Системно - деятельностный подход в обучении географии в условиях внедрения в ФГОС (из опыта работы)
Оценка 4.7

Системно - деятельностный подход в обучении географии в условиях внедрения в ФГОС (из опыта работы)

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
география
Взрослым
06.01.2017
Системно - деятельностный подход в обучении географии в условиях внедрения в ФГОС   (из опыта работы)
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника. Основная цель системно-деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. Для этого учитель ставит ряд вопросов: какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся; как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. Структура урока с позиций системно-деятельностного подхода состоит в следующем: учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; вместе выявляют проблему; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов. В основе системно-деятельностного подхода лежит идея полной управляемости учебным процессом. Помимо самих активных методов, в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс и эффективное их использование на каждом этапе урока. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями. Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.
системно-деятельностный подход в обучении географии.docx

Системно - деятельностный подход в обучении географии в условиях внедрения в ФГОС

 (из опыта работы).

Эссе учителя географии МБОУ «СОШ №33»  города Энгельса Саратовской области

Соленковой Натальи Николаевны

 

 « Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы -  подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.

Основная цель системно-деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Для этого учитель ставит ряд вопросов: какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся; как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Структура урока с позиций системно-деятельностного подхода состоит в следующем:  учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; вместе выявляют проблему; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов.

В основе системно-деятельностного подхода лежит идея полной управляемости учебным процессом. Помимо самих активных методов, в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс и эффективное их использование на каждом этапе урока.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.

Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.

АМО начала урока «Шаг навстречу».

Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.

Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартного задания и т.д. (на усмотрение учителя). Главное - «захватить» внимание учащихся.

Участники: все обучающиеся. Время проведения: 5 минут.

АМО выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов».

 На этапе вхождения в тему учитель организует обсуждение, в ходе которого должны быть сформулированы цели и задачи урока, а также выражены ожидания и опасения как учителя, так и учащихся.

Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке.

Участники: все обучающиеся.

Необходимый материал: схематично нарисованное дерево, на которое в конце урока будут наклеены стикеры.

Проведение: Учитель предлагает учащимся на стикерах  желтого цвета написать, чего они ждут на уроке, а на красного - чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают «дерево» цветными листочками: желтыми - сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения, красными - несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения.

Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево - выросло не то, что ожидали.

АМО презентации учебного материала.

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такая технология, как  «Инфо-угадайка» позволит сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Задачи технологии: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Участники: все обучающиеся. Время: зависит от объема нового материала и структуры урока.

Проведение: учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, какие вопросы, возможно, будут затронуты в теме. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу работы. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации учитель спрашивает, не осталось ли каких-то не упомянутых им аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. «Белые пятна» стимулируют: многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

АМО подведение итогов урока.

Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 минут. Участники: все обучающиеся.

Проведение: учитель предлагает вернуться к «Дереву возможных вариантов». Учащиеся выбирают стикеры нужного цвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет желтый, то цель урока достигнута, если  красный, то есть над чем поработать. 

Перечисленные АМО составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями..

Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.

Базовыми понятиями данного подхода являются воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, такими как гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность. Достижение оптимального результата возможно через включение в деятельность.

В результате этой деятельности обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!

 

В последнее время представители гуманитарных областей знания, в том числе и правоведы, стали обращать внимание на деятельностный подход как метод решения научных проблем. «Для современного познания, особенно для гуманитарных дисциплин, понятие деятельности играет ключевую, мето­дологически центральную роль, поскольку через него дается универсальная и фундаментальная характеристика человеческого мира» (Э.Г. Юдин).

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Каждый урок по ФГОС позволяет решать жизненные задачи.

Например, урок географии в 5 классе  «Биосфера» дает возможность показать ответственность каждого человека за состояние биосферы (формирует личностные УУД)

 

Технологическая карта урока 
Предмет:  география
Класс: 5
Тип урока: получение новых знаний

Тема

 Биосфера

Цель

 создать условия для мотивации потребности в знаниях у учащихся средствами технологии исследовательской деятельности. 

УУД

·         ЛичностныеУУД: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, развитие учебно-исследовательской деятельности, воспитание основ экологической культуры

·          Регулятивные УУД: Целеполагание, оценка, планирование

·         Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты,  факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, сообщений.

