Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"
Оценка 5

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Оценка 5
Научные работы
docx
география +2
Взрослым
27.01.2017
Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"
Предлагаю Вашему вниманию рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы". Это был проект Русского географического общества. В проекте приняли участие обучающиеся 10-11 классов. Ребята собрали богатейший материал о природе , обычаях и культуре тофаларов. В этой работе мы предлагаем посмотреть маршрутные листы нашей экспедиции. Может эти материалы будут полезны учителям географии, краеведам и этнографам.Проект Русского географического общества "Коренные и малочисленные народы"
Проект Коренные и малочисленные народы.docx
РАБОЧИЙ ЛИСТ №1  Общая   характеристика   исследования   «Историко­культурное   наследие Тофаларии» Тема исследования «Обряды, традиции и культура тофаларов» Цель: Изучить особенности культуры, традиций, обрядов тофаларов,  историю тофаларского костюма, национальные праздники,  национальную кухню и рецепты народной медицины. Задачи исследования:          1.  сбор материала  об обрядах, культурных традициях и праздниках тофаларов         2. рассмотреть динамику рождаемости в посёлках Тофаларии                 3.   изучить   биологию   тофаларского   оленя   и   проблемы   оленеводства   в Тофаларии         4. изучить растения Тофаларии и рецепты народной медицины 5.  изучить историю тофаларского костюма    Район исследования: Иркутская область, Нижнеудинский район, с.  Алыгджер, С. Верхняя Гутара, с. Нерха Источники информации:      Атласы и карты      Интернет­источники Кино­ и видеофильмы   Интервью специалистов  этнокультурного центра Тофаларии по теме  исследования   Работы М.И. Пугачёва Методы исследования Что мы исследуем? № 1. Обряды и традиции тофаларов Как мы это исследуем? Интервью   с   жителями   с. Алыгджер   Кангараевым   С.Д., Анциферовым 2. Праздники тофаларов 3. Рецепты народной медицины 4. Биология тофаларского оленя и  проблемы оленеводства 5. История тофаларского костюма 6. Динамика рождаемости в посёлках  Тофаларии   в   Гутара, Ю.И,Анциферовой   Н.К.   и работниками   этнокультурного центра Сбор   фото­видео­   материалов праздников   посёлках Тофаларии и в школьном музее с. Алыгджер Беседа с жителями с. Нерха и Верхняя сбо фотоматериалов лекарственных растений Беседы   с   работниками   стада, коренными жителями Тофаларии,   главой   сельской администрации Лобченко В.А. Изучение материалов Этнокультурного центра   Тофаларии Сбор   матерала   и   сведений   о рождаемости   в   участковой больнице с. Алыгджер, беседа с   главным   врачом   Киштеевой Р.А.       Схема маршрута и календарный план  1. Наименование  объекта 2. Регион  проведения  экспедиции 6. Сроки  проведения  экспедиции  Тофалария Иркутская обл., Нижнеудинский район, с. Алыгджер, с. Нерха, с. Верхняя Гутара С 25 мая по 25 августа 2015 года 7.  Схема маршрута  экспедиции  (основные пункты) 8. Календарный  план основных  мероприятий и  видов  исследовательских  работ  (количество  дней без проезда  согласуются с  организаторами)  1 день – сбор информации в этнокультурном центре  Тофаларии 2день ­ сбор информации в этнокультурном центре  Тофаларии 3 день ­ сбор информации в этнокультурном центре  Тофаларии 4 день –  Интервью с жителями посёлков Тофаларии 5 день – Интервью с жителями посёлков Тофаларии 6 день ­ Интервью с жителями посёлков Тофаларии 7день ­ Интервью с жителями посёлков Тофаларии 8день – Интервью с главным врачом участковой больницы с. Алыгджер 9день – Интервью с главой администрации с.Алыгджер 10 день ­  сбор материала в сельском Доме культуры  ­ сбор информации, проведение научно­исследовательских работ ­ подготовка фото­ и видеоматериалов, ­ организация встреч с интересными людьми, научными  сотрудниками, представителями органов власти на  объекте наследия 9. Основные формы организации  деятельности  учащихся в рамках  экспедиции (укажите не менее трех) 10. Ожидаемые  результаты по  итогам экспедиции  (кроме обязательных  работ по гранту) 11. Способы проезда к месту проведения  экспедиции  (согласуются с  организаторами) 12. Организация  размещения  (согласуются с  организаторами) 13.