ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата проведения урока: 24.11.2022
Учебный предмет: Литературное чтение
Класс: 3в
Учитель: Дегтева Н.С
УМК «Перспектива». Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская
Тема урока:«Сказка Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»»
Цели урока:познакомить детей с творчеством Д.Н. Мамина - Сибиряка. Формировать основы читательской самостоятельности.Стимулировать желание читать произведения о животных и птицах. Обогащать словарный запас обучающихся. Учить давать характеристику героев, отвечать на вопросы, выделять главную мысль. Сформировать представлениео значимости познавательных и художественных текстов. Научить:определять тип, жанр текста и обосновывать своё мнение;проводить исследование художественного и познавательного текстов. Отрабатывать навыки выразительного чтения. Развивать память, речь, логическое мышление. Воспитывать доброту и милосердие.
Планируемые результаты:
Предметные- учащиеся должны уметь выразительно читать произведение вслух, передавая интонацией настроение. Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Использование разных видов чтения. Прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.
Метапредметные:
Регулятивные – формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные–анализ художественного текста, выделение главной мысли.
Коммуникативные – ответы на вопросы учителя и учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения. Планировать работу на уроке.
Личностные –воспитание доброты и милосердия. Способствовать формированию компонентов учебной деятельности приемам рефлексии и самооценки; формировать культуру общения и сотрудничества с учителем и сверстниками.
Оборудование
Мультимедийное оборудование, электронная презентация, презентация PowerPoint,учебник
Используются активные формы организации деятельности учащихся, продолжается работа над развитием самоконтроля и формированием оценочной деятельности учащихся
Этап урока, цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||
1.Оргмомент Подготовка к восприятию
|
1.Учитель определяет готовность учащихся к проведению урока, мотивирует к деятельности. Мне очень
хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
2.Артикуляционная разминка Дыхательная гимнастика Жаба, журавль и желтый сверчок В гости к ежихе шли на лужок -Прочитайте скороговорку медленно, с ускорением. - Для чего нам это нужно?
|
Определяют собственную готовность к уроку. Осознают значимость данного урока. Анализируют увиденное, услышанное Читают и работают с скороговоркой |
Личностные умения: проявлять
желание читать Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям инсценировки произведения.
Познавательные умения: определять зависимость состояния животного от состояния природы и обосновывать своё мнение; определять роль автора, просмотрев инсценировку, и обосновывать своё мнение. определять тип текста и обосновывать своё мнение; определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять
взаимопроверку и взаимооценку при выполнении
Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; использовать речевые средства для представления результата деятельности. определять зависимость состояния животного от состояния природы и обосновывать своё мнение; определять роль автора, просмотрев инсценировку, и обосновывать своё мнение.
Предметные умения: описывать героя произведения; составлять; оформлять результаты исследования художественного ипознавательного текстов в таблице. Инсценировать рассказ
|
|||||||||||||||
2.Проверка домашнего задания Мотивация к учению |
3. Работа с выставкой книг. - Какой раздел мы изучаем? -С какими произведениями из этого раздела мы уже познакомились? Какого они жанра? - Кто их авторы?
|
|
||||||||||||||||
3.Актуализация знаний Актуализировать имеющиеся знания о жанрах литературы, о классификации сказок, введение в тему урока, познакомить с автором
4.Целеполагание Постановка учебной задачи на урок, составление плана её решения |
– Какое слово зашифровано в таблице? - Прочитайте ключ к шифру.
- Как называются сказки, которые сочинил народ? -А, которые сочинили поэты и писатели? - С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? - Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока? ( Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка») - Раз это не первый урок, какие будут задачи урока? Сформулируем задачи урока. · Продолжить знакомство с творчеством Д.Мамина-Сибиряка; · Продолжим анализировать произведение « Серая Шейка»; · Учиться отвечать на вопросы; · Будем давать характеристику героям сказки; · Учиться выделять основную мысль; · Учиться составлять план к произведению;
|
Учащиеся вспоминают жанры литературы, отличия сказок от других жанров, классифицируют сказки, называют отличия и сходство авторской и народной сказки, работая.
Слайд 1 Ставят перед собой учебную задачу. Определяют действия её решения. |
||||||||||||||||
5. Проверка домашнего задания
|
1. Какие интересные факты из биографии ДН Мамина Сибиряка вы нашли из дополнительных источников. 2. Какие профессии освоил Мамин –Сибиряк. 3. Какая профессия стала для него основной в его жизни? 4. Почему Мамин Сибиряк начал писать сказки? ( дочь Алёнка) 5. Как назывался сборник его сказок? 6. Сколько сказок в сборнике?
