Сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного леса»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В сказкотерапевтическом тренинг «Деревья характеры из волшебного леса», говорится о том, что в начале «Сказка о Деревьях-Характерах» использовалась только в работе с младшими школьниками – она, собственно, и написана была для них. Но оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и даже взрослым людям, Возможно, это связано с тем, что она носит медитативный характер.В сказкотерапевтическом тренинг «Деревья характеры из волшебного леса», говорится о том, что в начале «Сказка о Деревьях-Характерах» использовалась только в работе с младшими школьниками – она, собственно, и написана была для них. Но оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и даже взрослым людям, Возможно, это связано с тем, что она носит медитативный характер.
Иконка файла материала Сказкотерапевтический тренинг.docx
Сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного  леса» Концептуальное введение: В начале «Сказка о Деревьях­Характерах» использовалась только в работе с  младшими школьниками – она, собственно, и написана была для них. Но  оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и даже взрослым людям, Возможно, это связано с тем, что она носит медитативный характер.  Построенное на основе этой сказки упражнение, которое описано ниже,  можно использовать как в рамках сказкотерапевтического и метафорического тренинга, так и в других видах тренингов, в процессе которых естественными  являются методики арт­терапии и образной терапии. От ведущего требуется  владение умениями проведения техник визуализации и соблюдение при этом  правил психологической безопасности. Первый этап упражнения проводится  на фоне релаксационной музыки. [1,2] Цели: развитие навыков рефлексии и метафорического мышления. Задачи: 1. помощь участникам тренинга в осознании черт собственного характера. 2. тренировка умения расслабляться и снимать напряжение. 3. развитие креативности; тренировка умения эффективно  взаимодействовать с окружающими. Этапы работы: I. Этап – разогрев Цели: Погружение участников в атмосферу сказки. Материалы: спокойная, инструментальная музыка. Упражнение «Сказочные характеры» (упражнение разработано  составителями тренинга) Цели: погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании  участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов. Материалы: тихая, мелодичная музыка. Время: 10­15 минут. Процедура: Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир  сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Как всем нам  известно, в каждой сказки есть «негативные» персонажи, такие как Баба Яга,  Змей Горыныч и т.д, и «позитивные», такие как Золушка, Иван­Царевич и т.д.  Ваша задача по кругу вспомнить сначала, всех «негативных» персонажей,  кратко объясняя почему вы отнесли данного персонажа в эту категорию, а  затем «позитивных». Вопросы для обсуждения: 1. Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?2. Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, называли другие  участники? 3. Встречались ли такие персонажи, которых Вы бы отнесли в другую  категорию, нежели тот участник, который первым их озвучил? 4. Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи,  если да, то можете их озвучить. II. Этап – Основная деятельность Цели: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие  креативности; пробуждение архетипических ресурсов. Материалы: музыкальный проигрыватель; музыкальные записи; наборы для  рисования; листы бумаги формата А4. Упражнение «Деревья­Характеры» [1, с.171] Цели: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие  креативности; пробуждение архетипических ресурсов. Материалы: музыкальный проигрыватель; музыкальные записи; наборы для  рисования; листы бумаги формата А4. Время: 40 мин. Данное упражнение состоит из 2 частей: Часть 1. «Рисование сказки» Процедура: «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем  необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду  говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам  сказку...» Звучит «Сказка о Деревьях­Характерах» (см. приложение 1). Когда сказка  завершается, ведущий просит участников группы использовать свое  воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и  изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево­Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней. Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже  лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув  круг. Время на рисование – не меньше двадцати минут. За три­четыре минуты  до завершения отведенного времени ведущий объявляет: «Изображение вашего дерева­Характера уже почти завершено. Но у меня есть  к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле  вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в  дупле? Или в кроне? Может быть, кто­то уютно чувствует себя на какой­ нибудь ветке или между корней вашего Дерева­Характера? Наверное, это  могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это  окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько.  Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите...Придумайте имя этому существу или этим существам». Спустя несколько  минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование,  вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми  информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости  завершения рисования. Часть 2. «Найди похожие черты» Процедура: «Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот  рисунок, который, как вам кажется, чем­то похож на ваш. Расскажите, в чем  вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие  рисунки или ставить какие­то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте  выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к  своему рисунку». Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также  есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких­то аспектов  или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У  каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники – те, кто захочет, –  комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по  ходу выполнения этапов упражнения во время слушания сказки и во время  рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут  делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями­ Характерами. Вопросы для обсуждения: 1. Какие общие черты встречались в рисунках участников группы? 2. Все ли рисунки были ожидаемы от их авторов? 3. Какие ощущения вызвала проделанная работа? III. Этап – Завершение Цели: получение обратное связи; самоанализ участниками, полученного в  результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения  взаимодействовать с окружающими. Материалы: спокойная, инструментальная музыка. Упражнение «Сказка по кругу» [1, с.172] Цели: самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта;  развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с  окружающими. Материалы: спокойная, инструментальная музыка. Время: 20­30 мин. Процедура: Ведущий предлагает участникам сочинить общую сказку, в  которой действовали бы только что придуманные персонажи. Сам процесс  сочинения также может быть построен разными способами: можно придумать  сюжет исходя из особенностей возникших героев, а можно начать сочинять  сказку по кругу, поочередно вводи персонажей. Если группа достаточно  многочисленна (более восьми человек), то имеет смысл разбить ее наподгруппы по четыре­шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее. Вопросы для обсуждения:  Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами  существа?  Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?  В чем состояла их роль и значение в этих сказках?  Как вы можете охарактеризовать эти существа?  Какими качествами они обладают?  Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете  сказки?  Как вы справились с этими трудностями?  Какие чувства испытываете сейчас? Литература: 1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. –  М.: Издательство «Ось­89», 1999. – 176 с. 2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные,  организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. 3. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д.  Зинкевич­Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с. Приложение 1 Сказка о Деревьях­Характерах В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и  неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни  удивительные птицы росли... Деревья­Характеры. Это были необычные  деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко­ далеко за горами. У каждого Дерева­Характера от ствола отходили четыре  главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои  названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе,  Отношение к вещам. У каждого Дерева­Характера эти ветви имели свою, не  похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве­ Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому  что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где­ то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где­то  прогибалась до земли от своей Приниженности, а где­то спокойно и уверенно  поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к  вещам на некоторых Деревьях­Характерах скрючились от Жадности, а на  других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья­ Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами  трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры  буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. ВстречалисьХарактеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они  были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва  заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не  смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди  них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся  по земле. Так непохожи были Деревья­Характеры, потому что росли они на  разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не  поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни  складывается все по­разному, верно? Порой налетала в волшебную долину  свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья­Характеры: иные ломала  или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и  такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь  гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево­Характер, которое своим видом  отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там,  посмотреть, как выглядит их Дерево­Характер. Но попасть в этот волшебный  лес не может никто...