Сказочная викторина Права ребенка

  • docx
  • 15.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сказочная викторина Права ребенка.docx

Сказочная викторина  «Права человека»

 

Цель: формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны и республики - Конституцией РФ и РК, воспитание чувства гражданского долга и ответственности.

Задачи:

- обобщить, закрепить и углубить знания учащихся о правах человека, полученные на уроках окружающего мира;

- сформировать понятия «закон, порядок, права»;

-познакомить с правами ребенка;

-формировать представления о правах школьника;

-познакомить с основным законом страны - с Конституцией РФ;

- способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;

-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.

Оборудование: ноутбук, телевизор, доска, раздаточный материал (памятка «Права человека», кроссворд).

 

Ход урока

 

1.       Введение.

Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит, у нас всех одинаковые, равные права.

2.       Права человека.

Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что заступником может быть государство. Как только появилось государство, у слабых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека стали задумываться еще в Древней Греции, где еще в 7 в. до н.э. с тех пор прошло много времени, появилось много новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и нарушениями человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, техногенные и экологические катастрофы. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.

Все основные права человека записаны в документе - Всеобщей декларации прав человека. Декларация - это основные принципы, к которым стремится государство. Эти принципы основаны на понятии «равенство»: «Все люди имеют право на то, что указано в документе, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, на котором они говорят; религии, политических и иных убеждений». (Презентация «Права человека»)

 

 

Права ребёнка определены Конвенцией о правах ребенка.

https://kladraz.ru/upload/blogs/5831_c3fa4f1e3f96224d6c18522b007c62a1.jpgКонвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите. Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1):

¾     “ребенком является каждое человеческое существо до достижении 18-летнего возраста”

¾     каждый ребенок имеет право на жизнь (ст.6)

¾     с момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства (ст.7)

¾     ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст13.)

¾     ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14)

¾     ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст.16)

¾     ребенок имеет право на образование (ст.28)

¾     государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37)

¾     каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)

В каждой стране появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы?

Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны. Ребята, вы знаете, что является главным законом нашей страны? (ответы детей). Предлагаю вам упражнение, выполнив его, мы с вами узнаем, что же является главным законом страны.

Игра «Собери слово из букв». Коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза. Воспитанникам предлагается собрать слова  из букв, разбросанных на доске: Конституция (здесь определится право первыми отвечать).

Конституция – главный закон страны.

Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года. А 11 апреля 2014 г. была принята Конституция Крыма.

В первой главе рассказывается об устройстве нашего государства: полное название государства – Российская ФедерацияФедерация – это значит, что наша страна состоит из частей. Россия - это правовое государство; форма правления – республика, т.е. власть выбирает сам народ.

В третьей главе рассказывается о том, как устроено наше государство.

Четвертая глава определяет деятельность президента РФ.

Отдельные главы посвящены деятельности правительства, органов местного самоуправления и органов судебной власти РФ.

Во второй главе - самой большой - записаны права и свободы граждан РФ:

-право на жизнь,

-право на неприкосновенность жилища,

-право на свободный труд,

-право на охрану здоровья и медицинскую помощь,

-право на образование.

Права - те правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

 

Видео-физминутка «Мистер Краб - Делай так!»

 

3.       Сказочная викторина

Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы узнаем, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их. Ваша задача - рассмотреть иллюстрации к сказкам, определить их название и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи права главных героев, по-вашему, здесь нарушены.

Вопросы викторины:

1 тур.

https://kladraz.ru/upload/blogs/5831_a1a8c4e95f58d7401a2f7af84b6eb306.jpg

1)      1. Чьи права были нарушены в этой сказке?

