Сказкотерапевтические технологии
Оценка 4.8

Сказкотерапевтические технологии

Оценка 4.8
pdf
02.04.2021
Сказкотерапевтические технологии
Сказкотерапевтические технологии в работе со взрослыми. Работа с учителями..pdf

Лекция 8

Сказкотерапевтические технологии  в работе со взрослыми

Работа с учителями

Если психолог-сказкотерапевт чувствует в себе силы и достаточный уровень подготовки, он может организовать сказкотерапевтические семинары-тренинги для педагогов, подразумевающие глубокую работу над психологическими трудностями учителей. В тренингах по сказкотерапии, проводимом для учителей, большое внимание уделяется работе с такими сказками, которые являются метафорическим отражением конкретных проблем реальных людей. Представить свои жизненные трудности в форме сказки, то есть рассказать о них косвенно, как бы укрывшись за безопасным щитом метафоры, многим людям оказывается значительно проще и менее болезненно, чем изложить существо проблемы впрямую. Это одно преимущество использования сказки. А второе преимущество – в том, что, работая вместе с клиентом  над его сказкой, психолог получает возможность так же говорить метафорически, избегая «лобовых» советов и конкретных рецептов. Его идеи по построению сюжета сказки, по поиску необходимых средств решения проблем, высказанные в метафорической форме, имеют неоднозначный характер и допускают множество толкований. Следовательно, клиент сможет найти в них именно тот смысл, который нужен лично ему. Однако совместной работе с над его сказкой должна предшествовать специальная подготовка. Не следует думать, что сочинять психотерапевтические и психологические сказки – чрезвычайно легкое занятие. Для того, чтобы научиться извлекать смысл проблемы из сказки клиента и помогать ему в поисках ее символического решения, полезно отработать эти навыки в процессе тренинговых занятий по сказкотерапии.

Образ внутреннего мира

Цели:

  развитие навыков рефлексии и метафорического мышления;

  выработка позитивного самоотношения;

  тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.

Размер группы: не ограничен.

Ресурсы: магнитофон, кассета с релаксационной музыкой, листы для рисования (по числу участников), краски или фломастеры (по числу участников).

Время: не менее 50 минут.

Ход упражнения

Первый вариант упражнения «Образ внутреннего мира» проводится на одном из занятий тренинга развития профессионального педагогического самосознания в блоке, посвященном осознанию учителями личностных особенностей. От ведущего требуется владение техникой проведения медитаций-визуализаций и соблюдение при этом правил психологической безопасности. Первый этап упражнения проводится на фоне релаксационной музыки (я, например, использую аудиокассету с записями саксофонной музыки и медленного джаза).

Ведущий сообщает участникам, что на сегодняшнем занятии им предстоит работать с образами фантазии и просит сесть поудобней. При желании можно закрыть глаза. Требовать обязательно закрывать глаза при проведении медитаций-визуализаций, как мне кажется, совсем не обязательно. Многие люди могут прекрасно вызывать яркие зрительные образы, не делая этого. А, кроме того, у некоторых участников закрывание глаз вызывает повышение тревоги.

Ведущий. Мы педагоги. Мы умеем общаться и взаимодействовать с детьми. Мы умеем строить взаимоотношения с ними и пытаемся понять их. Мы имеем навыки взаимодействия со своими коллегами-учителями и постоянно заботимся о том, чтобы результат такого взаимодействия был максимально полезным и для них и для нас. Что же так помогает нам в этом? Чему мы обязаны, что у нас получается это взаимодействие? В чём причины того, что порой у нас возникают трудности и проблемы с учениками и коллегами?

Может быть, в том, что основой и важнейшим источником наших слов и поступков является наш собственный внутренний мир? Ведь у каждого из нас есть то самое загадочное ядро, наша сердцевина, скрытая ото всех других людей,  которое называется внутренним миром. Именно там, во внутреннем мире сосредоточены все наши психологические богатства, все наши возможности и все наши ограничения.

Очень важно узнать, как выглядит наш внутренний мир. Однако сделать это очень непросто. Ведь он недоступен прямому наблюдению. Какой же он – наш внутренний мир? Может быть, он похож на огромную страну, на территории которой есть и высокие горы, взметнувшие свои вершины к облакам, и моря, скрывающие в своих глубинах удивительные тайны, и леса, наполненные  удивительными существами, и луга, поросшие чудесными цветами и травами, и реки, и пруды, и степи. Может быть, там есть города, в которых живут и люди, и звери, и короли, и волшебники, и ученые мудрецы, и легкомысленные паяцы...

