Скульптура высокой классики

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 21.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На холме Акрополя разместились основные святилища афинян, и прежде всего Парфенон — храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин. Скульптурное убранство Парфенона создавалось под руководством и при участии Фидия. Ему принадлежала и двенадцатиметровая статуя Афины Девы (Парфенос), находившаяся в наосе Парфенона (сохранилась уменьшенная мраморная копия римского времени). Торжественно стояла она в парадном одеянии, опираясь на щит. У ног ее расположилась змея — символ мудрости, на правой вытянутой руке — фигурка богини Победы.
Иконка файла материала скульптура высокой классики.ppt
На холме Акрополя разместились На холме Акрополя разместились основные святилища афинян, и прежде основные святилища афинян, и прежде всего Парфенон — храм Афины, богини всего Парфенон — храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин. мудрости и покровительницы Афин.
Скульптур Скульптур ное ное убранство убранство Парфенона Парфенона создавало создавало сь под сь под руководст руководст вом и при вом и при участии участии Фидия. Фидия.
Ему принадлежала Ему принадлежала и и двенадцатиметрова двенадцатиметрова я статуя Афины я статуя Афины Девы (Парфенос), Девы (Парфенос), находившаяся в находившаяся в наосе Парфенона наосе Парфенона (сохранилась (сохранилась уменьшенная уменьшенная мраморная копия мраморная копия римского времени). римского времени). Торжественно Торжественно стояла она в стояла она в парадном одеянии, парадном одеянии, опираясь на щит. У опираясь на щит. У ног ее ног ее расположилась расположилась змея — символ змея — символ мудрости, на правой мудрости, на правой
Величавому Величавому покою Афины покою Афины противостоял противостоял а динамика а динамика рельефа, рельефа, покрывающег покрывающег о ее щит, с о ее щит, с изображение изображение м полной м полной бурного бурного движения движения сцены битвы сцены битвы греков с греков с амазонками амазонками (легендарны (легендарны ми девами- ми девами-
Среди Среди сражающихся сражающихся греков Фидий греков Фидий изобразил самого изобразил самого себя и Перикла. себя и Перикла. За эту дерзкую За эту дерзкую затею он был затею он был обвинен в обвинен в безбожии. безбожии.
Статуя Афины Статуя Афины Парфенос была Парфенос была выполнена из золота выполнена из золота и слоновой кости в и слоновой кости в так называемой так называемой хрисоэлефантинной хрисоэлефантинной технике (основа технике (основа статуи — статуи — деревянная, одежда деревянная, одежда и волосы покрыты и волосы покрыты тонкими листами тонкими листами золота, лицо, руки, золота, лицо, руки, ступни ног — ступни ног — пластинками пластинками слоновой кости). слоновой кости). Сияющая золотом, Сияющая золотом, статуя богини статуя богини Афины, Афины,
В полной гармонии с сооружением находилась В полной гармонии с сооружением находилась и скульптура, украшавшая Парфенон с и скульптура, украшавшая Парфенон с наружной стороны. Она дает полное наружной стороны. Она дает полное представление и о творчестве Фидия и о представление и о творчестве Фидия и о скульптуре периода расцвета классики скульптуре периода расцвета классики вообще. вообще.
На восточном На восточном фронтоне фронтоне Парфенона Парфенона размещалась размещалась композиция: композиция: рождение Афины рождение Афины из головы Зевса из головы Зевса
на западном — спор Афины с Посейдоном за на западном — спор Афины с Посейдоном за обладание Аттической землей. обладание Аттической землей.
