Склонение имён прилагательных
Оценка 5

Склонение имён прилагательных

Оценка 5
docx
03.12.2022
Склонение имён прилагательных
ОТКР.УРОК, РУССКИЙ ЯЗЫК, 20.12.2022.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

по русскому языку

на тему «Склонение имен прилагательных»

4 класс

 

 

Учитель начальных классов: Иваньшина Л.С.

 

 












20 декабря 2022



Тема урока: Склонение имен прилагательных.

Тип урока: урок рефлексии;

Цель урока: создать условия для самостоятельного определения склонения имён прилагательных, развития навыка самоконтроля и корректировки.;
Задачи:

Образовательные цели:

-Ознакомление с алгоритмом определения склонения имён прилагательных;

-Выявление особенностей склонения этой части речи;

-Развитие первоначальных навыков исследовательской работы;

-Стимулирование познавательных интересов с помощью проблемных вопросов;

Развивающие цели:

-Развитие интереса к дальнейшему учебному процессу,

-Развитие умения анализировать собственную деятельность;

Воспитательные цели:

-Воспитание стремления детей к успеху в учебе,

-Воспитание чувства дружбы и товарищества.

 

 

Планируемые результаты:
Личностные:
Уметь проводить самооценку и самокорректировку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, работать по алгоритму.

Предметные:
• Совершенствовать умения учащихся определять тип склонения имени прилагательного.

• Способствовать формированию трудолюбия, аккуратности.

• Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы;

 

Ход урока.

1.Организационный этап.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Чтобы грамотно писать.

2. Самоопределение к коррекционной  деятельности.

-Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?..(имя прилагательное).

- С какой частью речи сегодня будем работать на уроке? (С именем прилагательным)

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в  индивидуальной деятельности.

-Для чего же в нашей речи используются прилагательные?

(Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительно).

На доске словосочетания:

холодн… погода,  о холодн.. .погоде

-Из каких частей речи они состоят? (из имени существительного и имени прилагательного)

-Что можно сказать о существительных в этих словосочетаниях?

(  в ж.роде , ед. числе)

 

-что вы знаете об именах существительных?

(изменяются по родам, числам, падежам, т.е. склоняются)

-об именах прилагательных? (находятся в том же роде и числе ,что и имя существительное);

-определите окончания прилагательных в словосочетаниях;

-почему у имен прилагательных разные окончания?

(у имен существительных разные падежи);

-имена прилагательные могут изменяться по падежам?

(предположения детей)

 

4.Локализация затруднений.

-Попробуем просклонять у доски прилагательное зимний (не получается)

Подставим существительное день. От этого существительного задаем вопрос к прилагательному.

-Чему же мы будем учиться на уроке? (изменять имена прилагательные по падежам, т.е. склонять.)

-Сформулируйте тему урока.

 «Изменение имён прилагательных по падежам»

-Каковы же цели нашего урока?

-Сегодня будем учиться:

Склонять имена прилагательные.

Распознавать падеж имён прилагательных.

Употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

5.Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта.

- Проведём исследование:

1.     Просклонять существительное и прилагательное.

2.     Понаблюдать, как изменяются имена прилагательные.

3.     Сделать вывод.

1 вариант просклоняют словосочетание: зимнее утро

2 вариант: хорошие дни.

Выделить окончания у существительных и прилагательных.

-Проверка работ.

(Дети объясняют, как работали:

Изменяли существительное по падежам, от существительного задавали вопрос к прилагательному, определяли окончание прилагательного)

 

6.Физкультминутка.

Вы ,наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 

7.Обобщение затруднений во внешней речи.

 -Какой же сделаем вывод?

-Повторяем в группах, как изменяли имена прилагательные по падежам.

-Составьте памятку определения падежа у имен прилагательных

(Составляют в парах, обсуждают)

-Ребята, запишем алгоритм определения падежа имени прилагательного.

Памятка:

1.     Найдём существительное, с которым связано имя прилагательное.

2.     Определим падеж существительного.

3.     По падежу существительного узнаем падеж прилагательного.

 

8.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

а) Записать предложения, вставляя окончания прилагательных. Применяя алгоритм, определить падеж имен прилагательных.

(1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях):

Зимн__ солнечн__ день. Небо чист__и  ясн__. Стоят морозн__ дни.

-Проверка работы по эталону.

 

9.Включение в систему знаний и повторение. 

а)Самостоятельная работа ( Записать предложения, вставляя окончания прилагательных. Применяя алгоритм, определить падеж имен прилагательных):

В зимн… тумане встаёт холодн… тускл… солнце. Весёл… стайка птиц пронеслась над заснежен… лесн… поляной.

 Взаимопроверка (поменялись тетрадями).

 

г) Диктант.(несколько учеников работают по индивидуальным карточкам)

Пришла вьюжная зима. Земля укрыта мягким пушистым снегом. Голодно птицам в зимнем лесу. Дружные ребята мастерят кормушки. Они повесят их в школьном саду.

-Вывод :

«Имя прилагательное изменяется по падежам и всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым оно связано по смыслу.»

 

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Что нового узнали о словоизменении прилагательных?

- Какие цели мы перед собой ставили?                   

(научиться склонять имена прилагательные,

распознавать падеж имён прилагательных).

-Достигли ли мы их?

- Как узнать падеж имени прилагательного?

- У кого были трудности?

- Кто сегодня доволен собой? Почему?

-Как оцениваете свою работу?

 

Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что у него все получилось, на полях в тетради поставьте восклицательный знак (!). Если кто-то сомневается, что все выполнял правильно(?!) если не до конца освоил тему – поставьте на полях вопросительный знак (?).

Оценить себя на полях

! – мне все понятно

?! – я сомневаюсь

? – мне трудно

Домашнее задание.

Составить 5 предложений о зиме.

Выписать словосочетания сущ. + прил.

Указать род, число, падеж существительных и прилагательных..

 

 

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Карточка № 1

1 задание. Допиши прилагательные. Определи род, падеж существительных.

Пальто(…………), мороз(……..), снежинка(……….), море(………), книга(………..), сыр(…..),

2 задание. Определи род, падеж прилагательных.

Северный олень, старый лес, у могучего дуба, высокое дерево, зимнее солнце, птичий гам, у соседнего дома, в снежном наряде.

Карточка № 2

Спиши словосочетания, вставляя по смыслу прилагательные. Определи падеж имени прилагательного.

(………..)ветка, (…………)пень, у (………..) речки, (………..)снег, у(……….)берега, на (………..) тополе, для (……….)брата, до (……..)города.

Карточка № 3

К данным глаголам придумай и запиши словосочетания прилагательного с именем существительным. Определи падеж имен прилагательных.

Вывесить(что?)…………. ………….. .

Вскопать(что?)…………. …………. .

Рассказать (что?)………. …………… .

Спеть (что?)…………. ………………. .

Увидеть (что?)……….. ……………… .

Услышать(что?)……… …………….. .

Любить (что?)……….. ……………… .






 

Конспект урока по русскому языку на тему «

Конспект урока по русскому языку на тему «

Тип урока : урок рефлексии;

Тип урока : урок рефлексии;

Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок

Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок

Чему же мы будем учиться на уроке? (изменять имена прилагательные по падежам, т

Чему же мы будем учиться на уроке? (изменять имена прилагательные по падежам, т

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Оценить себя на полях ! – мне все понятно ?! – я сомневаюсь ? – мне трудно

Оценить себя на полях ! – мне все понятно ?! – я сомневаюсь ? – мне трудно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2022