Тема: Слово о писателе. А. П. Чехов Цели. Образовательные: познакомить учащихся с личностью писателя, выявить особенности стиля писателя, детали, учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию; углубить понятие жанра рассказа малой формы; раскрыть особенности авторской позиции. Развивающие: развивать монологическую речь, навыки анализа текста. Воспитательные: воспитывать художественное чутьё, любовь к творчеству А. П. Чехова.
Ход урока.
1.Слово учителя.
Цель нашего урока - познакомиться с личностью писателя, рассказами Антоши Чехонте; углубить понятие жанр литературы – рассказ малой формы.
II. Изучение нового материала.
А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге, Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными, которые выкупили себя с семьей на волю Отец – Павел Егорович – открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился. «Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, — пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, — Бог благословил многочисленной семьей — у них было пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном. Павел Егорович был таганрогским купцом второй гильдии, торговал бакалейным товаром, пользовался общим уважением и нес на себе общественные — почетные, а потому и бесплатные — должности ратмана полиции, а впоследствии - члена торговой депутации. Слыл он среди сограждан за человека состоятельного, но на самом деле едва сводил концы с концами».
Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна. Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
Личность писателя.
- Что видим в личности А. Чехова?
Несмотря на трудности, интерес к жизни писатель не терял. Чехов рано начал увлекаться театром и литературой; учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Много читал, увлекался и зарубежной, и русской литературой. Обширен круг его чтения: Толстой, Пушкин, Лермонтов. На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает с братьями спектакли, пишет сценки, сказки в стихах, водевили.
Трудное положение отца повлекло за собой разорение и ему пришлось отправиться в Москву.
Запись в тетради:
Личность А. П. Чехова.
-любил учиться;
- создавал рукописный журнал;
- обширным кругозором: близок с Л. Толстым, любил читать Пушкина, Лермонтова;
- увлекался театром.
- А что же сталось с Чеховым?
(Когда Антону исполнилось 16 лет, отец его разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге и зарабатывать уроками себе на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье.)
- Как развивалась его жизнь дальше?
(После окончания гимназии Чехов приехал в Москву, где жила его семья. Здесь стал студентом - медиком Московского университета и начал сотрудничать в юмористических журналах, публикуя под псевдонимом Антоша Чехонте короткие рассказы. Гонорары были неплохой поддержкой семье молодого писателя.
«Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями…». Почему?
Студент выучился на врача, но продолжал писать – рассказы, повести, пьесы.
Вывод. Позже Чехов кроме рассказов стал писать повести и серьезные пьесы. Кого только мы не встретим в них! Тут и врачи, и учителя, и чиновники, и студенты, и военные, и помещики, и крестьяне, и нищие, и полицейские и арестанты. Все профессии, все возрасты – вся Россия! Чехов высмеивал все, что мешало жить честно и справедливо. Рассказ «Толстый и тонкий» - подтверждение, что Чехов высмеял всё то, что мешало жить честно и справедливо.
В творчестве А. П. Чехова преобладает юмор, сатира, комизм, выражающий злость, бьющий наповал сарказм, когда писатель рисует власть имущих особ.
3. Особенности жанра рассказа малой формы - Чехов, мастер лаконичной речи, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому слову. Сегодня, анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст. Рассказ - это малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.
4. Чтение рассказа «Толстый и тонкий». 5. Беседа по анализу произведения. III. Итог урока.
Домашнее задание: ответить на вопрос; характеристика персонажей рассказа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.