"Словесные игры экологического содержания для детей дошкольного возраста"

  • Игры
  • docx
  • 11.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. У каждой игры есть своя цель. Игра имеет короткий или несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам. Оснащена необходимой атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда. В содержание игры заложены цель, воспитательная задача. Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживая воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом. Воспитатель руководить всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями.
Иконка файла материала Словесные игры экологического содержания для детей дошкольного возраста.docx
"Словесные игры экологического содержания для детей  дошкольного возраста" В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра­ это эмоциональная  деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких­либо  условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры  интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают  внимание, быстроту реакции. Методика проведения словесных игр. Игра как метод экологического воспитания ­ это игра, специально организованная воспитателем и  привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. У каждой игры есть своя цель. Игра имеет короткий или несложный сюжет, построенный на основе  жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо  дошкольникам. Оснащена необходимой атрибутикой; для нее специально организуются пространство и  предметная среда. В содержание игры заложены цель, воспитательная задача. Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и  исполняет ее, поддерживая воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом. Воспитатель руководить всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает  игру ролевыми диалогами и игровыми действиями. Четкое разъяснение воспитателем правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делать такую игру  интересной и не сводят ее к упражнению. Таким образом, словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не  требуют специального оснащения, условий. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ  предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение  использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам;  внимание, быстроту реакции.  Словесные игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста Предлагаемая система игр позволяет в увлекательной для детей форме отработать первоначальные умения  системного мышления. Цель этого блока игр: Научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире. Чья это работа? Каждый ребёнок выбирает себе образ. Его можно обозначить медальоном. Ведущий с мячом в руках  становится в центр круга. Подбрасывая вверх мяч, ведущий называет какую­либо функцию того или иного  образа: "Кто умеет перевозить грузы?" и т.д. Тот из детей, для образа которого характерна эта функция, ловит мяч и становится ведущим. В игре участвуют не более 5­6 детей, желательно, чтобы выбирались образы с несовпадающими функциями. Угадай, кто я? Дети сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников  выходит в центр и говорит: "Я умею..." (действие изображается при помощи пластики.) Дети должны отгадать и назвать изображённое действие. "А ещё я умею..." ­ говорит ребёнок­ведущий и  показывает следующее движение. После изображения 3­4 функций дети отгадывают объект. Например: прыгать, катиться, лежать... (мячик). Если дети назвали объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально загадан, предлагается  вспомнить, для кого эти функции характер.Количество участников ­ до 10 человек. Метель. Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами: Закружила метель, словно чудо­карусель,  Все дорожки замела. Нам в подарок принесла... И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет  педагог, должен изобразить данный объект в действии. Обгонялки. Каждый ребенок придумывает себе образ. Дети становятся в круг и по очереди себя называют. Затем так же  по очереди называют свои функции, но не глаголом, а существительным, образованным от глагола при  помощи уменьшительно­ласкательных суффиксов: "скакунчик", "поливалка" и т.д. Кто не может быстро  назвать своё прозвище, выходит из игры на один круг. Количество участников должно быть не менее 6 человек, тогда у каждого ребёнка будет возможность  подумать, пока до него дойдёт очередь. Игра проходит в 5­6 кругов, поэтому каждый из детей должен будет найти не менее 5 разный функций своего образа. Кто же это делает? (разновидность игры "Да ­ Нет") Один из участников загадывает предмет. Остальные по очереди задают ему вопросы, на которые можно  ответить утвердительно или отрицательно. Все вопросы должны касаться функционального назначения предмета: "Это летает? Режется? Нужно для  письма?" и т.