«Сказка с колыбели сопровождает все человечество в целом и каждого его отдельного представителя, и является удивительным явление человеческой культуры, многогранность которого порождает интерес специалистов самых разных областей научного знания.
Исчерпывающую оценку сказкам дал Ушинский: «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во всех детских народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты; из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко обозримое, полное движения, жизни и интереса».
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Сказка с колыбели сопровождает все человечество в целом и каждого
его отдельного представителя, и является удивительным явление
человеческой культуры, многогранность которого порождает интерес
специалистов самых разных областей научного знания.
Исчерпывающую оценку сказкам дал Ушинский: «Это — первые и
блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто
нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением
народа. Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во
всех детских народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова
и обороты; из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя
более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное,
легко обозримое, полное движения, жизни и интереса».
Многие психологи рассматривают сказки с точки зрения проявления
человеческих проблем. Сюжет сказки строго последователен, однолинеен,
развивается вокруг главного героя, победа которого обязательна. Герои
сказки, внутренне статичные образы – типы, полностью зависят от своей
сюжетной роли, раскрываются в действии: сказки максимально используют
время как художественный фактор, выражая этим свою эпическую сущность.
Сказки обладают ясной композицией, где используется повтор.
Младший дошкольник из содержания сказки улавливает те моменты,
которые имеют место в его жизни: еда, отход ко сну, игра и другие события
повседневной жизни. Он может слушать одну и ту же сказку много раз и
радуется сочетанию звуков и слов, не вникая, не будучи не в состоянии
вполне вникнуть в содержание. Доступны ребенку в этот период его жизни
книгикартинки, изображающие знакомые ему предметы из окружающей
среды.В средней и старшей группах хорошо удается драматизация волшебных
сказок. Волшебная сказка наделяет ребёнка мощным орудием адекватного
систематизирования и
познания окружающей действительности,
структурирования приобретаемого и уже существующего сенсорного опыта. В
старшей же группе дети начинают драматизировать исторические сказки. В
старшем дошкольном возрасте всё непосредственно окружающее его он уже
хорошо знает, и внимательно исследовал, но все, что находится за пределами
непосредственно его окружающего, он готов наполнить любым содержанием.
Сказочники воспроизводят мир во всей его предметной
вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены
солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным
блеском молний, громыханием грома — всеми чертами окружающего мира.
Ночь в сказках — темная, солнце красное, море — синее, лебеди — белые,
луга — зеленые. Меч у героя — острый, дворцы — белокаменные, камни —
самоцветные, столы — дубовые, пироги — пшеничные. Вещи и предметы
имеют четкие формы: известны их материал, качество.
Таким образом, ясностью и доступностью образных решений делает
сказки благодатным педагогическим материалом в сенсорном развитии детей
дошкольного возраста. Сказка традиционно считается одной из форм
организации детского опыта. Существование скрытого за незатейливым на
первый взгляд сказочным повествованием развивающего потенциала сказки
давно осознано в педагогике. Однако на сегодняшний день нельзя сказать, что
этот потенциал максимально востребован. Не существует общепринятого
определения сказки; проблема типологии сказок также не имеет однозначного
решения, что можно объяснить чрезвычайным разнообразием сказок по
героям, сюжетам, композиции, а также тем, что до сих пор не найден тот
решающий признак, который мог бы быть положен в основу различения
сказок. Лишь выделена волшебная сказка и ее роль в психическом развитии
дошкольника.Сказки увлекают яркими образами, которые созвучны внутренним
ожиданиям ребёнка, создают эмоциональноположительный жизненный фон,
укрепляют оптимистическое восприятие мира. Особенности детства:
стремление к новому, яркому, необычному, умение удивляться, склонность к
преувеличениям, способность мечтать, эмоциональная отзывчивость,
потребность в сопереживании и деятельном добре – всё это привлекает
ребёнка к сказке. Сказка говорит с ребёнком на близком ему языке, смотрит
на действительность его глазами.
Благодаря голографической (объёмной) функции сказки ребёнок может
представлять мироздание в его трехмерном пространственном (высота,
ширина, длина) и временном измерениях (прошлое, настоящее, будущее).
Более того, универсальный мир сказки способен актуализировать все органы
чувств.
Дошкольный возраст это возраст сказки, которая в полной мере
учитывает возрастные возможности дошкольника, поскольку:
язык сказки доступен ребенку;
сказка опирается на образное мышление ребёнка: наслаждаясь ее
образами, ребенок незаметно для себя усваивает информацию;
настроение сказки очень близко эмоциональному миру ребенка.