Сказкотерапевтические технологии 2
Оценка 5

Сказкотерапевтические технологии 2

Оценка 5
pdf
02.04.2021
Сказкотерапевтические технологии 2
Сказкотерапевтические технологии в работе с младшими школьниками. Начальная школа..pdf

Лекция 6

Сказкотерапевтические технологии  в работе с младшими школьниками

Приемы работы со сказкой в начальной школе

Возможности сказкотерапии в психологической работе с учащимися начальной школы очень широки. Дети этого возраста открыты к сказке, сказочный мир для них естественен и привлекателен. Для них разработано огромное количество конкретных игр и упражнений, использующих элементы сказкотерапии и преследующих самые различные цели. Приведем некоторые наиболее распространенные приемы работы со сказкой в начальной школе (кстати говоря, эти приемы могут быть применены не только во время специальных занятий с психологом, но и педагогом на уроках чтения, например, в целях развития воображения, образного и логического мышления и творческих способностей):

1.          Обсуждение содержания сказки, прежде всего ее важнейшей темы и смысла. Очень важно дать возможность детям высказать разные мнения, не критикуя и не прерывая.

2.          Характеристика героев с формулированием своего отношения (трактовка персонажей часто становится своеобразным проективным тестом, дающим много психологической информации о детях).

3.          Изменение конца сказки. Этот прием надо использовать с осторожностью (особенно в отношении народных сказок) и только тогда, когда он представляется крайне необходимым: в случае, например, если конец сказки вызывает резко негативную реакцию у ребенка.

4.          Продолжение известной сказки («А что случилось дальше?»).

5.          Сравнение одних и тех же персонажей из разных сказок. Например, волк в одних сказках – злобное, но глупое животное, а в других – верный и надежный помощник («Иван-царевич и Серый Волк»)

6.          Включение в сказку персонажа другой сказки. Что произошло бы, если бы, скажем, Карлсон пришел на помощь Буратино в «Золотом Ключике»?

7.          Рисование иллюстраций к сказке.

8.          Создание комикса по сказке с выделением ключевых моментов.

9.          Подбор музыкальных фрагментов под каждого персонажа и музыкальной темы всей сказки.

10.      Подбор цвета под каждого персонажа и цветовой гаммы всей сказки.

11.      Мини-сочинения «Письмо герою». Можно предложить всем детям написать письмо одному персонажу, а можно дать им возможность выбора.

12.      Придумывание детьми вопросов, адресованных сказочным персонажам.

13.      Словесное рисование (подробное описание места действия, облика персонажей и т.д.)

14.      Театрализация:

а) постановка всей сказки или отдельного эпизода;

б) вопросы к детям, находящимся в ролях (анализ из ролей);

в) погружение в роль и обсуждение «Если бы я был этим персо-

нажем…»;

г) рассказывание сказки от лица одного из персонажей;

д) озвучивание фраз персонажей сказки в разных эмоциональных

состояниях;

е) разыгрывание одного и того же эпизода, но с разными вари-

антами развития событий;

15.      Сочинение сказок:

а) по опорным словам (взрослый предлагает набор специально

подобранных слов, а дети должны сочинить сказку, в которой встретились бы эти слова);

б) как завершение имеющегося зачина (см. набор возможных

зачинов в приложении);

в) в результате соединения случайно выбранных сказочных пер-

сонажей разных сказок («салат из сказок»);

г) сказка по кругу;

д) сказка по заданной теме;

е) свободное сочинение сказок.

16.      Суд над персонажем (дети делятся на «группу обвинения», «группу защиты» и «судей»: реализуется процедура суда с оглашением приговора; подсудимыми могут быть волшебник Гудвин, коварные братья Ивана-царевича, Баба Яга и др.).

17.      «Кого бы ты смог сыграть в сказке?» («Кем меня видят?»).

18.      Сказка наизнанку (замена поочередно всех ключевых слов и признаков в начале сказки на противоположные). Например, традиционное начало сказки: «В одной деревне жили-были старик со старухой…». Меняем каждое слово на условно противоположное: «В двух городах не было ни одной девушки и ни одного юноши…». Вот и готов зачин новой сказки – нужно придумать продолжение.

19.      Сказка-калька (создание сказки по имеющейся модели).

20.      «Что было бы, если бы…»: Золушка была бы лентяйкой, у Змея Горыныча кончился запас огневой мощи, Мальчик-с-пальчик превратился в великана и т.п.