Оборудование  для организации  полевого лагеря и  экспедиционных  работ (согласуются с организаторами) 14. Организация  питания  (согласуются с  организаторами) ­ проведение общешкольного мероприятия по итогам  экспедиции ( в декабре  на празднике «День рождения  Тофаларии» ­ коллекция в школьном музее по итогам экспедиции ­  отражение опыта проведения школьной экспедиции в  методических журналах, на сайте школы, в местных  печатных изданиях и СМИ  От районногоцентра Нижнеудинска до с. Нерха­ Алыгджер – вертолётом, до с. Верхняя Гутара –  вертолётом. Поэтому работали три группы,  каждая в своём посёлке  Размещались по месту проживания каждая группа в  своём посёлке  Рабочая одежда, блокнот, фотоаппарат, ручка, карандаш  Питание осуществлялось в школьной столовой Состав членов экспедиции и рабочих групп 1. Полное  наименование  учебного заведения,  адрес): Муниципальное казённое общеобразовательное  учреждение «Алыгджерская средняя  общеобразовательная школа­интернат» 665150 Иркутская область, Нижнеудинский  район, с. Алыгджер, ул. Новая 1 Буракова Ирина Прокопьевна – учитель химии  и преподаватель курса «Историко­культурное  наследие Тофаларии» МКОУ Алыгджерской  школы­интерната Группа 1­ работала в Нерхе 1 Каморникова Люда 2 Каморникова Анжела 2. ФИО руководителя  экспедиции  3. Состав рабочих  групп экспедиции 3 Сухомлин Тася Группа 2 – работала в Алыгджере 1­ Болюх Юля 2Марущенко Ангелина 3Болхоева Оля Группа 3­ работала в Алыгджере 1Буракова Люба 2Лобченко Валерия Группа 4­ работала в Верхней Гутуре 1Варанкин Толя 2 Ходогонова Варвара Оборудование для групп Группы Оборудование  для всех групп  ­участников  экспедиции Группа  картографов,  занятых съемкой плана поселений, жилых и  хозяйственных  построек Группа по  проведению  анкетирования и  интервью Группа по сбору  этнографической коллекции  Необходимое оборудование Аптечка походная (набор медикаментов на всю группу). Блокноты для записи полевых наблюдений.  Бумага   писчая,   чертежная   и   миллиметровая   для различных записей, зарисовок и изготовления рабочих чертежей.  Карандаши черные  и цветные.  Карты (топографические) исследуемого района.  Линейки, угольники, транспортиры.  Ластики и точилки для карандашей. Рюкзаки для личных вещей и полевого оборудования.  Сумки боковые для мелкого полевого оборудования.  Бинокль с дальномерной сеткой.  Буссоль самодельная.  Дальномеры простейшие, самодельные.  Двухметровка (полевой циркуль). Колышки для мерного шнура.  Компасы школьные.  Мензула легкого типа, самодельная.  Нивелиры самодельные.  Планшеты   для   глазомерной   съемки   (с   визирными линейками).  Рулетки мерные полотняные, длиной 10 или 20 м.  Циркуль измерительный карманный (в футляре).  Шнур мерный, длиной 20 м.  Анкеты для проведения опросов. Блокноты для записи  Диктофон для записи интервью. Планшеты и ручки. Фотоаппараты и видеокамера. Бумага   пергаментная   и   оберточная   для   упаковки образцов.  Кисточки для очистки образцов. Коробки для упаковки образцов.  Лопата саперная с короткой ручкой для раскопок.  Лупы карманные 5­ или 10­кратные.  Мешочки для образцов (тканные и полиэтиленовые).  Рейка   длиной   1 м, с   металлическим   наконечником   и разметкой на сантиметровые деления. Тетрадь учета полученных образцов. Фотоаппараты. Наличие + + + + + + + + ­ ­ + + + + + + + + + + + + + + + + РАБОЧИЙ ЛИСТ №2  Фиксация предметов материальной культуры этноса Табл.1 Опись собранных вещей № и дата Степень История Комплекс вещей вещи Принадлежа лала Кангараеву С.Д. Принадлежа ла неизвестном у   охотнику из Нерхи Принадле жал Шибкееву В.