СКАЗКА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 04.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Сказка с колыбели сопровождает все человечество в целом и каждого его отдельного представителя, и является удивительным явление человеческой культуры, многогранность которого порождает интерес специалистов самых разных областей научного знания. Исчерпывающую оценку сказкам дал Ушинский: «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во всех детских народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты; из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко обозримое, полное движения, жизни и интереса».
Иконка файла материала Сказка как средство сенсорного развития детей.doc
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА    «Сказка с колыбели сопровождает все человечество в целом и каждого его   отдельного   представителя,   и   является   удивительным   явление человеческой   культуры,   многогранность   которого   порождает   интерес специалистов самых разных областей научного знания.    Исчерпывающую   оценку   сказкам   дал   Ушинский:   «Это   —   первые   и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто­ нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во всех детских народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты; из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко обозримое, полное движения, жизни и интереса».   Многие психологи рассматривают сказки с точки зрения проявления человеческих   проблем.   Сюжет   сказки   строго   последователен,   однолинеен, развивается   вокруг   главного   героя,   победа   которого   обязательна.   Герои сказки,   внутренне   статичные   образы   –   типы,   полностью   зависят   от   своей сюжетной роли, раскрываются в действии: сказки максимально используют время как художественный фактор, выражая этим свою эпическую сущность. Сказки обладают ясной композицией, где используется повтор.  Младший дошкольник из содержания сказки улавливает те моменты, которые имеют место в его жизни: еда, отход ко сну, игра и другие события повседневной жизни. Он может слушать одну и ту же сказку много раз и радуется   сочетанию   звуков   и   слов,   не   вникая,   не   будучи   не   в   состоянии вполне вникнуть в содержание. Доступны ребенку в этот период его жизни книги­картинки,   изображающие   знакомые   ему   предметы   из   окружающей среды.В средней и старшей группах хорошо удается драматизация волшебных сказок.   Волшебная   сказка   наделяет   ребёнка   мощным   орудием   адекватного   систематизирования   и познания   окружающей   действительности, структурирования приобретаемого и уже существующего сенсорного опыта. В старшей же группе дети начинают драматизировать исторические сказки. В старшем дошкольном возрасте всё непосредственно окружающее его он уже хорошо знает, и внимательно исследовал, но все, что находится за пределами непосредственно его окружающего, он готов наполнить любым содержанием.    Сказочники   воспроизводят   мир   во   всей   его   предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным   светом,   лесным   шумом,   посвистыванием   ветра,   ослепительным блеском молний, громыханием грома — всеми чертами окружающего мира. Ночь в сказках — темная, солнце ­ красное, море — синее, лебеди — белые, луга — зеленые. Меч у героя — острый, дворцы — белокаменные, камни — самоцветные,   столы   —   дубовые,   пироги   —   пшеничные.   Вещи   и   предметы имеют четкие формы: известны их материал, качество.  Таким   образом,   ясностью   и   доступностью   образных   решений   делает сказки благодатным педагогическим материалом в сенсорном развитии детей дошкольного   возраста.   Сказка   традиционно   считается   одной   из   форм организации   детского   опыта.   Существование   скрытого   за   незатейливым   на первый  взгляд сказочным повествованием   развивающего  потенциала  сказки давно осознано в педагогике. Однако на сегодняшний день нельзя сказать, что этот   потенциал   максимально   востребован.   Не   существует   общепринятого определения сказки; проблема типологии сказок также не имеет однозначного решения,   что   можно   объяснить   чрезвычайным   разнообразием   сказок   по героям, сюжетам, композиции, а также тем, что до сих пор не найден тот решающий   признак,   который   мог   бы   быть   положен   в   основу   различения сказок. Лишь выделена волшебная сказка и ее роль в психическом развитии дошкольника.Сказки   увлекают   яркими   образами,   которые   созвучны   внутренним ожиданиям ребёнка, создают эмоционально­положительный жизненный фон, укрепляют   оптимистическое   восприятие   мира.   Особенности   детства: стремление к новому, яркому, необычному, умение удивляться, склонность к преувеличениям,   способность   мечтать,   эмоциональная   отзывчивость, потребность   в   сопереживании   и   деятельном   добре   –   всё   это   привлекает ребёнка к сказке. Сказка говорит с ребёнком на близком ему языке, смотрит на действительность его глазами.  Благодаря голографической (объёмной) функции сказки ребёнок может представлять   мироздание   в   его   трехмерном   пространственном   (высота, ширина,   длина)   и   временном   измерениях   (прошлое,   настоящее,   будущее). Более того, универсальный мир сказки способен актуализировать все органы чувств.  Дошкольный   возраст   ­   это   возраст   сказки,   которая   в   полной   мере учитывает возрастные возможности дошкольника, поскольку:   язык сказки доступен ребенку; сказка опирается на образное мышление ребёнка: наслаждаясь ее образами, ребенок незаметно для себя усваивает информацию;  настроение сказки очень близко эмоциональному миру ребенка.