Скорость движения (Урок введения нового знания)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Познакомиться с новой величиной. 2. Формировать представления о процессах движения и взаимосвязи таких величин, как скорость, время, расстояние. 3. Систематически повторять и закреплять ранее изученное. 4. Решать текстовые задачи ранее изученных видов. 5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Иконка файла материала konsp_mat_3kl_ur115-116.doc
Математика, 3­ий класс Урок 115 (§ 2.58).   Тема: Скорость движения (Урок введения нового знания) Цели:  1. Познакомиться с новой величиной.              2. Формировать представления о процессах движения и взаимосвязи таких величин, как скорость, время,  расстояние.              3. Систематически повторять и закреплять ранее изученное.              4. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.              5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,  взаимопомощь и обмен мнениями. Символы: Н П М       Этапы урока                                                 Ход урока Формирование УУД, ТОУУ I. Актуализация  знаний  (вспоминаем…) 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа а)   –   Реши   примеры,   установив   предварительно   порядок действий.              831 – 18 • 5 : (310 – 290)              672 + (12 • 7 + 29 • 3) (технология оценивания  учебных успехов) Познавательные УУД Развиваем умения:            1  ­  ориентироваться   в   своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.  2  ­   отбирать   необходимые   для   © ООО «Баласс», 2014 1Открытие II. нового знания.              967 – (15 • 3 + 64 : 16) б)  –  Выразите:             976 см = … м … см       416 дм = ... м … дм в) – Найдите длину отрезка, если 1/10 часть его длины  равна 100 м.  Выразите длину этого отрезка в километрах.   1  3  3  4 Работа в парах. 1. Задание № 1, с. 34 Цель работы: –  актуализировать   бытовые   представления   детей   о   скорости движения,   уточнить   смысл   словосочетаний   «двигаться быстрее», «двигаться медленнее»; –  подвести   детей   к   самостоятельной   формулировке   понятия «скорость» (расстояние, пройденное за единицу времени). ­ Прочитайте задачи. ­ На какие вопросы надо ответить? ­ Обсудите в парах и подготовьте ответы на вопросы. ­ Что значит «двигаться быстрее»? А «двигаться медленнее»? ­ На какой вопрос нужно ответить в последней задаче? ­ А что такое «скорость»? 2. Работа с текстом в оранжевой рамке. ­ Что нового вы узнали из текста? ­ Что такое скорость движения? ­ Как измеряется эта величина? ­ Как нашли скорости движения Моаны и Боно? ­ А кто уже знал это? решения   учебной   задачи источники   информации   среди предложенных учителем   словарей, энциклопедий,   справочников.    ­   ­ 4  3  ­   добывать   новые   знания: извлекать информацию, представленную   в   разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)     перерабатывать     информацию: полученную сравнивать   и   группировать математические   факты   и объекты.  5  ­   делать   выводы   на   основе обобщения умозаключений. 6  преобразовывать информацию из одной формы в другую:    ­ представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы.  7  –   переходить   от   условно­ схематических   моделей   к тексту.  Регулятивные УУД: Развиваем умения:            1  –   самостоятельно   формули­ ровать цели урока после предварительного обсуждения; © ООО «Баласс», 2014 2Первичное III. закрепление (применяем…).     4  5  3 Фронтальная работа. 1. Задание № 2, с. 34 ­   Прочитайте   задание   и   подготовьте   ответы   на   поставленные вопросы. 4  1   5 Работа в парах. 2. Задача № 3, с. 34 ­  Прочитайте   задания,  обсудите   в   парах   и  подготовьте   ответы   на поставленные вопросы. Проверка парами по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 3. Задание № 4, с. 35 ­ Рассмотрите рисунки и подберите подходящую скорость. 4. Задача № 5, с. 35 ­ Прочитайте задачи. ­ Обсудите в парах и найдите подходящее уравнение. ­ Что надо изменить в уравнении к первой задаче? ( Х ∙ 5 = 240 : 8 ).  ( Х ­ 4 = 240 : 8 ) ­ Решите задачи. 