В. № Название предмета 1 оберег Описание предмета Тофаларский оберег   из кожи и меха регистрации №12   15.06 сохранности В хорошем 2015 состоянии 2 Оленье Оленье седло №9 В хорошем седло из   дерева   с кожаными ремнями 18.09.2015 состоянии 3 Мешочек для пороха Кожаный мешочек   с №6 12.07.2015 В хорошем состоянии завязками   из кожи Табл.2 Повседневный костюмный комплекс верхней одежды Сезон а Брюки м и З Нижняя одежда из   выделанной Верхняя одежда Кожан из шкуры оленя   Головной убор Кожаная шапка, и   а н с е В шкуры оленя Платье лёгкого   материала,   ь н т е е с Л о о Платье лёгкого из из Кожан куртка     – из шкуры   оленя, – Кожан куртка из     отороченная У   женщин   – платок,   или лёгкая шапка материала, шкуры оленя Обувь Унты   из оленьего или Унты   из оленьего или Унты   из оленьего или Украшения Вышивка на   одежде, у   шамана Вышивка на   одежде, у   шамана Вышивка на   одежде, у   шамана Назначение Название Способ Материал Как используется в утвари предмета утвари изготовления изготовления хозяйстве Табл.3  Коллекция предметов утвари я л д   ь р а в т У я и н е л в о т о г и р п и щ и п я л д   ь р а в т У я и н е н а р х в о т к у д о р п Чугунный котёл литьё чугун Берестяные Обработка Из бересты туеса бересты Деревянная колодина, распиленная пополам   и Приготовление пищи,   варят   мясо, оленье медвежатину Хранят   муку, сахар, крупы Заготовка хранение     и в зимний   период брусники Назначение Название блюда Основные Технология  Какая утварь Табл.4  Коллекция кулинарных рецептов  ингредиенты (способы и используется для (продукты, их порядок) приготовления и   Салат черемши из пропорции) Мелко накрошенная приготовления Черемшу   мелко   и покрошить Варёная оленина черемша,   соль   и Мясо   оленя   или растительное изюбря    с перетереть варят   в   течение солью,   добавить 2­3 часов,   хранения Хранят   в   стеклянной посуде,  сверху  салата укладывают   мелкие Используют   чугунный камушки, чтобы котёл   блюда   и ы т а л а с     и к с у к а З е ы в р е п   , ы п у С а д ю л б   е и ч я р о г е и ч я р о г   е ы р о т В а д ю л б Рыба, Речная рыба запечённая   в золе вытаскивают   из бульона   и   едят мелкими Рыбу Рыбу   не   чистят   и заворачивают   в листья   ревеня   и затем выкладывают на берестяную доску запекают   в   золе костра и к т и п а Н и   а д ю л б   е и к д а л С а к ч е п ы в е ы н ь л а у т и Р а д ю л б Густой   чёрный чай   с   солью   и оленьим молоком Ягоды Брусники, клюквы,голу бики, Тофаларская лепёшка   соль, Чай, оленье молоко Чай   густо Чугунный   котёл   или медный чайник заваривают, добавляют   соль и оленье молоко по вкусу Мука,   соль, оленье молоко Густо замешивается тесто, раскатывается   в лепёшку и   РАБОЧИЙ ЛИСТ № 3  Характеристика поселения Примерный план описания поселения 1.Название поселения_с. Алыгджер  2. Район, область  Нижнеудинский район, Иркутская область 3. Характеристика  этнического  и  социального  состава  населения  на  момент образования: тофалары 90% и 10% русские _______________________________________________________________ 4. Когда, в связи с чем образовано поселение образовалось в 1921году,  когда тофалары перешли к оседлому образу жизни 5. Статус населенного пункта на момент образования  село 6. Почему так назван (происхождение топонима) Алыгджер – в переводе на  русский язык – «Чистая, или широкая долина» ­ расположен в широкой  долине реки Уды 7. Планировка  до войны была одна улица, на которой располагались дома и  административные здания изменения планировки изменение планировки  произошло в послевоенное время, когда Тофалария вошла в состав  Нижнеудинского района                        9.Какие ремесла  развиты работа   с   кожей   и   мехом, бисероплетение,   изготовление изделий из бересты 10.Наличие храма, его название и характеристики_тофалары  исповедовали шаманизм, поэтому храм в с. Алыгджер отсутствует 11. Храмовый праздник__национальный праздник тофаларов ­ суглан 12. В каком месте проходят праздники __на праздник приезжают  представители 5 родов Тофаларии из всех её посёлков. Сам праздник  проходит на большой светлой поляне.               13. В каком месте организуются детские игры детские игры проходят  рядом с местом проведения суглана            14. Отношение населения к традиционной культуре _Всё население Тофаларии независимо от национальности старается сохранить культуру Тофаларии и бережно относится к своей культуре .  