Урок русского языка в 8 классе
Тема: Контрольный словарный диктант.
Определённо – личные предложения
Цель урока: изучение структуры, назначения и возможностей определенно-личных предложений; умение определять этот тип предложения; эпистолярный жанр; развитие устной и письменной речи учащихся; формирование читательского вкуса к художественной литературе у учащихся, привитие художественного вкуса в результате анализа художественного произведения. привитие любви к русской литературе.
Ход урока
Оргмомент.
Написание Контрольного словарного диктанта.
Деревянный сруб, крашеный пол, ветреный день, дерево срублено, некрашеные стены, стена покрашена, ледяной дом, огни погашены, гружёный вагон, сваренный борщ, соединены вместе, выдуманная история, истинный друг, спрятаны в доме, равнинная местность, украшена рисунком, построенный дом, книга прочитана, письмо написано и отправлено, старинный дом, решённая задача, задача решена, серебряный кубок, услышанный рассказ, брошенный камень; нигде не обнаружил; как ни в чём не бывало; ниоткуда не было слышно; никуда ни к кому ни за чем не обращался; призадуматься кое над чем.
Ребята! Сегодня мы окунемся в мир односоставных предложений. Именно на этом уроке мы постараемся увидеть и почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателям. Мы посмотрим, как и зачем использовал определенно-личные предложения А.С. Пушкин в своих произведениях.
- Запишем предложение (один ученик выходит к доске)
Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их
(В.Г. Белинский)
- определите части речи
- в каких глаголах «самые трудные» окончания? Почему? (видишь, слышишь, пишет)
- как определить какую гласную в окончаниях глагола надо писать, если она безударная?
- подчеркните главные члены в первом предложении. Охарактеризуйте предложение.
- Объясните знаки препинания
- Найдите главные члены во втором предложении? Охарактеризуйте предложение.
- Итак, тема сегодняшнего урока: Односоставные предложения. Тип – определенно-личные предложения.
Записываем тему. Вначале выясним, чем отличается двусоставное предложение от односоставного.
Вывод: Односоставные предложения – это предложения, которые состоят из одного главного члена (или из сказуемого, или из подлежащего)
Двусоставные – это предложения, в котором присутствуют оба главных члена
Я хочу начать новую тему со слов М.В. Ломоносова. Они и послужат эпиграфом к уроку.
«Умолчание местоимений перед спрягаемыми формами глагола к «упражнению и важности служит»»
(М.В. Ломоносов)
Так М.В. Ломоносов говорил об определенно – личных предложениях. Какие же предложения называются определенно – личными, мы попытаемся понять по мере того, как будем разбирать текст.
Перед вами стихотворение А.С. Пушкина, послушайте его.
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росой холодной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…
(А.С. Пушкин)
(Главный герой сравнивает земную любовь с фонтаном, не зря он называет фонтан – фонтаном любви, фонтан живой. Как фонтан бьет ключом, даря живительную влагу, так и жизнь, когда приходит настоящая любовь, она наполняет все наше существо, дарит много прекрасных минут).
(Художественный; лирическое произведение, рифмовка, стих жанр; насыщен эпитетами: фонтан живой, серебряная пыль, холодная роса, ключ отрадный, немолчный говор, поэтические слезы; метафорами: журчи мне быль, фонтан любви)
(Для того, чтобы можно было образно нарисовать картинку; показать состояние души лирического героя. )
(счастьем радостью, все в мире героя стремиться к любви)
(ученик у доски)
1. Люблю немолчный говор твой и поэтические слезы.
- разбираем предложение (главные члены предложения). Охарактеризуйте предложение (повест, невосклиц., простое, односостав.)
- Почему односоставное?
- Чем выражено сказуемое?
- В какой форме употреблен глагол? (1 л., ед.ч., н.в., изъяв. накл.)
