«Сказка о страхе и четырёх ветрах»
для избавления от страхов и
гармонизации внутреннего состояния
У могучего Борея подрастали четыре ветра - четыре сына. Вечно занятый своими ветреными делами решил отдать Борей своих детей на воспитание в хорошие руки. Чтобы разнообразить земную атмосферу, а ветры выросли разными. Отдал он двоих сынов на воспитание Доброй Фее, а двоих других – Злой Колдунье.
Добрая Фея назвала ветер, наделённый мощной энергией, Дар- Ветер, а ветер малой силы Гладь-Ветер. Злая Колдунья назвала своего сильного воспитанника Громи-Ветер, а более слабого Завидуй-Ветер.
Выросли ветры такими, какими их воспитали приёмные матери.
Надувал Дар-Ветер паруса и вращал крылья ветряных мельниц, перемешивал застоявшуюся воду в морях и озёрах и приносил дождевые тучи. А когда уставал Дар-Ветер и уходил на отдых в горные ущелья, его сменял брат – Гладь-Ветер, который своим лёгким дыханием охлаждал траву, цветы, деревья, птиц, животных и людей. Для этих братьев переход от активной работы к заслуженному отдыху было таким же естественным явлением, как дыхание, – за вдохом следовал выдох и наоборот.
Не так вели себя другие два брата. Громи-Ветер вызывал разрушительные ураганы, валя деревья, срывая крыши с домов, вызывая катастрофические наводнения, калеча людей и животных. Второй воспитанник Злой Колдуньи, Завидуй-Ветер, не имел неистовой силы брата и непрестанно завидовал ему, делая людям и животным мелкие пакости. Он крутил маленькие смерчи, засыпая пылью глаза и разнося мусор по всем окрестностям. А причина такого поведения этих братьев была в том, что научила их Злая Колдунья страху. Всё им казалось, что вокруг злые, как их мачеха, силы, от которых нужно вначале спрятаться, а затем, в удобный момент раскрутить или ураган, или мелкий пыльный смерч, это уж на что хватит силы.
Стали люди жаловаться Борею на разрушительный характер Громи-Ветра, не один раз наказывал он его, запирая в пещеры, но каждый раз он вырывался оттуда ещё более агрессивный, чем прежде. Махнул на него рукой Борей, не в силах справиться со своим сыночком, но чтобы уравновесить его силы, дал возможность Завидуй-Ветру размножаться. Вскоре Завидуй-Ветров стало так много, что они приняли решение сообща расправиться с Громи-Ветром. «Нас ведь большинство,- говорили они,- и будет демократичным отдать власть нам». Как комары на слона, навалились Завидуй-Ветры на Громи-Ветер, свалили его, потащили в самую глубокую пещеру и завалили там огромными камнями. Вздохнули люди, уставшие от разрушений, а Завидуй-Ветры по-прежнему всего боялись и со страху стали искать, с кем бы ещё сразиться. И здесь они вспомнили о воспитанниках Доброй Феи. «А эти тут чего разгуливают по планете, ишь добрые какие! Не нужна нам их доброта, какая-то она пугающая!» Много их было, не справились с ними Дар-Ветер и Гладь-Ветер, оказались и они в глубоких пещерах.
Тускла и уныла стала Земля. Только маленькие пыльные смерчи бродили по всей земле, высушивая её и засыпая мусором. Взмолились люди:
- «Великий Борей! Куда ты смотришь? Во что превратилась цветущая Земля? Усмири этих трусливых поганцев – Завидуй-Ветры».
Грустно ответил им Борей:
- «Они ведь набрали свою силу от вас. Это ваша злоба, трусость и зависть создали Злую Колдунью, а она передала их своим воспитанникам. Есть только один способ укротить этих маленьких мерзавцев – избавиться от своих страхов».
- «Но ведь страх даёт нам возможность выжить, спрятаться. Ведь и твои добрые сыновья время от времени прячутся в горных ущельях».