А может быть, наш внутренний мир просто похож на какой-то предмет? Например, на волшебный сосуд или хрустальный шар? А может быть, это просто музыка и танец или водопад с разноцветными струями?

Давайте некоторое время посидим в тишине, и пусть появится у каждого тот образ внутреннего мира, который будет только его собственным и будет отражать то, каким захочет предстать перед вами ваш уникальный и единственный, но такой многоликий внутренний мир...

Примерно минуту участники группы сидят в тишине, после чего ведущий снижает громкость музыки, а затем и полностью выключает ее.

Ведущий. А теперь откройте глаза. Не делайте резких движений. Не торопясь, медленно смените позу. Можно потянуться. На столах лежат листы бумаги и краски. Не разговаривая и не мешая друг другу, подойдите к столам. Попробуйте отразить в рисунке тот образ вашего внутреннего мира, который родился в процессе выполнения только что проведенного упражнения. Время на рисование – примерно пятнадцать минут.

На время рисования ведущий снова включает музыку. За минуту до конца отведенного пятнадцатиминутного промежутка ведущий просит участников завершить свои работы. Впрочем, если позволяет время, предпочтительнее дать каждому завершить свой рисунок, уделив ему столько времени, сколько участник посчитает нужным. Остальные, вернувшись со своими рисунками в круг, ожидают, когда их коллеги завершат работу.

Обсуждение рисунков не следует превращать в их интерпретацию и оценку. Лучше сразу предупредить об этом участников. Все «художники», держа свои рисунки в руках, молча предъявляют их другим членам группы. Ведущий просит участников выбрать среди рисунков своих коллег те, которые кажутся в чём-то похожими на их собственные или даже просто созвучными по тематике, по настроению. Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы по поводу каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке.

По желанию участники комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения – во время медитации-визуализации и во время рисования. В большой группе, видимо, не является необходимым настаивать на высказываниях всех членов группы. Пусть выскажутся те, кто посчитает это нужным. Сам процесс выполнения описанной работы имеет большое развивающее значение для участников тренинга.

Второй вариант этого упражнения можно было бы назвать «Королевство Внутреннего Мира». Его рекомендуется применять в работе с подростками и старшеклассниками. Впрочем, как показывает опыт, и для взрослых опыт участия в этом упражнении бывает весьма значимым.

Начало процедуры аналогично описанному выше. Однако инструкция звучит несколько иначе.

Ведущий. В каждом из нас есть особый мир – уникальный, непохожий на другие миры. Его можно представить как волшебное Королевство, раскинувшееся на огромной и разнообразной по ландшафту территории. В этом Королевстве есть высокие неприступные горы, зеленые долины, и густые леса, есть глубокие моря, наполненные скрытой от глаз жизнью, и луга, изобильно усеянные необычайными цветами, есть степи и пустыни, есть бурные реки и чистые озера. И конечно, на территории каждого из наших Королевств Внутреннего Мира есть города и поселки, в которых живут удивительные создания – не только люди, но и другие существа, умные и глупые, злые и добрые. Среди жителей Королевства Внутреннего Мира можно встретить ремесленников и ученых, волшебников и шутов, воинов и земледельцев. Есть и властитель этого Королевства, управляющий разношерстным населением и живущий в великолепном дворце. Есть преданные слуги властителя, и есть существа, спрятавшиеся далеко от его зоркого ока и не желающие ему подчиняться.

Разные события происходят в нашем Королевстве Внутреннего Мира: и радостные, и грустные, порой веселые, порой трагичные. Ни на минуту не утихает жизнь на территории Королевства. Даже когда властитель отдыхает, его вечный оппонент и претендент на трон пытается оказать влияние на жизнь Королевства.

Границы нашего Королевства Внутреннего Мира не являются четко обозначенными, они могут сужаться и расширяться. Иногда наше Королевство начинает враждовать с соседними королевствами и даже вступать в вооруженные конфликты. И, как всякие войны, такие конфликты приносят только бедствия и трудности жителям королевства.