- От какого лица идет повествование в этом предложении? (от 1 лица)
-Можно ли в этом предложении представить определенное лицо? (Да, это сам говорящий; я люблю)
Раз в предложении нет подлежащего, но на присутствие подлежащего указывает глагол – сказуемое своей формой, раз можно подставить определенное лицо вместо отсутствующего подлежащего, как можно назвать такое предложение? (Определенно-личное)
Вывод: Определенно- личные – главный член только сказуемое, вместо подлежащего подразумевается определенное лицо.
На слайде подобные примеры. Рассмотрим в какой форме употребляются сказуемые в определенно –личных предложениях.
1 л., ед.ч., н.в, из. накл. |
Люблю тебя, Петра творенье! (А.С. Пушкин) |
1 л., ед.ч., н.в, из. накл. |
Брожу над морем, жду погоды. Маню ветрила кораблей. (А.С. Пушкин) |
2 л., ед.ч., н.в, из. накл. |
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина. (Нар. песня) |
1 л., мн.ч., буд.в, из. накл. |
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А.С.Пушкин) |
1 л., ед.ч., буд.в, из. накл. |
Пройду осторожно, не трону ветвей и чуткого птичьего сна не встревожу. |
2 л., повелит. накл. |
Пройдите по городу Неве, вглядитесь в него. Красуйся, град Петров. (А.С. Пушкин) |
Значит, на какие местоимения может указывать глагол – сказуемое в определенно-личных предложениях. (1л. Я Мы
2л. Ты Вы)
Значит, в какой форме употребляется глагол в определенно- личных предложениях? (в форме 1 и 2 лица, ед. и мн. числа, наст. и будущ. времени, изъявительное и повелительное наклонение)
- Попробуем сформулировать правило.
- Продолжим работу над стихотворением:
- Какие еще односоставные предложения остались в этом стихотворении ?
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
- Главные члены предложения? Характеристика предложения (Побудительное, восклицательное, простое, односоставное и определенно- личное).
Журчи, журчи свою мне быль…
(Простое, односоставное, побудительное, невосклицательное, определенно-личное)
- Запишем отрывок из стихотворения
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
(А.С. Пушкин)
- Главные члены предложения. Характеристика предложения.
- Запишем еще один отрывок из стихотворения:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
- Найдите односоставное предложение.
- Охарактеризуйте его.
- Что еще присуще для определенно – личных предложений? (обращение)
Вывод:
- Что вы еще узнали об определенно-личных предложениях? (Определенно-личные предложения могут употребляться в составе сложного; и частенько вместо подлежащего в определенно – личных предложениях выступают обращения)
- Как вы думаете, зачем нужны определенно-личные предложения? (Избегаются ненужные повторы, речь более свободная)
- В каких сферах употребляются определенно-личные предложения? (В лирических и художественных произведениях, а еще в разговорной речи).
- Где еще применимы определенно-личные предложения? (В письмах, поздравлениях, дневниковых записях)
На слайде предложение.
А.С. Пушкин в одном из писем о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» писал: «Сейчас я прочел «Вечера…». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору желаю дальнейших успехов».
- Охарактеризуйте это произведение. (Используется прямая речь)
- Найдите определенно-личное предложение. Выпишите их.
- Почему уместно здесь определенно-личное предложение?
Такой жанр называется эпистолярным. (Чтение по словарю Ожегова)
Эпистолярный – это литературное произведение в форме письма, переписки. Возник в 18 веке, использовалось для описания путешествий.
Итак, в каких сферах употребляются определенно-личные предложения?
V.Итоги урока.
- Какую тему мы изучили на сегодняшнем уроке? Что вы узнали по этой теме?
Вывод: Мы изучили тему: определенно-личное предложение. Изучая предложения, мы наблюдали, анализировали, как они работают в произведениях А.С. Пушкина, великого поэта, классика нашей литературы. Радует, что все хорошо усвоили материал. Хочется верить, что дружба с писателем продолжится.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.