Свободные в своих Свободные в своих движениях фигуры движениях фигуры создавали группы, создавали группы, естественно естественно размещенные в размещенные в треугольниках треугольниках фронтонов, образуя фронтонов, образуя законченное целое. законченное целое. Фидий отказывается Фидий отказывается от построения от построения симметричной симметричной композиции и композиции и вертикально стоящих вертикально стоящих центральных фигур. центральных фигур. Прямая связь с ритмом Прямая связь с ритмом колонн, которую колонн, которую получала при таком получала при таком решении композиция решении композиция олимпийского олимпийского
Соразмерно уравновешена группировка Соразмерно уравновешена группировка спокойно стоящих и стремительно движущихся спокойно стоящих и стремительно движущихся фигур. Среди статуй восточного фронтона, где фигур. Среди статуй восточного фронтона, где был представлен весь Олимп, выделяются три был представлен весь Олимп, выделяются три мойры, богини судьбы, дочери богини Ночи — мойры, богини судьбы, дочери богини Ночи — одни из самых совершенных творений высокой одни из самых совершенных творений высокой
Непринужденное Непринужденное благородство движений благородство движений этих фигур подчеркнуто этих фигур подчеркнуто красотой ниспадающих красотой ниспадающих складок, за которыми складок, за которыми ощущается богатейшая ощущается богатейшая пластика живого пластика живого человеческого тела. человеческого тела. Гармония и Гармония и величественность величественность фронтонных скульптур фронтонных скульптур Парфенона достигнуты Парфенона достигнуты отбором тонко отбором тонко прочувствованных прочувствованных естественных движений, естественных движений, свободной свободной
Все девяносто две метопы храма были Все девяносто две метопы храма были украшены мраморными горельефами, среди украшены мраморными горельефами, среди которых выделяются изображения битвы которых выделяются изображения битвы лапифов и кентавров лапифов и кентавров
Это двухфигурные композиции, Это двухфигурные композиции, последовательно развертывающие перед последовательно развертывающие перед зрителем сцены борьбы. Поражает зрителем сцены борьбы. Поражает разнообразие движений и неистощимое разнообразие движений и неистощимое богатство их мотивов в каждой паре богатство их мотивов в каждой паре сражающихся. Композиция каждой метопы сражающихся. Композиция каждой метопы подчинена логике движения фигур и сцен в подчинена логике движения фигур и сцен в целом, и в то же время она соответствует целом, и в то же время она соответствует пределам отведенного архитектурой пределам отведенного архитектурой пространства. Скульптура полностью пространства. Скульптура полностью
На этом же принципе построен фриз, или На этом же принципе построен фриз, или зофор, сплошь покрытый лентой рельефов с зофор, сплошь покрытый лентой рельефов с изображением праздничного шествия, изображением праздничного шествия, посвященного Афине. Сохранению плоскости посвященного Афине. Сохранению плоскости стены способствует единое, направленное стены способствует единое, направленное параллельно ей движение многочисленных параллельно ей движение многочисленных фигур — участников шествия. На протяжении фигур — участников шествия. На протяжении около 200 м фриза с рельефами, при около 200 м фриза с рельефами, при размещении фигур на одном уровне, избежав размещении фигур на одном уровне, избежав монотонности и пестроты, создатели фриза монотонности и пестроты, создатели фриза передали все богатство и многообразие, передали все богатство и многообразие, величие и красоту народного шествия, его величие и красоту народного шествия, его торжественную стройность. торжественную стройность.
Здесь и юноши-всадники, и прекрасные Здесь и юноши-всадники, и прекрасные девушки в длинных одеждах, и группа девушки в длинных одеждах, и группа участников процессии с жертвенными участников процессии с жертвенными животными. Волнообразный ритм движения животными. Волнообразный ритм движения пронизывает композицию. пронизывает композицию.
Над входом в храм, на восточной Над входом в храм, на восточной стороне фриза, размещены фигуры стороне фриза, размещены фигуры богов, смотрящих на процессию. богов, смотрящих на процессию. Люди и боги изображены одинаково Люди и боги изображены одинаково прекрасными. Дух гражданственности прекрасными. Дух гражданственности позволял афинянам гордо утверждать позволял афинянам гордо утверждать эстетическое равенство человека и эстетическое равенство человека и богов. богов.
Около 448 г. до н э. Около 448 г. до н э. Фидий выполнил 13- Фидий выполнил 13- метровую статую Зевса метровую статую Зевса для храма Зевса в для храма Зевса в Олимпии Лицо, руки и Олимпии Лицо, руки и тело бога были тело бога были выложены пластинками выложены пластинками слоновой кости на слоновой кости на деревянной основе, деревянной основе, глаза из дра гоценных глаза из дра гоценных камней, плащ, камней, плащ, сандалии, оливковые сандалии, оливковые ветви на голове, ветви на голове, волосы, борода — из волосы, борода — из золота (так называемая золота (так называемая хрисоэлефантинная хрисоэлефантинная техника). Зевс восседал техника). Зевс восседал на троне, держа в руках на троне, держа в руках скипетр и фигуру скипетр и фигуру