Системно-деятельностный подход

  • Педсоветы
  • docx
  • 27.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для учащихся личную значимость. Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Иконка файла материала доклад Системно- деятельностный подход.docx
Системно­деятельностный подход Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования   к   результатам   освоения   основных   образовательных   программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные   способы   действий,   обеспечивающие   возможность   продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Качество   образования   на   современном   этапе   понимается   как   уровень специфических,   межпредметных   умений,   связанных   с   самоопределением   и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний –  в  изменившемся   мире   потерял   свою   ценность,  поскольку   любая   информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или   создавать   новую.   И   то,   и   другое,   и   третье   –   результаты   деятельности,   а деятельность   –   это   решение   задач.   Таким   образом,   желая   сместить   акцент   в образовании   с   усвоения   фактов   (результат   –   знания)   на   овладение   способами взаимодействия   с   миром   (результат   –   умения),   мы   приходим   к   осознанию необходимости   изменить   характер   учебного   процесса   и   способы   деятельности учащихся.  Поэтому  и  появилась  потребность  введения  деятельностного  метода обучения. Деятельностный метод обучения– это организация учебного процесса, в котором   главное   место   отводится   активной   и  разносторонней,  в  максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов: Принцип деятельности– заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Принцип   непрерывности–   означает   преемственность   между   всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Принцип   целостности–   предполагает   формирование   учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном   мире   и   мире   деятельности,   о   роли   и   месте   каждой   науки   в системе наук).Принцип   минимакса–   заключается   в   следующем:   школа   должна предложить   ученику   возможность   освоения   содержания   образования   на максимальном   для   него   уровне   (определяемом   зоной   ближайшего   развития возрастной   группы)   и   обеспечить   при   этом   его   усвоение   на   уровне   социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Принцип   психологической   комфортности–   предполагает   снятие   всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Принцип   вариативности–   предполагает   формирование   учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Принцип творчества– означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Использование   данного   метода   в   практике   позволяет   нам   грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.  Структура уроков введения нового знания   обычно имеет следующий вид: 1­2 минуты I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)– Цель: включение учащихся в деятельность на личностно­значимом уровне. Данный   этап   процесса   обучения   предполагает   осознанное   вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: (“надо”);  актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности создаются   условия   для   возникновения   внутренней   потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); устанавливаются тематические рамки (“могу”).    Приёмы работы:  учитель   в   начале   урока   высказывает   добрые   пожелания   детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони); учитель   предлагает   детям   подумать,   что   пригодится   для   успешной работы, дети высказываются; девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)  II.   Актуализация   и   фиксирование   индивидуального   затруднения   в пробном учебном действии– 4­5 минут Цель:   повторение   изученного   материала,   необходимого   для   “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.Возникновение проблемной ситуации. Методы постановки учебной проблемы:   побуждающий, подводящий диалоги; мотивирующий приём  “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.) III. Постановка учебной задачи– 4­5 минут  Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”) На   данном   этапе   учитель   организует   выявление   учащимися   места   и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:  восстановить   выполненные   операции   и   зафиксировать   (вербально   и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;  соотнести   свои   действия   с   используемым   способом   действий (алгоритмом,   понятием   и   т.д.)   и   на   этой   основе   выявить   и   зафиксировать   во внешней   речи   причину   затруднения   –   те   конкретные   знания,   умения   или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. IV.   Открытие   нового   знания   (построение   проекта   выхода   из затруднения)– 7­8 минут На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих   учебных   действий:   ставят   цель   (целью   всегда   является   устранение возникшего   затруднения),  согласовывают   тему   урока,   выбирают   способ,   строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. V. Первичное закрепление– 4­5 минут Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала) фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами; VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)– 4­5 Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2­3 минут. типовые задания). Самоконтроль, самопроверка. VII.   Включение   нового   знания   в   систему   знаний   и   повторение   ­7­8 минут. Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие.Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)– 2­3 минуты. Цель:   осознании   учащимися   своей   учебной   деятельности,   самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать? Вопросы:         и другие. Особенность   деятельностного   метода   –   самостоятельное   “открытие” детьми   нового   знания   в   процессе   исследовательской   деятельности.   Это способствует   тому,   что   знания   и   учебные   умения   приобретают   для   учащихся личную значимость. Деятельностный   метод   является   универсальным   средством, предоставляющим   учителю   инструментарий   подготовки   и  проведения   уроков   в соответствии с новыми целями образования. Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы. Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления   новой   темы,   например:   мы   предлагаем   ученикам   придумать   для соседа   по   парте   задание   по   закрепляемой   теме.   Указываем   на   необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаем учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней   парты.   Выделяется   на   выполнение   этого   задания   конкретное   время, вполне достаточно 5 минут. В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать   свои   знания,  либо  уточнить   применение   правила,  в  случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и   сразу   после   объяснения   учителя   и   рассмотрения   нескольких   примеров   из учебника,   так   и   на   следующий   день,   после   выполнения   учащимися   домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем. В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы   то   одного,   то   другого   ученика   в   различных   парных   группах   исоответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не   только   отвечающего,   но   и   качественную   работу   “учителя”.   Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно   учатся   говорить,   учатся   видеть,   слышать,   исправлять   ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Никакой   предмет   нельзя   изучать,   наблюдая,   как   это   делает   сосед.   В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого­то тому,  что   знаешь  сам,  и  получить,  в  случае  необходимости,  консультацию   или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик   и   групповых   форм   работы   даёт   учителю   возможность   реализовать деятельностный подход в обучении школьников. Заключение Реализация   деятельностного   подхода   в   начальной   школе   способствует успешному обучению школьников. У учащихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно­методическому комплекту.

Посмотрите также