Каждый из нас – задумывается он об этом или нет – хочет, чтобы его Королевство Внутреннего Мира процветало и развивалось, чтобы было поменьше ссор и конфликтов и на границах Королевства и внутри него. Каждый из нас желает своему Королевству гармонии и радости. Нам надо помнить, что во многом это зависит от нас самих…

По аналогии с первым вариантом и с соблюдением тех же правил происходит рисование участниками своего Королевства Внутреннего Мира и обсуждение рисунков. Однако упражнение не завершается обсуждением, а имеет свое продолжение.

Ведущий. На некоторых ваших рисунках присутствуют различные существа, на других  изображений живых существ нет. Я прошу вас подумать, кто из таких созданий мог бы оказаться среди жителей вашего Королевства Внутреннего Мира. Пожалуйста, нарисуйте (или найдите среди уже нарисованных) одно существо, которое отражало бы какой-либо положительный аспект, какую-либо позитивную сторону вашего  внутреннего мира, и еще одно – такое, которое отражало бы негативный аспект, отрицательную сторону вашего внутреннего мира. Придумайте названия каждому их  этих существ.

После того как задание выполнено, ведущий просит всех участников назвать тех позитивных и негативных существ, изображения которых появились на рисунках Королевств. Дальнейшую работу можно организовать по-разному в зависимости от количества участников группы. Если число участников невелико (до шести человек), то им всем предлагается сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. При этом необязательно включать в сказку двух персонажей от каждого. Участник может предложить одного – либо позитивного, либо негативного. Если группа достаточно многочисленна, то можно разбить ее на подгруппы по пять-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее. Время на работу – не менее тридцати минут.

После того, как участники расскажут сочиненную сказку или представят свои «мини-спектакли», организуется обсуждение.

Во всех случаях стоит обсудить следующие вопросы:

  Какие образы родились у вас во время фантазирования на тему «Королевство Внутреннего Мира»?

  Что неожиданного вы увидели в своем королевстве?

  Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа, которые отражали негативные и позитивные аспекты вашего внутреннего мира?

  Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?

  В чём состояла их роль и значение в этих  сказках?

  Трудно ли вам было объединить своих существ из Королевств Внутреннего Мира в едином сюжете сказки?

  Как вы справились с этими трудностями?

  Какие чувства вы сейчас переживаете?

  Что бы вы хотели сделать с этими существами? Если желание явное и сильное – сделайте это!

  Какие ощущения испытываете сейчас?

Следует заметить, что второй вариант упражнения значительно более эмоционально насыщен и может носить психотерапевтический характер. Ведущему нужно иметь хотя бы минимальные навыки психодраматиста или гештальттерапевта.

Любимые и нелюбимые сказки

В психологических тренингах для педагогов оказалось весьма продуктивным использование приемов работы с любимыми и нелюбимыми сказками. Продуктивным прежде всего в плане творческого переосмысления участниками не только своего отношения к героям сказки, но порой и актуально существующих отношений с реальными людьми. Кроме того, описанная ниже игра работает на сплочение группы, на развитие творческого воображения участников, на формирование навыков эффективной коммуникации, на развитие эмпатии.

Это упражнение можно использовать в процессе тренинговых занятий со старшеклассниками на этапе достаточной зрелости группы.

Вообще говоря, это даже не отдельное упражнение, а система процедур, полностью занимающая трехчасовое занятие.

1-й этап – разогрев. После традиционных ритуалов приветствия

ведущий разбивает группу на несколько подгрупп по четыре человека. Им дается задание невербально инсценировать какую-нибудь общеизвестную сказку или отрывок из нее – так, чтобы остальные участники могли узнать сказку. Время на подготовку – пять минут. Этого оказывается вполне достаточно. Опыт показывает, что есть определенные сказки, дружно инсценируемые чуть ли не всеми подгруппами. Чтобы исключить малоинтересные повторения, можно предупредить участников не брать для показа «Репку» (именно эта сказка встречается чаще всего, видимо, в связи с легкостью инсценировки).

2-й этап – любимая сказка. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает всем назвать свою любимую детскую сказку. Сообщения участников фиксируются на доске или планшете. Следует заметить, что довольно часто кто-нибудь из участников уточняет – идет ли речь о сказке, которая нравилась в детстве, или о той, которая нравится сейчас? Думается, что для «чистоты» упражнения лучше называть именно сказки своего детства. Бывает, что участникам трудно вспомнить названия сказок или вспоминается не одна какая-то сказка, а сборник. В таких случаях можно записать, например, так: «татарские народные сказки» или «сборник английских сказок». Не возбраняется называние двух и более сказок.

