Тема «Системно-деятельностный подход в обучении химии на примере кейс-задач»
Разработала: Титова О.В.
Пояснительная записка
Современная система образования требует от педагога поиска новых и эффективных способов изучения отдельных предметов с целью повышения уровня усвоения материала и улучшения качества образования. Одним из таких способов является применение метода кейсов. Метод кейсов или кейсовых технологий – это совершенно новый подход к получению, усвоению и закреплению знаний по предмету. Метод кейс-технологий – это метод проблемно-ситуационного анализа, который заключается в решении определенных практических задач (кейсов). Использование кейс-технологий на занятиях химии позволяет не только вовлечь студентов в учебный процесс, укрепить их знания по предмету, но и установить причинно-следственные связи, применить теоретические знания в конкретной ситуации. С целью повышения качественной успеваемости я на своих занятиях стала использовать кейс – задания, т.к., задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. В свою очередь, кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Соответственно, у студента есть шансы получить более высокую оценку за занятие. В связи с этим хотелось бы отметить, что использование кейс - технологии на занятиях химии является эффективным методом повышения уровня усвоения материала и усиления познавательного интереса к химии, что, в совокупности, приводит к повышению качественной успеваемости студентов.
Структура проведения занятия.
Общая характеристика учебного занятия.
1. Продолжительность занятия – 90 минут
2. Цели занятия:
Образовательные:
- Формирование умения решать задачи методом кейсовых технологий;
- Обучать умению самостоятельно работать на уроке, анализировать условие задачи, находить способы решения;
- Закрепить и проверить знания решения задач методом кейсовых технологий.
Развивающие:
- Продолжить формирование познавательного интереса к предмету, показать значимость химических знаний для современного человека, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор обучающихся, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
Воспитательные:
- Прививать чувство ответственности в приобретении новых знаний по химии, развивать учебно-интеллектуальные умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи (развивать логическое мышление), создавать условия для развития исследовательских навыков учащихся, самостоятельного поиска информации.
3.Задачи занятия и ожидаемый результат
Личностные результаты:
- анализировать и устанавливать проблему;
- четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию;
- принимать решения с учетом конкретных условий и наличия
фактической информации.
- cформировать устойчивые навыки рационального поведения и
проектирования деятельности в жизненных ситуациях;
-готовность к продолжению образования и
повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное
осознание роли химических компетенций в этом;
-умение использовать достижения современной
химической науки и химических технологий для повышения собственного
интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности;
- умение самостоятельно находить эффективные способы для решения поставленных задач;
- умение извлекать информацию из предложенных источников;
- умение работать в парах;
- умение преобразовывать текстовую информацию в символьную;
- умение проводить самопроверку и самооценку своей деятельности.
Предметные результаты:
-владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями;
-владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ.
4. Тип занятия:
Изучение нового материала (открытия новых знаний)
5. Вид занятия:
Учебное занятие
6. Оснащение (оборудование, ресурсы) занятия:
- раздаточный материал на печатной основе по теме занятия;
- информационные листы;
- карточки с задачами;
- компьютер, проектор.
7. Учебные материалы:
- Методическая разработка для проведения занятия ;
- Методика кейс - технологий для решения задач.
8. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
-Репродуктивный (воспроизведение информации, выполнение упражнений);
-Интерактивный метод (ориентирован на более широкое взаимодействие учеников не только с преподавателем, но и друг с другом;
-Объяснительно-иллюстративный метод (преподаватель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций);
-Проблемно-поисковый.
9. Форма деятельности:
- Фронтальная работа преподавателя с группой;
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Метод диалогических сочетаний.
Методы обучения:
- Словесные (объяснение, дискуссия, работа с карточками);
- Наглядный метод (видео - кейс).
Информационно-развивающие методы:
- Видео материал;
- Дополнительная литература;
- Ресурсы Internet.
Методы практического обучения:
- Информационно – развивающий (знакомство и анализ теоретической информации);
- Выполнение индивидуальных заданий в процессе учебного занятия;
- Формирование ОК и ПК.
Методы контроля:
-Индивидуальная самостоятельная работа с материалами кейса;
- Работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- Экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Литература.
1. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/Под ред. Ю. П. Сурмина. —Киев: Центр инноваций и развития, 2022. — 286 стр.
