Системно-деятельностный подход в географии.
Оценка 4.9

Системно-деятельностный подход в географии.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
география
Взрослым
20.01.2018
Системно-деятельностный подход в географии.
Данный материал по системно-деятельностному подходу в географии очень актуален на сегодняшний день. Поможет и начинающему учителю и педагогу со стажем.Я думаю, эта теория является основой при проведении урока .Работа в системе ФГОС и системно - деятельностный подход едины. Всем удачи, успешной работы,творческих успехов .Системно-деятельностный подход в географии.
sistemno-deyatpodxodvyipusknaya.doc
Системно­деятельностный подход в географии. Я слышу – я забываю,    я вижу – я запоминаю,  я делаю – я усваиваю” Китайская мудрость При   разработке   федеральных   государственных   стандартов   второго поколения   приоритетом     общего   образования   становится   формирование общеучебных     умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения   которых   в значительной   мере   предопределяет   успешность   всего последующего   обучения.   В настоящее   время   все   более   актуальным   в обра­ зовательном   процессе   становится   использование   в обучении   приемов и методов,   которые   формируют   умения   самостоятельно   добывать   новые знания,   собирать   необходимую   информацию,   выдвигать   гипотезы,   делать выводы   и умозаключения.   Общая   дидактика   и частные   методики   в рамках каждого   учебного   предмета     и   географии   в   частности   призывают   решать проблемы,   связанные   с развитием   у школьников   умений   и навыков самостоятельности и саморазвития.  Обращение   к   личности   учащегося   не   может   само   собой   привести   к реализации идей развивающего обучения на уроках географии. Сумма знаний, данная   ученику   вне   его   деятельности,   без   учета   его   «внутреннего» содержания, не может привести к развитию личностных качеств, тем более ­ творческих способностей школьника.  Целью современной школы является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Большое значение в повышении качества   географического   образования   играет   умение   учителя   географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных   источников   новых   знаний,   необходимых   им   для   решения поставленных учебных задач.  Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений   по   географии   дают   возможность   учащимся   применить   свои теоретические   знания   на   практике,   в   процессе   непосредственной   учебной деятельности   и   формировать   необходимые   им   географические   умения. Реализация   системно   ­   деятельностного   подхода   в   процессе   преподавания географии   позволяет   добиться   высокого   качества   географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности. Сегодня   важно   не   столько   дать   ребенку   как   можно   больший   багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное 1 развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это   и   есть   главная   задача   новых   образовательных   стандартов,   которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века  и помогает системно­ деятельностный подход.        Системно­деятельностный   подход   –   это   метод   обучения,   при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно­познавательной деятельности.  Принципиальным   отличием   технологии   деятельностного   метода   от традиционного   технологии   демонстрационно­наглядного   метода   обучения является   то,   что  предложенная   структура   описывает   деятельность   не учителя, а учащихся. Реализация   технологии   деятельностного   метода   в   практическом  системой   дидактических преподавании   обеспечивается   следующей принципов: 1) Принцип деятельности  ­ заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно   участвует   в   их   совершенствовании,   что   способствует   активному успешному   формированию   его   общекультурных   и   деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3)   Принцип   целостности  –   предполагает   формирование   учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса  – заключается  в следующем: школа должна предложить   ученику   возможность   освоения   содержания   образования   на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности  – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей   к   систематическому   перебору   вариантов   и   адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 2 7)   Принцип   творчества  –   означает   максимальную   ориентацию   на творческое   начало   в   образовательном   процессе,   приобретение   учащимся собственного опыта творческой деятельности. Основной  из  главных   задач  учителя   географии  является   организация учебной   деятельности   таким   образом,   чтобы   у   учащихся   сформировались потребности   в   осуществлении   творческого   преобразования   учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для   того,  чтобы   знания   учащихся   были   результатом   их   собственных поисков,   необходимо   организовать   эти   поиски,   управлять   учащимися, развивать их познавательную деятельность. Позиция   учителя:  к   классу   не   с   ответом   (готовые   знания,   умения, навыки),  а  с  вопросом  ((Какие   факты   на  лицо»?,   «Что   вас   удивило?   Что интересного заметили?) Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная   задача  –   задача,   решая   которую   ребенок   выполняет   цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально   –   ценностная   оценка  –   Я   считаю   так   то…. (формирование мировоззрения)  Действие учителя этап:   организует   актуализация   1   этап: знаний учащихся,   предъявление   проблемной ситуации. 