3-й этап – нелюбимая сказка. После того как список люби-

мых сказок исчерпывается, ведущий обращается к участникам с просьбой вспомнить такую сказку из детства, которая по каким-то причинам не нравилась. Хотя некоторым участникам оказывается чрезвычайно трудно вспомнить нелюбимую сказку (они полагают, что в детстве им нравились абсолютно все сказки), большинство людей с готовностью называют такие сказки – порой значительно активнее, чем в случае любимых. Последний факт наводит на размышления о необходимости специальной психологической работы с нелюбимыми сказками. Если влияние любимых сказок детства на проблемы, актуализировавшиеся во взрослом возрасте, на развитие личности и в целом на формирование жизненного сценария довольно подробно описано в специальной литературе (см. работы Э.Бёрна, Х.Дикманна и других), то значение нелюбимых сказок для психического развития изучено пока явно недостаточно.

Список нелюбимых, не нравящихся участникам сказок желательно фиксировать на том же листе планшета (или на доске) напротив первого списка. Эти списки могут быть разделены вертикальной чертой. Так удобней сравнивать наборы сказок.

4-й этап – анализ причин любви-нелюбви к некоторым сказкам. Ведущий организует обсуждение, предлагая участникам тренинга следующие вопросы:

1.   Почему вам нравится именно эта сказка?

2.   Что в ней казалось вам особенно привлекательным?

3.   Примерно в каком возрасте вы познакомились с этой сказкой?

4.   Перечитывали ли вы эту сказку, став старше?

5.   Изменилось ли ваше отношение к сказке с возрастом?

Аналогичный набор вопросов задается и при обсуждении нелюбимых сказок; разница, как вполне очевидно, состоит только в добавлении частицы «не» в первом вопросе и замене слова «привлекательным» на слово «отталкивающим» во втором. Любопытно, что среди причин привлекательности сказок называются яркость возникавших образов, позитивная эмоциональная насыщенность, увлекательность сюжета, красота иллюстраций в книжке и т.п., а причинами нелюбви к определенным сказкам являются пугающие образы, трагичность событий, нарушения нравственных норм героями и «плохой» конец сказочной истории.

Ведущий предлагает проанализировать оба списка с новой точки зрения: учесть каково соотношение в каждом наборе  авторских и народных сказок. Вот тут-то и открывается самое любопытное: в первом списке (любимых сказок) авторские и народные сказки встречаются в отношении примерно «пятьдесят на пятьдесят», иногда авторских чуть больше, но не намного. А в списке нелюбимых сказок практически всегда лидируют авторские (в одной из недавних тренинговых групп среди нелюбимых не было названо ни одной народной сказки!). Статистика, собранная за несколько лет использования этой процедуры, убедительно подтверждает эту закономерность.

Следовательно, обсуждение полученных результатов выходит в новую плоскость анализа, который позволяет прийти к важному выводу: существуют какие-то особенности народных сказок, которые удивительным образом резонируют с душевным миром человека. Этих особенностей оказываются лишены некоторые из авторских сказок. Кроме того, в последних порой слишком выпукло отражается именно «авторская» личность, которую далеко не всегда можно считать полностью здоровой. Возможно, как раз невротичность личности автора, проявляющаяся в отдельных сказках, и отталкивает нас. Среди нелюбимых сказок почти постоянно безусловное первенство держат сказки Г.-Х. Андерсена (здесь называют чаще всего «Девочку со спичками», «Дюймовочку», «Русалочку»). Чрезвычайно редко в списке нелюбимых можно встретить сказки А.С. Пушкина. Не называются также сказки братьев Гримм.

5-й этап – постановка «любимой-нелюбимой» сказки. Почти всегда обнаруживается сказка, которая попадает в оба списка. Вот с ней-то и предстоит дальнейшая работа. Если никаких совпадений в списках нет (в моей практике такого ни разу не случалось) или совпадений оказалось несколько, то ведущий может предложить участникам группы сказку по своему усмотрению.

В ситуации наличия сказки, оказавшейся любимой одним участником и нелюбимой другим, ведущий объявляет их двоих руководителями, имеющими право набрать свои команды. Они получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. Ему самому дается право выбора команды.

Ведущий предлагает командам выбрать из сказки сценку или ряд сцен по своему усмотрению и подготовить маленький драматический спектакль. Главное условие – чтобы в спектакле были заняты все участники команды. Время на подготовку спектакля – не менее получаса. Конечно, каждой «труппе» нужно предоставить отдельное помещение для репетиции.

