Системно-деятельностный подход в обучении английского языка.
Оценка 4.6

Системно-деятельностный подход в обучении английского языка.

Оценка 4.6
doc
21.09.2020
Системно-деятельностный подход в обучении английского языка.
«Системно - деятельностный подход в обучении иностранного языка.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Системно - деятельностный подход в обучении на уроках иностранного языка  в условиях реализации ФГОС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Учитель английского языка МБОУ « СОШ №4» Рыжкова Л.В.

 

 

 

 

                                           Красноперекопск-2020

 

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» 
(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ,

востоковед, профессор Лондонского университета).

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Одна из основных задач модернизации современной российской школы - изменение качества общего образования, которое связывается с достижением новых образовательных результатов. Это предполагает внесение существенных изменений в практику деятельности учителя и образовательного учреждения в целом. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция и владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.

Потому так важно формировать у ребенка правильную гражданскую активную позицию, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, учить его искать, думать, творить, делать.

Введение ФГОС нового поколения в современной школе  обуславливает новые подходы к организации процесса обучения, принятие за  методологическую  основу   системно-деятельностного подхода, направленного на формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Главная задача системно - деятельностного подхода - это организация процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели,

- решать задачи,

- отвечать за результаты.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе, обществе, о самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в части IV «Требования к условиям реализации основной образовательной программы» уделяется особое внимание использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий деятельностного типа для личностного роста ребенка.

Современными образовательными технологиями деятельностного типа являются:

·         проблемно – диалогическая;

·         мини – исследования;

·         организация проектной деятельности;

·         портфолио

·         оценивания образовательных достижений (учебных успехов);

·         сотрудничества;

·         ИКТ;

Здоровьесберегающие технологии.

Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  

Задача учителя на современном уроке состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать, а в создании ситуации, которая мотивирует ученика к  исследованию, поиску решений творческих вопросов, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Таким образом, на уроке учитель демонстрирует образцы действий, консультирует, корректирует, инициирует пробные действия детей, создает доброжелательную обстановку, условия, оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать.

Важной характеристикой  деятельностного  подхода  в работе педагогов является системность.  Так, в практике работы учителей  системно-деятельностный   подход  осуществляется на различных этапах урока.

На этапе самоопределения  к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем. 

На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы.

На этапе включения нового знания в систему  и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.

Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. Педагоги используют на данных этапах такие приемы обучения как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.

Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей  учащихся: 
- готовность к разрешению проблем, 
- технологическая компетентность, 
- готовность к  самообразованию, 
- готовность к использованию информационных ресурсов, 
- готовность к социальному взаимодействию, 
- коммуникативная компетентность.  

Структура урока и особенности некоторых его этапов в     технологии     системно-деятельностного подхода.

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

 У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

 включение в деятельность;

 выделение содержательной области.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

 создание проблемной ситуации;

 выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

 Способы: диалог, групповая или парная работа:

 Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

 организация самостоятельной исследовательской деятельности;

 выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, которое впоследствии пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

 Способы: фронтальная работа, работа в парах;

 Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

 Выполнение заданий с проговариванием. В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

 Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

 Выполняется письменно;

 Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

 Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

 Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 Вопросы:

 Какую задачу ставили?

 Удалось решить поставленную задачу?

 Каким способом?

 Какие получили результаты?

 Что нужно сделать ещё?

 Где можно применить новые знания? В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, то есть готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.


Системно - деятельностный подход в обучении на уроках иностранного языка в условиях реализации

Системно - деятельностный подход в обучении на уроках иностранного языка в условиях реализации

Человек достигнет результата, только делая что-то сам

Человек достигнет результата, только делая что-то сам

Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления

Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления

На этапе включения нового знания в систему и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация…

На этапе включения нового знания в систему и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация…

III. Постановка учебной задачи

III. Постановка учебной задачи

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2020