Экспресс-опрос:
Какие документы необходимы для получения материалов со склада иногородних поставщиков ?
Какие сопроводительные документы выписывает поставщик покупателю ?
Расскажите порядок приема на склад материалов ?
Каким документом оформляется принятие на склад материалов ?
На основании каких документов заносятся данные в приходный ордер?
В каком случае разрешается оприходование материалов без приходного ордера ?
В каком случае составляется акт о приеме материалов ?
Какой документ подтверждает приобретение материалов подотчетным лицом?
Срок действия доверенности и где она регистрируется ?
Какой документ составляется для выделения из стоимости материалов суммы НДС?
Когда и какой документ составляется для возврата НДС по поступившим материалам из бюджета ?
Проверяем!
(наряд и доверенность)
(товарно-транспортная накладная, накладная на отпуск материалов, счет-фактура)
Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия, и сдает зав.складу, который проверяет соответствие количества и качества материала данным сопроводительных документов. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Учет движения и остатков осуществляют в карточках складского учета)
Приходный ордер
ТТН, накладная, счет-фактура
при неотфактурованных поставках
в случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным поставщика)
(товарный счет или акт-справка+кассовый чек)
(не более 15 дней, регистрируется в журнале учета доверенностей)
счет-фактура
по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров в книге покупок – по более поздней дате
Для начала рассмотрим общую наиболее распространенную схему оформления процесса поступления материалов на предприятие:
Операция | Основание | Документ |
Оплата | Счет поставщика | Платежное поручение |
Поступление материалов | Накладная на отпуск материалов | Приходный ордер |
Оформление счетов- фактур (НДС) | Счет-фактура поставщика | - Журнал счетов фактур полученных |
Оплата поставщикам за материалы оформляется в следующем порядке:
Поставщик предоставляет покупателю счет на оплату, в котором указывается перечень отпускаемых мате6риалов и общая сумма
На основании данного счета покупатель выписывает банку платежное поручение на данную сумму и соответственно оплачивает.
Поступление материалов предполагает следующий порядок составления документов:
Документов, подтверждающим факт получения материалов со склада поставщика является накладная на отпуск материалов на сторону, (второй экземпляр), который покупатель получает при отгрузке материалов.
Итак, вместе с накладной покупатель привозит материалы на склад своего предприятия.
На основании данной накладной составляется приходный ордер, который подтверждает, что ваш сотрудник всё-таки довёз до места назначения ТМЦ и сдала их на склад.
Естественно, что при сдаче материала на склад необходимо проверить соответствие данных накладной, с фактическими данными.
Если расхождений нет, то составляется приходный ордер, если же есть, то составляется акт приёмки материалов где указывается данные о фактически полученных материалов.
Оформление счетов-фактур.
Процесс оформления поступления материалов не будет закончен без оформления счетов-фактур.
Если быть более точными, то счет-фактура скорее составляется для учета налога на добавленную стоимость, который содержится в цене материалов, а значит поступает на предприятие одновременно с материалами.
Счет фактура выписывается поставщикам в двух экземплярах.
Оригинал вы должны получить в течение 10 дней, или одновременно с получением материалов. Факт получения счёт фактуры от поставщика фиксируется в журнале счетов фактур полученных.
В книге покупок, отдельно выделяется сумма НДС и фиксирует факт возврата НДС по поступившим материалам из бюджета.
Перейдём к заполнению документов
Для начала рассмотрим исходные данные и реквизиты фирм.
Наша фирма – МП “Орион”.
Ниже перечислен основной административно - управленческий персонал.
Далее представлены реквизиты и основной АУП поставщиков: ЧП “Визит” и ООО “Оптовый склад Экспромт”.
Обратимся к заданиям и рассмотрим документальное оформление движения материалов на примере первых трех операций. Журнал операций представлен в следующем виде…
№ | Содержание операций | Д | К | Сумма | Основание | Документы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 04.09.05 Выписано платежное поручение №64 |
| 10694 | Счет№ 35 от 03.09.05 | Платежное поручение №64 | |
04.09.05 С оптового склада “Экспромт” по накладной № 12 на основании оплаты счета № 35 были получены следующие материалы: | | Накладная№ 12 от 04.09.05 | Приходный ордер №1. | |||
06.09.05 Поступила счет фактура на предприятие. | 1782 | счет-фактура№ 5 от 05.09.05 | - журнал счет-фактур полученных |
Рассмотрим первую операцию…
№ | Содержание операций | Д | К | Сумма | Основание | Документы |
| 04.09.05 Выписано платежное поручение №64. |
| 10694 | Счет№ 35 от 03.09.05 | Платежное поручение |
Иными словами, поставщик нам предоставил счет № 35 3 сентября, который мы оплачиваем 4 сентября 2005 года.
