"Системно-деятельностный подход в обучении химии на примере кейс-задач"
Оценка 4.7

"Системно-деятельностный подход в обучении химии на примере кейс-задач"

Оценка 4.7
docx
01.03.2024
"Системно-деятельностный подход в обучении химии на примере кейс-задач"
«Системно-деятельностный подход в обучении химии на примере кейс-задач».docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Системно-деятельностный подход в обучении химии на примере кейс-задач»

 

 

                                                                                         

 

                                                                                                

 

                   Разработала: Титова О.В.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

        Современная система образования требует от педагога поиска новых и эффективных способов изучения отдельных предметов с целью повышения уровня усвоения материала и улучшения качества образования. Одним из таких способов является применение метода кейсов. Метод кейсов или кейсовых технологий – это совершенно новый подход к получению, усвоению и закреплению знаний по предмету. Метод кейс-технологий – это метод проблемно-ситуационного анализа, который заключается в решении определенных практических задач (кейсов). Использование кейс-технологий на занятиях химии позволяет не только вовлечь студентов в учебный процесс, укрепить их знания по предмету, но и установить причинно-следственные связи, применить теоретические знания в конкретной ситуации. С целью повышения качественной успеваемости я на своих занятиях стала использовать кейс – задания, т.к., задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. В свою очередь, кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Соответственно, у студента есть шансы получить более высокую оценку за занятие.  В связи с этим хотелось бы отметить, что использование кейс - технологии на занятиях химии является эффективным методом повышения уровня усвоения материала и усиления познавательного интереса к химии, что, в совокупности, приводит к повышению качественной успеваемости студентов.

Структура проведения занятия.

    Общая характеристика учебного занятия.

1.  Продолжительность занятия 90 минут

2.  Цели занятия:

Образовательные:

-  Формирование умения решать задачи методом  кейсовых технологий;

Обучать умению самостоятельно работать на уроке, анализировать условие задачи, находить способы решения;

- Закрепить и проверить знания решения задач методом кейсовых технологий.

Развивающие:

- Продолжить формирование познавательного интереса к предмету, показать значимость химических знаний для современного человека, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор обучающихся, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.

 

Воспитательные:

- Прививать чувство ответственности в приобретении новых знаний по химии, развивать учебно-интеллектуальные умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи (развивать логическое мышление), создавать условия для развития исследовательских навыков учащихся, самостоятельного поиска информации.

3.Задачи занятия и ожидаемый результат

Личностные результаты:

- анализировать и устанавливать проблему;

- четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию;

- принимать решения с учетом конкретных условий и наличия

фактической информации.

- cформировать устойчивые навыки рационального поведения и

проектирования деятельности в жизненных ситуациях;

-готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

-умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности;

- умение самостоятельно находить эффективные способы для решения поставленных задач;

- умение извлекать информацию из предложенных источников;

- умение работать в парах;

- умение преобразовывать текстовую информацию в символьную;

- умение проводить самопроверку и самооценку своей деятельности.

Предметные результаты:

 -владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и     закономерностями;

   -владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ.

4. Тип занятия:

Изучение нового материала (открытия новых знаний)

5. Вид занятия:

Учебное занятие

 

6. Оснащение (оборудование, ресурсы) занятия:

-  раздаточный материал на печатной основе по теме занятия;

- информационные листы;

- карточки с задачами;

- компьютер, проектор.

7. Учебные материалы:

- Методическая разработка для проведения занятия ;

- Методика кейс - технологий для решения задач. 

 8. Методы организации учебно-познавательной деятельности:

-Репродуктивный (воспроизведение информации, выполнение упражнений);

-Интерактивный метод (ориентирован на более широкое взаимодействие учеников не только с преподавателем, но и друг с другом;

-Объяснительно-иллюстративный метод (преподаватель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций);

-Проблемно-поисковый.

9. Форма деятельности:

- Фронтальная работа преподавателя с группой;

- Индивидуальная;

- Групповая;

- Метод диалогических сочетаний.

Методы обучения:

- Словесные (объяснение, дискуссия, работа с карточками);

- Наглядный метод (видео - кейс).

Информационно-развивающие методы:

- Видео материал;

- Дополнительная литература;

- Ресурсы Internet.

Методы практического обучения:

- Информационно – развивающий (знакомство и анализ теоретической информации);

- Выполнение индивидуальных заданий в процессе учебного занятия;

- Формирование ОК и ПК.

Методы контроля:

 -Индивидуальная самостоятельная работа с материалами кейса;       

- Работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

- Экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Литература.

1. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/Под ред. Ю. П. Сурмина. —Киев: Центр инноваций и развития, 2022. — 286 стр.

 

Кейс – задание №1

        

Самый крупный в истории человечества алмаз, названный Куллинаном по имени владельца шахты Томаса Куллинана, нашли в южной Африке в 1905 году. Второй по величине алмаз «Санси» был найден купцом на дне глубокого ущелья, в Индии в середине 11 века. Из-за чего алмаз и графит, являясь аллотропными модификациями одного и того же вещества, имеют такие разные свойства?