2  –   совместно   с   учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3  –   составлять   план   решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои   действия   с   целью   и,   при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;   ТОУУ     определять 5  –   в   диалоге   с   учителем   и другими   учащимися   учиться вырабатывать   критерии   оценки и степень успешности   выполнения   своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения:            1  ­  доносить   свою   позицию  до других: оформлять свои мысли в   устной   и   письменной   речи (выражение   решения   учебной задачи     общепринятых формах)   с   учётом   своих учебных речевых ситуаций; 2  – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку в © ООО «Баласс», 2014 3IV. Тренинг  (выбираем…). Проверка парами по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?   П  1   4  5 1. Задание № 6, с. 35 ( Истинные высказывания: 1 сут. 18 ч < 118 ч;  1 м3 = 1 000 дм3) Проверка решения индивидуальная или у доски по алгоритму  самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 2. Фронтальная работа.  Задание № 7, с. 35 ­ Прочитайте задание. ­ Сколько раз проводила опыт Пеппи? ­ Проведите опыт ещё раз, а данные запишите в таблицу. зрения   и   пытаться   её обосновать, приводя аргументы; ТОУУ 3  –   слушать   других,   пытаться принимать   другую   точку   зре­ ния, быть готовым изменить свою точку зрения;  4  –   читать   про   себя   тексты учебников и при этом: ставить вопросы   к   тексту   и   искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять   главное;   составлять план; ТОУУ 5  –   договариваться   с   людьми: выполняя   различные   роли   в группе, в совместном   решении   проблемы (задачи). сотрудничать     Личностные результаты: 1  –   придерживаться   этических норм общения и сотрудничества при   совместной   работе   над учебной задачей;  © ООО «Баласс», 2014 4V.   Итог урока. VI.  Возможное домашнее задание. (Можно использовать таблицу в учебном пособии «Дидактический материал», 3 класс, с. 73, № 10). ­ Что нового вы узнали  сегодня на уроке?  ­ Чему научились?  ­ Какие  задачи решали? ­ Всё ли получалось? ­ Над чем ещё надо поработать? «Дидактический материал», 3 класс, с. 39, № 4, с. 105, № 12 Задание № 7, с. 35 2.  –   в   созданных   совместно   с педагогом   на   уроке   ситуациях общения   и   сотрудничества, опираясь   на   общие   для   всех простые   правила   поведения, делать выбор, как себя вести. Урок 116 (§ 2.59).   Тема: Взаимосвязь скорости, времени, расстояния (Урок введения нового знания) Цели:  1. Сделать на основе наблюдений вывод о зависимости между тройкой величин, характеризующих процесс  движения.              2. Формировать представления о процессах движения и взаимосвязи таких величин, как скорость, время,  расстояние.              3. Систематически повторять и закреплять ранее изученное.              4. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.              5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,  взаимопомощь и обмен мнениями. Символы: Н П М       Этапы урока                                                 Ход урока Формирование УУД, © ООО «Баласс», 2014 5I. Актуализация  знаний  (вспоминаем…)   Постановка II. проблемы (знакомимся…). 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа ­ Вычислите:      1мин – 8 с          1 сут. – 3 ч           1 ч – 25 мин      15 с + 45 с          1 год – 2 мес.       19 ч + 8 ч   ­ Найдите:    ½ часть суток;    ¼ часть часа;     1/6 часть года; ­ Вставьте пропущенные слова:    ­ С 1 июля до 1 декабря прошло … месяцев.      От начала года прошло 6 месяцев, и наступил … .      От начала летних каникул прошло 7 месяцев, и наступил  месяц  … . 1  5  2  5 4.  Парно­групповая работа. Задание № 1, с. 36 Цель работы: – актуализировать знания детей о понятии «скорость». ­ Прочитайте задание. ­ Обсудите в парах и подготовьте ответы на вопросы.   4  5  3  3  5 Парно­групповая работа. 1. Задание № 2, с. 36 ТОУУ   (технология оценивания  учебных успехов) Познавательные УУД Развиваем умения:            1  ­  ориентироваться   в   своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.  2  ­   отбирать   необходимые   для решения   учебной   задачи источники   информации   среди   предложенных учителем словарей,   энциклопедий, справочников.  3  ­   добывать   новые   знания: извлекать информацию, представленную   в   разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)       перерабатывать полученную   информацию: сравнивать   и   группировать математические   факты   и объекты.  4  ­   5  ­   делать   выводы   на   основе обобщения умозаключений. 