Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 14.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.
Иконка файла материала консул.сказка на ПЕЧАТЬ.docx
Сказка как средство духовно­нравственного воспитания детей дошкольного возраста воспитатель «Ясли ­ детского сада «Бөбек» Каргалинского района Давлетова Лариса Юрьевна «Сказка ложь, да в ней намек!  Добрым молодцам урок!» Духовно­нравственное воспитание – это формирование ценностного  отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие  человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости,  ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче  накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само  существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы  воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом  особенностей мировоззрения и социально­культурного развития данного  общества. Духовно­нравственное становление нового поколения, подготовка  детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития  Казахстана. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска  наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.  Действенным средством в воспитании моральных качеств личности  дошкольников является сказка. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только  как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педа­ гогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для  нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на  которых дети постигают многообразие мира. Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого  мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же  свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о  педагогическом значении сказок и их психологическом воздействия на  ребенка В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что  «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств,  без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к  человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок  познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка  благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где  дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней  свои детские мечты. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит  мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества.  Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой,  наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче  разобраться в самой действительности. В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и  дружба. Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную  воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки,  юноши, ребенка (мальчика или девочки). Итак, в народной сказке определились герой, столь привлекательный и  поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, вырази­ тельный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных  классиками литературы ­ В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым,  К. И. Чуковским, а также современными писателями, как отечественными,  так и зарубежными. Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью  воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности  сказки как жанра. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над  злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное  значение этого средства. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма  эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних  столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет  увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно  утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей,  прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания. Образность ­ важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие  детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно  весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые  сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, ос­ троумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнооб­ разным художественным средствам, например гиперболизации. Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог ­ народ  проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как  правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть  сказки, специальное назначение которых — позабавить слушателей.Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в  сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым мо­ лодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими  образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как  бы исподволь складывается в сознании слушателя. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ,  обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач,  театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок,  выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный  процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и  планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.