 

Кейс – задание№2

 

В истории известен следующий интересный факт:

Выдающийся естествоиспытатель древности Плиний Старший погиб в 70 г. н.э. при извержении вулкана. Его племянник в письме историку Тациту писал: «Вдруг раздались раскаты грома, и от горного пламени покачались вниз черные серные пары. Все разбежались. Плиний  упал и задохся».

Почему? Какие соединения входят в состав вулканических газов? Какими свойствами они обладают?

 

Кейс – задание №3

     

В истории известен следующий интересный факт:

Царица Клеопатра по совету придворного медика растворила в уксусной кислоте самую крупную из известных ювелирам жемчужину, а затем принимала полученный раствор в течение некоторого времени. Какую реакцию осуществила Клеопатра? Какое соединение она принимала?

 

Кейс задание №4

 

В начале XIX века в Англии стали модными плащи из водонепроницаемой ткани, называемые макинтошами. Это название они получили в честь английского химика и изобретателя Ч. Макинтоша, предложившего пропитывать плащевую ткань раствором натурального каучука. Однако на солнце такие плащи становились липкими, а в морозную погоду – ломкими.  Эти недостатки устранил другой выдающийся англичанин Ч. Гудьир.

Почему плащевая ткань имела такие недостатки. Предложите способ устранения их, повторив открытие Ч. Гудьира.

 

Работа по вариантам:

 

Вариант №1

Кейс-задача:

Существуют вещества, с которыми мы знакомы с самого раннего детства. К ним относится йод. Особую роль играет иод в жизни животных и человека. Давно уже было отмечено, что в живых организмах содержание его выше, чем в окружающей среде. В организме человека иод входит в состав белка, содержащегося в щитовидной железе. Он абсолютно незаменим при синтезе гормонов, вырабатываемых этой железой. Недостаток иода вызывает у взрослых людей зобную болезнь, а в раннем возрасте — кретинизм. Она приводит к сильному, до идиотизма, расстройству интеллекта, резкому нарушению деятельности органов чувств — от потери осязания до полной глухонемоты. Вместе с тем в больших количествах иод очень ядовит, его пары сильно раздражают слизистые оболочки. При отравлении парами иода появляется кашель, насморк, слезотечение, возникают опухоли в области околоушной впадины, головные боли, чувство временного оглушения. Дальнейшее пребывание в такой атмосфере смертельно опасно для человека. В нашей местности содержание иода в воздухе и в воде понижено, опасно ли это для человека или наоборот хорошо?

Вариант№2

Кейс-задача:

В истории известен следующий интересный факт:

Македонский царь Архелай приказал обмазать деревянные стены своей крепости квасцами. Персам так и не удалось поджечь греческую крепость.

Почему же не удалось поджечь крепость? О каких качествах квасцов идет речь?

 

Вариант №3

Кейс-задача:

В газете «Известия» от 17 мая 1995 года была опубликована заметка «Жвачка без сахара»: «Сахарозаменитель ксилитол, получаемый из берёзы и известный у нас как ксилит, содержится во многих фруктах, в скорлупе миндаля. Финские врачи провели исследования большого количества детей, продолжавшиеся более трёх лет. Учителя давали детям жвачку с ксилитом. Чем дольше её держишь во рту, тем лучше для зубов. Уменьшается вредный налёт на зубах, во рту восстанавливается нормальное кислотно-щелочное равновесие. Ксилитол усиливает механизмы иммунной защиты полости рта. В итоге уменьшается количество стрептококков, способствующих появлению кариеса, в слюне возрастает содержание кальция». Действительно ли все  так прекрасно: жуй  жвачку с ксилитолом  и сохранишь здоровые зубы?  Есть ли, противоречия в данной заметке предложите способы решения данной проблемы.

Домашнее задание:

Решите кейс-задачу:

«… Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстной пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Нивчьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

- “Фосфор”, - сказал я. Какие ошибки допустил Артур Конан Дойль в написании повести знаменитой «Собаки Баскервилей»? Исправьте их.

 

 


 

Тема «Системно-деятельностный подход в обучении химии на примере кейс-задач »

Тема «Системно-деятельностный подход в обучении химии на примере кейс-задач »

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности; - умение самостоятельно находить эффективные способы для решения поставленных задач; - умение извлекать информацию…

Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности; - умение самостоятельно находить эффективные способы для решения поставленных задач; - умение извлекать информацию…

Методическая разработка для проведения занятия ; -

Методическая разработка для проведения занятия ; -

Кейс – задание №3 В истории известен следующий интересный факт:

Кейс – задание №3 В истории известен следующий интересный факт:

Чем дольше её держишь во рту, тем лучше для зубов

Чем дольше её держишь во рту, тем лучше для зубов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2024