- «Они не прячутся, они – отдыхают и набираются сил, а прячутся и сатанеют от злобы и зависти воспитанники Злой Колдуньи и разряжают накопленную энергию в больших и малых пакостях. Их страх или парализует на время, или вызывает последующую агрессию».
Призадумались люди, и часть из них стала меняться, используя силу страха для накопления энергии, а зависть сделав «белой», чтобы достигнуть того, что стало достоянием лучших из них. И только тогда они отбросили завалившие пещеры камни, и вышли на свободу все ветры. И каждый вновь стал делать свою работу. Поговаривают, что с каждым изменившимся человеком умирает один пыльный смерч.
Автор – Воронов М.В.,
врач-психотерапевт
Страх
Для работы с детскими страхами
Однажды я боялся собак... а также кошек, тараканов, моли, кузнечиков, змей и темноты...
Это очень неприятно - бояться чего-нибудь... А я боялся так, что даже ночью не закрывал глаза и старался не моргать, чтобы не было темно... Да ты и сам знаешь, как это страшно - бояться. Мало того, что от ужаса по тебе бегают мурашки и чувствуешь, как в горле пересыхает, так еще нужно делать вид, чтобы никто о твоем страхе не догадался - ведь засмеют! И смеялись... И как надо мной смеялись! И друзья, и старшие братья-сестры, и родители, и что самое неприятное, казалось, что даже эти самые козявки и собаки в подворотне хихикали и перемигивались, глядя на меня...
Но теперь все это в прошлом... Я совершенно спокойно остаюсь в пустой темной комнате, дружу с кошками и собаками, в общем, чувствую себя уверенно в окружающем мире... Как я этого добился? Сейчас открою тайну...
Однажды я познакомился с клоуном. Да-да, самым настоящим. Я был с родителями в цирке. На арене кривлялся клоун. Я не люблю цирк - во время представления там темно и много всякой живности. Но этот клоун меня заинтересовал. Он предложил всем, кто хочет, написать свои заветные желания на бумажке, внизу поставить свое имя и сложить записки в мешок. Я подумал: «а что, если? Ведь цирк все-таки!» и написал - «Хочу перестать бояться...» Клоун собрал желания, закрыл глаза и засунул руку в мешок, вытащил бумажонку - прочитал и вдруг, став совсем серьезным, - сказал: «Эта записка от очень смелого человека, его желание обязательно сбудется... сегодня... Пожалуйста, и он назвал мое имя -подойди ко мне за кулисы после представления.» От неожиданности я даже не успел испугаться...
И вот я уже в коморке у клоуна. Он смыл грим и оказался очень милым мужчиной - ровесником моего папы. От него я узнал множество клоунских секретов и тайн, но, к сожалению, не могу вам рассказать - дал слово!
А потом клоун посадил меня в мягкое кресло, запустил машинку, которая выдувает мыльные пузыри, и комната наполнилась каким-то непонятным волшебством.
Клоун сказал: «А ты знаешь, что ты самый большой молодец из всех молодцов - ведь даже взрослые сильные мужчины бояться признаться, в том, что чего-то бояться...
Да-да, они думают, что признавшись в своем страхе, окончательно потеряют свою силу. Ну а найти, в чем же твоя настоящая сила - вот в чем секрет. А страх - это один из мудрейших и разумнейших механизмов, придуманных Природой. Страх у человека - это все равно, что тормоза у машины. Представь, что вдруг все человечество полностью лишилось страхов: все без раздумий бегали бы через дорогу, пытались бы перейти вброд моря и океаны, кушали бы все подряд - ведь нет ограничений! Так машина без тормозов - просто мчится куда-то, ее заносит то вправо, то влево, а то и просто с обрыва - правда, страшно!
Вот то-то - оказывается, опасно полностью остаться без страха. А, кстати, знаешь, что в мире существуют целые институты, изучающие страх. И есть всего несколько человек во всем мире, полностью лишенных страха. К ним приставлены специальные люди, которые круглосуточно находятся рядом - ведь такой человек может запросто шагнуть с балкона, отрезать себе руку - вот что значит «бесстрашие». Хочешь быть таким? Нет? Ну и здорово. А наши с тобой проблемы - это просто ерунда... Давай я тебя научу фокусу. Готов?
