Сказка неотделима от красоты...

  • Лекции
  • docx
  • 06.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Человек - часть природы, вне которой он не может существовать, однако многовековое развитие человеческой цивилизации привело к существенным изменениям окружающей среды. Экономическое развитие интенсивно вовлекает в производство природные ресурсы, потребление которых значительно превысило темпы их естественного возобновления. В результате происходит деградация среды обитания человека, что ведет к глобальной природной катастрофе. В связи с этим человек должен изменить свою жизненную позицию во взаимоотношениях с природой.
Иконка файла материала Гинаятуллина Т.Ш. -статья.docx
Сказка неотделима от красоты… Человек   ­   часть   природы,   вне   которой   он   не   может   существовать, однако   многовековое   развитие   человеческой   цивилизации   привело   к существенным   изменениям   окружающей   среды.   Экономическое   развитие интенсивно   вовлекает   в   производство   природные   ресурсы,   потребление которых   значительно   превысило   темпы   их   естественного   возобновления.  В результате   происходит   деградация   среды   обитания   человека,   что   ведет   к глобальной природной катастрофе. В связи с этим человек должен изменить свою жизненную позицию во взаимоотношениях с природой. Цель   экологического   образования   ­   формирование   ответственного отношения к природе. Экологическая   ситуация   во   всем   мире,   глобальный   характер экологических   проблем   и   своеобразное   их   проявление   в   каждом   регионе планеты   настоятельно   требуют   скорейшей   перестройки   мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим   экологическое   образование   как   “непрерывный   процесс   обучения, воспитания   и   развития   личности,   направленный   на   формирование   системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и   деятельности,   обеспечивающих   ответственное   отношение   к   окружающей социально­природной   среде   и здоровью   становится   новым   приоритетным направлением педагогической теории и практики” (Из Концепции общего и среднего общеобразовательного образования). Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу   большой   экономической   и   социальной   значимости:   воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, охране природных богатств.Актуальность проблемы – за последние 100 лет вымерло уже около 300 видов   животных,   ежегодно   с   лица   Земли   исчезает   десятки   видов   живых организмов, и существование человека как биологического вида сегодня стоит под   вопросом…   Но   сила,   которая   заставляет   траву   расти,   фрукты   зреть, которая направляет птиц в полёте, есть во всех нас. Экология… Красивое слово, пришедшее к нам из­за рубежа. И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отросли, в умы людей.   В   настоящее   время   существует   немало   литературы   для   познания экологии.   Хорошим   материалом   в   этом   плане   является   сказка.   И действительно,  сказка   не   только   развлекает,  она   ненавязчиво   воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром. Она – универсальный учитель. Если в   сказку   внесены   некоторые   биологические   знания   и   понятия   о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой, то   сказка   будет   источником   формирования   элементарных   экологических понятий. Цель   экологической   сказки   ­   дать   точную,   научно­достоверную информацию.   В   сказках   очень   точно   подмечены   особенности   многих животных,   растений,   природных   явлений,   ландшафтов,   описываются национальные   и   культурные   традиции.   Это   сказки   таких   писателей   как: Б.Заходера,  В.Танасуйчика, Л.Толстого, Г.Пришвина. Очень большую пользу приносят и русские народные сказки. Еще Сухомлинский писал: “Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке   ребенок   познает   мир   не   только   умом,   но   и   сердцем.   И   не   только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу”.Одним   из   показателей   уровня   понимания   экологических   проблем   и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок придумал   сказку,   “связал   в   своем   воображении   несколько   предметов окружающего   мира,   ­   значит,   можно   сказать,   что   он   научился   мыслить” (Сухомлинский). Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это должно лежать в основе экологического воспитания детей. Говоря об экологическом воспитании нельзя не сказать о значимости экскурсий, об общении ребенка с природой. На экскурсиях учащиеся узнают не   только   многообразный   мир   растений,   но   и   сталкиваются   со   многими загадками из мира животных. Именно данная форма проведения урока даст возможность более близкого и конкретного ознакомления с животным миром и поможет провести наблюдения в естественной обстановке. Такие явления, как предупреждающая и маскирующая окраска у насекомых, разнообразные приспособления для защиты и нападения у зверей, способы добывания пищи у птиц и их особенность строить гнезда, многообразие в передвижении и подаче звуков,   могут   быть   подмечены   и   поняты   только   при   непосредственном соприкосновении с природой. Готовясь   к   занятиям   по   экологии   для   младших   школьников   можно включать   работу   с   пословицами,   предлагать   ребятам   конкурс   знатоков­ экологов “Что мы знаем о природе”, игры ­ например “Какой бывает вода”, дискуссии,   беседы,   творческие   задания,   разучивание   стихотворений   о природе, о животном мире и др., загадки, прослушивание аудиозаписей и т.д.Занимаясь   экологическим   воспитанием   всегда   нужно   помнить   самое главное что, Воздух ­ отец, Вода ­ мать, Земля ­ дом, Роса ­ национальное богатство.