Слово о русском языке. Вводный урок в 10 классе
Оценка 4.8

Слово о русском языке. Вводный урок в 10 классе

Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
русский язык
10 кл
14.06.2020
Слово о русском языке. Вводный урок в 10 классе
Презентация к вводному уроку в 10 классе
Слово о русском языке.ppt

Учебник поможет систематизировать, обобщить и дополнить полученные знания по русскому языку

Учебник поможет систематизировать, обобщить и дополнить полученные знания по русскому языку

Учебник поможет систематизировать, обобщить и дополнить полученные знания по русскому языку. Ценность данного учебного пособия в соединении доступности, глубины и широты подачи учебного материала по русскому языку.

Авторы:
Н.Г. ГОЛЬЦОВА
И.В. ШАМШИН
М.А. МИЩЕРИНА

ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА Н.Г. ГОЛЬЦОВА

ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА Н.Г. ГОЛЬЦОВА

ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА


Н.Г. ГОЛЬЦОВА И.В. ШАМШИН
М.А. МИЩЕРИНА
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ язык
Учебник
для 10—11 классов
общеобразовательных учреждений

Базовый уровень
В двух частях
Часть 1
Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации
Экспертное заключение № 10106-5215/395 от 12.10.2012 (научная экспертиза)
Экспертное заключение № 001415 от 25.01.2014 (педагогическая экспертиза)
Экспертное заключение № 777от 10.02.2014 (общественная экспертиза)
МОСКВА
«РУССКОЕ СЛОВО» 2014

УДК 373.167.1:811.161.1*10/11(075

УДК 373.167.1:811.161.1*10/11(075

УДК 373.167.1:811.161.1*10/11(075.3)
ББК81.2Рус-922
Г 63

Коллективу авторов (Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) присуждена
Премия Правительства Российской Федерации в области образования за создание
учебного комплекта «Русский язык. 10—11 классы»

Гольцова Н.Г.
Г 63 Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10—11 классов общеобразовательных
учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. — М.: 000
«Русское слово — учебник», 2014. — 288 с. — (Инновационная школа).
ISBN 978-5-00007-481-7 (ч. 1) ISBN 978-5-00007-480-0
Учебник дополняет, систематизирует и обобщает теоретические сведения по русскому языку за курс основной школы
и даёт возможность учащимся повторить и закрепить полученные знания на практическом материале, а также
подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Учебник снабжён мультимедийным приложением, размещённым на сайте издательства «Русское слово» —
русское-слово.рф.

Уроки русского языка в старших классах — уроки особые: это не только повторение, обобщение и систематизация ранее полученных знаний, но прежде всего более глубокое изучение…

Уроки русского языка в старших классах — уроки особые: это не только повторение, обобщение и систематизация ранее полученных знаний, но прежде всего более глубокое изучение…

Уроки русского языка в старших классах — уроки особые: это не только повторение,
обобщение и систематизация ранее полученных знаний, но прежде всего более
глубокое изучение языка, его структуры, законов.
В предлагаемом вам учебнике язык представлен как система во всём своём
многообразии и единстве. В книге описываются все уровни языка, все сферы его
функционирования.
Каковы же основные разделы учебника?
• Лексика. Фразеология. Лексикография
• Фонетика. Графика. Орфоэпия
• Морфемика и словообразование
• Морфология и орфография
• Синтаксис и пунктуация
• Культура речи
• Стилистика
• Анализ текста
• Из истории русского языкознания
В учебник включены никогда ранее не изучавшиеся в школе темы «Основные
принципы русской орфографии» и «Основные принципы русской пунктуации», которые
очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации.

Дорогие друзья!

Новыми являются и темы «Сочетание знаков препинания», «Факультатив- ные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация», которые помогут понять такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков…

Новыми являются и темы «Сочетание знаков препинания», «Факультатив- ные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация», которые помогут понять такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков…

Новыми являются и темы «Сочетание знаков препинания», «Факультатив-
ные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация», которые
помогут понять такие особенности русской пунктуации, как вариантность в
постановке знаков препинания, многофункциональность знаков препинания и
их многозначность. Вы знаете, что в художественном тексте знаки препинания
выполняют особые, смысловую и экспрессивную, функции, поэтому при разборе
текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять
внимание пунктуационному анализу. Отдельным разделом представлены
подробные биографические данные выдающихся русских лингвистов.
Задачи, стоящие перед вами в старших классах, могут быть успешно решены,
если на занятиях и в самостоятельной работе вы будете использовать все
виды языкового анализа: фонетический, морфемный, словообразовательный,
морфологический, синтаксический.

