Сказочная викторина «Права человека»
Цель: формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны и республики - Конституцией РФ и РК, воспитание чувства гражданского долга и ответственности.
Задачи:
- обобщить, закрепить и углубить знания учащихся о правах человека, полученные на уроках окружающего мира;
- сформировать понятия «закон, порядок, права»;
-познакомить с правами ребенка;
-формировать представления о правах школьника;
-познакомить с основным законом страны - с Конституцией РФ;
- способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;
-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.
Оборудование: ноутбук, телевизор, доска, раздаточный материал (памятка «Права человека», кроссворд).
Ход урока
1. Введение.
Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит, у нас всех одинаковые, равные права.
2. Права человека.
Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что заступником может быть государство. Как только появилось государство, у слабых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека стали задумываться еще в Древней Греции, где еще в 7 в. до н.э. с тех пор прошло много времени, появилось много новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и нарушениями человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, техногенные и экологические катастрофы. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.
Все основные права человека записаны в документе - Всеобщей декларации прав человека. Декларация - это основные принципы, к которым стремится государство. Эти принципы основаны на понятии «равенство»: «Все люди имеют право на то, что указано в документе, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, на котором они говорят; религии, политических и иных убеждений». (Презентация «Права человека»)
Права ребёнка определены Конвенцией о правах ребенка.
Конвенция
рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и
способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите. Согласно
определению, данному в Конвенции (ст.1):
¾ “ребенком является каждое человеческое существо до достижении 18-летнего возраста”
¾ каждый ребенок имеет право на жизнь (ст.6)
¾ с момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства (ст.7)
¾ ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст13.)
¾ ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14)
¾ ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст.16)
¾ ребенок имеет право на образование (ст.28)
¾ государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37)
¾ каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)
В каждой стране появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы?
Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны. Ребята, вы знаете, что является главным законом нашей страны? (ответы детей). Предлагаю вам упражнение, выполнив его, мы с вами узнаем, что же является главным законом страны.
Игра «Собери слово из букв». Коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза. Воспитанникам предлагается собрать слова из букв, разбросанных на доске: Конституция (здесь определится право первыми отвечать).
Конституция – главный закон страны.
Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности.
Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года. А 11 апреля 2014 г. была принята Конституция Крыма.
В первой главе рассказывается об устройстве нашего государства: полное название государства – Российская Федерация. Федерация – это значит, что наша страна состоит из частей. Россия - это правовое государство; форма правления – республика, т.е. власть выбирает сам народ.
В третьей главе рассказывается о том, как устроено наше государство.
Четвертая глава определяет деятельность президента РФ.
Отдельные главы посвящены деятельности правительства, органов местного самоуправления и органов судебной власти РФ.
Во второй главе - самой большой - записаны права и свободы граждан РФ:
-право на жизнь,
-право на неприкосновенность жилища,
-право на свободный труд,
-право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
-право на образование.
Права - те правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Видео-физминутка «Мистер Краб - Делай так!»
3. Сказочная викторина
Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы узнаем, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их. Ваша задача - рассмотреть иллюстрации к сказкам, определить их название и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи права главных героев, по-вашему, здесь нарушены.
Вопросы викторины:
1 тур.
|
1) 1. Чьи права были нарушены в этой сказке? Гадкий утенок Г.Х. Андерсен (Право на жизнь независимо от расы, национальности и т.п.) |
|
2. О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации? |
|
1) 3. Какое право нарушила ведьма в этой сказке? Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом, нарушены права братца на защиту и право на семью) |
|
4. Каким
правом воспользовалась лягушка?
|
|
5. Кто из героев нарушал права в этой сказке? (Все) «По щучьему велению»
Прав ли Емеля, велев дубинке поколотить офицера?
|
|
6. На
какое право посягнула царица, приказав Чернавке увести царевну в лес?
|
|
7. Какие и чьи права нарушены в этой сказке? «Серая Шейка» Д. Мамин-Сибиряк (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу уточки нарушила хитрая лисица)
|
|
8. Каким правом воспользовался купец, отправившись
торговать?
С. Аксаков «Аленький цветочек» (Право на свободное
передвижение: уезжать и возвращаться на родину) |
|
9. В чем были виноваты ткачиха с поварихой, со сватьей
бабой Бабарихой? |
|
10. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца? «Гуси-лебеди» (Право на личную неприкосновенность, семью, жизнь и
свободу)
|
2 тур
Теперь попробуйте угадать героев сказок.
1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)
|
|
2. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
|
|
3. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)
|
|
4. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.) |
|
5. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
|
|
6. Этот злой и костлявый герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
|
|
7. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
|
|
8. Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)
|
|
9. Волк нарушал право на неприкосновенность жилища сразу у троих героев одноименной сказки (Три поросенка). |
|
10. Кого в сказке мышь держала в подневольном состоянии, нарушая права на жизнь и свободу, на вступление в брак и создание семьи, свободу передвижения? (Дюймовочку). |
|
11. Опекун всемирно известного волшебника перехватывает и читает письма, адресованные мальчику, нарушая право на личную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Кто это волшебник? (Гарри Поттер) |
|
Молодцы ребята. С заданием викторины вы справились.
Давайте подведем итоги и определим лидеров викторины.
Рефлексия. Какие же права есть у вас, школьников?
В Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».
1.Право на учебу.
2. Право на отдых между уроками.
3.Право на каникулы.
4.Право на занятия в кружках и секциях.
4. Заключение. Итак, все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет – это наши права и свободы.
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Зная свои права никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности. И самая главная обязанность: «Вести себя так, чтобы не вредить другому человеку». Спасибо за игру! Всего доброго!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.