Для того, чтобы наш банк оплатил10694 руб, мы должны отправить ему платежное поручение, которое составляем на основании счета № 35 от 3 сентября.
Оплата за материалы Приложение1
ООО «Опт.склад Экспромт» | ||||||||
ИНН 1234567890 | КПП |
|
| |||||
Получатель | ||||||||
Банк получателя Сбербанк 5045, Ленск | БИК | 044030733 | ||||||
Сч.№ | ||||||||
| ||||||||
№ | Наименование товара | Единица измерения | Количество | Цена | Сумма | |||
1 | Белила | кг | 12 | 187,17 | 2246 | |||
2 | Олифа | 8 | 216 | 1728 | ||||
3 | Дюбель-гвозди | 70 | 96 | 6720 | ||||
Итого | 10694 | |||||||
8912 | ||||||||
10694 | ||||||||
Всего наименований 3 , на сумму |
Оплата за материалы Приложение1
ООО «Опт.склад Экспромт» | ||||||||
ИНН 1234567890 | КПП |
|
| |||||
Получатель | ||||||||
Банк получателя Сбербанк 5045, Ленск | БИК | 044030733 | ||||||
Сч.№ | ||||||||
| ||||||||
№ | Наименование товара | Единица измерения | Количество | Цена | Сумма | |||
1 | Белила | кг | 12 | 187,17 | 2246 | |||
2 | Олифа | 8 | 216 | 1728 | ||||
3 | Дюбель-гвозди | 70 | 96 | 6720 | ||||
Итого | 10694 | |||||||
8912 | ||||||||
10694 | ||||||||
Всего наименований 3 , на сумму |
В верхней части документа указаны адрес и реквизиты фирмы – поставщика ООО “Оптовый склад Экспромт”, а также образец заполнения платежного поручения (т.е. при заполнении впоследствии платежного поручения данные мы будем брать из этой таблицы).
Причем, обратите внимание, что в образце заполнения, (как и в самом платежном поручении), даются два реквизита “счет №”. Ниже БИКа всегда пишется номер корреспондентского счета банка.
Во втором реквизите “счет №” указывается № расчетного счета
Далее дается название, № и дата документа (счет № 35 от 3 сентября 2005 года). Заказчиками являемся мы, т.е. МП “Орион”, плательщиками тоже.
Ниже в табличной части указывается перечень материалов, которые в последствии будут поставлены, их количество, цена, сумма и общая сумма к оплате.
ООО “Опт.склад Экспромт”Адрес: 678140, Респ.Саха, Ленский, Ленск, Чапаева 85, тел.: 2-35-85 | ||||||||
ИНН 1234567890 | КПП | Сч.№ | 42308810150096001988 | |||||
ПолучательООО “Опт. склад Экспромт” | ||||||||
Банк получателя Сбербанк 5045, Ленск | БИК | 04403073330101810500000000734 | ||||||
Сч.№ | ||||||||
СЧЕТ № 35 от 3 сентября 2005 г | ||||||||
№ | Наименование товара | Единица измерения | Количество | Цена | Сумма | |||
1 | Белила | кг | 12 | 187,17 | 2246 | |||
2 | Олифа | 8 | 216 | 1728 | ||||
3 | Дюбель-гвозди | 70 | 96 | 6720 | ||||
Итого | 10694 | |||||||
8912 | ||||||||
10694 | ||||||||
Всего наименований 3, на суммуДесять тысяч шестьсот девяносто четыре рубля |
Практически все банковские документы заполняются в электронном виде (печатном), однако мы заполним их вручную, для того, чтобы знать какие реквизиты и как заполняются.
Подписывает главный бухгалтер и руководитель предприятия.
Итак, приступим к заполнению…
Практически все реквизиты записываются в ячейке в левом верхнем углу.