В школах Тофаларии в начальных классах изучают тофаларский язык все, независимо от национальности.     15. Тип построек – До перехода к оседлому образу жизни чум, крытый шкурами оленя, или берестой, с приходом русских и переходом к оседлому образу жизни – деревянные дома                                                                                             План поселения Алыгджер после Великой Отечественной войны Динамика численности постоянного населения с. Алыгджер Численность населения – по состоянию на 1.01 каждого года Движение населения по годам Естественное движение родилось умерло год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Численность населения 552 548 550 547 548 550 550 547 551 548 548 548 546 542 540 16 11 12 9 6 5 10 11 12 8 8 11 7 2 2 9 3 13 8 7 8 8 7 7 7 11 8 7 9 8 Прирост (убыль) 7 8 1 1 1 3 2 4 5 1 3 3 0 7 6 Механическое движение прибыло выбыло результат 2 ­ ­ 1 ­ 1 ­ ­ ­ 2 3 5 2 1 1 ­ 1 ­ ­ ­ ­ ­ 2 7 2 1 4 1 ­ ­ 2 1 ­ 1 ­ 1 ­ 2 7 2 4 9 3 1 1 Дворов – 163 двора Детей ­168 Пенсионеров ­121, из них по возрасту – 51 человек Тофаларов – 227 человек Трудоспособное население – 320 человек От 0 до 7 лет – 76 человек От 8 до 14 лет – 92 человека От 15 до 24 лет – 87 человек От 25 до 35 лет – 130 человек От 35 до 55 лет – 91 человек От 55 лет и старше – 72 человека 200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0 Родственные  контакты Участие члена  семьи в  экономической  жизни  Совместное  отправление  обрядов Обращение к  родным за  помощью Посещение  родственников Следование  советам  родственников  Участие в  воспитании  детей Переписка,  СМС, звонки,  поздравления половозрастная структура населения мужчины половозрастная структура населения женщины Табл.5 Частота родственных контактов  дедушки да бабушки да отец да Степень родства мать да дети да тети /дяди да двоюродные да троюродные да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да да РАБОЧИЙ ЛИСТ № 4  Опросник по теме:  Хозяйственное использование территории поселения 1. Как Вы определяете качество земли? Оцените землю в вашей местности.В  нашей местности преобладают суглинки, каменистая почва, галечник и  серые почвы. Почвы в большей степени пригодны для разведения огородов,  но не для больших сельскохозяйственных угодий, так как – это горная  местность 2. Как использовалась земля? Сколько было под пашней, сколько и какую землю отдавали под пастбище? Большая часть свободной земли использовалась  под сенокосные угодья, огороды.. До прихода русских, тофалары вели  кочевой образ жизни и не занимались землепашеством. 3. Сколько времени уходило на вспашку земли? Землю пахали лошадьми. Так  как земельные наделы были небольшими, время на вспашку было также  небольшим 4. Чем пахали? Опишите пахотные орудия. Пахали на лошадях с  использованием металлического плуга и деревянной бороны. 5. Кто пахал землю? Детям, с какого возраста доверялась эта операция? Пахали землю взрослые мужчины, но во время войны весь труд лёг на плечи  женщин и детей. Уже 12­летние подростки вставали за плуг. 6. Кто и как определял, когда нужно начинать пахать? Кто определял глубину  вспашки и на основании чего? Обычно совета, когда пахать спрашивали у  старых тофаларов, у нас была примета «Если на мысу сошёл снег, значит  заморозков больше не будет» 7. Кто руководил этими работами? Работой на огородах руководили взрослые  мужчины 8. Как распределялись обязанности при пахотных работах?  9. Менялась ли роль человека с возрастом при пахотных работах? 10.Какие культуры сеяли и сажали? Сеяли «зелёнку» на корм коням и  огородные культуры, картошку 11.Какая часть урожая в среднем оставалась для нужд хозяйства? 12.Какую часть продукции продавали? Кому? 13.Какие использовали удобрения? 14.Сколько скота нужно было держать, чтобы обеспечить нормальный урожай? 15.Много ли продукции скотоводства употребляли в пищу? Тофалары  разводили только оленей. С приходом русских стали разводить лошадей и  коров 16.Какие бытовали названия для животных разных возрастов в зависимости от  биологической активности? У оленя взрослый самец­ чара, маленький  оленёнок – анай, или анайчик 17.