По истечении отведенного времени  команды поочередно представляют подготовленные спектакли.

6-й этап – углубленный анализ из ролей. Часто участники

думают, что постановка спектаклей было главным заданием и основным действием на занятии. Однако это не так. Именно углубленный анализ из ролей является самым важным этапом занятия: именно здесь порой происходят в полном смысле этого слова катарсический прорыв и инсайт. Как же разворачивается этот этап?

Ведущий просит участников не выходить из ролей и оставаться в них до того момента, когда будет сказано иное. «Актеры» располагаются по кругу, но находясь в «своей труппе». Ведущий предупреждает, что он будет задавать вопросы, а тот человек, к которому будет обращен вопрос, должен отвечать так, как, по его мнению, ответил бы его герой, – то есть от лица персонажа. Начинать представляется целесообразным с того персонажа, который появился на сцене первым. Переход к другому персонажу диктуется логикой разговора. После общения с персонажем одной сказке ведущий может сразу обратиться к его аналогу из другой сказки, либо предложив ему те же самые вопросы, либо сформулировав новые.

Каковы же вопросы ведущего, в чем их основная цель?

Для иллюстрации приведем некоторые из вопросов, заданных Мачехе из сказки Ш.Перро «Золушка»:

  Давно ли вы вышли замуж за Дровосека?

  Что вас заставило сделать это?

  Как вы относитесь к своему мужу? Не могли бы вы описать его характер?

  Не могли бы вы объяснить причины вашего неприязненного отношения к Золушке?

  Чем в себе вы гордитесь?

  Есть ли у вас мечта? В чём она состоит?

  Как вы видите свое будущее? Чего вы  добиваетесь?

Перечисленные вопросы позволяют увидеть, что они имеют в большинстве случаев «открытый» характер, то есть дают возможность свободного фантазирования и погружения в исполняемую роль. Исполнитель этой роли и другие участники начинают всё глубже понимать этого человека – Мачеху и видеть в ней не просто бездушный схематичный портрет злобной и глупой бабы, а живого человека, порой страдающего, скрывающего свои чувства, имеющего свой, может быть, неординарный взгляд на мир. В одной из групп в процессе подобной беседы вдруг проступил образ женщины, любящей Золушку больше, чем своих дочерей, восхищающейся ее умом и красотой, но рабски выполняющей свои материнские обязанности, тщательно пряча свои подлинные переживания, поскольку она служит принципу.

Такие трактовки становятся настоящим откровением для участников. Привычные с детства персонажи оборачиваются совершенно неожиданными сторонами, поступки получают иную оценку, возникает подлинное понимание и сопереживание.

Кроме того, не следует забывать, что ни распределение ролей в труппе, ни трактовка исполняемой роли не являются лишь случайностью. В каждой роли исполнитель отражает – хотя бы частично – самого себя. Иногда анализ из ролей явно позволяет обнаружить проблемы и болевые точки самого исполнителя.

Ведущий должен поговорить с каждым персонажем, даже с самым незначительным – с Тыквой, превратившейся в карету, с Мышами, ставшими лошадьми. Ведь чем меньше обозначен персонаж в сказке, тем больше возможностей у «актера» внести в роль собственное содержание.

Анализ из ролей может занять примерно час.

7-й этап – деролинг. Деролинг – психодраматическая процеду-

ра «снятия» роли. Эмоциональное погружение в роль на предыдущих двух этапах может быть настолько велико, что «актеров» требуется «вернуть» в самих себя. Обычно для этого достаточно каждому исполнителю произнести ритуальную фразу «Я не (имя персонажа), я – (собственное имя)».

8-й этап – анализ «от себя». На этом этапе каждый из участников

рассказывает о своих переживаниях, возникших во время исполнения роли и анализа из ролей, о появившихся мыслях. Самое главное здесь – дать возможность каждому высказаться полностью.

Такая работа вызывает стремление перечитать сказки, переосмыслить их содержание. Часто на следующем занятии происходит возвращение к событиям предыдущего. Участники высказывают желание сообщить о том, как эта процедура повлияла на их поведение.

Работа с родителями

В групповой сказкотерапевтической работе с родителями можно применять сходные с описанными выше упражнения и игры. В качестве примера психологической проработки разнообразных проблем, с которыми сталкиваются взрослые люди, приведем следующую процедуру.