Кейс – задание №1
Самый крупный в истории человечества алмаз, названный Куллинаном по имени владельца шахты Томаса Куллинана, нашли в южной Африке в 1905 году. Второй по величине алмаз «Санси» был найден купцом на дне глубокого ущелья, в Индии в середине 11 века. Из-за чего алмаз и графит, являясь аллотропными модификациями одного и того же вещества, имеют такие разные свойства?
Кейс – задание№2
В истории известен следующий интересный факт:
Выдающийся естествоиспытатель древности Плиний Старший погиб в 70 г. н.э. при извержении вулкана. Его племянник в письме историку Тациту писал: «Вдруг раздались раскаты грома, и от горного пламени покачались вниз черные серные пары. Все разбежались. Плиний упал и задохся».
Почему? Какие соединения входят в состав вулканических газов? Какими свойствами они обладают?
Кейс – задание №3
В истории известен следующий интересный факт:
Царица Клеопатра по совету придворного медика растворила в уксусной кислоте самую крупную из известных ювелирам жемчужину, а затем принимала полученный раствор в течение некоторого времени. Какую реакцию осуществила Клеопатра? Какое соединение она принимала?
Кейс задание №4
В начале XIX века в Англии стали модными плащи из водонепроницаемой ткани, называемые макинтошами. Это название они получили в честь английского химика и изобретателя Ч. Макинтоша, предложившего пропитывать плащевую ткань раствором натурального каучука. Однако на солнце такие плащи становились липкими, а в морозную погоду – ломкими. Эти недостатки устранил другой выдающийся англичанин Ч. Гудьир.
Почему плащевая ткань имела такие недостатки. Предложите способ устранения их, повторив открытие Ч. Гудьира.
Работа по вариантам:
Вариант №1
Кейс-задача:
Существуют вещества, с которыми мы знакомы с самого раннего детства. К ним относится йод. Особую роль играет иод в жизни животных и человека. Давно уже было отмечено, что в живых организмах содержание его выше, чем в окружающей среде. В организме человека иод входит в состав белка, содержащегося в щитовидной железе. Он абсолютно незаменим при синтезе гормонов, вырабатываемых этой железой. Недостаток иода вызывает у взрослых людей зобную болезнь, а в раннем возрасте — кретинизм. Она приводит к сильному, до идиотизма, расстройству интеллекта, резкому нарушению деятельности органов чувств — от потери осязания до полной глухонемоты. Вместе с тем в больших количествах иод очень ядовит, его пары сильно раздражают слизистые оболочки. При отравлении парами иода появляется кашель, насморк, слезотечение, возникают опухоли в области околоушной впадины, головные боли, чувство временного оглушения. Дальнейшее пребывание в такой атмосфере смертельно опасно для человека. В нашей местности содержание иода в воздухе и в воде понижено, опасно ли это для человека или наоборот хорошо?
Вариант№2
Кейс-задача:
В истории известен следующий интересный факт:
Македонский царь Архелай приказал обмазать деревянные стены своей крепости квасцами. Персам так и не удалось поджечь греческую крепость.
Почему же не удалось поджечь крепость? О каких качествах квасцов идет речь?
Вариант №3
Кейс-задача:
В газете «Известия» от 17 мая 1995 года была опубликована заметка «Жвачка без сахара»: «Сахарозаменитель ксилитол, получаемый из берёзы и известный у нас как ксилит, содержится во многих фруктах, в скорлупе миндаля. Финские врачи провели исследования большого количества детей, продолжавшиеся более трёх лет. Учителя давали детям жвачку с ксилитом. Чем дольше её держишь во рту, тем лучше для зубов. Уменьшается вредный налёт на зубах, во рту восстанавливается нормальное кислотно-щелочное равновесие. Ксилитол усиливает механизмы иммунной защиты полости рта. В итоге уменьшается количество стрептококков, способствующих появлению кариеса, в слюне возрастает содержание кальция». Действительно ли все так прекрасно: жуй жвачку с ксилитолом и сохранишь здоровые зубы? Есть ли, противоречия в данной заметке предложите способы решения данной проблемы.
Домашнее задание:
Решите кейс-задачу:
«… Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстной пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Нивчьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
- “Фосфор”, - сказал я. Какие ошибки допустил Артур Конан Дойль в написании повести знаменитой «Собаки Баскервилей»? Исправьте их.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.