Вот тебе воздушные шарики. Самые обыкновенные. Выбери любой цвет. Хочешь зеленый? - Хорошо. А теперь сосредоточься. Глубоко вдохни, теперь надуй как можно сильнее щеки. За твоими щеками сейчас находится боязнь темноты, собак и всего-всего - чувствуешь? - а теперь выдохни все это в шарик. Получилось? - молодец. А теперь еще раз собери внутри себя страхи, надуй щеки и выдохни их в шарик... Шарик растет, раздувается - раздувается - раздувается, проделай это еще несколько раз, пока не почувствуешь, что шарик надут полностью. Получилось?
А теперь перевяжи основание шарика ниткой и присмотрись к нему. Вот он, шарик - красивый, большой; цвета, который ты сам выбрал. И все твои проблемы теперь в нем. В нем - все страшные собаки, в нем самая страшная и зловещая темнота. А для тебя в мире осталось все самое яркое, радостное, дружелюбное и красивое. Если хочешь, нарисуй сейчас на этом шарике то, чего ты раньше боялся и то, что сейчас находится внутри. Возьми фломастеры - вот, умничка, - это собака? Ага. А это что - а, «темнота» - ну, просто молодец, я наверное, «темноту» не смог бы нарисовать.
И теперь, когда ты будешь видеть то, что тебя раньше пугало, просто представь этот шарик или мысленно помести эту «проблему» в шарик, и она перестанет быть проблемой. Ты почувствуешь себя защищенным. Ну, сам подумай, разве можно бояться собаки, спрятанной в маленький воздушный шарик... Правда, смешно?»
... А на следующий день цирк уехал...
Вот так. Еще несколько раз я «выдыхал» свой страх в шарик. Представлял собак и кошек внутри него. А потом, незаметно для себя, перестал бояться. Попробуй, может быть, и тебе пригодиться рецепт моего друга - клоуна....
Помнишь, нужно сосредоточиться, представить, как собираешь изнутри весь свой страх, помещаешь его за щеки и выдуваешь в шарик. Затем, рисуешь на надутом шарике то, что в него «вдул». И все... А шарик - выпускаешь в окошко, лопаешь или любуешься дома, как захочешь...
Автор – Воронов М.В.,
врач-психотерапевт
Мастер и страх
Жил-был на свете Мастер. Он давным-давно перестал улыбаться - все валилось из его рук. В мастерской было тихо и темно, пыль и паутина покрыли толстым слоем инструменты и приспособления. Сам Мастер неподвижно сидел под окном, скованный, словно льдом, страхом, что его творения бесполезны и бездарны.
Так проходили дни и ночи. Но однажды дверь мастерской с грохотом распахнулась. На пороге в клубах взметнувшейся пыли стоял Кредитор. Он подскочил к Мастеру, схватил его за плечи и, разгневанно вращая глазами, закричал: "Что ты сидишь? Ты должен мне денег! Если через три дня не принесешь мне весь долг до копеечки, вышвырну тебя из мастерской на улицу". Грохнув на прощание кулаком по столу, и свалив лежавшие на нем инструменты на пол, Кредитор ушел.
Мастер остался стоять посреди разбросанных вещей. Его кулаки были крепко сжаты, а сквозь стиснутые зубы со свистом вырывался воздух. Краска стыда горячей волной залила лицо Мастера - он понял, что из-за собственных страхов нарушил обещания, данные многим людям, самым нетерпеливым из которых оказался Кредитор.
Медленно вышел Мастер на улицу, постоял, и устало опустился прямо на землю у крыльца. Его раскалывали тревожные чувства: с одной стороны - долг и собственное достоинство, память о былых стремлениях и уверенность в своих умелых руках, а с другой - опасения, что его творения никому не нужны, не интересны, не стоят и ломаного гроша, и апатия, безразличие к будущему.