Разумеется, этот список далеко не исчерпывающий. Многие из названных приемов предложил еще Джанни Родари в своей известной книжке, но ими до сих пор с успехом пользуются сказкотерапевты. Еще один важный прием, на который стоит обратить особое внимание, – использование «сказочных зачинов». Начало сказочной истории написано на отдельной карточке. В этом зачине в сказочнометафорической форме отражена определенная психологическая проблема, характерная для детей младшего школьного возраста. Ребенку, имеющему сходную проблему, можно предложить сочинить продолжение сказки (психолог может ненавязчиво помогать ему в этом). Решение проблемы на метафорическом уровне помогает справиться с ней и в реальной жизни. Возможен вариант применения «сказочных зачинов» в работе с родителями младших школьников: тогда завершение сказки придумывают родители. Примеры «сказочных зачинов» представлены в приложении 2.

«Карты Проппа» и их возможности

Особую роль в работе с младшими школьниками могут сыграть «карты Проппа». Что это такое?

Известный фольклорист В.Я. Пропп на основе анализа большого количества русских народных сказок сформулировал несколько «сказочных законов»:

1.          Постоянными действующими элементами волшебных сказок служат функции действующих лиц, независимо от того, кем, как и когда они выполняются.

2.          Число функций, присущих действующим лицам волшебной сказки, ограниченно. При этом в отдельно взятой сказке они не обязательно могут присутствовать все, но в содержании сказки обязательно вычленяются хотя бы некоторые из них.

3.          Последовательность функций всегда одинакова (в моделируемых и сочиняемых сказках часто происходит отступление от этого принципа).

В.Я. Пропп выделил 31 функцию. В своей работе я использую специально приготовленные карточки, на каждой из которых на одной стороне написано название функции, а на другой присутствует ее символическое изображение. Берутся не все функции, предлагаемые Проппом, а только 24 наиболее важных, с моей точки зрения. О каких же функциях идет речь? Перечислю их и дам краткие пояснения, используя конкретные примеры из сказок (см. приложение 1):

1.          Отлучка («уехал купец как-то в чужие страны», «отправился царь на войну», «пошла однажды Марьюшка с подружками в лес по ягоды»).

2.          Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).

3.          Нарушение запрета (очевидно – персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо – антагонист, вредитель).

4.          Получение волшебного средства (интересно, что средство может, по мнению В.Я. Проппа, непосредственно передаваться, указываться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, выступать в лице различных персонажей, предоставляющих себя в распоряжение героя, и т.д.).

5.          Способ достижения цели (это может быть полет на ковресамолете, использование меча-кладенца и т.п.).

6.          Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба Яга, Лихо Окаянное и прочие не менее симпатичные персонажи).

7.          Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста – Змея, Кащея Бессмертного, победа в состязании).

8.          Счастливый конец (всё очевидно).

9.          Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес).

10.      Враг начинает действовать (змей похищает царевну, медведь ворует овес).

11.      Даритель испытывает героя (Баба Яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень).

12.      Герой выдерживает испытание дарителя (всё очевидно).

13.      Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой – со Змеем Горынычем, например, иногда состязание или игра в карты).

14.      Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что, и другие не менее невыполнимые поручения).

15.      Герой выполняет задание (а как же иначе?).

16.      Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

17.      Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и уход).

18.      Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

19.      Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

20.      Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств преодолевая огромные расстояния).

21.      Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет – кольцо, полотенце, образок).

22.      Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

23.      Узнавание героя (без комментариев).

24.      Герою дается новый облик (частый прием – погружение в кипящую воду или горячее молоко, что делает героя еще краше, – является, несомненно, прямым отражением обряда инициации).

Детей следует познакомить также с семью основными сказочными персонажами, которых В.Я. Пропп называет так: Герой, Отправитель, Помощник, Даритель, Царевна, Антагонист, Ложный герой. Нужно привести конкретные примеры из сказок, иллюстрирующие выделенных персонажей. «Карты Проппа» представляют собой, таким образом, элементы «сказочного конструктора», позволяющего создавать сюжеты самых разнообразных сказок. Умение пользоваться этим «конструктором» дает возможность детям стать настоящими сценаристами-сказочниками.

