Осуществление системно-деятельностного
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Основная цель системно-деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Этот подход не всегда нам подходит.
1) Низкая или полное остутствие мотивации к обучению
2) Сопутствующие заболевания(ЗРР,ЗПР,УО,поражение ЦНС и т.д)
3) Повышенная тревожность и неадекватная самооценка
4) Недостаточный уровень развития психических процессов
5) Посещаемость (идет адаптация,дети много пропускают).
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе - самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме и составляют теоретическую базу в педагогике развивающего обучения.
Уроки и занятия деятельностной направленности по целеполаганию представляется распределить на четыре группы:
- уроки (занятия) «открытия» нового знания;
- уроки (занятия) рефлексии;
- уроки (занятия) общеметодологической направленности;
- уроки (занятия) развивающего контроля.
3. При осуществлении системно- деятельностного подхода в образовании во главу угла ставится развитие учебных и познавательных мотивов, что требует от педагога организации следующих условий:
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;
- формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);
- обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;
- организация форм совместной учебной деятельности, учебного со-трудничества
4. Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя (воспитателя) к ученику (воспитаннику).
- Учитель (воспитатель) систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся.
- Учитель (воспитатель) владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель (воспитатель) эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке (занятии) задаются задачи и четкие критерии само-контроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Педагог добивается осмысления учебного материала всеми учащимися (воспитанниками, используя для этого специальные приемы.
- Учитель (воспитатель) стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель (воспитатель) специально планирует коммуникативные за-дачи урока.
- Учитель (воспитатель) принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учи-тель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)
5. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной ра-боты, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- использовать дифференцированные задания (на различных этапах урока (занятия) в зависимости от его целей и задач).
- включать в образовательный процесс ИКТ, АМО;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и
содержательной характеристикой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.