Цели: 1. Познакомиться с новой величиной.
2. Формировать представления о процессах движения и взаимосвязи таких величин, как скорость, время, расстояние.
3. Систематически повторять и закреплять ранее изученное.
4. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Математика, 3ий класс
Урок 115 (§ 2.58).
Тема: Скорость движения (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Познакомиться с новой величиной.
2. Формировать представления о процессах движения и взаимосвязи таких величин, как скорость, время,
расстояние.
3. Систематически повторять и закреплять ранее изученное.
4. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний
(вспоминаем…)
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа
а) – Реши примеры, установив предварительно порядок
действий.
831 – 18 • 5 : (310 – 290)
672 + (12 • 7 + 29 • 3)
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2 отбирать необходимые для
© ООО «Баласс», 2014
1Открытие
II.
нового знания.
967 – (15 • 3 + 64 : 16)
б) – Выразите:
976 см = … м … см 416 дм = ... м … дм
в) – Найдите длину отрезка, если 1/10 часть его длины
равна 100 м. Выразите длину этого отрезка в километрах.
1 3 3 4
Работа в парах.
1. Задание № 1, с. 34
Цель работы:
– актуализировать бытовые представления детей о скорости
движения,
уточнить смысл словосочетаний «двигаться
быстрее», «двигаться медленнее»;
– подвести детей к самостоятельной формулировке понятия
«скорость» (расстояние, пройденное за единицу времени).
Прочитайте задачи.
На какие вопросы надо ответить?
Обсудите в парах и подготовьте ответы на вопросы.
Что значит «двигаться быстрее»? А «двигаться медленнее»?
На какой вопрос нужно ответить в последней задаче?
А что такое «скорость»?
2. Работа с текстом в оранжевой рамке.
Что нового вы узнали из текста?
Что такое скорость движения?
Как измеряется эта величина?
Как нашли скорости движения Моаны и Боно?
А кто уже знал это?
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
4
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.)
перерабатывать
информацию:
полученную
сравнивать и группировать
математические факты и
объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
7 – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
© ООО «Баласс», 2014
2Первичное
III.
закрепление
(применяем…).
4 5 3
Фронтальная работа.
1. Задание № 2, с. 34
Прочитайте задание и подготовьте ответы на поставленные
вопросы.
4 1 5
Работа в парах.
2. Задача № 3, с. 34
Прочитайте задания, обсудите в парах и подготовьте ответы на
поставленные вопросы.
Проверка парами по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
3. Задание № 4, с. 35
Рассмотрите рисунки и подберите подходящую скорость.
4. Задача № 5, с. 35
Прочитайте задачи.
Обсудите в парах и найдите подходящее уравнение.
Что надо изменить в уравнении к первой задаче?
( Х ∙ 5 = 240 : 8 ). ( Х 4 = 240 : 8 )
Решите задачи.
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
ТОУУ
определять
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1 доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
в
© ООО «Баласс», 2014
3IV. Тренинг
(выбираем…).
Проверка парами по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
П 1 4 5
1. Задание № 6, с. 35
( Истинные высказывания: 1 сут. 18 ч < 118 ч; 1 м3 = 1 000 дм3)
Проверка решения индивидуальная или у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
2. Фронтальная работа.
Задание № 7, с. 35
Прочитайте задание.
Сколько раз проводила опыт Пеппи?
Проведите опыт ещё раз, а данные запишите в таблицу.
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
ТОУУ
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
ТОУУ
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
сотрудничать
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
© ООО «Баласс», 2014
4V. Итог урока.
VI. Возможное
домашнее задание.
(Можно использовать таблицу в учебном пособии «Дидактический
материал», 3 класс, с. 73, № 10).
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Какие задачи решали?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
«Дидактический материал», 3 класс, с. 39, № 4, с. 105, № 12
Задание № 7, с. 35
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
Урок 116 (§ 2.59).
Тема: Взаимосвязь скорости, времени, расстояния (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Сделать на основе наблюдений вывод о зависимости между тройкой величин, характеризующих процесс
движения.