Работа с «картами Проппа» может осуществляться самыми разными способами:

а) разложение известных сказок по функциям (из набора карт

детьми выбираются те, которые соответствуют функциям, обнаруженным ими в обсуждаемой сказке);

б) подбор сказок с подобной структурой функций;

в) подбор эпизодов из разных сказок под конкретную функцию;

г) изменение одной функции и демонстрация изменения в сказке;

д) перестановка функций и демонстрация изменения в сказке;

е) создание сказки на основе случайно выбранных функций по ана-

логии с известными сказками и типичными сказочными героями;

ж) создание сказки на основе случайно выбранных функций с

необычными героями и в необычной области;

з) создание сказки с персонажами одной сказки, но по новому сюжету, определяемому случайным набором функций.

Сказкотерапевтические технологии в программе «Психологическая азбука»

Помимо отдельных сказкотерапевтических приемов, психолог может опираться в своей работе на уже разработанные развивающие программы для младших школьников, созданные на основе методов сказкотерапии.

Покажем возможности использования сказкотерапии на примере специально разработанной программы «Психологическая азбука» (авторы-разработчики – Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков, А.Х. Попова, 2003, 2004, 2005). Научной основой программы «Психологическая азбука» стал полисубъектный подход, разрабатываемый И.В. Вачковым применительно к развитию самосознания учителей и учащихся.

Для учащихся «Психологическая азбука» является одним из уроков. Но это не совсем обычный урок: на нём дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По достигаемым задачам и используемым методам уроки «Психологической азбуки» представляют собой развивающие групповые занятия.

Программа предполагает проведение одного урока в неделю. Курс рассчитан на четыре года обучения.

Для успеха важно правильно организовать проведение развивающих занятий: занятие проводится либо с группой

из 10–14 человек (как правило, полкласса). Однако возможна работа по этой программе и со всем классом. В то же время занятия по этой программе можно вести в форме дополнительной – кружковой или факультативной работы.

Содержанием программы «Психологическая азбука» является знакомство детей с основными психологическими понятиями и тренировка элементарных умений и навыков рефлексии.

Главной целью этой программы выступает развитие личности

ребенка и, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями «психологической безопасности», предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием  внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений – к самопознанию и личностному развитию. Такова основная концептуальная идея преподавания психологии в начальной школе.

Основной принцип, лежащий в основе обучения новому курсу, – принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство материала психологии с психологическим материалом конкретной личности. Программа «Психологической азбуки» способствует научению детей замечать проявление психологических фактов, явлений, закономерностей вокруг себя, в повседневной жизни, в своем поведении и поведении окружающих.

Обобщая, можно сказать, что вся программа «Психологическая азбука» состоит из трех основных блоков:

           блок, ориентированный на личностную сферу (осознание лич-ностных особенностей и оптимизация отношения к себе), – первый год обучения;

           блок, ориентированный на деятельность (осознание себя в системе учебной деятельности), – второй год обучения;

           блок, ориентированный на общение (осознание себя в системе отношений с другими людьми – сверстниками и взрослыми), – третий год обучения.

Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории. В случае работы с подгруппой (половиной класса) хорошим вариантом можно считать кабинет (не менее 18 кв. м) с ковровым покрытием и свободно передвигающимися учебными столами. В зависимости от задач занятия и характера взаимодействия учащихся в нём (индивидуальная работа, диадное взаимодействие, работа в тройках/четверках, взаимодействие между командами) учебные столы могут быть расставлены П-образно, в форме подковы, круга, составлены попарно или «квартетом» и др.

Такая пространственная организация позволяет гибко менять формы работы и дает возможность каждому ученику чувствовать себя включенным в групповой процесс и вместе с тем сохранять необходимую приватность. Если занятие проводится с целым классом, то в качестве игрового пространства (учитывая реальные возможности стандартных школьных помещений) используются проходы между рядами традиционной классной аудитории или пространство у школьной доски.

Минимально необходимые требования к оборудованию: стол и стул на каждого ученика, доска, стенд для вывешивания плакатов (или специальный мольберт или фланелеграф), цветные карандаши

(или фломастеры), краски, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А4 и А3), желательны – телевизор, видео- и аудиомагнитофоны; зеркала на стенах, скрываемые шторками; маты; набор разнообразных игрушек.

Разделы программы. В программу каждого года обучения включено по пять разделов. Количество занятий внутри разделов позволяет приурочить завершение важнейших тем к окончаниям четвертей.