Рассмотрим вторую операцию из вашего задания…Поступление материалов
№ | Содержание операций | Д | К | Сумма | Основание | Документы |
| 04.09.05 С оптового склада “Экспромт” по накладной № 12 на основании оплаты счета № 35 были получены следующие материалы: |
| | Накладная№ 12 от 04.09.05 | Приходный ордер |
Иными словами … Мы оплатили счет №35 от 03.09.05.
Следующим этапом идет поступление материалов.
На склад материалы поступают в сопровождении накладной №12 от 4 сентября, которую выписал поставщик.
Обязательно проверяем соответствие данных накладной и фактического наличия материалов и заносим их в Приходный ордер.
Приходный ордер подтверждает поступление материалов на склад предприятия.
Рассмотрим документ-основание “накладную №12”.Поступление материалов Приложение 2
| ||||||||||||||||||||||
Дата составления | Код вида операций | Отправитель | Получатель | Ответственный за поставку | ||||||||||||||||||
Структурное подразделение | Вид деятельности | Структурное подразделение | Вид деятельности | Структурное подразделение | Вид деятельности | Код исполнителя | ||||||||||||||||
04.09.05 | Основной склад | |||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Корреспондирующий счет | Материальные ценности | Единица измерения | Количество | Цена, руб. коп. | Сумма без учета НДС, | Сумма НДС, | Всего с учетом НДС, руб. коп. | Номер | Пор.№ записи по Карт | |||||||||||||
Cчет суб-счет | Код аналит уч. | Наимен, сорт, размер,марка | Номенклат.№ | Код | Наименов | Надлежит отпустить | Отпущено | инвентарный | Паспорта | |||||||||||||
10.1 | Белила | 010 | 166 | Кг | 12 | 156.00 | 1872.00 | 374.40 | 2246.40 | |||||||||||||
Олифа | 011 | 8 | 180.00 | 1440.00 | 288.00 | 1728.00 | ||||||||||||||||
Гвоздь | 012 | кг | 70 | 80.00 | 5600.00 | 1120.00 | 6720.00 | |||||||||||||||
8912 | 1782,4 | 10694.0 | ||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||
Дата составления | Код вида операций | Отправитель | Получатель | Ответственный за поставку | ||||||||||||||||||
Структурное подразделение | Вид деятельности | Структурное подразделение | Вид деятельности | Структурное подразделение | Вид деятельности | Код исполнителя | ||||||||||||||||
04.09.05 | Основной склад | |||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Корреспондирующий счет | Материальные ценности | Единица измерения | Количество | Цена, руб. коп. | Сумма без учета НДС, | Сумма НДС, | Всего с учетом НДС, руб. коп. | Номер | Пор.№ записи по Карт | |||||||||||||
Cчет суб-счет | Код аналит уч. | Наимен, сорт, размер,марка | Номенклат.№ | Код | Наименов | Надлежит отпустить | Отпущено | инвентарный | Паспорта | |||||||||||||
10.1 | Белила | 010 | 166 | Кг | 12 | 156.00 | 1872.00 | 374.40 | 2246.40 | |||||||||||||
Олифа | 011 | 8 | 180.00 | 1440.00 | 288.00 | 1728.00 | ||||||||||||||||
Гвоздь | 012 | кг | 70 | 80.00 | 5600.00 | 1120.00 | 6720.00 | |||||||||||||||
8912 | 1782,4 | 10694.0 | ||||||||||||||||||||
|
НАКЛАДНАЯ № ___12_____ | ||||||||||||||||||||||
Отправитель | ||||||||||||||||||||||
Вид деятельности | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Основание ___счет № 35 от 03.09.05___________________________________________________________________Кому_____МП “Орион”_________________________________________ Через кого ___________________________ | ||||||||||||||||||||||
Корреспондирующий счет | Материальные ценности | Единица измерения | Количество | Цена, руб. коп. | Сумма без учета НДС, | Сумма НДС, | Всего с учетом НДС, руб. коп. | Номер | Пор.№ записи по склад. Картотеке | |||||||||||||
Cчет суб-счет | Код аналит уч. | Наимен, сорт, размер, марка | Номенклат.№ | Код | Наименов | Надлежит отпустить | Отпущено | инвентарный | Паспорта | |||||||||||||
10.1 |
| Белила | 010 | 166 | Кг | 12 | 156.00 | 1872.00 | 374.40 | 2246.40 |
| |||||||||||
Олифа | 011 | 8 | 180.00 | 1440.00 | 288.00 | 1728.00 | ||||||||||||||||
Гвоздь | 012 | кг | 70 | 80.00 | 5600.00 | 1120.00 | 6720.00 | |||||||||||||||
| 8912 | 1782,4 | 10694.0 | |||||||||||||||||||
Всего отпущено ______________________три ____________________________________________________________ наименований прописьюна сумму _Десять тысяч шестьсот девяносто четыре рубля 40 копеек, в том числе сумма НДС Одна тысяча семьсот восемьдесят два рубля сорок копеек |
По данной накладной №12 мы получаем материалы, которые были указаны в счете №35 и за которые мы заплатили.