Опишите режим содержания скота в разные сезоны года. Оленей содержали  на пастбищах, перегоняя с одного места, на другое, чтобы дать  возможность восстановиться ягелю 18.В каких помещениях содержался скот? 19.Какие корма и как заготавливались на зиму? Как хранили запасы кормов на  зиму? 20.Как производился забой скота? Оленей старались забивать только при  выбраковке или во время праздника 21.Какие обряды и обычаи исполнялись при забое различных видов скота?В  первую очередь мясо оленя давали попробовать шаману, затем  старейшине рода и только потом остальным членам семьи 22.Существовали ли какие­нибудь гадания при забое скота, которые касались  прогноза погоды, судьбы людей и т.д.? 23.Существовали ли «нечистые» части животных, которые не употреблялись в  пищу? Если да, то, что с ними делали? У оленя съедали практически все  части.»Нечистых»частей не было 24.Существовали ли целебные части животных? Если да, то, как из них готовили  лекарства, как их хранили и применяли?У оленя заготавливали панты –  молодые оленьи рога, которые использовали в виде настоек при  ослабленном иммунитете, мужских болезнях и болезнях сердца. Пенис  оленя высушивали и добавляли в чай охотникам от простуды и при  лечении желудка 25.Перечислите обязательные хозяйственные постройки на крестьянском дворе. 26.Как организовывались работы по заготовке стройматериалов, их доставке,  первичной обработке? Кто руководил работами? 27.На каком этапе своего существования семья обзаводилась собственным  жилищем и хозяйственными постройками? 28.Что было абсолютно необходимо на первых порах в хозяйстве молодой  семьи? Для молодой семьи тофаларов строили чум (в последствии, когда  тофы перешли к оседлому образу жизни дом), пара оленей, упряжь и  необходимая на первое время посуда 29.Как молодая семья начинала обзаводиться хозяйством? Кто в этом помогал  молодым и каким способом? Молодой семье помогали представители  своего рода, даже дальние родственники 30.Кто и как выбирал место для постройки хаты и хозяйственных построек?  Место для поселения обычно выбирал шаман 31.Кто и как определял планировку двора, жилища, хозяйственных построек? 32.Кто имел решающее слово при выборе планировки двора и жилища? 33.Какова роль родственников мужа и жены в обзаведении хозяйством молодой  семьей? 34.Какие обряды выполнялись при различных этапах возведения жилища (от  закладки сруба до последнего конькового украшения)? 35.Какие обряды сопровождали переселение семьи в новый дом? 36.Какие обряды сопровождали перевод скотины в новые постройки? 37.Кто изготавливал или где приобреталось убранство жилища (мебель, посуда,  утварь)? 38.Какую роль в семейных обрядах играл «красный угол»? 39.Какую роль в семейных обрядах играл(а) очаг/печь? «Очаг у тофаларов был  священным местом. Здесь проводились камлания шамана и все обряды 40.Какие предметы были обязательны для убранства жилища? 41.Какие орудия труда и как использовались в различных обрядах? 42.Какие работы по хозяйству считались мужскими и почему? Могли ли  женщины выполнять мужские работы? Если да, то при каких  обстоятельствах? У тофаларов женщины также ходили на охоту и рыбалку,  если в семье отсутствовал мужчина 43.Какие работы по хозяйству считались женскими и почему? Могли ли  мужчины выполнять женские работы? Если да, то при каких  обстоятельствах? Женщины выделывали шкуры, вышивали бисером,  готовили пищу. Мужчины женской работой не занимались 44.Какие работы обязаны были выполнять дети и с какого возраста? Ребёнка  приучали к труду с раннего возраста. В его обязанности входило помогать  старшим ухаживать за оленями, готовить рыболовные снасти, собирать  грибы и ягоды. Девочки должны были заниматься по хозяйству. 45.Кто и как обучал детей трудовым операциям? Родители, старшие братья и  сёстры. А также родственники. 46.Как была организована заготовка дров, их транспортировка, хранение?Дрова  заготавливали и складировали прямо возле чума. В последствии дрова  вывозили на лошадях. 47.Как был организован сбор ягод, грибов? Кто участвовал в этих занятиях?  