Структура занятий. Занятие включает в себя следующие компоненты:

           организационный момент: используются ритуалы при-ветствия, разминочные задания;

           основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах: 1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление; 2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение – углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;

           подведение итогов: рефлексия результатов занятия, про-исходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чём шла речь, в чём польза нового материала); домашнее задание;

           ритуал прощания.

Разумеется, указанная структура может быть при необходимости изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.

Методическое оснащение. Программа «Психологическая аз-

бука» обеспечена такими методическими материалами, как:

           методические пособия для психолога по каждому году обуче-ния, включающие теоретическое обоснование содержания программы, методические рекомендации по каждому разделу, примерные конспекты занятий;

           книги для чтения: в течение первого и второго годов обучения –«Психология для малышей, или Сказка о самой “душевной” науке» (автор – И.В. Вачков); в течение третьего и четвертого годов обучения – «Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек» (автор – И.В. Вачков).

           Рабочие тетради («психологические альбомы») для каждого года обучения, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и содержательно соответствующие разделам программы и темам занятий  или по-другому: соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.

Занятие может включать следующие типы работы: рассказ учителя, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий, лепка из пластилина, изобразительная деятельность, написание сочинений, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Достаточно часто какую-то часть занятия уделяют «времени книги», когда учитель читает детям вслух и обсуждает с ними сказки из «Психологии для малышей» и «Королевства Разорванных Связей».

Применяемые в программе «Психологическая азбука» методы

обладают следующими особенностями. Эти методы:

а) активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;

б) эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмо-

ции, «затрагивают» интересы детей;

в) рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологиче-

ских техник предусматривает необходимость занять рефлексивную позицию;

г) оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на

зону ближайшего развития;

д) метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются по сути дела поведенческими метафорами – ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, на которых базируется программа, не могут обойтись без метафоры;

е) событийны: методы программы должны давать возможность

со-бытию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.

Сказкотерапевтические игры для младших школьников

Технологии сказкотерапетвической работы  в начальной школе включают также проведение отдельных игр и процедур, которые могут быть включены в собственную систему занятий психолога. Приведу пример сказкотерапевтической игры из цикла игр «Превращения», применяемых в групповой работе с младшими школьниками.

Чары злобного Крокса

Цели:

           тренировка навыков мыслительной деятельности и развитие умений наблюдать и замечать различного рода невербальные сигналы;

           сплочение детской группы;

           формирование навыков эффективной коммуникации и умений различать правдивые высказывания и ложные.

Размер группы: не более 12 человек.

Ресурсы: карточки, число которых намного превышает число участников (на карточках написаны существительные одушевленные и неодушевленные; две карточки особые: на одной из них красным цветом написано «Неуязвимый», а  на другой – черным сделана надпись «Чародей Крокс»). Время: до 30 минут.

Ход игры

Игра предназначена для детей восьми-девяти лет. Она может быть использована как в системе тренинговых занятий, так и автономно.

1-й этап. Подготовка к игре и разогрев

Ведущий. Сегодня наша группа отправится в путешествие по Волшебной стране. Разумеется, в пути нас ждут разнообразные опасности и приключения. А самое главное – в этой стране живет злобный маг и чародей Крокс. Его следует опасаться больше всего, потому что его чары могут сильно навредить нам и помешать в нашем путешествии. Мне кажется, он уже где-то рядом. Во всяком случае, преграда, вставшая на нашем пути, – это наверняка его рук дело…

Игра-разминка «Переправа»

Ведущий. Широкая река появилась перед нами, а ведь раньше ее здесь не было! Река, несомненно, зачарованная:  вода в ней – настоящий кипяток! Мы можем переправиться через реку на лодке. И если будем грести слаженно, то не забрызгаемся кипятком из реки.

Дети ставят стулья по два друг за другом так, будто это скамьи в лодке.  Они устраиваются в лодке, изображая, что в руках  у них вёсла. Если число участников группы нечетное, то одного из детей ведущий может попросить встать впереди в качестве рулевого. По команде ведущего дети начинают «грести». Важно добиться, чтобы движения гребцов были максимально синхронными и плавными.

Игра-разминка «Пещера»

Ведущий. Только-только вам удалось переправиться через реку, как встретилась новая трудность. Чародей Крокс наколдовал огромные неприступные горы. Вам их не преодолеть. Есть только одна возможность – пробраться  через узкую пещеру.