д. За правильную отгадку можно предлагать фишку или передавать право ведущего. Неумейка Ведущий начинает игру, называя предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот,  объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту  функцию. Например: "Я воробей, я не умею танцевать". "А я ­ балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить  грузы". И т.д. Я еду в деревню Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Ребёнок объявляет: "Я еду в деревню и беру с собой..." и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он  должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3­4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс,  на море отдыхать и т.д. Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и  свойственную ему функцию, а остальные дети "примеряют" эту функцию на себя: Повторяка Я ­ лягушка. Я умею прыгать.  Я ­ машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.  Я ­ Карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной  несвойственной функции. Расскажи сказку Дети по ролям пересказывают хорошо знакомую сказку, но герои называются не именами и названиями, а  производными от функций. Например, сказка "Теремок": Бежит Пищалка...  Подошла В Болоте Сиделка к теремку...   Цель этого блока игр:Упражнять детей в умении замечать зависимость проявления разных свойств одного и того же объекта от  стадии (этапа) развития, замечать изменения объектов во времени. Как это было? Детям предлагаются наборы картинок, на которых изображены объекты природного и рукотворного мира на  разных стадиях их развития или создания, и предлагается выложить их в правильной последовательности.  Если условие соблюдено, картинки складываются в сплошную единую линию. семечко ­­ росток ­­ цветок с бутоном ­­ раскрывшийся цветок Репка Задаётся объект. Воспитатель предлагает "потянуть репку" Дети становятся паровозиком и по очереди  называют стадии развития этого объекта. Например: икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за  головастика, лягушка за лягушонка, тянем потянем... вытащили репку. Если всё названо правильно, то взрослый объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка  "остаётся" на грядке. Ромашка В игре используется волчок. Вокруг него раскладываются предметные картинки. Волчок раскручивается.  Когда стрелка укажет на один из объектов кто­то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать  о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далёком будущем. Игра адресована старшим  дошкольникам. Был. Есть. Будет. Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например,  яблоко: сейчас ­ сладкое, сочное, красное...  было ­ зелёное, кислое, терпкое...  будет ­ сухое, сморщенное, червивое. Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта. Что было? Что будет? Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации,  но и схематические "кадрики" к сюжету, нарисованные вместе с детьми. Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять своё место в общей шеренге. Затем идёт  обсуждение: каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или еще будет (по  отношению к предыдущему выступлению). Например: Колобок встретился с зайцем и поёт ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет. Цель этого блока игр: Анализ структурных единиц объектов окружающего мира, упражнение в выделении свойств.  Волшебный мешочек В мешочек из непрозрачного материала складывается некоторое количество предметов или игрушек.  Вызванный ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые  подсказывают ему тактильные ощущения. Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект. Желательно брать одновременно не более 5­6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих  ярко выраженных частей, т.к. вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным. Ты мой кусочек Дети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные ­ его части: я ­озеро, а ты мой кусочек. Я ­ твой  берег, дно, вода и т.д. В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: "Я ­ озеро, а ты ­ мой кусочек  Я ­ твой берег, а ты мой кусочек. Я ­ песочек на берегу, а ты ­ мой кусочек..." Угадай­ка (разновидность игры "Да­Нет"). Ребёнок загадывает себе образ и его описывает, не называя. Остальные по описанию должны угадать, кого  ребёнок загадал. Можно ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать нескольконадсистем объекта (я бываю в лесу, в клетке, в зоопарке и т.