Системы преподавания сольфеджио (преподавателю)

  • Памятки
  • docx
  • 13.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Системы преподавания сольфеджио. В настоящее время как за рубежом, так и у нас применяются различные методы и системы преподавания сольфеджио. По существу сборники сольфеджио можно сгруппировать по двум основным направлениям. Одно из них включает в себя системы в основе которых лежит изучение отдельных элементов муз. Языка, звуков До мажора или интервалов. Другое направление составляют системы изучающие связи звуков: ступеневые, ладовые, гармонические. Некоторые авторы ставят своей задачей широкое, всестороннее развитие музыкального слуха, другие стремятся найти пути к быстрейшему овладению каким-либ навыком; третьи – отдают все внимание одной из частных задач, например. Развитию только гармонического слуха. Одной из наиболее распространённых систем в конце XIX века и начале XX следует считать, как уже отмечалось, «интервальную» систему. Она основана на изучении интервалов от любого звука вверх и вниз и рассматривает мелодию как сумму интервалов. В качестве тренировочных упражнений широко используются тональные секвенции, где интервал изучается по ступеневой величине на звуках До мажора. Среди подобных систем, кроме традиционной интервальной, можно назвать еще «До-дека методу». В ней за основу берутся семь звуков До мажора, а ключевые знаки рассматриваются как хроматически измененные «простые» звуки. Основа этой системы – изучение звуков До мажора, которые изменяются «простыми звуками». Появление новых тональностей, отклонений, модуляций объясняется повышением или понижением «простых» звуков. Близко к интервальной системе стоят системы, основанные на изучении ступеней мажорной или минорной гаммы в разных тональностях. По этой системе лад отождествляется с гаммой. Изучение лада только на гаммах сужает многообразие ладовых связей. В большинстве систем этого направления лад изучается на основе связи ступеневой мажорной и минорной гаммы. Это особенно ясно и наглядно разработано в болгарской «лесенке-столбице». Близко к столбице стоят так называемые мануальные системы, в которых условные движения руки в пространстве изображают те или другие ступени лада. Сюда же можно отнести цифровую систему, названия нот заменяются порядковым номером: Т-I, верхний вводный тон – II и т.д. А. Агожанов придерживаясь системы попевок – также использует цифровые названия ступеней. Однако цифровые системы, лишенные связи со зрительным восприятием линии мелодии, значительно менее эффективны. В Китае для массового образования также используется цифровая система. Преимуществом этих систем является возможность петь сразу в любых тональностях, не зная их теоретически. Сборник Долежила (Чехословакия) интересен тем, что система воспитания слуха ведется по двум руслам: 1. На основе ладовых взаимоотношений ступеней мажора и минора; 2. На основе освоения интервалов от любого звука вверх и вниз вне ладовых связей. В целом получается как бы объединение двух систем – абсолютной и относительной. На каждом развороте страниц книги Долежила даны примеры, составленные в строгом соответствии с задачей, для усвоения ступеней лада. На страницах справа изучаются интервалы, образовавшиеся в левой части, но уже по принципу построения интервала от какого-нибудь отдельного звука, со сложными альтерациями и просто сопоставлениями. На правой странице для освоения интервалов от отдельных звуков автор берет лишь большие и малые терции и чистые квинты (каждая большая терция – до-ми, а малая терция – ми-соль). Воспроизведение интервала от любого звука происходит вне опоры на лад, по мелодическому сходству. Таким образом, особенностью этого сборника являются два параллельно идущих пути: в левой части видна последовательность в воспитании чувства лада (изучаются сначала звуки тоники, затем вводные, доминанта, субдоминанта, альтерация, хроматизм и модуляция), а в правой – при изучении интервалов от отдельных звуков (вне лада) совершенно исключается гармоническое осознание мелодических ладов, их ладовые связи.
Иконка файла материала 1.docx
Системы преподавания сольфеджио. В настоящее время как за рубежом, так и у нас  применяются различные методы и системы  преподавания сольфеджио. По существу сборники сольфеджио можно  сгруппировать по двум основным направлениям.  Одно из них включает в себя системы в основе  которых лежит изучение отдельных элементов муз.  Языка, звуков До мажора или интервалов. Другоенаправление составляют системы изучающие связи  звуков: ступеневые, ладовые, гармонические. Некоторые авторы ставят своей задачей широкое,  всестороннее развитие музыкального слуха, другие  стремятся найти пути к быстрейшему овладению  каким­либ навыком; третьи – отдают все внимание  одной из частных задач, например. Развитию только  гармонического слуха.Одной из наиболее распространённых систем в  конце XIX века и начале XX следует считать, как  уже отмечалось, «интервальную» систему. Она  основана на изучении интервалов от любого звука  вверх и вниз и рассматривает мелодию как сумму  интервалов. В качестве тренировочных упражнений  широко используются тональные секвенции, где  интервал изучается по ступеневой величине на  звуках До мажора.Среди подобных систем, кроме традиционной  интервальной, можно назвать еще «До­дека методу». В ней за основу берутся семь звуков До мажора, а  ключевые знаки рассматриваются как хроматически  измененные «простые» звуки. Основа этой системы – изучение звуков До мажора,  которые изменяются «простыми звуками».  Появление новых тональностей, отклонений,  модуляций объясняется повышением или  понижением «простых» звуков.Близко к интервальной системе стоят системы,  основанные на изучении ступеней мажорной или  минорной гаммы в разных тональностях. По этой  системе лад отождествляется с гаммой. Изучение  лада только на гаммах сужает многообразие  ладовых связей. В большинстве систем этого направления лад  изучается на основе связи ступеневой мажорной иминорной гаммы. Это особенно ясно и наглядно  разработано в болгарской «лесенке­столбице». Близко к столбице стоят так называемые  мануальные системы, в которых условные движения  руки в пространстве изображают те или другие  ступени лада. Сюда же можно отнести цифровую систему,  названия нот заменяются порядковым номером: Т­I,  верхний вводный тон – II и т.д.А. Агожанов придерживаясь системы попевок –  также использует цифровые названия ступеней. Однако цифровые системы, лишенные связи со  зрительным восприятием линии мелодии,  значительно менее эффективны. В Китае для массового образования также  используется цифровая система.Преимуществом этих систем является возможность  петь сразу в любых тональностях, не зная их  теоретически. Сборник Долежила (Чехословакия) интересен тем,  что система воспитания слуха ведется по двум  руслам:1. На основе ладовых взаимоотношений ступеней  мажора и минора; 2. На основе освоения интервалов от любого звука  вверх и вниз вне ладовых связей.   В целом получается как бы объединение двух  систем – абсолютной и относительной.На каждом развороте страниц книги Долежила даны  примеры, составленные в строгом соответствии с  задачей, для усвоения ступеней лада. На страницах справа изучаются интервалы,  образовавшиеся в левой части, но уже по принципу  построения интервала от какого­нибудь отдельного  звука, со сложными альтерациями и просто  сопоставлениями.На правой странице для освоения интервалов от  отдельных звуков автор берет лишь большие и  малые терции и чистые квинты (каждая большая  терция – до­ми, а малая терция – ми­соль).  Воспроизведение интервала от любого звука  происходит вне опоры на лад, по мелодическому  сходству. Таким образом, особенностью этого сборника  являются два параллельно идущих пути: в левой  части видна последовательность в воспитаниичувства лада (изучаются сначала звуки тоники,  затем вводные, доминанта, субдоминанта,  альтерация, хроматизм и модуляция), а в правой –  при изучении интервалов от отдельных звуков (вне  лада) совершенно исключается гармоническое  осознание мелодических ладов, их ладовые связи.