Несказочные проблемы

Участникам группы предлагается вспомнить о какой-либо своей трудности, проблеме, с которой они столкнулись недавно. В учебной группе не стоит брать слишком сложную и глобальную проблему, хотя, как показывает опыт, некоторые участники выбирают для работы одну из самых значимых для них трудностей, особенно если с самого начала ведущий предупреждает, что можно будет не раскрывать свою проблему впрямую. Ведущий дает следующее задание:

 – Выберите сказочного персонажа, который мог бы столкнуться с такой же проблемой. Вполне возможно, что вам захочется придумать своего собственного героя. Это еще лучше. Назовите своих персонажей

Уже на этом этапе возникает взаимный интерес к трудностям друг друга, угадать которые люди пытаются, исходя из называемых героев. На наш взгляд, не стоит запрещать повторение персонажей (так, в одной группе появились Мальвина и Мальвина-2). При необходимости можно попросить уточнить некоторые особенности персонажей, их внешность. Это важно тогда, когда это только что придуманный герой. Очень часто (если не всегда) в образе такого сказочного героя проецируются черты Я-концепции участников. Как много уже говорят о своем создателе такие, например, персонажи, как «старая металлическая чернильница», «попугай-непоседа», «жена Карлсона».

 Затем участники должны придумать завязку сказки, в которой герой столкнется с проблемой, похожей (возможно, очень метафорически) на их реальную проблему. Эти зачины сказок рассказываются по кругу. Таким образом, на этом этапе всем становится понятен (в той или иной степени приближения) смысл трудностей каждого.

 На доске записываются имена всех сказочных персонажей по кругу. Каждому участнику предлагается по очереди подойти к доске и соединить стрелками имена тех героев, чьи трудности, по их мнению, в чём-то схожи. Совсем не обязательно проводить стрелки от имен своих героев, хотя и это не запрещается.

В случае отражения сходства проблем на доске каждый свободен в выборе, а если сам не может оценить степень единства своей проблемы с другими, то у него есть возможность выразить свое мнение о сходстве проблем других участников. Появившаяся на доске схема отражает в какой-то мере результаты социометрии проблем в группе. Правда, здесь возникает некоторая трудность: как и в традиционной социометрической процедуре, тут выявляются и «звезды», и «предпочитаемые», и, возможно, «отверженные», что не позволяет однозначно распределить участников на двойки или тройки. В этой ситуации можно выйти из положения следующим образом: предложить «социометрической звезде» сделать свой выбор из тех героев, которые предъявили заявку на нее. Так возникает первая пара. Если один из героев не получил выбора, остальным участникам можно предложить высказать свое мнение (стрелками). Допустим, несколько человек указали на одного и того же героя. Он и станет партнером «отверженного». Остальные распределяются по своему усмотрению, но, разумеется, с учетом социометрической картинки.

 Следующий этап упражнения заключается в сочинении продолжения сказок, которое осуществлялось в парах. Инструкция на этом этапе упражнения звучит так:

– Мы имеем завязки сказок, но, как и в больших романах, заявленные сюжетные линии должны каким-то образом пересечься, чтобы родилось продолжение обеих сказок, однако уже в одном произведении. Ваша задача – сочинить это ваше общее продолжение, в котором ваши персонажи поискали бы способы разрешения вставших перед ними трудных вопросов.

Через 10–15 минут в кругу звучат только что созданные сказки.

Рассказывает кто-то один из пары, второй при необходимости добавляет. В принципе вполне приемлемо разыгрывание сочиненных сказок, но в этом случае лучше объединять участников не в пары, а в четверки или даже пятерки. Это разумно, когда группа слишком велика, но и времени на подготовку в этом случае нужно давать не менее получаса.

 Нередкой оказывается ситуация, когда сказка сочинена и весьма интересна, но даже при поверхностном анализе, проводимом самими рассказчиками с помощью правильно поставленных вопросов ведущего, обнаруживается, что проблемы героев не преодолены или преодолены частично. Приведем несколько примеров.

 Мальчик-лгунишка и «упрямый попугай». Лгун из известной сказки про пастушка, у которого волки съели все стадо, потому что никто не поверил его крикам о помощи, восприняв их как очередную ложь. А сказка о попугае начиналась с того, что он летит навстречу самолету и категорически не желает сворачивать – пусть, мол, он первый. Общая сказка этих участников звучала так (оказавшись продолжением «попугайской» сказки): «...А в самолете сидел мальчик-лгунишка. Он кричит попугаю: «Сворачиваю влево!» А тот, удовлетворенный, решил, что и сам может повернуть. И сделал поворот направо.

