II младшая группа
Цель: ориентируясь на окончания глаголов и существительных, подбирать слова в рифму.
Ход: Воспитатель читает небольшие отрывки, дети договаривают окончания.
1. Зайка звонко барабанит.
Он серьезным делом … (занят). 2. Первым просыпается пастух,
Раньше пастуха встает … (петух).
3. Ёжик – сторож теремка – Злой лисе намял … (бока). 4. Снеговик – «морковный нос» - Ёлку нам домой … (принёс). 5. Карлсон съел большой пирог И взлетел под … (потолок).
6. Хоть зубаст, но очень добр, Он речной строитель … (бобр). 7. В тишине морских глубин
Смело плавает … (дельфин).
Цель: Дополнять предложение словом с противоположным значением.
Ход: Воспитатель произносит предложение, а дети договаривают последнее слово.
Сахар сладкий, а перец … (горький).
Летом листья зеленые, а осенью … (желтые).
Дорога широкая, а тропинка … (узкая).
Пластилин мягкий, а камень … (твердый).
Ручей мелкий, а река … (глубокая).
Девочка говорит тихо, а мальчик … (громко). Мама несёт тяжелую сумку, а дочь … (легкую).
Цель: учить детей находить в окружающей их обстановке предметы определенного свойства. Развивать внимание. Ход: Дети сидят, воспитатель говорит слово «круглое» и предлагает детям найти в окружающей их обстановке круглые объекты и назвать их. И т.д. Круглое – яблоко, мяч, пуговица… Легкое – … Белое – … Высокое – … Прозрачное – … И т.д.
Цель: формировать умение подбирать меткие слова и выражения народной речи, называть одни и те же предметы разными словами, образовывать слова с уменьшительным суффиксом.
Ход: Воспитатель достает из «Чудесного мешочка» по очереди разные игрушки, например, петушка и просит детей, как ещё можно его называть.
Петушок – золотой гребешок.
Зайчик – побегайчик. Лягушка – квакушка.
Лисичка – сестричка.
Коза – дереза.
Волчок – серый бочок. Травушка – муравушка.
Цель: Упражнять в правильном произношении звуков родного языка. Воспитывать внимание, сосредоточенность.
Ход: Дети прячутся в домике. Отгадывающий ребенок подходит к домику, стучит и спрашивает: «Кто в тереме живет?» Петушок отвечает: «Ку-ка-ре-ку!» Ворона отвечает: «Кар-кар!» Корова отвечает: «Му-му!» Гусь отвечает: «Га-га-га!» Собака отвечает: «Гав-гав!» Кошка отвечает: «Мяу – Мяу!» Коза отвечает: «Бе-бе!» И т.д.
Цель: Развивать логическое мышление направленное на классификацию и группировку слов и понятий. Ход: Воспитатель говорит детям, что корова это домашнее животное и сразу спрашивает, а лиса? Дети должны ответить. - Корова - домашнее животное, а лиса? (Ответы …) - Роза - цветок, а ласточка?
- Иглой шьют, а карандашом ?
- Овца дает шерсть, а корова?
- Соловей поет, а дятел? - Рыба плавает, а птица? И т.д «Кто кем становится?»
Цель: упражнять детей в подборе слов в рифму.
Ход: Воспитатель читает стихотворения А. Шибаева («Для самых маленьких», «Озорные детки», «Самовар»), а дети договаривают слова.
Жил - был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок – Взрослая …. (собака).
Жеребёнок с каждым днём Подрастал и стал…. (конём). Бык – могучий великан,
В детстве был …. (телёнком).
Толстый увалень баран – Толстеньким …. (ягнёнком).
Этот важный кот Пушок – Маленьким …. (котёнком).
А отважный петушок – Крохотным …. (цыпленком).
Из маленьких утят Вырастают …. (утки).
Специально для ребят,
Тех, кто любит … (шутки)
Цель: формировать умение детей слушать, договаривать слова, подбирая отгадки в рифму
Ход: Воспитатель читает загадки, а дети отгадывают.
1. Летом в болоте Вы её найдете, Зеленая квакушка.
Кто это? …. (лягушка)
2. Хитрая плутовка,
Рыжая головка, Хвост пушистый – краса!
А зовут её … (лиса).
3. Встает на заре. Поет во дворе,
На голове гребешок. Кто же это? …. (петушок).
Цель: Обогащение словаря, активизация речи. Развитие воображения, мышления.
Ход: Воспитатель произносит предложение, а дети вставляют пропущенные слова.
Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала ….».
«Кошка поймала в саду ….».
«Шерсть у кошки …., коготки ….».
«Дождик прошёл, и из-за туч показалось ….».
«Дворник взял метлу, он будет ….».
«Пришёл почтальон, он принёс ….».
Средняя группа.
Цель: формировать умение детей подбирать определения, активизировать словарь.
Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть предмет (или в последствии рисунок с каким либо предметом) и просит рассказать какой он. Подобрать определения к нему. Например: шарф – теплый, мягкий и т.д.
Цель: Формировать умение детей подбирать слова, активизировать имена существительные, глаголы, прилагательные.
Ход: Воспитатель называет слово, разбирают его с детьми и с помощью «мозгового штурма» подбирают к нему существительные, глаголы, прилагательные. Например: Что можно сшить? (платье, шторы, пальто, и т.д.) Что можно примерить? Что можно штопать?
Цель: Упражнять детей в подборе синонимов.
Ход: Воспитатель предлагает детям одно слово, проговаривает его, разбирает его значение и выясняют как ещё можно сказать о этом действии. Например: Ребёнок бежит, мчится, несётся, летит и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.