Планируемые результаты

Предметные:

·         Знать, объяснять понятие «биосфера», значение и границы биосферы, влияние факторов на развитие биосферы

·         Уметь давать характеристику биосферы

Личностные: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, развитие учебно-исследовательской деятельности, воспитание основ экологической культуры
Метапредметные:
развитие коммуникативной компетенции,

развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

Основные понятия

 Биосфера, живое вещество, границы биосферы

Межпредметные связи

 Биология, обществознание

Ресурсы:

основные

дополнительные

 

Материал для работы в группе, инструкционный лист, лист ответов, компьютер, проектор,

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная,  Г – групповая

Технология

 Исследовательская  модель по Хуверу

 

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

  Приветствие учителя и гостей

 Приветствие учащихся и гостей

 

 


КУУД

Актуализация      знаний

 

 Показывает слайды, картинки с изображением красивой природы , задает вопросы:

-Что будем изучать?

-Что представляет эта оболочка?

 -Каково ее значение?

 – Для чего будем изучать эту оболочку?

Показывает картинки с изображением природы измененной антропогенным воздействием.

После показа картинок задает опять вопрос.

-Для чего изучать биосферу?

 Определить тему и  предполагают цель урока

 

 Значение биосферы

Р УУД: Целеполагание

ПУУД: Анализировать, сравнивать

Изучение нового материала

 Работа в группах по инструкции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение бланков ответов

Представление результатов работы

Организует работу, напоминает правила работы в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Координирует, направляет работу в группах

 

Выслушивает ответы учащихся

 Читают и выполняют

 задания для групп

(смотри приложение 1)

1 группа - биотические факторы,

2 группа – абиотические факторы,

3 группа биологическое разнообразие

4 группа – антропогенное воздействие

 

Заполнить бланк ответов и сделать вывод

 Понятие биосфера, живое вещество, границы биосферы, антропогенные факторы, влияние факторов на развитие биосферы

 ЛУУД: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, развитие учебно-исследовательской деятельности, воспитание основ экологической культуры

Р УУД: планирование

ПУУД: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты,  факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, сообщений.

Закрепление  нового материала
 

  По схеме дают характеристику биосферы. Записывают в тетрадь.

Слушает и корректирует ответы 

 

 

 

 

Организует работу по решению проблемного вопроса «Что необходимо сделать для сохранения биосферы?»

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

Подумайте и запишите предложения:

-Что могут сделать власти для сохранения биосферы?

-Что могут сделать люди?

- Что могу сделать я?

«Так кто отвечает за происходящее на Земле, за состояние биосферы?»

 Уметь давать характеристику биосферы.

Охрана биосферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личная ответственность за состояние биосферы

 Л: Умение работать с информацией, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

воспитание основ экологической культуры

Р: оценка

Рефлексия 

Оценивают свою работу на уроке

 Оценивает работу учащихся

Подводит итог урока, задает д/з

Д/з пар №20 читать, вопр1-4 (устн), стр 117 школа геог-след (письм)

Стр 120-презент «Лестница существ» подумайте, что дальше?

 Заполните лист самооценки

(Приложение 2)

 

Запишите домашнее задание, подумайте над вопросом «Вы видели лестницу существ, человек стоит на вершине лестницы, но лестница не закончена. Что будет дальше?»

 

 ЛУУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Литература:

1. Л.Е. Перлов «Изучайте географию по-новому» Москва, 2006

2. В.П. Сухов «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004

3.Интернет-ресурсы:www.moi-universitet.ru

4. Н.В. Ролле, учитель географии ГБОУ ШКОЛА  № 523 Санкт-Петербурга «Системно-деятельностный подход в изучении географии»

5.Иова О.Н. ГБОУ г.Омска «Лицей №92» учитель географии «Системно-деятельностный подход в изучении географии»


 

Скачано с www.znanio.ru

Системно - деятельностный подход в обучении географии в условиях внедрения в

Системно - деятельностный подход в обучении географии в условиях внедрения в

АМО начала урока «Шаг навстречу»

АМО начала урока «Шаг навстречу»

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы

Тема Биосфера

Тема Биосфера

Деятельность учеников Деятельность учителя

Деятельность учеников Деятельность учителя

Заполнение бланков ответов Представление результатов работы

Заполнение бланков ответов Представление результатов работы

Рефлексия Оценивают свою работу на уроке

Рефлексия Оценивают свою работу на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.