Давайте сравним данные Табличной части накладной №12 и счета №35.
Общая сумма и кол-во счета №35 и накладной №12 соответствуют между собой, 10694 руб.
Однако цена за единицу, например по белилам в счете №35(187,2) больше чем цена в накладной №12(156).
Это происходит потому, что цена указанная в счете №35 содержит НДС, а цена указанная в накладной №12 НДС не содержит.
В накладной №12 НДС выделен в отдельную колонку, поэтому итоговые суммы и остаются одинаковыми.
Приходуем материалы (записываем в приходный ордер) на основании накладной №12(без НДС), поэтому цену указываем в приходном ордере без НДС (156)
Приступим к заполнению приходного ордера…Оформление счетов-фактур.
№ | Содержание операций | Д | К | Сумма | Основание | Документы |
| 06.09.05 Поступила счет фактура на предприятие. |
| 1782 | Счет-фактура № 5 от 05.09.05 | - журнал счет-фактур полученных |
Иными словами … 6 сентября от поставщика была получена счет-фактура №5. Данная счет фактура дает основание на возврат из бюджета налога на добавленную стоимость.
Факт поступления счет фактуры №5 мы должны зафиксировать в журнале учета счетов фактур полученных.
А также занести данные в книгу покупок, что будет означать возврат из бюджета НДС по полученным материалам.
№ | Содержание операций | Д | К | Сумма | Основание | Документы |
4 | 07.09.05 |
| 1171200 | счет№ 29 от 06.09.05 | Платежное поручение | |
5 | 08.09.05 | 36000840000 | Накладная№ 28 от 08.09.05 | - Доверенность- Журнал учета доверенностей | ||
6 | 18.09.05 Поступила сч-ф на предпр | 195200195200 | счет-фактура № 92 от 18.09.05 | - журнал счет-фактур полученных- Книга покупок |
Выше в 1-3 операции мы вместе с вами рассмотрели, как заполняются документы по поступлению материалов.
Далее вам предоставляется возможность попрактиковаться в заполнении документов по поступлению.
Вам необходимо самостоятельно по аналогии заполнить документы по операциям 4-6.
Документы по четвертой операции заполняются по аналогии с первой.
Нам поступил счет №29, на основании которого мы выписываем платежное поручение.
Что касается пятой операции, - необходимо помнить, что при приобретении материалов с иногородних складов нужно выписать доверенность.
Порядок оформления данной операции следующий….
Прежде чем забирать материалы с иногородних складов, на получение материалов нами выписывается доверенность на Семакина А.Т. и данные этой доверенности фиксируются в книге учета выданных доверенностей.
Далее Семакин с этой доверенностью и копией платежного поручения прибывает на склад поставщика ЧП “Визит” и получает материалы.
Саму же доверенность оставляет у поставщика.
Далее прядок получения материалов и заполнения документов аналогичен второй операции.
При отпуске материалов поставщик выписывает нам накладную на отпуск материалов на сторону, с которой мы прибываем на склад нашего предприятия.
На основании этой накладной выписываем приходный ордер.
Данные этой накладной указываются в книге учета доверенностей и подтверждают выполнение поручения.
Документы по шестой операции заполняются аналогично третьей.
Нам поступила счет фактура по поступившим материалам. Нам необходимо заполнить журнал учета счетов-фактур и книгу покупок.
Данные заносим в уже начатые книгу покупок и журнал учета счетов-фактур.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.