В сказкотерапевтическом тренинг «Деревья характеры из волшебного леса», говорится о том, что в начале «Сказка о Деревьях-Характерах» использовалась только в работе с младшими школьниками – она, собственно, и написана была для них. Но оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и даже взрослым людям, Возможно, это связано с тем, что она носит медитативный характер.В сказкотерапевтическом тренинг «Деревья характеры из волшебного леса», говорится о том, что в начале «Сказка о Деревьях-Характерах» использовалась только в работе с младшими школьниками – она, собственно, и написана была для них. Но оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и даже взрослым людям, Возможно, это связано с тем, что она носит медитативный характер.
Сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного
леса»
Концептуальное введение:
В начале «Сказка о ДеревьяхХарактерах» использовалась только в работе с
младшими школьниками – она, собственно, и написана была для них. Но
оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и даже взрослым людям,
Возможно, это связано с тем, что она носит медитативный характер.
Построенное на основе этой сказки упражнение, которое описано ниже,
можно использовать как в рамках сказкотерапевтического и метафорического
тренинга, так и в других видах тренингов, в процессе которых естественными
являются методики арттерапии и образной терапии. От ведущего требуется
владение умениями проведения техник визуализации и соблюдение при этом
правил психологической безопасности. Первый этап упражнения проводится
на фоне релаксационной музыки. [1,2]
Цели: развитие навыков рефлексии и метафорического мышления.
Задачи:
1. помощь участникам тренинга в осознании черт собственного характера.
2. тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.
3. развитие креативности; тренировка умения эффективно
взаимодействовать с окружающими.
Этапы работы:
I. Этап – разогрев
Цели: Погружение участников в атмосферу сказки.
Материалы: спокойная, инструментальная музыка.
Упражнение «Сказочные характеры» (упражнение разработано
составителями тренинга)
Цели: погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании
участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений;
пробуждение архетипических ресурсов.
Материалы: тихая, мелодичная музыка.
Время: 1015 минут.
Процедура: Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир
сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Как всем нам
известно, в каждой сказки есть «негативные» персонажи, такие как Баба Яга,
Змей Горыныч и т.д, и «позитивные», такие как Золушка, ИванЦаревич и т.д.
Ваша задача по кругу вспомнить сначала, всех «негативных» персонажей,
кратко объясняя почему вы отнесли данного персонажа в эту категорию, а
затем «позитивных».
Вопросы для обсуждения:
1. Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?2. Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, называли другие
участники?
3. Встречались ли такие персонажи, которых Вы бы отнесли в другую
категорию, нежели тот участник, который первым их озвучил?
4. Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи,
если да, то можете их озвучить.
II. Этап – Основная деятельность
Цели: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя;
формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие
креативности; пробуждение архетипических ресурсов.
Материалы: музыкальный проигрыватель; музыкальные записи; наборы для
рисования; листы бумаги формата А4.
Упражнение «ДеревьяХарактеры» [1, с.171]
Цели: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя;
формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие
креативности; пробуждение архетипических ресурсов.
Материалы: музыкальный проигрыватель; музыкальные записи; наборы для
рисования; листы бумаги формата А4.
Время: 40 мин.
Данное упражнение состоит из 2 частей:
Часть 1. «Рисование сказки»
Процедура: «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем
необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду
говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам
сказку...»
Звучит «Сказка о ДеревьяхХарактерах» (см. приложение 1). Когда сказка
завершается, ведущий просит участников группы использовать свое
воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и
изобразить, как может выглядеть их персональное ДеревоХарактер. Рисовать
можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней.
Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже
лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув
круг. Время на рисование – не меньше двадцати минут. За тричетыре минуты
до завершения отведенного времени ведущий объявляет:
«Изображение вашего дереваХарактера уже почти завершено. Но у меня есть
к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле
вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в
дупле? Или в кроне? Может быть, ктото уютно чувствует себя на какой
нибудь ветке или между корней вашего ДереваХарактера? Наверное, это
могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это
окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько.
Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите...Придумайте имя этому существу или этим существам». Спустя несколько
минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование,
вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми
информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости
завершения рисования.
Часть 2. «Найди похожие черты»
Процедура: «Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот
рисунок, который, как вам кажется, чемто похож на ваш. Расскажите, в чем
вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие
рисунки или ставить какието диагнозы. Просто посмотрите и сделайте
выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к
своему рисунку».
Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также
есть возможность задать друг другу вопросы относительно какихто аспектов
или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У
каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники – те, кто захочет, –
комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по
ходу выполнения этапов упражнения во время слушания сказки и во время
рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут
делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями
Характерами.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие общие черты встречались в рисунках участников группы?
2. Все ли рисунки были ожидаемы от их авторов?
3. Какие ощущения вызвала проделанная работа?
III. Этап – Завершение
Цели: получение обратное связи; самоанализ участниками, полученного в
результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения
взаимодействовать с окружающими.
Материалы: спокойная, инструментальная музыка.
Упражнение «Сказка по кругу» [1, с.172]
Цели: самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта;
развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с
окружающими.
Материалы: спокойная, инструментальная музыка.
Время: 2030 мин.
Процедура: Ведущий предлагает участникам сочинить общую сказку, в
которой действовали бы только что придуманные персонажи. Сам процесс
сочинения также может быть построен разными способами: можно придумать
сюжет исходя из особенностей возникших героев, а можно начать сочинять
сказку по кругу, поочередно вводи персонажей. Если группа достаточно
многочисленна (более восьми человек), то имеет смысл разбить ее наподгруппы по четырешесть человек и предложить не просто сочинить сказку,
но и инсценировать ее.
Вопросы для обсуждения:
Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами
существа?
Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?
В чем состояла их роль и значение в этих сказках?
Как вы можете охарактеризовать эти существа?
Какими качествами они обладают?
Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете
сказки?
Как вы справились с этими трудностями?
Какие чувства испытываете сейчас?
Литература:
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. –
М.: Издательство «Ось89», 1999. – 176 с.
2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные,
организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы /
И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
3. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д.
ЗинкевичЕвстигнеева. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.
Приложение 1
Сказка о ДеревьяхХарактерах
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и
неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни
удивительные птицы росли... ДеревьяХарактеры. Это были необычные
деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко
далеко за горами. У каждого ДереваХарактера от ствола отходили четыре
главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои
названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе,
Отношение к вещам. У каждого ДереваХарактера эти ветви имели свою, не
похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве
Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому
что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где
то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, гдето
прогибалась до земли от своей Приниженности, а гдето спокойно и уверенно
поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к
вещам на некоторых ДеревьяхХарактерах скрючились от Жадности, а на
других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья
Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами
трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры
буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. ВстречалисьХарактеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они
были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва
заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не
смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько
податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди
них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся
по земле. Так непохожи были ДеревьяХарактеры, потому что росли они на
разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не
поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни
складывается все поразному, верно? Порой налетала в волшебную долину
свирепая буря, яростно бросалась она на ДеревьяХарактеры: иные ломала
или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и
такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь
гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения
к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом
волшебном лесу есть его собственное ДеревоХарактер, которое своим видом
отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там,
посмотреть, как выглядит их ДеревоХарактер. Но попасть в этот волшебный
лес не может никто...