Не видя никакого выхода, Мастер еще больше опечалился, тяжело вздохнул и вернулся обратно в мастерскую. Зажег свет и принялся сметать пыль, отчищать до блеска инструменты, раскладывать все по местам. Его движения казались механическими - душой он унесся в счастливые прошлые дни, когда был молод, полон идей, проектов, желаний, когда работа в его руках спорилась и глаза горели.
Постепенно плечи Мастера расслабились, движения стали плавными и сосредоточенными, на бледном лице появился легкий румянец - ему явно пришла в голову хорошая идея.
На следующее утро, проснувшись пораньше, он надел свою любимую зеленую бархатную мантию, достал из чулана огромное сучковатое полено и закрылся в мастерской. Весь день оттуда доносились странные звуки: стук, скрежет, визг и грохот. Взволнованные соседи то и дело подходили к его двери, прислушивались и, пожимая плечами, качали головой.
И только когда солнце закатилось за красный горизонт и окна домов расцветились огоньками, Мастер, улыбаясь и вытирая пот со лба, вышел на крыльцо.
В глубине мастерской скрывалось нечто чудесное и прекрасное. Мастер светился от радости. Теперь, после самоотверженной работы, в его сердце поселилась надежда на новый творческий взлет.
В назначенный срок в мастерской снова появился Кредитор в сопровождении судебных исполнителей. Мастер встретил их спокойно и приветливо. "Прежде чем вы начнете описывать имущество, - сказал он, - хочу показать мое последнее творение". С этими словами Мастер откинул белое покрывало, и перед изумленными зрителями возникло чудо. Не в силах оторвать взгляд от необыкновенной работы Мастера, Кредитор прошептал, что прощает ему все долги, просит лишь продать шедевр.
К вечеру весть о волшебной статуе разнеслась по всему городу. И долго еще под покровом ночи горожане переговаривались, удивляясь и восхищаясь гением Мастера.
Мастер тоже не спал, все глядел то на темно-синее небо в россыпях звезд, то на свое детище, мягко освещаемое лунными бликами. Казалось, он о чем-то советуется с ночью, и та отвечает ему шорохом крыльев летучей мыши, журчанием фонтанчика во дворе, легким треском флюгера на крыше…
Скоро свежий утренний ветерок распахнул занавески, где-то вдалеке прокукарекал звонкий петух, краешек неба зарозовел как щечка сонного малыша. Мастер упруго соскочил с кровати, быстро собрался, завернул свой шедевр в покрывало и вышел навстречу новому дню.
Он отправился на центральную площадь города, где по выходным шумел рынок, а вечерами давали представления для прогуливающихся парами, семьями и веселыми компаниями горожан. Перед ратушей, посередине изящной клумбы, в разноцветье роз и лилий возвышалась небольшая мраморная колонна. Никто уже и не помнил: стоял ли здесь монумент городскому благодетелю, или его только собирались поставить.
К тому времени, как на площади появились первые дворники в пунцовых рубахах, на постаменте возвышалась прекрасная скульптура, а Мастер - ее творец - сидел на лавочке неподалеку и наблюдал.
Постепенно площадь заполнялась народом. Вот кто-то, открыв рот, застыл перед статуей. Второй, третий, уже целая толпа, увеличивающаяся с каждой минутой, разглядывала ее, восхищенно затаив дыхание.
Мастер заметил, как посветлели и разгладились лица людей, увлажнились от слез глаза, на губах заиграли мягкие улыбки. Он подошел ближе и услышал голос Кредитора, который заворожено произнес: "Она прекрасна как сама любовь". "Любовь, любовь", - эхом рассыпались эти слова в людской массе.
Мастер потихоньку выбрался из гущи людей и пошел по залитым ярким дневным светом улицам к себе в мастерскую. Его свободная белая рубаха пузырилась и трепетала на ветру, как будто за спиной у него разворачивались крылья. В душе Мастера отныне также поселилась окрыленность. В его сердце не осталось больше страхов, лишь уверенность в своем мастерстве, радость творчества и неукротимая энергия созидания. Мастер ускорил шаг. От желания работать у него нестерпимо чесались руки.
Татьяна Маркина
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.