Дети встают в пары друг за другом, взявшись за руки. Начиная с первой пары участники по одному проползают (или проходят на четвереньках) под руками своих товарищей и, завершив «проход по пещере», образуют пару в конце колонны. Процедура завершается, когда все дети преодолеют пещеру.

Игра-разминка «Склеенные руки»

Ведущий. Миновав горы, вы оказались в дремучем лесу. Злобный чародей Крокс сделал чащу почти непроходимой. В ней очень легко потеряться. Давайте возьмемся за руки, чтобы никто из нас не отстал.

Ведущий встает первым в цепочке и начинает быстро двигаться, «подныривая» под руками участников (как в популярной игре «Путаница»). Когда цепочка оказывается в достаточной мере запутана, ведущий объявляет: «Чародей Крокс заколдовал нас, “склеив” наши руки. Если нам удастся распутаться, не разорвав сцепленные ладони, то злые чары падут».

Пока дети распутываются, ведущий не проявляет инициативы и лишь следует указаниям участников.

2-й этап. Основная часть. Кто во что превращен? (первый вариант)

Ведущий. Вы успешно преодолели все трудности, которые создал вам злобный чародей Крокс. Это замечательно! Но однако самое главное – впереди. Крокс произнес самое сильное свое заклинание и каждого из вас превратил… А вот кого во что превратил Крокс, нам и предстоит выяснить. У меня в руках карточки. На каждой из них написано одно слово, обозначающее предмет, животное, птицу и так далее – вплоть до природных явлений. Что значат все эти карточки? Они означают то, во что вы, путешественники, превратитесь благодаря злым чарам Крокса. Карточки будут раздаваться случайным образом. По моей команде вы перевернете доставшуюся вам карточку, прочтете надпись и узнаете, во что вас превратил чародей. После этого сразу снова переворачиваете карточку. Никто не должен видеть надпись.

На карточках можно записать практически любые существительные, обозначающие конкретные предметы, например, чайник, скрипка, паровоз, сосна. Но, кроме того, стоит включить названия животных – от мухи до дельфина, а также такие слова, как гора, ветер, ручей, облако и т.п. Следует позаботиться, чтобы число заготовленных карточек превышало число участников и лучше – в несколько раз.

Ведущий. И есть две особые карточки. На одной из них красным цветом написано «Неуязвимый», а  на другой – черным сделана надпись «Чародей Крокс». Тот участник, которому достанется карточка «Неуязвимый», становится главным игроком. Ведь только он оказался неуязвим для злого колдовства. И только он сможет помочь своим товарищам и расколдовать их. Для этого ему нужно угадать, во что или в кого превращен каждый из вас. Он единственный из вас, кто не скрывает своей карточки и может всем объявить о том, что он – Неуязвимый. У него будет пять минут, чтобы выяснить, во что или в кого превращены его товарищи. Если он догадается, то чары спадут. Как же ему это сделать? Ведь никто из зачарованных путешественников уже не будет человеком, а значит, – не сможет говорить и не сможет объяснить, кто он теперь. Но Неуязвимый может задавать вопросы. Отвечающий же может только кивать или отрицательно качать головой. Неуязвимому необходимо расколдовать за пять минут как можно больше своих товарищей, потому что через пять минут Крокс снова использует свое заклятие и по-новому заколдует каждого.

Однако нужно помнить, что есть еще одна особая карточка – с надписью «Чародей Крокс». Тот, кому она достанется, будет играть роль чародея. Конечно же, он, в отличие от других игроков, ни в коем случае не должен выдавать себя. Если Неуязвимый станет именно ему задавать вопросы, то «Крокс» может выдать себя за любой предмет и любое животное или даже специально запутать Неуязвимого бессвязными ответами. В случае прямых вопросов типа «Ты шкаф?», Крокс отрицательно качает головой. Если же все-таки Неуязвимый догадается, что перед ним чародей Крокс, и впрямую спросит об этом, то маг должен будет сознаться и его чары падут со всех. Таким образом, главная задача Неуязвимого состоит не столько в том, чтобы расколдовать товарищей, узнав, кто есть кто, сколько в том, чтобы определить Крокса. Конечно, у Неуязвимого будет соблазн просто каждого спросить, не Крокс ли он. Но в случае, если вопрос будет задан обычному игроку, то Неуязвимый потеряет одну из отведенных пяти минут. Так что ошибка дорого стоит.