д.) Тогда при отгадывании дети могут задать  несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только "да" и "нет". Выбери нужное Данная игра практикует навык классификации. На стол вперемежку высыпаются предметные картинки.  Воспитатель называет какое­либо свойство по любому признаку, а дети должны выбрать максимум  предметов, у которых это свойство наблюдается. Домино По сигналу дети становятся в пары лицом друг к другу. Затем по очереди каждая пара должна назвать свой  общий признак: цвет или детали одежды, половая принадлежность, место и т.д.  Волшебная дорожка Игра начинается с тренинга на сортировку объектов по классу. Желательно брать не более 4­х классов на  одну игру: например, по 5­6 картинок из классов посуды, мебели, одежды, растений. Затем в один ряд  выкладывается 4­5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети должны найти общий  для выложенных предметов признак. Разведчики Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок. По команде: "Разведчики, вперёд!" дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые  характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и  т.д. Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию,  оправдывающую ошибочный выбор. Например, ребёнок не может объяснить, почему к картине с  изображением фермы он выбрал автобус: "В автобусе могли приехать доярки, привезти корм для скота "и  т.д. Цепочка Первый ребёнок называет объект.  Второй ­ его свойство.  Третий ­ объект с названным свойством.  Четвёртый ­ другое свойство нового объекта и т.д. Например: 1. 2. 3. 4. 5. Морковь. Морковь сладкая. Сладким бывает сахар. Сахар белый. Белым бывает снег и т.д. Купец (модификация народной игры "Краски") Выбираются купец и продавец. Остальные участники игры ­ товар. Каждому "товару" продавец называет его  образ, но так, чтобы слышал купец. Затем купец обращается к продавцу: "Продавец, продавец, продай мне  товар". "А что тебе продать?" Купец описывает свойства товара: "Продай мне круглое, пушистое,  тёпленькое..." Тот ребёнок, образу которого соответствуют данные свойства, убегает, а купец его догоняет. Если догнал, то  забирает в условленное место и выбирает следующий товар. Если нет, то товар становится купцом, купец ­  продавцом, а продавец занимает место товара. (В подвижной части игры возможны варианты.) Змея В игре участвуют 4­6 детей. Каждому из них воспитатель называет слово из единой надсистемной цепочки:  улица, квартал, район, город... Или: морковь, грядка, огород, деревня... Слова называются не по порядку. Затем дети разбегаются в разные стороны, а по сигналу: "Змея, стройся!" должны выстроиться в колонну,  соблюдая надсистемный порядок: от самого малого до самого широкого понятия. Моё ­ не моё (Модификация народной игры "Съедобное ­ несъедобное") Играть можно на ступеньках крыльца или на площадке. Каждый ребёнок получает медальон с конкретным  образом (в старшем возрасте достаточно этот образ назвать).Ведущий по очереди бросает детям мяч и называет какое ­ то свойство. Если для данного образа это свойство характерно, то ребёнок говорит: "Моё" и ловит мяч. Если нет, то отбрасывает со словами: "Не моё". Если же  ребёнок по ошибке "присвоил" чужое свойство, ему предлагается оправдаться. Например: мячик сладкий?  Когда? Если он мармеладный, если это конфетка ­ драже и т.д. * * * Данные игры могут проводиться как предварительно перед обобщающим занятием, так и в качестве  самостоятельных тренинг Игры, приведённые в данном приложении, направлены на решение целого комплекса задач. Они способствуют не только закреплению и систематизации специальных знаний природоведческого и природоохранного  характера, но и формируют навыки мышления, развивают творческое воображение. А некоторые из них  помогают созданию психологического комфорта и благополучия ребёнка в условиях детского коллектива. Цель этого блока игр: Упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно  выбранному признаку, в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической  классификации; в выделений признаков и свойств объектов, в анализе "полезности" и "вредности" различных  объектов живой и неживой природы. Подвести к пониманию природных взаимосвязей на основе  диалектических законов, ответственности человека за сохранение природы. "Природный мир бывает разный" Материал: картинки с изображением природных объектов. Ход игры: детям предлагается сравнить между собой несколько картинок с изображением природных  объектов. Попросить отделить картинки с изображением живой и неживой природы, сделать обоснование. "Мир вокруг нас" Материал: