективности необходимо указать, в какой мере он обеспечивает реализацию образовательных, развивающих. воспитательных функций обучения.

     Чтобы помочь выполнить такое раскрытие методов адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, составим план характеристики метода обучения и схему, в которой соотнесены основные аспекты его изучения (табл. 1).

План характеристики и анализа метода адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения как педагогической технологии:

·        Источник учебно-познавательных знаний;

·                   Вид учебно-познавательной деятельности учителя и ученика;

·                   Логика учебно-познавательной деятельности учителя и ученика;

·                   Психологический настрой, характер умственно-интеллектуальной учебно-познавательной активности и самостоятельности ученика;

·                   Психолого-педагогические пути и средства управления учителем учебно-познавательной деятельностью учащихся;

·                   Психолого-педагогические особенности общения между учителем и учеником;

·                   Место метода в процессе обучения и его психолого-педагогические особенности на разных этапах адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения как педагогической технологии;

·                   Образовательные, развивающие, воспитательные функции метода адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения как педагогической технологии.

Таблица 2

Схема психолого-педагогической характеристики и анализа методов адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения как педагогической технологии

 

 

Источник

знаний

 

 

Характер учебной

деятельности учите-

ля и учащихся

 

 

Характер умственной активности и самостоя-

тельности

 

Логика

учебно-

поз. деят.

уч-ся, ор-

ганиз. учи-телем

 

Харак-

тер

управл.

деят.

уч-ся

 

О-И

Р.

П.И.

Ч.-П

И

Инд.

Дед.

И.-Д.

ПУ

КУ

1. Словесные методы:

устное изложение материала,

рассказ, объяснение, лекция,

изложение-слушание

 

+

 

 

+

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

+

 

+

 

+

беседа,

вопросы-ответы

 

+

 

+

+

+

+

+

+

+

работа с

книгой

руководство чтением

- чтение

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2. Наглядные методы:

иллюстрация,

демонстрация, самостоятельное

наблюдение,

экскурсия

руководство наблюдением-наблюдение

 

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

3. Практические методы:

лабораторные, практические

руководство практической деятельностью-практическая деятельность

 

 

+

 

+

+

+

+

+

+

+

 

     Условные обозначения:

О.И. – объяснительно-иллюстративный

Р. – репродуктивный

П.И. – проблемное изложение

Ч.-П. – частично-поисковый

И. – исследовательский

Инд. – индуктивный

Дед. – дедуктивный

И.-Д. –индуктивно-дедуктивный

ПУ – прямое управление

КУ – косвенное управление

     В схеме не показано, решению какой дидактической цели служит и, в связи с этим, на каком этапе организации усвоения учебно-познавательного материала используется тот или иной метод. Это объясняется тем, что на этот вопрос можно ответить, рассматривая конкретный урок. Вследствие динамики процесса обучения изменяется взаимодействие между учебно-познавательной деятельностью учителя, ученика, класса, отсюда и цель, место, которое занимает метод в процессе адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии. Так, на одних этапах адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения самостоятельная работа с книгой или практическая работа учащихся проводится при закреплении учебно-познавательного материала, а на последующих возникает возможность с этих методов начать изучение нового учебно-познавательного материала. Или наглядность используется при изучении нового учебно-познавательного материала. Однако, необходимость в её применении возникает и на этапе закрепления нового учебно-познавательного материала, и в процессе контроля и т.д., и т.п. Сразу же следует оговорить, что динамика адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, и вязанная с ней перестройка в системе методов обучения, характерна для процесса проблемно-модульного обучения, получившего название «адаптивно-развивающего».

     Не нашли в схеме места и характеристики общения учитель – ученик – класс. Это также объясняется тем, что оно зависит от конкретной ситуации и его особенности во многом определяются динамикой процесса адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, изменениями взаимодействий между его участниками.

     Итак, совокупность показателей, характеризующих метод адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, приобретает разные сочетания. Одни из них определяют особенности других. Их особенности и изменения сопряжены с особенностями развития процесса обучения в целом. Поэтому методы адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, следует рассматривать в системе методов, обусловленной особенностями процесса обучения в целом.

Список литературы

1.                 Андреев В.И. Педагогика высшей школы: Инновационно- прогностический курс. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 500 с.

2.                 Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. – 1970. - № 1. – С. 19 – 54.

3.                 Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. – Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. – 160 с.

4.                 Арстранов М.Ж. Проблемное обучение в учебном процессе вуза / М.Ж. Арстранов, М.Г. Гарунов, Ш.С. Хайдаров. – Алма-Ата: Мектеп, 1979. – 79 с.

5.                 Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высш. шк., 1980. 368 с.

6.                 Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. – М.: Знание, 1987. - 80 с.

7.                 Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.

8.                 Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.

9.                 Белинский В.Г. Собр. соч. в 3 т. – М., 1948. – Т.1. – С. 126.

10.            Беспалько В.П. Основы теорий педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 204 с.

11.            Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Ин-т профессионал. образования РАО, 1995. – 336 с.

12.            Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. – 1951. - № 36. – С. 3 – 28.

13.            Васильева Т.В. Модули самообразования //Вестн. высш. шк. – 1988. - № 6. – С. 86 – 87.