Ведущий проверяет, все ли хорошо поняли инструкцию, отвечает на уточняющие вопросы участников. Только после этого можно приступать собственно к игре. Сидящим в кругу участникам ведущий раздает карточки «рубашкой» вверх. По его сигналу все одновременно поднимают карточки и прочитывают надписи на них. После этого карточки можно спрятать в карман или положить на пол. Неуязвимый открывает себя и демонстрирует остальным игрокам свою карточку. С этого момента и отсчитываются пять минут.

Неуязвимый может демонстрировать разные стратегии поведения. Например, формулируя вопросы в соответствии с игрой «Да-нет», то есть такие, которые подразумевают однозначные и односложные ответы, общаться только с одним игроком до окончательного его «опознания». А может задавать вопросы, требуя ответы ото всех сразу, а затем проводя сортировку. Скажем, спросить: «Вы живое существо?», а потом рассадить «живых» по одну сторону от себя, а «вещи» – по другую. Потом классифицировать далее или взаимодействовать с каждой группой по отдельности. Те, чью роль Неуязвимый сумел определить правильно, демонстрируют другим свою карточку и становятся заинтересованными наблюдателями (как вариант: им можно предоставить право помогать Неуязвимому формулировать вопросы или подсказывать версии; в случае явных затруднений Неуязвимого ведущий может дать им возможность одновременно «расколдовывать» других игроков).

Интересно понаблюдать, какие способы станет использовать Неуязвимый для того, чтобы определить чародея Крокса. Если ему это не удалось, то через пять минут ведущий прерывает процесс расколдовывания.

Ведущий. Стоп! Набравшись новых сил, чародей Крокс произносит новое заклинание и все путешественники испытывают еще одно превращение. Но прежде, чем это произойдет, давайте выясним, в кого превращался сам чародей Крокс? (игрок, который исполнял роль Крокса, демонстрирует свою карточку). А теперь давайте подсчитаем, скольких путешественников удалось расколдовать Неуязвимому.

После подсчета числа освобожденных от чар участники сдают свои карточки ведущему. Карточки перемешиваются и снова возвращаются участникам. При этом ведущему стоит поменять большинство карточек, но обязательно сохранить в стопке карточки Неуязвимого и чародея Крокса. Таким образом, процедура повторяется, однако теперь появляются новый Неуязвимый и новый Крокс. Впрочем, если даже некоторым участникам достанутся те же роли, ведущий может в дальнейшем прокомментировать этот факт как настоящую неподверженность злым чарам Неуязвимого и как особую хитрость Крокса.

В любом случае Неуязвимый так же, как и в первый раз, предъявляет участникам свою карточку и начинает расколдовывать всех остальных.

Игру можно повторить несколько раз, пока ведущий не почувствует угасание интереса участников. Азарт может быть достаточно высок за счет возникающего эффекта соревновательности: кто же сумел за отведенные ему пять минут расколдовать самое большое число участников?

Второй вариант основной части

Процедура игры может разворачиваться и несколько иначе. В предлагаемой инструкции ведущий может указать, что опознание участников Неуязвимый должен проводить не путем вопросов, требующих однозначного ответа, а путем простого угадывания на основе невербального объяснения участников. При этом можно договориться, например, о том, что участники, превращенные в зверей или птиц, имеют возможность сопровождать свое объяснение ревом, лаем, мяуканьем, чириканьем и т.п., а игроки, превращенные в предметы, совсем не должны издавать звуки. В остальном игра проводится аналогично первому варианту. Очевидно, что в этом случае больший акцент делается на формировании навыков невербальной коммуникации. Дополнительные возможности открываются, если «вербальные» и «невербальные» туры игры чередовать.

Третий вариант основной части

Этот вариант отличается от предыдущих прежде всего тем, что роли и Неуязвимого, и чародея Крокса закрепляются на все туры игры за одними и теми же игроками. Все остальные каждые пять минут меняют свои обличия в результате превращений. Игра идет до тех пор, пока Крокс не будет обнаружен. Для того, чтобы не открыться сразу же, на каждом этапе игрок в роли Крокса должен так же, как и остальные участники, получать новую карточку (карточка с надписью «Чародей Крокс» после первого тура должна быть изъята ведущим из набора). Несмотря на то, что он может выдавать себя либо за предмет, написанный на карточке, либо за то, что ему самому придет в голову (ведущий предупреждает о таком праве Крокса), игрок остается на самом деле Кроксом и должен все время помнить об этом. В этом варианте игры интрига закручивается вокруг умения Неуязвимого отличать фальшивую роль от подлинной. Здесь возможно проведение процедуры и по «вербальному» варианту, и по «невербальному».

