Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов.
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Как происходит освоение ребёнком СЛОВА, «много ли предметов может вместить слово?»
Слова по их обобщающему значению можно разделить таким образом:
I степень обобщения – слово обозначает один определённый предмет (например, кукла – только вот эта кукла).
II степень обобщения – слово обозначает уже группу однородных предметов («кукла» относится к любой «кукле», независимо от её размера, материала, из которого она сделана, и т.д
III степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т.д.).
IV степень обобщения – в слове как бы дан итог ряда предыдущих уровней обобщения (слово «вещь», например, содержит в себе обобщения, даваемое словами игрушки, мебель, посуда и т.д.).
Кольцова М.М.
Принципы словарной работы:
1. Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
2. Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ.
Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром осуществляется с помощью различных методов и средств. Приёмы словарной работы должны помочь выделить нужное слово в речи воспитателя, понять его значение, твёрдо запомнить, а также содействовать употреблению этого слова в их речи. Поэтому в одном и том же методе используются одновременно несколько приёмов, ряд из них при этом будет ведущим, основным.
«Аквариум – стеклянный ящик, в нём живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно».
Для словарной работы можно применять как приём некоторые упражнения или дидактические игры («Кто больше увидит и назовёт?», «Кто больше назовёт предметов круглой формы?»).
Изобразительные средства языка оживляют речь детей, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.
Основными приёмами работы над изобразительными средствами языка являются:
обнаружение в тексте «образных слов»;
объяснение педагогом значений слов и оборотов речи;
специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов и т.п.;
воссоздание образа по вопросу педагога: «Какую картину вы себе представляете?»
словесное рисование;
подготовка к выразительному чтению стихотворений (отработка интонации, силы голоса и пр.).
Прекрасным средством обогащения словаря детей служат поговорки, фразеологизмы.
В беседах по содержанию литературных произведений, фольклорных произведений разных жанров следует обращать внимание на образные выражения, поощрять употребление их детьми в активной речи.
Прекрасным материалом в этом отношении являются пословицы и поговорки. Важно, чтобы смысл пословиц и поговорок объясняли детям в связи с жизненными ситуациями. Не допускать ошибки – заучивать пословицы и поговорки без их толкования!
Например, при чтении ненецкой сказки «Кукушка» можно использовать пословицу «Что посеешь, то и пожнёшь»,
сказки «Мороз Иванович» Одоевского – «Без труда не выловишь рыбку из пруда»,
сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» - «Век живи – век учись».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.