Сбором грибов и ягод занимались взрослые и дети. Для хранения ягод  выдалбливали изнутри колодину и засыпали в неё бруснику или клюкву,  чтобы она сохранилась до зимы. Грибы на зиму не готовили их сушили, в  основном как приманку для белки. 48.Какие существовали приемы рыболовства? Опишите рыболовные снасти и  методы их применения. Рыбу ловили обычной удочкой с леской из жил  оленя. 49.Какие существовали поверья, приметы и обычаи, связанные с рыбной ловлей? 50.Кто в семье занимался рыбной ловлей? Какова в этом деле роль детей? Рыбной ловлей занимались все свободные от работы члены семьи 51.Какие приметы предсказывали удачу или неудачу в рыбной ловле? Если были  приметы, которые предвещали неудачу, то как их можно было  нейтрализовать? 52.Если занимались охотой, то какие приемы охоты применялись? Плохой  приметой было на тропе встретить зайца, охотнику давали прядь волос  его ребёнка, чтобы вернулся домой, чтобы охотник вернулся с добычей,  под коврик у порога клали охотничий нож. 53.Какие приметы и гадания, связанные с охотой, были известны и в каких  случаях они использовались? 54.Какие способы и приемы пчеловодства / бортничества бытовали в данной  местности? 55.Кто, как и из чего изготавливал ульи? Как новые ульи готовили к приему  пчел? Где и как их устанавливали? 56.Какой транспорт использовался в хозяйстве? Кто его изготавливал и как он  применялся? 57.Что из старых орудий труда и приемов организации производства  используется в настоящее время?Оленьи сёдла и упряжь при сборе  охотников на охоту. РАБОЧИЙ ЛИСТ № 5  Опросник по теме:  Национальная кухня и способы ее приготовления 1. Какие блюда преобладали в рационе в разные поры года?В рационе  тофаларов преобладали мясо изюбря, кабарги, рыба, оленье молоко.  Чёрный чай, черемша, дикий лук. 2. Какие блюда были повседневными на столе? Чёрный чай, тофаларская  лепёшка, мясо, или рыба 3. Какие кушанья употреблялись во время поста? Тофалары исповедовали  шаманизм, поэтому поста не придерживались 4. Какие кушанья употреблялись во время совершения обрядов поминовения?  Всегда в пищу использовали мясо забитого оленя 5. Какой был порядок подачи кушаний на стол в повседневном быту?В первую  очередь пищу подавали шаману, старейшинам рода , а потом остальным  членам семьи 6. Какие использовались столовые приборы и посуда? Бульон пили из кружки,  в которую потом наливали чай, мясо варили в чугунном котле 7. Где приобретали или кто изготавливал предметы сервировки стола?Посуду  выменивали у купцов, отдавая взамен шкурки соболя, белки или другой  пушнины 8. Какие обряды исполнялись в повседневном быту при приеме пищи?Во время  еды нельзя было разговаривать с младшими членами семьи 9. Каков был порядок подачи на стол кушаний в поминальные вечера? У  тофаларов родственников старались не поминать. И только охотники,  проезжая мимо могилки, могли оставить на ней папиросы или чай. 10.Какие обряды сопровождали подачу пищи на стол в поминальные вечера,  какие обряды в этих случаях сопровождали прием пищи и окончание  трапезы? 11.Как осуществлялась сервировка стола? Где бралась посуда и столы? Какие  обряды совершались при изъятии и возвращении посуды, столов, лавок? 12.Какой обязательный набор блюд и кушаний готовился к свадьбе? Какова  технология их приготовления? Кто готовил? На свадьбу обязательно  забивали самого жирного оленя. Лучшие куски отдавали шаману, который обязательно совершал обряд камлания 13.Какие существовали обряды, поверья, гадания при приготовлении свадебных  кушаний? 14.Как готовился свадебный пирог? Кто его выпекал? Какие при этом  существовали обряды? 15.Какие бытовали обрядовые кушанья на религиозные праздники? 16.Какие обряды совершались во время приготовления праздничных кушаний и  над готовыми кушаньями? Как подавалась еда на стол и какие ритуалы  сопровождали трапезу? Какие существовали связанные с этим поверья и  обряды? 17.Какие виды хлеба выпекали? Тофалары использовали тофаларскую  лепёшку, приготовленную из муки. Оленьего молока и соли, и запечённую в  золе 18.Какие инструменты и приспособления использовались при приготовлении  теста и выпечке хлеба? 19.