В соответствии с современными требованиями коммуникативной
направленности в обучении русскому языку в учебник включено большое
количество текстов разных жанров и стилей для языкового, стилистического
и филологического анализа.
Желаем успехов!
Авторы

Перед вами громада – русский язык!

Перед вами громада – русский язык!

Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… Перечитайте все грамматики, какие у нас вышли, перечитайте для того, чтобы увидеть, какие страшные необработанные поля и пространства вокруг вас…»

Слово о русском языке

Слово о русском языке

Слово о русском языке

Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому”

Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому”

“Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому”.
Л.Н. Толстой

Как вы понимаете слова
писателя?

→В этой фразе хорошо выражена мысль о специфике языка: с помощью слова, т. е. с помощью языка, люди имеют возможность общаться, передавать из поколения в поколение знания, опыт, всё то, чего добилось человечество за всю историю своего развития.
✒ Язык непосредственно связан с мышлением, он является орудием мышления.
 Следовательно, язык — необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры.

Русский язык - язык великого русского народа , имеющего героическую историю , выдающиеся достижения в области науки , культуры , литературы , общественной мысли и…

Русский язык - язык великого русского народа , имеющего героическую историю , выдающиеся достижения в области науки , культуры , литературы , общественной мысли и…

Русский язык - язык великого русского народа , имеющего героическую историю , выдающиеся достижения в области науки , культуры , литературы , общественной мысли и т.д. Его считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира.
О гибкости , красоте , многогранности русского языка говорили многие учёные , поэты , писатели .
Н.В.Гоголь назвал его «живым как жизнь» , подчеркивая его способность постоянно обогащаться и совершенствоваться , а также он говорил о меткости русского слова .
И.С.Тургенев неоднократно призывал беречь «наш прекрасный русский язык» , «этот клад , это достояние» , а также беречь «чистоту языка , как святыню» .

« Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Н.В.Гоголь

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».
И.С.Тургенев

Русский язык Литературный язык – высшая форма национального языка

Русский язык Литературный язык – высшая форма национального языка

Русский язык





Литературный
язык –
высшая форма
национального
языка

Слово о русском языке. Вводный урок в 10 классе

Слово о русском языке. Вводный урок в 10 классе

Слово о русском языке. Вводный урок в 10 классе

Слово о русском языке. Вводный урок в 10 классе

Нет сомнения, - справедливо заметил

Нет сомнения, - справедливо заметил

«Нет сомнения, - справедливо заметил И. С. Тургенев, - что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением».

Основоположником современного русского языка
считают А.С.Пушкина.

Русский язык относится к славянской группе языков , восточнославянской подгруппе

Русский язык относится к славянской группе языков , восточнославянской подгруппе

Русский язык относится к славянской группе языков , восточнославянской подгруппе .Ближайшими его родственниками являются украинский и белорусский языки . Более дальними – славянские языки других групп : польский , чешский , болгарский , сербохорватский , и др. Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков , т.е. восходит к одному языку-основе .

Прародителем русского языка считается ПРАСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

III – I тысячелетие до н.э. I тыс

III – I тысячелетие до н.э. I тыс

III – I тысячелетие до н.э.

I тыс. до н.э. – VI в. н.э.

VI в. н.э.

Происхождение славянских языков

Учёные-русисты, исследовавшие происхождение русского языка

Учёные-русисты, исследовавшие происхождение русского языка

Учёные-русисты, исследовавшие происхождение русского языка



Алексей Александрович Шахматов (1864-1920)

Виктор Владимирович Виноградов (1894-1969)

Рубен Иванович Аванесов (1902-1982)

Лексика с точки зрения сферы употребления диалектизмы

Лексика с точки зрения сферы употребления диалектизмы

Лексика с точки зрения сферы употребления

диалектизмы

Жаргоны ,
арго

Общеупотребительная лексика

профессионализмы

Литературный язык Одной из характерных черт литературного языка является его нормированность

Литературный язык Одной из характерных черт литературного языка является его нормированность

Литературный язык

Одной из характерных черт литературного языка является его нормированность .
Нормы литературного языка:
орфоэпические (квартал);
орфографические (акклиматизация);
пунктуационные
Это значит , что литературному языку присущи строгие нормы употребления слов , грамматических форм ; понятие нормы присуще и произношению , и правописанию . Норма едина и обязательна для всех .
В литературном языке можно по-разному образовывать некоторые грамматические формы и иногда допускаются варианты употребления . Однако следует учитывать , что варианты нормы часто различаются стилистической окраской и сферой употребления .

