Человек - часть природы, вне которой он не может существовать, однако многовековое развитие человеческой цивилизации привело к существенным изменениям окружающей среды. Экономическое развитие интенсивно вовлекает в производство природные ресурсы, потребление которых значительно превысило темпы их естественного возобновления. В результате происходит деградация среды обитания человека, что ведет к глобальной природной катастрофе. В связи с этим человек должен изменить свою жизненную позицию во взаимоотношениях с природой.
Гинаятуллина Т.Ш. -статья.docx
Сказка неотделима от красоты…
Человек часть природы, вне которой он не может существовать,
однако многовековое развитие человеческой цивилизации привело к
существенным изменениям окружающей среды. Экономическое развитие
интенсивно вовлекает в производство природные ресурсы, потребление
которых значительно превысило темпы их естественного возобновления. В
результате происходит деградация среды обитания человека, что ведет к
глобальной природной катастрофе. В связи с этим человек должен изменить
свою жизненную позицию во взаимоотношениях с природой.
Цель экологического образования формирование ответственного
отношения к природе.
Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер
экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе
планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления
человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с
этим экологическое образование как “непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития личности, направленный на формирование системы
научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения
и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей
социальноприродной среде и здоровью становится новым приоритетным
направлением педагогической теории и практики” (Из Концепции общего и
среднего общеобразовательного образования).
Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой
задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание
молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе,
охране природных богатств. Актуальность проблемы – за последние 100 лет вымерло уже около 300
видов животных, ежегодно с лица Земли исчезает десятки видов живых
организмов, и существование человека как биологического вида сегодня стоит
под вопросом… Но сила, которая заставляет траву расти, фрукты зреть,
которая направляет птиц в полёте, есть во всех нас.
Экология… Красивое слово, пришедшее к нам изза рубежа. И сейчас,
пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло
в нашу жизнь, во все отросли, в умы людей.
В настоящее время существует немало литературы для познания
экологии. Хорошим материалом в этом плане является сказка. И
действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает,
знакомит ребенка с окружающим миром. Она – универсальный учитель. Если
в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о
взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой,
то сказка будет источником формирования элементарных экологических
понятий.
Цель экологической сказки дать точную, научнодостоверную
информацию. В сказках очень точно подмечены особенности многих
животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются
национальные и культурные традиции. Это сказки таких писателей как:
Б.Заходера, В.Танасуйчика, Л.Толстого, Г.Пришвина. Очень большую пользу
приносят и русские народные сказки.
Еще Сухомлинский писал: “Сказка неотделима от красоты… Благодаря
сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только
познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает
свое отношение к добру и злу”. Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и
сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок
придумал сказку, “связал в своем воображении несколько предметов
окружающего мира, значит, можно сказать, что он научился мыслить”
(Сухомлинский).
Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую
природу, которая создает и Перемещение в сказках центра внимания детей с
человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания
людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее.
Это должно лежать в основе экологического воспитания детей.
Говоря об экологическом воспитании нельзя не сказать о значимости
экскурсий, об общении ребенка с природой. На экскурсиях учащиеся узнают
не только многообразный мир растений, но и сталкиваются со многими
загадками из мира животных. Именно данная форма проведения урока даст
возможность более близкого и конкретного ознакомления с животным миром
и поможет провести наблюдения в естественной обстановке. Такие явления,
как предупреждающая и маскирующая окраска у насекомых, разнообразные
приспособления для защиты и нападения у зверей, способы добывания пищи у
птиц и их особенность строить гнезда, многообразие в передвижении и подаче
звуков, могут быть подмечены и поняты только при непосредственном
соприкосновении с природой.
Готовясь к занятиям по экологии для младших школьников можно
включать работу с пословицами, предлагать ребятам конкурс знатоков
экологов “Что мы знаем о природе”, игры например “Какой бывает вода”,
дискуссии, беседы, творческие задания, разучивание стихотворений о
природе, о животном мире и др., загадки, прослушивание аудиозаписей и т.д. Занимаясь экологическим воспитанием всегда нужно помнить самое
главное что, Воздух отец, Вода мать, Земля дом, Роса национальное
богатство.
Сказка неотделима от красоты...
Сказка неотделима от красоты...
Сказка неотделима от красоты...
Сказка неотделима от красоты...
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.