Какова технология приготовления теста и выпечки хлеба? Какие при этом  существовали обряды, поверья и гадания? 20.Какие существовали способы приготовления муки и инструменты для  помола?Тофалары выменивали готовую муку у приезжих купцов, отдавая  за неё пушнину 21.Какие обряды и гадания существовали в отношении дежки? 22.Как готовилась и хранилась закваска? Какие обряды существовали в связи с  этим? 23.Как готовилось зерно к помолу? 24.Как готовилась печь к выпечке хлеба? Какие существовали технологии  выпечки хлеба? 25.Какие при этом совершались обряды, какие существовали поверья? 26.Какие обряды и поверья существовали в отношении к хлебу? 27.Где и как хранили хлеб? Как его подавали на стол и разрезали? 28.Какие каши существовали, как они готовились? 29.Какие обычаи и обряды, связанные с кашами? 30.Какое молоко, и в каком виде употреблялось в пищу?Оленье молоко жирнее коровьего в 5 раз. Его добавляли в чай, а чтобы сохранить на длительное  время, в очищенную и завязанную с одного конца кишку оленя наливали  оленье молоко и замораживали (если это было зимой) или высушивали  (если это было летом).Затем, от кишки отрубали нужный кусок и  добавляли его в чай 31.Какие обряды, гадания, поверья, связанные с отелом животных и дойкой,  бытовали в данной местности?Если рождался белый оленёнок, то этот год сулил удачу всем охотникам рода 32.Как делалось масло, и какие инструменты для этого применялись? 33.Как употреблялось масло в пищу, и какие блюда готовились на его основе? 34.Как употреблялось кислое молоко  и кисломолочные продукты? 35.Опишите способы изготовления сыра и его хранения. 36.Какие и каким способом готовились блюда из сыра или с применением сыра? 37.Какие мясные блюда существовали и как они готовились?Тофалары  старались варить свежее мясо и редко готовили его впрок. Но если нужно было, то мясо круто солили и обёртывали листьями крапивы. 38.Опишите способы засолки мяса и сала. 39.Опишите способы консервации мяса. Тофалары старались варить свежее  мясо и редко готовили его впрок. Но если нужно было, то мясо круто  солили и обёртывали листьями крапивы 40.Существовали ли способы консервации мяса в туго набитом очищенном  желудке или мочевом пузыре?  41.Если изготавливались колбасы, то какие? 42.Какие существовали методы сушения и вяления мяса? 43.Какие создавались условия для хранения и консервированного мяса? 44.Какие виды рыб, и в каком виде употреблялись в пищу?Тофалары  использовали в пищу сига, хариуса , тайменя, ленка. Этих рыб запекали в  золе, ели сырыми и вялили на солнце 45.Какие рыбные блюда употреблялись как обрядовые и как их готовили? 46.Какие рыбные блюда употреблялись как постные и как их готовили? 47.Какие рыбные блюда готовились из свежей рыбы? 48.Какие существовали методы сушения и вяления рыбы? Опишите инструменты и приспособления для сушения и вяления рыбы. 49.Какие грибы, и в каком виде употреблялись в пищу?Тофалары мало  использовали в пищу грибы  и практически не заготавливали их 50.Опишите способы сушения, засолки и маринования грибов. 51.Какие были блюда из грибов? Опишите способы их приготовления. 52.Какие ягоды и как употреблялись в пищу? Опишите способы хранения и  консервирования ягод.Тофалары заготавливали бруснику и клюкву, пили  чай с чупышкой – каменной сиородиной. Хранили ягоды в берестяных  туесах и выдолбленных колодинах 53.Какие блюда из ягод готовили? Опишите способы их приготовления.Ягоды  старались есть свежими. 54.Какие овощи употреблялись в пищу? До прихода русских на эти земли  тофалары не знали вкуса овощей и не занимались их выращиванием. 55.Какие блюда и как готовились из овощей? 56.Опишите способы хранения и консервирования овощей. 57.Давно ли в данной местности разводят фруктовые сады, и какие породы  деревьев предпочитаются? 58.В каком виде фрукты употребляются в пищу? Опишите способы  приготовления блюд из фруктов или с применением фруктов. 59.Какие существовали способы хранения и консервирования фруктов? 60.Какие и когда готовились обрядовые блюда из фруктов? В каких обрядах и  как применялись фрукты, фруктовые деревья или их ветки? 61.Какие и как готовились приправы? Каковы способы применения приправ. 