Системы преподавания сольфеджио.
В настоящее время как за рубежом, так и у нас применяются различные методы и системы преподавания сольфеджио.
По существу сборники сольфеджио можно сгруппировать по двум основным направлениям. Одно из них включает в себя системы в основе которых лежит изучение отдельных элементов муз. Языка, звуков До мажора или интервалов. Другое направление составляют системы изучающие связи звуков: ступеневые, ладовые, гармонические.
Некоторые авторы ставят своей задачей широкое, всестороннее развитие музыкального слуха, другие стремятся найти пути к быстрейшему овладению каким-либ навыком; третьи – отдают все внимание одной из частных задач, например. Развитию только гармонического слуха.
Одной из наиболее распространённых систем в конце XIX века и начале XX следует считать, как уже отмечалось, «интервальную» систему. Она основана на изучении интервалов от любого звука вверх и вниз и рассматривает мелодию как сумму интервалов. В качестве тренировочных упражнений широко используются тональные секвенции, где интервал изучается по ступеневой величине на звуках До мажора.
Среди подобных систем, кроме традиционной интервальной, можно назвать еще «До-дека методу». В ней за основу берутся семь звуков До мажора, а ключевые знаки рассматриваются как хроматически измененные «простые» звуки.
Основа этой системы – изучение звуков До мажора, которые изменяются «простыми звуками». Появление новых тональностей, отклонений, модуляций объясняется повышением или понижением «простых» звуков.
Близко к интервальной системе стоят системы, основанные на изучении ступеней мажорной или минорной гаммы в разных тональностях. По этой системе лад отождествляется с гаммой. Изучение лада только на гаммах сужает многообразие ладовых связей.
В большинстве систем этого направления лад изучается на основе связи ступеневой мажорной и минорной гаммы. Это особенно ясно и наглядно разработано в болгарской «лесенке-столбице».
Близко к столбице стоят так называемые мануальные системы, в которых условные движения руки в пространстве изображают те или другие ступени лада.
Сюда же можно отнести цифровую систему, названия нот заменяются порядковым номером: Т-I, верхний вводный тон – II и т.д.
А. Агожанов придерживаясь системы попевок – также использует цифровые названия ступеней.
Однако цифровые системы, лишенные связи со зрительным восприятием линии мелодии, значительно менее эффективны.
В Китае для массового образования также используется цифровая система.
Преимуществом этих систем является возможность петь сразу в любых тональностях, не зная их теоретически.
Сборник Долежила (Чехословакия) интересен тем, что система воспитания слуха ведется по двум руслам:
1. На основе ладовых взаимоотношений ступеней мажора и минора;
2. На основе освоения интервалов от любого звука вверх и вниз вне ладовых связей.
В целом получается как бы объединение двух систем – абсолютной и относительной.
На каждом развороте страниц книги Долежила даны примеры, составленные в строгом соответствии с задачей, для усвоения ступеней лада.
На страницах справа изучаются интервалы, образовавшиеся в левой части, но уже по принципу построения интервала от какого-нибудь отдельного звука, со сложными альтерациями и просто сопоставлениями.
На правой странице для освоения интервалов от отдельных звуков автор берет лишь большие и малые терции и чистые квинты (каждая большая терция – до-ми, а малая терция – ми-соль). Воспроизведение интервала от любого звука происходит вне опоры на лад, по мелодическому сходству.
Таким образом, особенностью этого сборника являются два параллельно идущих пути: в левой части видна последовательность в воспитании чувства лада (изучаются сначала звуки тоники, затем вводные, доминанта, субдоминанта, альтерация, хроматизм и модуляция), а в правой – при изучении интервалов от отдельных звуков (вне лада) совершенно исключается гармоническое осознание мелодических ладов, их ладовые связи.
1.docx
Системы преподавания сольфеджио.
В настоящее время как за рубежом, так и у нас
применяются различные методы и системы
преподавания сольфеджио.
По существу сборники сольфеджио можно
сгруппировать по двум основным направлениям.
Одно из них включает в себя системы в основе
которых лежит изучение отдельных элементов муз.
Языка, звуков До мажора или интервалов. Другоенаправление составляют системы изучающие связи
звуков: ступеневые, ладовые, гармонические.
Некоторые авторы ставят своей задачей широкое,
всестороннее развитие музыкального слуха, другие
стремятся найти пути к быстрейшему овладению
какимлиб навыком; третьи – отдают все внимание
одной из частных задач, например. Развитию только
гармонического слуха.Одной из наиболее распространённых систем в
конце XIX века и начале XX следует считать, как
уже отмечалось, «интервальную» систему. Она
основана на изучении интервалов от любого звука
вверх и вниз и рассматривает мелодию как сумму
интервалов. В качестве тренировочных упражнений
широко используются тональные секвенции, где
интервал изучается по ступеневой величине на
звуках До мажора.Среди подобных систем, кроме традиционной
интервальной, можно назвать еще «Додека методу».
В ней за основу берутся семь звуков До мажора, а
ключевые знаки рассматриваются как хроматически
измененные «простые» звуки.
Основа этой системы – изучение звуков До мажора,
которые изменяются «простыми звуками».
Появление новых тональностей, отклонений,
модуляций объясняется повышением или
понижением «простых» звуков.Близко к интервальной системе стоят системы,
основанные на изучении ступеней мажорной или
минорной гаммы в разных тональностях. По этой
системе лад отождествляется с гаммой. Изучение
лада только на гаммах сужает многообразие
ладовых связей.
В большинстве систем этого направления лад
изучается на основе связи ступеневой мажорной иминорной гаммы. Это особенно ясно и наглядно
разработано в болгарской «лесенкестолбице».
Близко к столбице стоят так называемые
мануальные системы, в которых условные движения
руки в пространстве изображают те или другие
ступени лада.
Сюда же можно отнести цифровую систему,
названия нот заменяются порядковым номером: ТI,
верхний вводный тон – II и т.д.А. Агожанов придерживаясь системы попевок –
также использует цифровые названия ступеней.
Однако цифровые системы, лишенные связи со
зрительным восприятием линии мелодии,
значительно менее эффективны.
В Китае для массового образования также
используется цифровая система.Преимуществом этих систем является возможность
петь сразу в любых тональностях, не зная их
теоретически.
Сборник Долежила (Чехословакия) интересен тем,
что система воспитания слуха ведется по двум
руслам:1. На основе ладовых взаимоотношений ступеней
мажора и минора;
2. На основе освоения интервалов от любого звука
вверх и вниз вне ладовых связей.
В целом получается как бы объединение двух
систем – абсолютной и относительной.На каждом развороте страниц книги Долежила даны
примеры, составленные в строгом соответствии с
задачей, для усвоения ступеней лада.
На страницах справа изучаются интервалы,
образовавшиеся в левой части, но уже по принципу
построения интервала от какогонибудь отдельного
звука, со сложными альтерациями и просто
сопоставлениями.На правой странице для освоения интервалов от
отдельных звуков автор берет лишь большие и
малые терции и чистые квинты (каждая большая
терция – доми, а малая терция – мисоль).
Воспроизведение интервала от любого звука
происходит вне опоры на лад, по мелодическому
сходству.
Таким образом, особенностью этого сборника
являются два параллельно идущих пути: в левой
части видна последовательность в воспитаниичувства лада (изучаются сначала звуки тоники,
затем вводные, доминанта, субдоминанта,
альтерация, хроматизм и модуляция), а в правой –
при изучении интервалов от отдельных звуков (вне
лада) совершенно исключается гармоническое
осознание мелодических ладов, их ладовые связи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.