Словарная работа
на уроках русского языка
с младшими школьниками
из опыта работы
учителя начальных классов
МБОУ СОШ№1 с.Кизляр
Левшевой Патимат Ильмудиновны
Словарная работа
на уроках русского языка
с младшими школьниками.
1.Вступление.
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса.
Слова с непроверяемым написанием называют словарными словами.
Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе.
Работая по «Русской азбуке» и «Прописям», первоклассники
§ наблюдают за написанием таких слов, как воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш;
§ запоминают правописание слов Москва, учитель, ученик, собака, корова.
В каждом из последующих классов количество словарных слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.
Традиционно словарные слова усваиваются младшими школьниками путём механического запоминания их графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и поэтому их написание рекомендуется запомнить. Но методика, которая ориентирует учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые учениками.
Для повышения эффективности усвоения словарных слов необходимо изменить характер запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим.
Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе:
ü понимания учеником значения изучаемого слова,
ü сущности и характера содержащейся в ней трудности,
ü установления связи данного слова с ранее изученными словами,
ü использование различных приёмов запоминания,
ü активного включения словарных слов в речевую практику ребёнка.
2.
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ.
-1-
Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
Например:
Картина – слово образовалось от итальянского «карта» – бумага изукрашенная.
Малина – образовано от слова «малый». Действительно ягода состоит из маленьких частей.
Тетрадь – от греческого «тетра», что значит «четыре». Вначале тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги. «Тетра» - четвёртая часть листа.
Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. Поэтому целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание. Этимологическую справку следует сообщать детям на уроке знакомства с новым словом.
3.
В ряде случаев, когда не может помочь этимологическая справка, запоминанию правильного написания способствует и привлечение мнемонических приёмов. К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, которые, вызывая определённые ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.
Петуха назвали «Петя»,
Петь он будет на рассвете.
Лиса – лисица, посмотри,
Очень любит букву «и».
Также вниманию детей можно предложить рисунки такого типа: яг да, ябл ко.
4.
Для того, чтобы словарная работа была более успешной, важно правильно её спланировать.
Целесообразно слова, предназначенные для усвоения, распределить по дням недели и организовать их систематическое повторение. Как известно, навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений, причём прочность этих навыков находится в прямой зависимости от числа «встреч» учащихся с трудными орфограммами. И так:
1-ый день. Знакомство со словом.
1.Предъявление слова.
Можно предложить ряд приёмов:
ü карточка – картинка с изображением предмета;
ü чтение загадки. Отгадка – словарное слово.
ü изучаемое слово выделяется из текста, написанного на доске или воспринятого на слух.
-2-
2.Звуко-буквенный анализ слова с целью выделения орфограммы.
3.Орфографическое проговаривание.
4.Запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.
5.Сообщение этимологической справки.
6.Подбор однокоренных слов.
7.Составление словосочетаний или предложений с изученным словом.
8.Знакомство с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов.
На этом этапе можно использовать карточки типа: «Огурец», «Капуста», «Морковь».
Напечатанное слово вставляется в кармашек подвижного словарика «Домик совы» или «Витрина словарных слов».
2-ой день. Письмо с комментированием.
3 -ий день. Списать с доски с пропущенными безударными гласными.
Проверить правильность написания слова можно используя орфографические «часики».
4 -ый день. Письмо под диктовку.
5 -ый день. Работа с перфокартами.
Из опыта моей работы:
ü перфокарты с «окошком»
ü перфокарты с прозрачной плёнкой. Буквы записываются фломастером и после проверки легко стираются.
ü предметные перфокарты.
ü картинные перфокарты: Кто это? Что это?
5.
Слова с непроверяемыми орфограммами для лучшего усвоения их правописания следует распределять и изучать либо по темам, либо по графическому сходству. Сгруппированные по тому или иному признаку слова, полезно повторять в таком же сочетании неоднократно.
Ø Можно предложить следующие темы: «Школа», «Посуда», «Птицы», «Овощи» , «Транспорт», «Профессии людей» и т.д.
Ø Группировка слов по графическому сходству. Например, слова, сходные начальной гласной: на «о» - орехи, осина, огурец, однажды.
Слова на –оро- ( ворона, сорока), -оло- (молоко, молоток, солома), -ара- (барабан, карандаш).
6.
Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке. Как известно, прочное усвоение написания словарных слов достигается путём частого употребления
-3-
в различных заданиях и упражнениях. К числу словарно – орфографических упражнений можно отнести различные виды диктантов. Это могут быть простые и творческие по форме работы; слуховые и зрительные по виду восприятия.
7.
Одним из приёмов обучения письму непроверяемых слов являются занимательные формы работы:
ü включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы;
ü отгадывание загадок;
ü составление стихов, загадок со словарными словами;
ü проведение викторин, конкурсов.
С этой целью можно использовать игры, собранные в книге Волиной «Весёлая грамматика».
8.
Приведу примеры некоторых видов и форм работы со словами из словаря, которые я провожу на своих уроках русского языка. Ряд упражнений способствует осознанному усвоению значений трудных слов и правильному их использованию в речевой практике. Есть упражнения, которые позволяют наблюдать над многозначностью слов, прямым и переносным значением слов:
ü Сапоги, ботинки – это обувь, а …., …. – это одежда.