2   этап:   организует   взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах. 3     поиск рационального   способа   решения организовать учебной   самостоятельное   выполнение   организовать учащимися   заданий, самопроверку   учащихся   своих решений. 4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления   причин   ошибок   и   их задачи,     Действие ученика этап:     закрепляет   умение обобщать, 1   анализировать, формулировать умозаключения. 2 этап: применение полученных ЗУН в измененных   условиях   (работа   в   паре), осуществление взаимоконтроля. 3   этап:   закрепляет   умение   работать самостоятельно, за правильностью   выполнения   своих действий. контроль     4 этап: применение полученных ЗУН на практике,  3 исправления. 5   этап:   контроль   за   результатом учебной деятельности, оценка знаний. 5   этап:   самостоятельное   подведение итогов урока, самоанализ и самооценка. Разбиение учебного процесса на уроках разных типов в соответствии с ведущими   целями   не   должно   разрушать   его   непрерывности,   а   значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный   метод  обучения  и обеспечиваться   соответствующая  ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.  Технология   системно­деятельностного   метода   предполагает следующую последовательность шагов на уроке:  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает   осознанное   вхождение   учащегося   в   пространство   учебной деятельности   на   уроке.   На   данном   этапе   организуется   положительное самоопределение   ученика   к   деятельности   на   уроке,   а   именно: актуализируются   требования   к   нему   со   стороны   учебной   деятельности («надо»);  создаются   условия   для   возникновения   внутренней   потребности включения в учебную деятельность («хочу»); устанавливаются тематические рамки («могу»). 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к   проектированной   деятельности,   организуется   подготовка   и   мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия:   1)   актуализацию   знаний,   умений   и   навыков,   достаточных   для построения   нового   способа   действий   2)   тренировку   соответствующих мыслительных   операций.   В   завершении   этапа   создается   затруднение   в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. 3.   Выявление   места   и   причины   затруднения.  На   данном   этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где  возникло  затруднение 2) выявление  причины  затруднения­ каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. 4. Построение  проекта  выхода  из затруднения  («открытие   детьми нового   знания).   На   данном   этапе   учащиеся   в   коммуникативной   форме обдумывают  проект   будущих  учебных  действий: 1)  ставят  цель, 2)  строят план   достижения   цели,   3)предполагается   выбор   учащимися   метода 4 разрешения   проблемной   ситуации   и   на   основе   выбранного   метода   средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.  5. Реализация построенного проекта.  На  данном  этапе   необходимо организовать: 1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные   учащимися,   и   выбирается   оптимальный   вариант,   который фиксируется   в   языке   вербально   и   знаково;   2)   зафиксировать   преодоление затруднения; 3) уточнение характера нового знания. 6.   Первичное   закрепление   с   проговариванием   во   внешней   речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач   с   их   проговариванием   во   внешней   речи.   (фронтально,   в   парах   или группах) 7.   Самостоятельная   работа   с   самопроверкой   по   эталону. Организовать   самостоятельное   выполнение   учащимися   задания   на   новый способ   действия,   организовать   самопроверку   на   основе   сопоставления   с эталоном.   Эмоциональная   направленность   данного   этапа   состоит   в организации,   по   возможности,   для   каждого   ученика   ситуации   успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 8.   Включение   в   систему   знаний   и   повторение.   Организовать выявление   границ   применения   нового   знания,   повторение   учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 9. Рефлексия учебной деятельности  на уроке (итог)  «… тогда суди сам себя, ­ сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». Организовать   оценивание   учащимися   собственной   деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.      Таким образом, использование системно­деятельностного подхода на уроках   географии     создаёт   необходимые   условия   для   развития   умений обучающихся   самостоятельно   мыслить,   анализировать,   отбирать   материал, ориентироваться   в   новой   ситуации,   находить   способы   деятельности   для решения практических задач,  иначе говоря, умение учиться. Преимущества системно­деятельностного подхода в преподавании географии   Изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познанию 1. 2. Сокращается время, необходимое для изучения материала 3. Развивается мотивационно­ценностная сфера личности 4. Формируется осознанная познавательная мотивация  5. Реализуются  развивающие цели урока 5 6

Системно-деятельностный подход в географии.

Системно-деятельностный подход в географии.

Системно-деятельностный подход в географии.

Системно-деятельностный подход в географии.

Системно-деятельностный подход в географии.

Системно-деятельностный подход в географии.

Системно-деятельностный подход в географии.

Системно-деятельностный подход в географии.

Системно-деятельностный подход в географии.

Системно-деятельностный подход в географии.

Системно-деятельностный подход в географии.

Системно-деятельностный подход в географии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018