Гадкий утенок Г.Х. Андерсен (Право на жизнь независимо от расы, национальности и т.п.)

https://kladraz.ru/upload/blogs/5831_76f69fad06d6fa1c38d9ad9a31730f59.jpg

2. О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации?
«Лиса и заяц» (Право на неприкосновенность жилища)

https://kladraz.ru/upload/blogs/5831_1c3d9fdb4b6de1f596fa4845ff64d53f.jpg

1)      3. Какое право нарушила ведьма в этой сказке? Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом, нарушены права братца на защиту и право на семью)

https://kladraz.ru/upload/blogs/5831_f20d24183d7a221e7aed2b9b93785726.jpg

4.       Каким правом воспользовалась лягушка?
«Лягушка-путешественница» В. Гаршин (Правом на свободное передвижение)
 

 



https://kladraz.ru/upload/blogs/5831_aaf0fcc012254ccbee161755d10d0e7d.jpg

5.     Кто из героев нарушал права в этой сказке? (Все)

 «По щучьему велению» Прав ли Емеля, велев дубинке поколотить офицера?
(Нет, все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)

 

https://kladraz.ru/upload/blogs/5831_970643f4cf661ffbbd2547742167d6b1.jpg

6.     На какое право посягнула царица, приказав Чернавке увести царевну в лес?
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, право на семью)

 

https://kladraz.ru/upload/blogs/5831_39fcb6148e39eeb2eb2325d703354545.jpg

7. Какие и чьи права нарушены в этой сказке? «Серая Шейка» Д. Мамин-Сибиряк

(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу уточки нарушила хитрая лисица)

 

https://kladraz.ru/upload/blogs/5831_a7daf163a7bc790489b170ed9073b4a3.jpg

8. Каким правом воспользовался купец, отправившись торговать? С. Аксаков «Аленький цветочек» (Право на свободное передвижение: уезжать и возвращаться на родину)

https://kladraz.ru/upload/blogs/5831_1873bea95dbcab582f7c031bb391bb0a.jpg

9. В чем были виноваты ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой?
«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин (Посягательство на честь и репутацию)

https://kladraz.ru/upload/blogs/5831_f1de04d6b237997069ad5ac7a9b9dbf6.jpg

10. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца? «Гуси-лебеди»

(Право на личную неприкосновенность, семью, жизнь и свободу)

 

 

2 тур

Теперь попробуйте угадать героев сказок.

1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

 

Похожее изображение

2. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

 

Картинки по запросу Буратино

3. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

 

https://kladraz.ru/upload/blogs/5831_3a1ecc6bd68cbe194410ff5129c2209c.jpg

4. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

Картинки по запросу Баба Яга

5. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее  жизнь  было  совершенно  покушение,  а  ее  бабушка  лишилась  права  на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

 

Похожее изображение

6. Этот злой и костлявый герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался  на  их  жизнь,  содержал  в  рабстве,  подвергал  жестокому  обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

 

Похожее изображение

7. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

 

Картинки по запросу Спящая красавица

8. Она  родилась  в  знатной  семье,  но  старшие  сестры  жестоко  с  ней  обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись  своим правом  на  создание  семьи,  девушка  была  счастлива. (Золушка)

 

Картинки по запросу три орешка для золушки золушка в золе

9. Волк нарушал право на неприкосновенность жилища  сразу у троих героев одноименной сказки (Три поросенка).

Картинки по запросу Три поросенка

10. Кого в сказке мышь держала в подневольном состоянии, нарушая права на жизнь и свободу, на вступление в брак и создание семьи, свободу передвижения? (Дюймовочку).

Картинки по запросу Дюймовочку

11. Опекун всемирно известного волшебника перехватывает и читает письма, адресованные мальчику, нарушая право на личную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Кто это волшебник?

(Гарри Поттер)

Картинки по запросу Гарри Поттер

Молодцы ребята. С заданием викторины вы справились.

Давайте подведем итоги и определим лидеров викторины.

Рефлексия. Какие же права есть у вас, школьников?

В Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

4. Заключение.  Итак, все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет – это наши права и свободы.

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Зная свои права никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности. И самая главная обязанность: «Вести себя так, чтобы не вредить другому человеку». Спасибо за игру! Всего доброго!