глобус, графическая "модель мира" ­ круг, разделенный на две цветные части (белую и голубую),  предметные картинки (до 20 шт.). Ход игры: детям представляется глобус, выясняется, что по форме планета круглая, по цвету ­ многоцветная, по составляющим ­ много всего, по размеру ­ огромная. Далее воспитатель на столе располагает "модель  мира" и предметные картинки, объясняет детям, что голубая часть ­ природный мир, белая ­ рукотворный. Дети должны распределить картинки в кругу. Например: цветок ­ в голубую часть, это природа. Автомобиль  ­ в белую, это рукотворный мир. Если дети легко справляются с заданием, то проводится игра "Все в мире  перепуталось": дети закрывают глаза, воспитатель перемешивает картинки по секторам (п) и (р). Дети  открывают глаза и исправляют ошибки, давая обоснование. "Назови одним словом" Ход игры: воспитатель называет несколько объектов одного класса, дети называют их одним словом (береза,  дуб, сосна ­ деревья и т.д.). "Я знаю" Материал: мяч. Ход игры: подбрасывают мяч и говорят "Я знаю пять названий птиц, зверей и т.д. Произносят 5 названий  птиц, зверей, растений или других объектов природы. Второй вариант: воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы ­"Звери". Ребёнок  ловит мяч и называет пять зверей и пр. "Съедобное ­ несъедобное" Цель: упражнять в классификации по выбранному признаку. Материал: мяч. Ход игры: водящий бросает мяч и называет предмет. Если предмет съедобный, то ловящий удерживает мяч,  если нет, то отбрасывает. "Рыбы ­ птицы ­ звери" Материал: мяч. Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово "птица". Ребенок, поймав мяч, должен  подобрать видовое понятие, например, "воробей". "Цепочка"Материал: мяч, картинки объектов. Ход игры: воспитатель сначала показывает картинку с изображением объекта, затем передает мяч. У кого в  руках мяч, тот называет один из признаков объекта и передает мяч другому. Нужно назвать как можно  больше признаков объекта и не повториться. "Такой листок, лети ко мне" Материал: опавшие листья различных деревьев (осенью) или их силуэты, вырезанные из цветной бумаги. Ход игры: детям раздаются силуэты листьев (по одному). Воспитатель становится в противоположном углу  комнаты или площадки, показывает детям лист и командует: "Кленовый (осиновый, берёзовый и т.д.) листок,  лети ко мне". Подбежавшие дети должны убедиться, что у них в руках лист с названного дерева, затем  рассказать о его признаках. Усложнение ­ команда: "Такой листок лети ко мне". Признак принадлежности к какому ­ то растению не  называется. Если среди подбежавших окажется ребёнок с листом другого дерева, он должен найти общий  признак между своим и показанным листочком. "Теремок" Материал: набор предметных картинок. Ход игры: разыгрывается ситуация ­ в чистом поле теремок, в котором поселяются объекты окружающего  мира. Объект (картинку) можно поселить только тогда, когда ребёнок найдёт не менее пяти схожих  признаков между своей картинкой и картинкой "хозяина" теремка. Например: в теремке первым поселился  зонтик. У ребёнка картинка с вишенкой. Общие признаки ­ округлые формы, косточка в вишенке и костяная  ручка у зонтика, общий цвет и т.д. Усложнение ­ нужно назвать схожие признаки не только с "хозяином" теремка, но и с каждым из его  обитателей, которые уже там поселились. "Хорошо ­ плохо" Ход игры: воспитатель называет природное явление или объект, а дети сначала перечисляют его полезные  свойства, а потом ­ вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно  на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т.д. Но мороз, это плохо, потому что руки  мёрзнут, нельзя долго гулять и т.д. Усложнение ­ задать детям "точку зрения", с позиции которой они будут обосновывать свои доводы.  Например, когда дождь ­ это хорошо или плохо для дерева, кошки и т.д. "Кто где живет" Материал: картинки с животными у воспитателя, картинки с изображениями разных мест обитания ­ у детей  (дерево, река, нора и т.д.) Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением животного, а ребенок должен определить, где он обитает, и "поселить" у себя на нужной карточке. "Летает, плавает, бегает" Материал: мяч. Ход игры: водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и  бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. Например: зайчик ­ бегает, ворона ­ летает, карась ­ плавает. Усложнение ­ называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать  происхождение: щука ­ природный мир, плавает; самолёт ­ рукотворный мир, летает. Примечание: следует называть объекты, а не целый класс. Например, следует говорить "воробей", "сойка",  "стриж", а не "птичка".