2. Формировать представления о процессах движения и взаимосвязи таких величин, как скорость, время,
расстояние.
3. Систематически повторять и закреплять ранее изученное.
4. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
© ООО «Баласс», 2014
5I. Актуализация
знаний
(вспоминаем…)
Постановка
II.
проблемы
(знакомимся…).
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа
Вычислите:
1мин – 8 с 1 сут. – 3 ч 1 ч – 25 мин
15 с + 45 с 1 год – 2 мес. 19 ч + 8 ч
Найдите:
½ часть суток; ¼ часть часа; 1/6 часть года;
Вставьте пропущенные слова:
С 1 июля до 1 декабря прошло … месяцев.
От начала года прошло 6 месяцев, и наступил … .
От начала летних каникул прошло 7 месяцев, и наступил
месяц … .
1 5 2 5
4. Парногрупповая работа.
Задание № 1, с. 36
Цель работы:
– актуализировать знания детей о понятии «скорость».
Прочитайте задание.
Обсудите в парах и подготовьте ответы на вопросы.
4 5 3 3 5
Парногрупповая работа.
1. Задание № 2, с. 36
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2 отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.)
перерабатывать
полученную
информацию:
сравнивать и группировать
математические факты и
объекты.
4
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
© ООО «Баласс», 2014
6Открытие
III.
нового (узнаём…)
Цель работы:
– – подвести детей к самостоятельному формулированию
алгоритма поиска расстояния, если известны скорость и время
движения.
Прочитайте задание.
Рассмотрите рисунок.
Обсудите в парах и подготовьте ответы на вопросы.
Какой вопрос сегодня требует нашего внимания?
2. Текст со знаком ?!
4 3 3 4 5
Парногрупповая работа.
1. Задание № 3, с. 36
Прочитайте задание.
Рассмотрите таблицу.
Какие величины нам известны?
Какая величина при этом постоянна?
Обсудите, как найти неизвестное расстояние за определённые
промежутки времени при движении с одинаковой скоростью.
Как можно ответить на главный вопрос урока?
2. Текст в оранжевой рамке.
Что нового вы узнали из текста?
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
7 – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
Первичное
IV.
закрепление
(применяем…).
4 3 3
Фронтальная работа.
1. Задача № 4, с. 36
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
© ООО «Баласс», 2014
7V. Тренинг
(выбираем…).
Прочитайте задачу.
Рассмотрите таблицу.
На какой вопрос надо ответить?
Как найти расстояние?
Запишите решение задачи.
2. Задача № 5, с. 36
Прочитайте задачу.
Рассмотрите таблицу.
На какой вопрос надо ответить?
Как найти скорость движения каноэ?
Запишите решение задачи.
4 5 2
Самостоятельная работа.
1. Решение уравнений.
Задание № 6, с. 37
(По вариантам: 1 и 2 столбики).
Проверка решения индивидуальная или у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
Устные вычисления по заданным блоксхемам и таблицам.
определять
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1 доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
в
ТОУУ
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
© ООО «Баласс», 2014
82. Задание № 7, с. 37
Проверка выполнения по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
П 3 3 5
3. Задача № 8, с. 37
Прочитайте задачу.
Выделите все данные.
Рассмотрите схему.
Как обозначены на схеме жемчужины Пеппи и Моаны?
Как обозначены жемчужины Томми?
Что ещё надо добавить в схему?
На какой вопрос надо ответить?
Составьте план решения задачи.
Решите задачу.
(Решение:
1. 2 + 2 + 1 = 5 (ч.) – составляют все жемчужины;
2. 200 : 5 = 40(ж.) – у Томми;
40 > 10 Томми сможет выменять ожерелье).
Проверка решения индивидуальная или у доски по алгоритму
самооценки.
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
сотрудничать
ТОУУ
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
© ООО «Баласс», 2014
9ТОУУ
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Какие задачи решали?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Задача № 6, с. 37
Возможна работа с дидактическими материалами.
VI. Итог урока.
VII. Возможное
домашнее задание.
© ООО «Баласс», 2014 10