Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39» г. Чебоксары
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Маланьина Наталия Александровна
Урок по русскому языку в 3 классе
Предмет: русский язык
Уровень образования: начальное общее образование
Тема: Проект «Сладкая орфография»
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: урок - проект
Участники: ученики 3 класса
Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся
Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся «видеть» орфограммы в окружающей нас письменной речи, составлять упражнения на отработку орфографической зоркости, участвовать в презентации.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Основные понятия: орфограмма
Межпредметные связи: чтение
Ресурсы: «Русский язык» 3 класс 1 часть, Р. Н. Бунеев; мультимедийное оборудование, карточки для групповой работы, бумага.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
ФОУД |
Формирование УУД |
Комментарий, примечание
|
I этап. Организационный момент. Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки |
- Поприветствуем друг друга и наших гостей, пожелаем всем успехов на сегодняшнем уроке. - Очень часто дети слышат от взрослых, что поедание сладкого – вредное занятие, что от этого разрушаются зубы, портится аппетит, нарушается обмен веществ, а уж фантики и обертки от кондитерских изделий – вообще бесполезный мусор! -Как вы считаете можно ли найти применение «бесполезному мусору» - оберткам от конфет? (Произношение и написание названия конфет очень часто различаются. В названиях конфет можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка и это можно использовать для развития орфографической зоркости.) |
Приветствуют учителя, гостей настраиваются на урок, распределяются по группам
|
Ф |
Коммуникативные УУД
|
Создание благоприятного для обучения климата. По своему желанию распределяются на группы |
II этап. Самоопреде ление к деятельности Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели |
-Я предлагаю на сегодняшнем уроке использовать знания, полученные на уроках русского языка, применително к названиям конфет и создать мини – сборник упражнений с использованием названий на конфетных обертках. -Как мы можем назвать тему урока? (Сладкая орфография, орфография в конфетах) -Какую надо поставить цель для выполнения данной работы? (научиться самостоятельно обнаруживать (т.е. видеть) изученные орфограммы, используя названия на обёртках от конфет) |
Формулирование темы и цели проекта |
Ф
Г |
Познавательные УУД Формирование целостной картины мира, познавательной цели всего урока
|
Развитие речевого аппарата |
III этап. Работа над проектом 1.Работа по формулирова нию учебных задач урока 2.Поиск источников информации. 3.Выработка критериев оценивания работ
|
- Рассмотрите технологическую карту проекта и сформулируйте задачи проекта, чтобы достигнуть цели. (составить список изученных орфограмм; сгруппировать названия на конфетных обёртках по изученным орфограммам; составить задания на данную офограмму; создать мини-сборник упражнений с использованием названий на конфетных обёртках). -Ну, что ж давйте назовем изученные орфограммы. (перечисляют) - А сейчас я приглашаю командиров групп ко мне. (Командиры вытягивают карточки с названиями орфогамм, с которыми будет работать группа). Посмотрите внимательно на карточки, которые взяли ваши командиры. Что заметили? (Дается одна орфограмма). -Как вы думаете - почему? (Орфограмм много и мы не успеем за 1 урок раскрыть все.) -Какими источниками информации воспользуетесь? -По каким критериям предлагаете оценивать работу групп? |
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Работают с информацией, представленной в технологической карте. Обосновывают выбор ответа. Работают с информацией, представленной учителем Диалог с учителем
|
Г
|
Регулятивные УУД принимать и сохранять
учебную задачу; Формировать умение способности к саморазвитию
|
цель-актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности.
|
IVэтап. Работа в группах. Цель: создание проекта о слове; Защита проектов, самооценка групп |
-У вас на столах конфетные фантики фабрики «АККОНД», а также информация о ее наградах, полученных на различных конкурсах. Вам необходимо найти названия конфет, относящиеся к вашей орфограмме и использовать их в пункте 4 технологической карты. Приступаем к работе. Задания в группах, работа по технологической карте. Распределение заданий на каждого члена группы: 1 группа – 2 группа - 3 группа - 4 группа – 5 группа – 6 группа - По окончании работы представление проектов. -Вот какой сборник у нас получился. -Как предлагаете назвать? («Сладкие орфограммы для друзей»). -Оцените свою работу в группе: ! – отлично, всё получилось, + - хорошо, были незначительные ошибки, - не всё получилось, требуется помощь. -Эксперты вам слово. (оценивание работы групп по листам). |
Объединяются в группы. Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения.
|
Г |
Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Коммуникативные УУД умение вступать в диалог; умение договариваться; умение запросить недостающую информацию у учителя;
|
Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию Умения и навыки работы в сотрудничестве - умение коллективного
планирования; |
Vэтап. Рефлексия деятельности Самооценка деятельности |
-Какую цель мы ставили на уроке? -Какие задачи ставили перед собой? -Как вы думаете, удалось ли нам достигнуть цели и задач урока? - Продолжите фразу: Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… У меня получилось… Меня удивило… Мне захотелось… -Какие трудности встретились? -Что понравилось? - Орфограмм на свете много и мне хоелось бы, чтобы вы научились «видеть» их в окружающей нас письменной речи, так как основы грамотного письма берут свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. (Это орфографическая зоркость.) А так как вы все любите конфеты, так почему бы нам не совместить приятное с полезным:развивать орфографическую зоркость , изучая орфограммы русского языка по фантикам от конфет. |
Осуществляют самооценку Формулируют конечный результат своей работы на уроке |
И |
Рефлексивные умения: умение отвечать на вопросы
|
Рефлексия для анализа работы на уроке, с целью коррекции |
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Технологическая карта
1) Вспомни способ проверки своей орфограммы.
2) Составь рассказ о свом способе проверки орфограммы.
3) Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ прверки.
4) Придумайте задание, при выполнении которого можно проверить у других детей, как они освоили данный способ.
5) Укажите криитерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим способом.
Технологическая карта
1) Вспомни способ проверки своей орфограммы.
2) Составь рассказ о свом способе проверки орфограммы.
3) Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ прверки.
4) Придумайте задание, при выполнении которого можно проверить у других детей, как они освоили данный способ.
5) Укажите криитерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим способом.
Критерии оценивания работы группы
(по 5 – ти балльной системе)
Критерии № п/п |
Слаженность работы всех членов группы |
Полнота раскрытия темы |
Оформление проекта |
Защита проекта |
Примечание |
итого |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания работы группы
(по 5 – ти балльной системе)
Критерии № п/п |
Слаженность работы всех членов группы |
Полнота раскрытия темы |
Оформление проекта |
Защита проекта |
Примечание |
итого |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.