Человек - часть природы, вне которой он не может существовать, однако многовековое развитие человеческой цивилизации привело к существенным изменениям окружающей среды. Экономическое развитие интенсивно вовлекает в производство природные ресурсы, потребление которых значительно превысило темпы их естественного возобновления. В результате происходит деградация среды обитания человека, что ведет к глобальной природной катастрофе. В связи с этим человек должен изменить свою жизненную позицию во взаимоотношениях с природой.
Сказка неотделима от красоты…
Человек часть природы, вне которой он не может существовать,
однако многовековое развитие человеческой цивилизации привело к
существенным изменениям окружающей среды. Экономическое развитие
интенсивно вовлекает в производство природные ресурсы, потребление
которых значительно превысило темпы их естественного возобновления. В
результате происходит деградация среды обитания человека, что ведет к
глобальной природной катастрофе. В связи с этим человек должен изменить
свою жизненную позицию во взаимоотношениях с природой.
Цель экологического образования формирование ответственного
отношения к природе.
Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер
экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе
планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления
человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с
этим экологическое образование как “непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития личности, направленный на формирование системы
научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения
и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей
социальноприродной среде и здоровью становится новым приоритетным
направлением педагогической теории и практики” (Из Концепции общего и
среднего общеобразовательного образования).
Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой
задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание
молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе,
охране природных богатств.Актуальность проблемы – за последние 100 лет вымерло уже около 300
видов животных, ежегодно с лица Земли исчезает десятки видов живых
организмов, и существование человека как биологического вида сегодня стоит
под вопросом… Но сила, которая заставляет траву расти, фрукты зреть,
которая направляет птиц в полёте, есть во всех нас.
Экология… Красивое слово, пришедшее к нам изза рубежа. И сейчас,
пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло
в нашу жизнь, во все отросли, в умы людей.
В настоящее время существует немало литературы для познания
экологии. Хорошим материалом в этом плане является сказка. И
действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает,
знакомит ребенка с окружающим миром. Она – универсальный учитель. Если
в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о
взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой,
то сказка будет источником формирования элементарных экологических
понятий.
Цель экологической сказки дать точную, научнодостоверную
информацию. В сказках очень точно подмечены особенности многих
животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются
национальные и культурные традиции. Это сказки таких писателей как:
Б.Заходера, В.Танасуйчика, Л.Толстого, Г.Пришвина. Очень большую пользу
приносят и русские народные сказки.
Еще Сухомлинский писал: “Сказка неотделима от красоты… Благодаря
сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только
познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает
свое отношение к добру и злу”.Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и
сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок
придумал сказку, “связал в своем воображении несколько предметов
окружающего мира, значит, можно сказать, что он научился мыслить”
(Сухомлинский).
Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую
природу, которая создает и Перемещение в сказках центра внимания детей с
человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания
людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее.
Это должно лежать в основе экологического воспитания детей.
Говоря об экологическом воспитании нельзя не сказать о значимости
экскурсий, об общении ребенка с природой. На экскурсиях учащиеся узнают
не только многообразный мир растений, но и сталкиваются со многими
загадками из мира животных. Именно данная форма проведения урока даст
возможность более близкого и конкретного ознакомления с животным миром
и поможет провести наблюдения в естественной обстановке. Такие явления,
как предупреждающая и маскирующая окраска у насекомых, разнообразные
приспособления для защиты и нападения у зверей, способы добывания пищи у
птиц и их особенность строить гнезда, многообразие в передвижении и подаче
звуков, могут быть подмечены и поняты только при непосредственном
соприкосновении с природой.
Готовясь к занятиям по экологии для младших школьников можно
включать работу с пословицами, предлагать ребятам конкурс знатоков
экологов “Что мы знаем о природе”, игры например “Какой бывает вода”,
дискуссии, беседы, творческие задания, разучивание стихотворений о
природе, о животном мире и др., загадки, прослушивание аудиозаписей и т.д.Занимаясь экологическим воспитанием всегда нужно помнить самое
главное что, Воздух отец, Вода мать, Земля дом, Роса национальное
богатство.