Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках английского языка
В современном образовательном процессе
приоритетным становится применение в обучении приемов и способов, которые
формируют умения лично добывать знания, собирать нужную информацию, делать
выводы.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе
способствует решению задач, заложенных в новый федеральный государственный
стандарт.
Цель системно-деятельностного подхода - развитие личности.
Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу.
1. Работа в парах сменного состава – глубокое усвоение отдельных моментов материала по изучаемой теме.
. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему с разных сторон, смотрит на нее своими глазами и глазами других учеников. Происходит обогащение разными техниками мышления, эмоциями. За счет других вовремя обнаруживаются проблемы, происходит коррекция.
Такая работа помогает обмениваться результатами деятельности, осуществлять постоянную смену позиции «учитель-ученик», это обеспечивает взаимоконтроль, повышает мотивацию обучения, развивает самостоятельность, способствует развитию индивидуальных задатков.
2. Работа в постоянных парах – повторение, закрепление материала, Проработка учебного материала в постоянных парах должна помочь восстановить его содержание, проверить знания. Задания должны соответствовать содержанию учебного материала. Например, повторить текст учителя, задать вопросы, выделить главную мысль, озаглавить части текста, выразить свое отношение, выдвинуть гипотезу т.д.
4. Групповая работа– один человек обучает одновременно несколько человек;
Примеры методов групповой работы:
1. Метод «разрезанной информации». Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.
2. Метод «учимся вместе». В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы. .
3. Метод проектов. Учащиеся ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.
В основе всех этих приёмов и методов лежат принципы деятельностного подхода:
4. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.
5. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.
В основе всех этих приёмов и методов лежат принципы деятельностного подхода:
Принцип минимакса – освоение материала на максимальном уровне и обеспечение усвоения на уровне минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно.
Принцип психологической комфортности – создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения.
Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к выбору вариантов.
Принцип творчества – приобщение учеников к творческой деятельности.
Реализовать новые требования учителю помогут педагогические технологии:
1. технология проблемного обучения;
2. технология развитие критического мышления;
3. технология проектного обучения;
4. информационные и коммуникационные технологии;
5. КСО Дьяченко В.К.
6. Игровые технологии
Структура урока в технологии системно- деятельностного подхода
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Постановка учебной задачи.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
V. Первичное закрепление.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
X. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
XI. Рефлексия деятельности (итог урока).
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.