Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.
Сказка как средство духовнонравственного воспитания детей
дошкольного возраста
воспитатель «Ясли детского сада «Бөбек» Каргалинского района
Давлетова Лариса Юрьевна
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок!»
Духовнонравственное воспитание – это формирование ценностного
отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие
человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости,
ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и
мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче
накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само
существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы
воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом
особенностей мировоззрения и социальнокультурного развития данного
общества. Духовнонравственное становление нового поколения, подготовка
детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития
Казахстана. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска
наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Действенным средством в воспитании моральных качеств личности
дошкольников является сказка.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только
как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педа
гогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для
нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на
которых дети постигают многообразие мира.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого
мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота
и непосредственность народного творчества соответствуют таким же
свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о
педагогическом значении сказок и их психологическом воздействия на
ребенка
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что
«сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств,
без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к
человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок
познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка
благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где
дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней
свои детские мечты.
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит
мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества.
Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой,
наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче
разобраться в самой действительности.
В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные
блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие
недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и
дружба.
Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную
воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки,
юноши, ребенка (мальчика или девочки).
Итак, в народной сказке определились герой, столь привлекательный и
поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, вырази
тельный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных
классиками литературы В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым,
К. И. Чуковским, а также современными писателями, как отечественными,
так и зарубежными.
Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью
воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности
сказки как жанра.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над
злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное
значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма
эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних
столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет
увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно
утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей,
прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие
детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно
весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые
сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, ос
троумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнооб
разным художественным средствам, например гиперболизации.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог народ
проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как
правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть
сказки, специальное назначение которых — позабавить слушателей.Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в
сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым мо
лодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими
образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как
бы исподволь складывается в сознании слушателя.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ,
обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач,
театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок,
выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный
процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и
планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.