В число этих сказок входит и сказка Серая Шейка. - Какие признаки жанра сказки в ней можно выделить? -Докажите, что это сказка? ( троекратный повтор, животные разговаривают, добро побеждает зло.)
|
Фронтальный опрос учащихся. |
||||||||||||||||
7. Работа по теме урока. Анализ произведения. |
- Назовите главных героев сказки. -Дадим характеристику героям. Поработаем в группах. Я раздам каждой группе конверты. В котором картинка с героем и слова-подсказки. Ваша задача выбрать только те слова, которые подойдут вашему герою. 1 группа: ищет описание осенней и зимней природы . 2 группа: собирает картинка с героем и слова-подсказки и даёт характеристику героя 3 группа: собирает пазл и даёт характеристику героя 4 группа: собирает пазл и даёт характеристику героя 5 группа: собирает пазл и даёт характеристику героя
|
|
||||||||||||||||
Физминутка |
Физкультминутка
|
Выполняют упражнения |
||||||||||||||||
5.Работа по теме урока Анализ произведения.
|
- Группа, которая работала над характеристикой Серой Шейки. -Прочитайте какие слова вы выбрали, а остальные группы проверяют правильность . ( карточки) А теперь 1 группа группа, прочитает описание осенней природы. ( дети читают). - Для чего автор вводит описание осенней природы? (Говорят дети) - Посмотрите как автор описывает состояние природы и тем самым показывает внутреннее состояние Серой Шейки в этот момент. Ей в этот момент страшно, одиноко, жутко. Она беззащитная, испуганная. А теперь 1 группа прочитает описание зимней природы. - Посмотрите как изменилась природа? - Что происходит с Серой Шейкой? Почему СШ была в отчаянии? (замерзнет полынья, её схватит лиса) - Она не замечает красоты наступившей зимы.
Описание зимней природы готовит нас к тому , что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.
И так еще раз мы с вами убеждаемся , что через описание природы автор показывает переживание главной героини.
А каким вы себе представляете зайца? Слушаем 2 группу. _ Он положительный или отрицательный герой - А кто ещё положительный герой в сказке?
Слушаем 3 группу. Старик какой он?
А какой герой отрицательный? Слушаем 4 группу. - Какая лиса?
-На чьей стороне автор? И почему? ( потому что он любит природу, даже в своей сказке проявляет милосердие) - Кто из героев помогает выжить Серой Шейке? - А если бы их не было, как бы сложилась судьба Серой Шейки? -Назовите главную мысль произведения?
Главная мысль сказки в том, что любую беду можно пережить, если тебе помогают друзья, что не надо отчаиваться, всё может измениться в лучшую сторону.
- Чему учит сказка?
( учит быть добрым, отзывчивым, бдительным, сопереживать другим. Учит не терять надежды и верить в лучшее. Учит дружбе.) Домашним заданием будет пересказать сказку, а что мы обычно делаем, чтобы подготовиться к пересказу? Составить план? Какие планы мы умеем составлять? ( назывной, цитатный, картинный) -Сегодня составим картинный план по частям. По группам расставьте картинки по порядку событий в тексте. Посмотрите какой необычный план у нас получился в виде фильма. Сейчас мы его озвучим. Чтение по ролям.
|
|
||||||||||||||||
6.Подведение итогов урока. .Рефлексия |
Подведём итог нашего урока. Вернёмся к задачам.
· Продолжить знакомство с творчеством Д.Мамина-Сибиряка; · Продолжим анализировать произведение « Серая Шейка»; · Учиться отвечать на вопросы; · Будем давать характеристику героям сказки; · Учиться выделять основную мысль; · Учиться составлять план к произведению; Все задачи урока мы выполнили. - А сейчас оцените свою работу на уроке. - Если вы были активными, выберите зелёное перо, если были внимательными - розовое, если были артистичными – оранжевое. - Пожалуйста, покажите свой выбор. - Смотрите, какое разноцветье сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. - Спасибо за урок. |
Слайд 1 |
||||||||||||||||
7.Домашнее задание |
подготовить пересказ , пройти тест или отгадать кроссворд на рабочем листе, а так же посмотреть мультфильм по кбаркоду. |
|
|
Серая Шейка — добрая и отважная уточка.
Сумела выжить, хоть и была с раненым крылом.
Находчивая и бесстрашная.
Лиса — хитрая, ловкая и злая.
Хотела съесть Серую шейку, но чуть не погибла от выстрела.
Заяц — весёлый, неунывающий. Верный друг.
Селезень — отец Шейки. Суровый, неумолимый.
Утка — мать Шейки. Добрая, отзывчивая.
· Продолжить знакомство с творчеством Д.Мамина-Сибиряка;
· Продолжим анализировать произведение « Серая Шейка»;
· Учиться отвечать на вопросы;
· Будем давать характеристику героям сказки;
· Учиться выделять основную мысль;
· Учиться составлять план к произведению;
· Продолжить знакомство с творчеством Д.Мамина-Сибиряка;
· Продолжим анализировать произведение « Серая Шейка»;
· Учиться отвечать на вопросы;
· Будем давать характеристику героям сказки;
· Учиться выделять основную мысль;
· Учиться составлять план к произведению;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.