Но мальчик-то, как всегда, лгал и поэтому повернул тоже направо. В результате они полетели вместе. И подружились».

Несмотря на такой внешне оптимистичный конец, очевидно, что проблемы персонажей – «упертость» попугая и лживость мальчика – отнюдь не разрешены.

Другой пример. Мальвина собиралась на свидание с Пьеро, но посмотрела в зеркало, и то, что она там увидела, ее очень расстроило. Сюжетные повороты, разработанные этой участницей совместно со своим партнером в паре, привели только к тому, что она потеряла свою жизнерадостность и стала для Пьеро еще менее привлекательной.

 Жена Карлсона постоянно конфликтовала со своим супругом из-за черной кошки, принесенной ею в семью из досемейной жизни. Помогая Мальвине-учительнице решить проблему с «буратинистыми» учениками, они подарили эту кошку в «живой уголок». Но напряженность в семье Карлсонов сохранилась – уже по другому поводу.

 «Сказочные» способы решения жизненных проблем на этом этапе, как правило, символически повторяют те попытки, которые уже предпринимались участниками в реальности и не дали результата. Или отражают тот выход, который тоже осознавался, но был отвергнут по каким-то причинам как абсолютно неприемлемый.

Характерно в этом плане высказывание «жены Карлсона»: «Но в жизни-то я не могу эту «кошку» сдать в «живой уголок»!» Это совершенно естественно: чтобы перейти к поиску решения проблем в иной плоскости, надо понять, что очевидные варианты уже исчерпаны. «Отыграв» их в метафорической форме, участники выходят на иной уровень рассмотрения проблемной ситуации. Работа в парах и необходимость объединить усилия в создании общей сказки с «общим» решением позволяют приблизиться к границе этого перехода на качественно иной уровень, посмотреть на ситуацию с новой, неожиданной точки зрения.

 Помочь в этом может внезапное заявление ведущего, что, по его мнению, все сказки остались незаконченными и необходимо сочинить их продолжение:

– Представьте себе, что вам досталось некое волшебное средство, с помощью которого может быть разрешена ваша проблема. Подумайте, что это за волшебное средство, кто вам его дал, какую потребовал плату. В чём заключается результат, который вы получите, воспользовавшись этим средством? Снова сочиняйте вместе!

 Любопытным представляется следующий факт: реплики «Да что здесь сочинять – волшебная палочка, елики-дрелики, всё готово!» через несколько минут заменяются недоумением и растерянностью – а что же нужно получить и какое же потребуется волшебное средство?

Некоторые участники так и не могут ничего придумать и обращаются за помощью к группе. На наш взгляд, обратная связь и идеи тех членов группы, которые смогли найти для себя что-то неординарное, могут оказать существенную помощь и другим участникам. Не следует воспринимать их слова как конкретные советы и рецепты. Эзопов язык сказочных образов допускает различные варианты интерпретаций, и человек, воспринявший идею другого участника, чаще всего вкладывает в нее свой собственный смысл. В самом деле, как многозначен, например, «подарок», сделанный Мальвине одним из волшебников – участников группы: волшебное зеркало, в котором она видит себя такой, какой хочет быть, но которое не скрывает самых вопиющих недостатков.

Немаловажное значение имеет вопрос о цене, которую готов заплатить герой за полученное волшебное средство. «Провокационные» вопросы ведущего направлены на то, чтобы подчеркнуть абсолютную незначимость в сказочном мире материальных ценностей и сориентировать каждого из участников на осознание тех жертв, на которые он сможет пойти для достижения искомой цели, и того, стоит ли цель этих жертв (в НЛП это называется «проверка на экологичность результата»). Скажем, «жена Карлсона» просила у старушки-волшебницы терпения для себя и мужа, а «зловредный» ведущий поинтересовался, а что «Карлсоны» готовы отдать старушке из того действительно ценного, что у них есть в семье. Нам показалось очень симптоматичным, что «Карлсоны» решили пожертвовать часть... любви к животным! Это-то при причине разногласий – черной кошке! И хотя участница сказала, что вместо «кошки» можно было говорить и о камне, например, и что она может отказаться от избыточного чувства наслаждения природой, которого и у нее, и у мужа хоть отбавляй, мне показалось это не очень убедительным.