62.Какие и как употреблялись напитки ежедневно, по праздникам, во время  отправления обрядов? 63.Какие были известны спиртные напитки, насколько они были распространены, как часто и в каких случаях употреблялись? Со спиртными напитками  тофалары познакомились благодаря заезжим русским купцам, которые  выменивали у них пушнину на спирт. Охотники, порой полностью  пропивали свою добычу и возвращались домой с пустыми руками. РАБОЧИЙ ЛИСТ № 6 Духовная культура этноса Основные элементы духовной культуры 1.Этноним­название этноса 2. Миф о происхождении (основные   мифологические   персонажи, их облик, взаимодействие) 3.Народный эпос (боги и герои, сюжеты сказок) 4. «Месторождение» этноса, его границы 5.Происхождение языка (языковая семья, группа, диалекты, словарные различия) 6.Особенности (характерные пословицы и поговорки)  народной     речи 7.Элементы   национальной   обрядности (календарные,   семейно­бытовые   и фольклорные праздники) 8.Языческие   верования   (какие   элементы сохранены у этноса) 9. Ведущая религия этноса, ее влияние на особенности духовной культуры этноса 10.Элементы   религиозной   обрядности (религиозные обряды) 11.Этническая картина мира  12.Этнические  символы  (вид, отражение в этнической геральдике)   Характеристика основных элементов духовной культуры   на находится   Бурятией, Тофалар (тоф) – в переводе на русский язык ­ Человек Поначалу   тофаларов   называли   карагасами   «Чёрный гусь», а территорию проживания Карагассией. Но гордый народ   не   захотел   называться   карагасами   и   стал   гордо называть себя – тофалар,  что значит – человек. В болшинстве случаев герои сказок животные, бог – аза, чёрт ­ кош Тофалария   территории   Нижнеудинского   района   на   юге   Восточных   Саян   и граничит   с   республикой   Тыва(   тофы   называют   её Тувиния),   Тулунским   районом   и Тайшетским районом Иркутской области Тофаларский   язык   принадлежит   к   группе тюркских   языков,   имеет   частичное   сходство   с тувинским языком Тэй   –   характерное   восклицание   тофаларов. Что может означать и удивление и восторг и разочарование. Национальный   праздник   –   суглан,   проводится   после отёла   важенок,   аргамчи­ыры(«арканные   игры»), проводятся во время суглана Несмотря   на   то,   что   в   настоящее   время   преобладает христанская   вера,   у   тофаларов   сохраняются   элементы шаманизма (кормление духов огня, задабривание духов леса) Шаманизм.Большинство обрядов и традиций связано именно с проявлением шаманизма Задабривание духов огня, обычай «бурханить» перед   тяжёлой   дорогой,   оставлять   соль   на стоянке или на месте покоса. В   настоящее   время   численность   тофаларов   Большинство   современных сокращается. тофаларов   –   это   метисы,умирает тофаларский язык. В семьях на тофаларском языке   практически   не   разговаривают. Основными   хранителями   тофаларской культуры остаются люди пожилого возраста, которые, увы, уходят от нас. Символом   тофаларов   всегда   был   и 13.«Душа   народа»   ­   национальный характер или психический склад этноса. 14.Этнические стереотипы и образы  15.Отражение национального характера в народном   творчестве   (эпос,   сказки, песни, танцы, обряды) 16. Традиционные спортивные игры  17. Национальные детские игры  18. Национальные спортивные фестивали 19. Фестивали народного творчества 20. Ярмарки национального искусства остаётся тофаларский олень Тофалары   очень   добрые   и   гостеприимные люди,   своему   гостю   они   могут   отдать последнее Обрядовые   танцы   связаны   со   звуком   бубна, который как бы возвещает камлание шамана Аргамчи­ыры – «Арканные игры» Соревнования на звание «Мэргэн» ­ богатырь Принимают   участие   в   Ёрдынских   играх   , проходящих на острове Ольхон На Байкале участник областной программы поддержки народных   ремёсел   иркутской   области «Сибирь мастеровая» в 2007 – 2015 гг.

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"

Рабочие материалы проекта "Коренные и малочисленные народы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.