3-й этап. Обсуждение игры

При подведении итогов и рефлексии игры полезно обсудить следующие вопросы:

     Какие моменты игры понравились больше всего? Почему?

     Какое из заданий оказалось самым трудным?

     Почувствовали ли вы поддержку и помощь своих товарищей во время игры?

     Узнали ли вы что-то новое об участниках группы?

     За счет чего было трудно (легко) определить, в кого превратился чародей Крокс?

     Какие способы использовал Неуязвимый, чтобы опознать Крокса и расколдовать как можно большее число своих товарищей?

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.          Объясните сущность трех случайно выбранных из предложенного списка приемов работы со сказкой в начальной школе. Приведите примеры такой работы.

2.          Какие еще функции сказочных персонажей, кроме названных в тексте лекции, вы смогли бы выделить в волшебных сказках?

3.          Какие приемы работы с «картами Проппа» вы могли бы предложить сами?

4.          Может ли целью развивающих программ, опирающихся на сказкотерапевтические методы, быть развитие самосознания школьников?

Литература

1.          Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) / Под ред. И.В. Вач- кова. – М.: Издательство «Ось-89», 2003. – 168 с.

2.          Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения) / Под ред. И.В. Вач- кова. – М.: Издательство «Ось-89», 2004. – 168 с.

3.          Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Третий год обучения) / Под ред. И.В. Вач- кова. – М.: Издательство «Ось-89», 2005. – 168 с.

4.          Вачков И.В. Метафорический тренинг. – 2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2006. – 144 с.

5.          Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2007. – 144 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Схематические «карты Проппа»

получение

волшебного

отлучкасредства

герой выполняет за-

запретдание

способ

нарушение достижения запретацели  

враг начинает узнавание действоватьгероя

герой покидает герой

дом выдерживает

испытание дарителя

герою дают

сложное героя метят 

задание

даритель герой

испытывает вступает

герояв битву

с  врагом

враг оказывается

одержание поверженным

победы

герой разоблачение возвращается ложного героя

домой

герою дается

героя новый облик

не узнают дома

появляется счастливый ложный геройконец

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сказочные зачины для детей

В пруду жила маленькая Щука. Когда у нее выросли зубы, ей это так понравилось, что она стала кусать всех рыб, что попадались ей по пути. Маленькие рыбешки ужасно ее боялись и сразу улепетывали, что было сил, как только видели ее. Но даже неторопливому Раку и добродушному Сому порой доставалось от Щуки: подкравшись, она порой кусала и их…

У одного короля был сын. Когда он родился, во дворце устроили грандиозное празднование. Злая колдунья в отместку за то, что ее не пригласили на празднование, наложила на принца заклятие – он никак не мог научиться говорить, вместо ясной речи он издавал лишь невнятные звуки…

В Волшебной стране жил очень красивый Цветок. Многие восхищались его внешней привлекательностью и чудным ароматом и хотели подружиться с ним. Но сам Цветок был такой нежный и чувствительный, что ему становилось плохо, едва кто-то пытался пообщаться с ним: даже прикосновения насекомых приносили ему боль, а   запахи других цветов ему совсем не нравились…

Жил-был на свете Барабан. Он был веселый и активный и очень любил громкие звуки – грохотал всегда и везде, даже не задумываясь о том, что многим это не нравится. Он громко барабанил за завтраком и в сонный час, во время игр и разговоров своих родителей. Даже когда звучала тонкая лирическая музыка, он продолжал стучать свои марши…

Зайчик прослыл трусливым даже среди других зайцев, никогда не отличавшихся смелостью. Он боялся не только волка и темноты, но и новых знакомств, собственного отражения и белых халатов. Чуть что, он забивался в свою норку и дрожал там, проливая слёзы над собственной горькой судьбой…

 

В одном лесу – почти на опушке – выросла березка. Она была стройная и красивая и знала об этом, потому что часто любовалась своим отражением в воде маленького озера. Она очень любила себя и искренне верила, что весь остальной лес растет только для того, чтобы оберегать ее и восхищаться ею. А поэтому она считала, что является  центром леса, а другие деревья окружают ее, словно подданные королеву…

