Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для учащихся личную значимость. Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Системнодеятельностный подход
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые
требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и
универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения
образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью
решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах
личностного развития.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень
специфических, межпредметных умений, связанных с самоопределением и
самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте
модели будущей деятельности, жизненной ситуации.
Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний
– в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация
быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и
где их применять.
Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать,
или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а
деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в
образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами
взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию
необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности
учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода
обучения.
Деятельностный метод обучения– это организация учебного процесса, в
котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной
степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания
обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности– заключается в том, что ученик, получая знания не
в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей
учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует
в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию
его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности– означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с
учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности– предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе,
социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в
системе наук).Принцип минимакса– заключается в следующем: школа должна
предложить ученику возможность освоения содержания образования на
максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития
возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально
безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности– предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики
сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности– предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию
решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества– означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта
творческой деятельности.
Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно
выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового
знания.
Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий
вид:
12 минуты
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)–
Цель: включение учащихся в деятельность на личностнозначимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение
учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном
этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
(“надо”);
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности
создаются условия для возникновения внутренней потребности
включения в учебную деятельность (“хочу”);
устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Приёмы работы:
учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,
предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной
работы, дети высказываются;
девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном учебном действии– 45 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия
нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого
учащегося.Возникновение проблемной ситуации.
Методы постановки учебной проблемы:
побуждающий, подводящий диалоги;
мотивирующий приём “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из
художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной
жизни, шутки и др.)
III. Постановка учебной задачи– 45 минут
Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы
ещё не знаем?”)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и
причины затруднения.
Для этого учащиеся должны:
восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и
знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
соотнести свои действия с используемым способом действий
(алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во
внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или
способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого
класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из
затруднения)– 78 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект
будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение
возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят
план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим
процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога,
затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
V. Первичное закрепление– 45 минут
Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
фронтальная работа, работа в парах;
комментирование, обозначение знаковыми символами;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)– 45
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (23
минут.
типовые задания).
Самоконтроль, самопроверка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение 78
минут.
Сначала детям предлагаются задания, которые содержат
новый алгоритм, новое понятие.Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с
изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)– 23 минуты.
Цель: осознании учащимися своей учебной деятельности, самооценка
результатов своей деятельности и всего класса.
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
Вопросы:
и другие.
Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие”
детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это
способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для учащихся
личную значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством,
предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в
соответствии с новыми целями образования.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности
даёт также и групповая форма работы.
Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе
закрепления новой темы, например: мы предлагаем ученикам придумать для
соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываем на необходимость
прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен.
Разрешаем учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с
соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время,
вполне достаточно 5 минут.
В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо
продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае
необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в
роли эксперта.
Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как
и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из
учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего
задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых
разных тем.
В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает
ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах исоответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент
функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает
не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным
моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса
одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки
других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В
традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и
остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом,
проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить когото
тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или
разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки
выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс
обучения становится более успешным.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных
методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать
деятельностный подход в обучении школьников.
Заключение
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует
успешному обучению школьников. У учащихся формируются основные учебные
умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить
предметное обучение по любому учебнометодическому комплекту.