6  преобразовывать информацию из одной формы в ­   © ООО «Баласс», 2014 6Открытие III. нового (узнаём…) Цель работы: –   –  подвести   детей   к   самостоятельному   формулированию алгоритма поиска расстояния, если известны скорость и время движения. ­ Прочитайте задание. ­ Рассмотрите рисунок. ­ Обсудите в парах и подготовьте ответы на вопросы. ­ Какой вопрос сегодня требует нашего внимания? 2. Текст со знаком ?!     4  3    3   4  5 Парно­групповая работа. 1. Задание № 3, с. 36 ­ Прочитайте задание. ­ Рассмотрите таблицу. ­ Какие величины нам известны? ­ Какая величина при этом постоянна? ­   Обсудите,   как   найти   неизвестное   расстояние   за   определённые промежутки времени при движении с одинаковой скоростью.  ­ Как можно ответить на главный вопрос урока? 2. Текст в оранжевой рамке. ­ Что нового вы узнали из текста? другую:    ­ представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы.  7  –   переходить   от   условно­ схематических   моделей   к тексту.  Регулятивные УУД: Развиваем умения:            1  –   самостоятельно   формули­ ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2  –   совместно   с   учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3  –   составлять   план   решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои   действия   с   целью   и,   при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;     Первичное IV. закрепление (применяем…). 4  3    3     Фронтальная работа. 1.  Задача № 4, с. 36 5  –   в   диалоге   с   учителем   и другими   учащимися   учиться вырабатывать   критерии   оценки © ООО «Баласс», 2014 7V. Тренинг  (выбираем…). ­ Прочитайте задачу. ­ Рассмотрите таблицу. ­ На какой вопрос надо ответить? ­ Как найти расстояние? ­ Запишите решение задачи. 2.  Задача № 5, с. 36 ­ Прочитайте задачу. ­ Рассмотрите таблицу. ­ На какой вопрос надо ответить? ­ Как найти скорость движения каноэ? ­Запишите решение задачи.  4  5  2 Самостоятельная работа. 1. Решение уравнений.  Задание № 6, с. 37 (По вариантам: 1 и 2 столбики). Проверка решения индивидуальная или у доски по алгоритму  самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? Устные вычисления по заданным блок­схемам и таблицам.     определять и степень успешности   выполнения   своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения:            1  ­  доносить   свою   позицию  до других: оформлять свои мысли в   устной   и   письменной   речи (выражение   решения   учебной задачи     общепринятых формах)   с   учётом   своих учебных речевых ситуаций; 2  – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения   и   пытаться   её обосновать, приводя аргументы; 3  –   слушать   других,   пытаться принимать   другую   точку   зре­ ния, быть готовым изменить свою точку зрения; в ТОУУ 4  –   читать   про   себя   тексты учебников и при этом: ставить вопросы   к   тексту   и   искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять   главное;   составлять план; © ООО «Баласс», 2014 82. Задание № 7, с. 37 Проверка выполнения по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? П  3  3   5 3. Задача № 8, с. 37 ­ Прочитайте задачу. ­ Выделите все данные. ­ Рассмотрите схему. ­ Как обозначены на схеме жемчужины Пеппи и Моаны? ­ Как обозначены жемчужины Томми? ­ Что ещё надо добавить в схему? ­ На какой вопрос надо ответить? ­ Составьте план решения задачи.  ­ Решите задачу. (Решение:   1. 2 + 2 + 1 = 5 (ч.) – составляют все жемчужины; 2. 200 : 5 = 40(ж.) – у Томми;    40 > 10  Томми сможет выменять ожерелье). Проверка решения индивидуальная или у доски по алгоритму  самооценки. 5  –   договариваться   с   людьми: выполняя   различные   роли   в группе, в совместном   решении   проблемы (задачи). сотрудничать     ТОУУ Личностные результаты: 1  –   придерживаться   этических норм общения и сотрудничества при   совместной   работе   над учебной задачей;  2.  –   в   созданных   совместно   с педагогом   на   уроке   ситуациях общения   и   сотрудничества, опираясь   на   общие   для   всех простые   правила   поведения, делать выбор, как себя вести. © ООО «Баласс», 2014 9ТОУУ Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? ­ Что нового вы узнали  сегодня на уроке?  ­ Чему научились?  ­ Какие  задачи решали? ­ Всё ли получалось? ­ Над чем ещё надо поработать?  Задача № 6, с. 37 Возможна работа с дидактическими материалами. VI.   Итог урока. VII.  Возможное домашнее задание. © ООО «Баласс», 2014 10