Мама-медведица не раз предупреждала своего сына о том, чтобы он не ел ягод с куста, растущего у болота. «Это не малина! Хотя ягоды и очень похожи – они ядовиты!» – говорила ему медведица. Но однажды Медвежонок ослушался маму и наелся этих ягод. Он не знал, в чём заключается действие яда: теперь, как только начинал он говорить, раздавались такие ужасные звуки, что все звери вокруг затыкали уши…

Один мальчик всё время забывал чистить зубы. По этому поводу зубная щетка очень переживала – ведь она так хотела служить ему верой и правдой, но ее преданность была совершенно не нужна мальчику…

В горах жил маленький Источник. Его мама – Подводная Река – хотела, чтобы Источник сумел влиться в воды прекрасного горного озера. Каждый день она собиралась помочь ему найти путь к этому горному озеру, но Источник начинал так волноваться, что вода  в нем закипала, а  при такой высокой температуре нельзя было течь и впадать в озеро…

В давние времена в одном государстве правили король и королева. У них было семь дочерей – одна другой краше. Но самая младшая принцесса, смотрясь по утрам в зеркало, очень переживала и расстраивалась: ее страшно огорчала родинка на щеке. Принцесса была убеждена, что эта родинка так портит ее внешность, что теперь она никому не сможет понравиться…

Лекция 6 Сказкотерапевтические технологии в работе с младшими школьниками

Лекция 6 Сказкотерапевтические технологии в работе с младшими школьниками

Создание комикса по сказке с выделением ключевых моментов

Создание комикса по сказке с выделением ключевых моментов

Сказка наизнанку (замена поочередно всех ключевых слов и признаков в начале сказки на противоположные)

Сказка наизнанку (замена поочередно всех ключевых слов и признаков в начале сказки на противоположные)

Число функций, присущих действующим лицам волшебной сказки, ограниченно

Число функций, присущих действующим лицам волшебной сказки, ограниченно

Враг начинает действовать (змей похищает царевну, медведь ворует овес)

Враг начинает действовать (змей похищает царевну, медведь ворует овес)

Умение пользоваться этим «конструктором» дает возможность детям стать настоящими сценаристами-сказочниками

Умение пользоваться этим «конструктором» дает возможность детям стать настоящими сценаристами-сказочниками

Программа предполагает проведение одного урока в неделю

Программа предполагает проведение одного урока в неделю

Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории

Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории

Разумеется, указанная структура может быть при необходимости изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы

Разумеется, указанная структура может быть при необходимости изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы

Сказкотерапевтические игры для младших школьников

Сказкотерапевтические игры для младших школьников

Подготовка к игре и разогрев

Подготовка к игре и разогрев

Пока дети распутываются, ведущий не проявляет инициативы и лишь следует указаниям участников

Пока дети распутываются, ведущий не проявляет инициативы и лишь следует указаниям участников

Крокс снова использует свое заклятие и по-новому заколдует каждого

Крокс снова использует свое заклятие и по-новому заколдует каждого

Интересно понаблюдать, какие способы станет использовать

Интересно понаблюдать, какие способы станет использовать

Дополнительные возможности открываются, если «вербальные» и «невербальные» туры игры чередовать

Дополнительные возможности открываются, если «вербальные» и «невербальные» туры игры чередовать

Какие еще функции сказочных персонажей, кроме названных в тексте лекции, вы смогли бы выделить в волшебных сказках? 2

Какие еще функции сказочных персонажей, кроме названных в тексте лекции, вы смогли бы выделить в волшебных сказках? 2

отлучка средства герой выполняет за- запретдание способ нарушение достижения запретацели враг начинает узнавание действоватьгероя герой покидает герой дом выдерживает испытание дарителя герою дают сложное героя…

отлучка средства герой выполняет за- запретдание способ нарушение достижения запретацели враг начинает узнавание действоватьгероя герой покидает герой дом выдерживает испытание дарителя герою дают сложное героя…

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сказочные зачины для детей

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сказочные зачины для детей

В Волшебной стране жил очень красивый

В Волшебной стране жил очень красивый

Один мальчик всё время забывал чистить зубы

Один мальчик всё время забывал чистить зубы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2021