14.            Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа // Вопр. психологии. 1957. - 6. С. 58 59.

15.            Гессен С.И. Общие основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – 400 с.

16.            Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.

17.            Каган В.М., Ламм В.Я. От схемы к знаниям. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. 102 с.

18.            Кант И. Критика чистого разума. – Петроград, 1915. – С.64 – 65.

19.            Кант И. Соч.: в 6 т. – М., 1964. – Т. 2. – С. 280 – 281.

20.            Кара-Мурза С.С. Манипуляция сознанием. – Новосибирск: Издат. дом «Историческое наследие Сибири», 2007. – 176 с.

21.            Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука, 1988. – 193 с.

22.            Копнин П.В. Логические основы науки. – Киев: Наукова думка, 1988. – 283 с.

23.            Кудрюмова И.А. О математических подходах к записи учебного материала // Математика в школе. – 1983. - № 3. – С. 25 – 30.

24.            Куписевич Ч. Основы общей дидактики: пер. с польск. – М.: Высш. шк., 1986. 377 с.

25.            Ленин В.И. Два приёма споров и борьбы //Полн.собр.соч. – Т. 24. – С. 166 – 168.

26.            Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. – Т. 39.

27.            Ленин В.И. Спорные вопросы // Полн. собр. Соч. – Т. 23. – С. 65 – 90.

28.            Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 181 с.

29.            Марев И. Методологические основы дидактики. – М.: Педагогика, 1987. – 224 с.

30.            Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы // Соч. – 2-е изд. – Т. 20. – С. 544; Т. 23. – С. 25.

31.            Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975, 1975. - 365 с.

32.            Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1972. – 551.

33.            Минский М. Фраймы для представления знаний. – М.: Энергия, 1979. – 150 с.

34.            Павлов А.К. Краткий курс лекций по педагогике для студентов педагогических вузов и колледжей / А. К. Павлов. СПб - Петрозаводск - Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. 149 с.

35.            Павлов А.К. Место и роль самостоятельной работы, обучающихся в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 51 с.

36.            Павлов А.К. Научно-методологические и методические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: краткое практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 56 с.

37.            Павлов А.К. Научно-методические и методологические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 70 с.

38.            Павлов А.К. Научно-методологические основы проблемно-модульного обучения: учебное пособие. Петрозаводск: Изд-во НИОО ФГАНИОУ ИДСНИОА «МПА», 2021. – 154 с.

39.            Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебно-методическое пособие. Петрозаводск, 2018. 68 с.

40.            Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд. центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2018. 85 с.

41.            Павлов А.К. Педагогическая (образовательная) технология проблемно-модульного обучения: практико-ориентированное учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 160 с.

42.            Павлов А.К. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие. – LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 71 с.

43.            Павлов А.К. Применение и использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения в школьных и послевузовских образовательных системах //https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=82533

44.            Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. - Мурманск: Изд-во МИРО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», 2021. – 108 с.

45.            Павлов И.П. Избранные труды. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.

46.            Павлов И.П. Полн. собр. трудов. – М.-Л., 1936. – Т. 2.

47.            Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: учеб.пособие испр. и доп. М.: Вузовский учебник: ИНФРА М, 2017. – 392 с.

48.            Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984. 344 с.

49.            Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с.

50.            Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. – М., 1996. – 158 с.

51.            Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. – М., 1993.

52.            Шаталов    В.Ф.  Точка         опоры.       Организационные основы экспериментальных исследований. М., 1990. 48 с.

53.            Шаталов В.Ф. Учиться победно // Огонёк. 1981. - 28. С. 12 14.

54.            Юцявичене П.А. Методы модульного обучения. – Вильнюс: Минвуз Лат. ССР, 1988. – 55 с.

55.            Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: «Швиеса», 1989. 271 с.

56.            Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения //Сов. педагогика. – 1990. - № 1. – С.55 – 60.

57.            Huczynski A. Enciclopedia of Management development Methode. England: Aldersnot, Hant, Published by Gower Publishing Company, 1983 – 339 р.


 

58.           

Павлов Александр Константинович, - генеральный директор

Павлов Александр Константинович, - генеральный директор

Анализ подходов, для которых свойственно стремление охарактеризовать метод адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, с разных сторон, показывает, что рассматриваются особенности учебно-познавательной деятельности учителя и…

Анализ подходов, для которых свойственно стремление охарактеризовать метод адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения, как педагогической технологии, с разных сторон, показывает, что рассматриваются особенности учебно-познавательной деятельности учителя и…

Источник учебно-познавательных знаний; ·

Источник учебно-познавательных знаний; ·

Наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, самостоятельное наблюдение, экскурсия руководство наблюдением-наблюдение + + + + + + + + + 3

Наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, самостоятельное наблюдение, экскурсия руководство наблюдением-наблюдение + + + + + + + + + 3

Или наглядность используется при изучении нового учебно-познавательного материала

Или наглядность используется при изучении нового учебно-познавательного материала

С. 19 – 54. 2.

С. 19 – 54. 2.

Кант И. Критика чистого разума

Кант И. Критика чистого разума

Петрозаводск - Мурм анск:

Петрозаводск - Мурм анск:

Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: учебное пособие

Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: учебное пособие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2022