 Следует заметить, что анализ и разбор приносимых жертв можно превратить в отдельное упражнение, как это делается в психодраме (техника «Волшебный магазин»). Найденные участниками волшебные средства разрешения их проблем, принесенная за это плата вызвали у них интенсивные размышления.

Приведенные примеры упражнений и игр, созданных на основе сказкотерапевтических методов, позволяют продемонстрировать ресурсы сказки для групповой работы со взрослыми. Индивидуальная работа с учителями и родителями может опираться на технологию психологического анализа сказки (см. лекцию 5) и поиск метафорических ресурсов, позволяющих разрешить трудную ситуацию.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.          Какие вы можете привести аргументы в пользу того, что сказкотерапевтические методы применимы в психологической работе с учителями?

2.          Чем, на ваш взгляд, отличаются сказкотерапевтические технологии работы со взрослыми от работы со школьниками?

3.          Какими способами вы стали бы мотивировать родителей на участие в групповой психологической работе со сказкой?

4.          Каковы свойства сказки, позволяющие ей выступать в качестве инструмента во взаимодействии с людьми самых разных возрастов?

Литература

1.          Вачков И.В. Метафорический тренинг. – М.: Ось-89, 2006.

2.          Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2007.

3.          Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. – М.: Эксмо, 2008.

4.          Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М.: Ось-89, 2009.

Лекция 8 Сказкотерапевтические технологии в работе со взрослыми

Лекция 8 Сказкотерапевтические технологии в работе со взрослыми

Размер группы: не ограничен.

Размер группы: не ограничен.

Может быть, он похож на огромную страну, на территории которой есть и высокие горы, взметнувшие свои вершины к облакам, и моря, скрывающие в своих глубинах…

Может быть, он похож на огромную страну, на территории которой есть и высокие горы, взметнувшие свои вершины к облакам, и моря, скрывающие в своих глубинах…

По желанию участники комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения – во время медитации-визуализации и во время рисования

По желанию участники комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения – во время медитации-визуализации и во время рисования

Королевство начинает враждовать с соседними королевствами и даже вступать в вооруженные конфликты

Королевство начинает враждовать с соседними королевствами и даже вступать в вооруженные конфликты

Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа, которые отражали негативные и позитивные аспекты вашего внутреннего мира? •

Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа, которые отражали негативные и позитивные аспекты вашего внутреннего мира? •

Репку» (именно эта сказка встречается чаще всего, видимо, в связи с легкостью инсценировки)

Репку» (именно эта сказка встречается чаще всего, видимо, в связи с легкостью инсценировки)

Изменилось ли ваше отношение к сказке с возрастом?

Изменилось ли ваше отношение к сказке с возрастом?

В ситуации наличия сказки, оказавшейся любимой одним участником и нелюбимой другим, ведущий объявляет их двоих руководителями, имеющими право набрать свои команды

В ситуации наличия сказки, оказавшейся любимой одним участником и нелюбимой другим, ведущий объявляет их двоих руководителями, имеющими право набрать свои команды

Для иллюстрации приведем некоторые из вопросов, заданных

Для иллюстрации приведем некоторые из вопросов, заданных

Эмоциональное погружение в роль на предыдущих двух этапах может быть настолько велико, что «актеров» требуется «вернуть» в самих себя

Эмоциональное погружение в роль на предыдущих двух этапах может быть настолько велико, что «актеров» требуется «вернуть» в самих себя

Я-концепции участников. Как много уже говорят о своем создателе такие, например, персонажи, как «старая металлическая чернильница», «попугай-непоседа», «жена

Я-концепции участников. Как много уже говорят о своем создателе такие, например, персонажи, как «старая металлическая чернильница», «попугай-непоседа», «жена

Через 10–15 минут в кругу звучат только что созданные сказки

Через 10–15 минут в кругу звучат только что созданные сказки

Или отражают тот выход, который тоже осознавался, но был отвергнут по каким-то причинам как абсолютно неприемлемый

Или отражают тот выход, который тоже осознавался, но был отвергнут по каким-то причинам как абсолютно неприемлемый

НЛП это называется «проверка на экологичность результата»)

НЛП это называется «проверка на экологичность результата»)

Литература 1. Вачков

Литература 1. Вачков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2021