ü Кого так называют: библиотекарь, телефонист.
ü Выборочный диктант: Весело сияет месяц за окном. Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот.
ü Подбери подходящие по смыслу слова из словаря:
жареный - …
школьный - …
солёный - ….
ü Составь предложение, где можно употребить выражение «медведь на ухо наступил».
ü Дан ряд слов. Записать слова в два столбика: в первый словарные слова, во второй слова с проверяемыми безударными гласными.
ü Дописать предложения:
Весело чирикал ….
На грядке растут …, …., … .
ü Составить рассказ по опорным словам: зима, мороз, коньки, каток.
ü Подобрать синоним :
Школьник - … (ученик)
Прощай - … ( до свидания )
Отечество -… (Родина)
ü Игра «Кто больше?». Вспомни и запиши слова с удвоенными согласными: кк, сс.
-4-
9. Заключение.
Приведённые упражнения помогают разнообразить работу на уроке, учащиеся не только усваивают написание слов, но и заметно пополняют свой лексический запас слов.
Каждый учитель знает, чем больше слов усвоит ученик, тем богаче станет его речь, тем легче ему будет учиться, тем глубже и прочнее будут его знания по всем предметам.
Итак, очевидно, что успех словарно – орфографической работы зависит от соблюдения целого ряда условий, главными из которых являются следующие:
v Запоминание слов должно быть осмысленным. Одним из средств, обеспечивающих осмысленность является этимологический анализ.
v Изучение слов должно быть правильно спланировано: по дням недели, по темам или по графическому сходству.
v Применять тренировочные упражнения.
v Необходимы систематичность и постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.
-5-
Приложение
Тематическая классификация словарных слов.
1 – 2 класс.
тема |
слова |
1. Растения |
арбуз берёза горох капуста морковь |
2. Птицы |
Воробей Ворона Сорока Петух |
3. Звери |
Заяц Корова Лисица Медведь Собака |
4. Одежда |
Валенки Пальто Платок Сапоги Одежда |
5. Продукты |
Молоко Сахар |
6. Школа |
Девочка Дежурный Класс Мальчик Ребята Ученик Учитель Ученица
|
7. Школьные принадлежности |
Карандаш Пенал тетрадь |
8. Посуда |
Стакан Тарелка Посуда
|
9. Завод |
Машина Работа Завод
|
10. Населённые пункты |
Город Деревня Москва |
11. Зима |
Коньки мороз |
12. Инструменты |
Лопата
|
13. Мебель |
Мебель
|
3класс.
тема |
слова |
1. Растения |
Земляника Ягода Яблоко Огурец Картофель Капуста Урожай Малина Пшеница Осина Огород Арбуз Берёза Овёс Орех Помидор Овощи Растение
|
2. Дни недели |
Понедельник Четверг Пятница Суббота
|
3. Инструменты |
Топор молоток |
4. транспорт |
Ракета Трамвай Трактор Метро
|
5. Жильё |
Квартира Комната
|
6. Стороны горизонта |
Восток север |
7. Еда
|
Завтрак Обед Ужин
|
8. Слова - помощники |
Вдруг Однажды Вместе Потом
|
9. Птицы
|
Жаворонок
|
10. Творчество |
Картина Рисунок
|
11. Семья |
Отец
|
12. Город |
Красная площадь Столица Улица Магазин
|
13.Родина - люди |
Герой Народ Солдат Товарищ Родина |
13. Разное |
Лагерь Ворота Месяц Лестница Погода песок |
4класс
тема |
слова |
1. Растения |
Сирень Солома |
2. Животные |
Лисица Медведь Овца |
3. Профессии |
Агроном Инженер Космонавт Хлебороб Шофёр Рабочий |
4. Школа |
Директор Класс Коллектив Русский язык Библиотека Экскурсия |
5. Творчество |
Портрет |
6. Продукты |
Молоко Сахар |
7. Еда |
Посуда |
8. Год |
Месяц Суббота Субботник |
9. Числа |
Восемь Двенадцать Одиннадцать Шестнадцать Двадцать |
10.Горизонт |
Горизонт |
11.Время, место |
Везде Теперь Здесь Завтра Издалека Медленно Сегодня Сейчас Впереди Около |
12.Город, деревня |
Россия Район Колхоз Хозяйство Дорога Шоссе Адрес Правительство |
13.Слова приветствия- прощания |
До свидания Здравствуй (те) |
14.Транспорт |
Тепловоз Автомобиль Комбайн Самолёт Машина Электровоз электростанция |
15.Цвета |
Жёлтый Чёрный |
16.Прилагательные |
Прекрасный Интересный |
17.Пассажиры |
Билет Вагон Вокзал Пассажир |
18.Глаголы |
Сверкать Желать |
19.Война - мир |
Оборона Свобода Салют Командир Победа |
20.Лагерь |
Лагерь Костёр |
21.Средства информации |
Газета Телефон |
22.Разное |
Берег Беседа Килограмм Фамилия Приветливо Путешествие |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.