Литературный язык является общенародным
Он распространён на всей территории , где говорят по-русски.
Литературный язык обслуживает все сферы деятельности нашего общества . Он постоянно развивается , совершенствуется , обогащается новыми словами .

Нормы закрепляются словарями и справочниками

Нормы закрепляются словарями и справочниками

Нормы закрепляются словарями и справочниками.

Функциональные стили русского языка

Функциональные стили русского языка

Функциональные стили русского языка

Литературный язык имеет две формы существования : устную и письменную. Различие в их назначении приводит к различиям в использовании языковых средств , используемых в устной и письменных формах .

Художественная литература, как вид искусства, выполняет прежде всего эстетическую функцию

Художественная литература, как вид искусства, выполняет прежде всего эстетическую функцию

Художественная литература, как вид искусства, выполняет прежде всего эстетическую функцию. В языке художественных произведений используется всё богатство русского национального языка, в том числе и нелитературные элементы (просторечные, диалектные, профессиональные, жаргонные).

УЧЕНЫЕ-ЛИНГВИСТЫ Наука, изучающая язык, его систему, законы, особенности функционирования, историческое развитие и др

УЧЕНЫЕ-ЛИНГВИСТЫ Наука, изучающая язык, его систему, законы, особенности функционирования, историческое развитие и др

УЧЕНЫЕ-ЛИНГВИСТЫ

Наука, изучающая язык, его систему, законы, особенности функционирования, историческое развитие и др., называется л и н г в и с т и к о й (отлат. lingua — язык), или я з ы к о з н а н и е м .

М.В. Ломоносов

А.Х. Востоков

Ф.И. Буслаев

В.И. Даль

Д.Н. Ушаков

В.В. Виноградов

Л.В. Щерба

А.А. Шахматов

А.А. Потебня

С. И. Ожегов,

Анализ текста Вспоминается мне ранняя погожая осень

Анализ текста Вспоминается мне ранняя погожая осень

Анализ текста

Вспоминается мне ранняя погожая осень. Воздух так чист , точно его совсем нет. В поредевшем саду видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, Около шалаша вечером греется самовар, и в саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым.
Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину…
Поздней ночью, как слепой, доберёшься до шалаша. Там, на поляне, немного светлее, а над головой белеет Млечный путь. Долго глядишь в тёмно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями, Потом встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому.
Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!
( По И. Бунину)

План анализа
Определите тип и стиль текста, дайте обоснование своим суждениям.
Какова его тема и главная мысль?
Какие языковые средства использует автор, чтобы донести идею?
Объясните орфографию и пунктуацию.
Сделайте синтаксический и пунктуа-ционный разбор 2 предложений.
Укажите части речи.
Каковы особенности звуковой организации речи?
Как знание системы языка помогает пониманию авторского замысла?

Запишите стихотворение. Ржавеет золото и истлевает сталь,

Запишите стихотворение. Ржавеет золото и истлевает сталь,

Запишите стихотворение.

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней –царственное слово.
А.Ахматова

ЗАДАНИЕ:

1. Подчеркните грамматические основы предложений.
2. какое слово является ключевым?
3. Какие контекстуальные синонимы есть в тексте?
4.Назовите контекстуальные антонимы.
5. Как внимание к эти словам помогает определить тему и идею четверостишия?

Напишите по одному из высказываний небольшое сочинение в форме рассуждения

Напишите по одному из высказываний небольшое сочинение в форме рассуждения

1. Напишите по одному из высказываний небольшое сочинение в форме рассуждения.

“Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено, тем больше придаёт фразе силы и убедительности”. (М. Горький)
“Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли”. (Л. Толстой)
 
“Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать”. (А. Чехов)
 
2. Найдите с помощью интернет - ресурсов 5 высказываний русских писателей о языке.
На какие свойства русского языка обращает внимание каждый из них? Согласны ли вы с авторами высказываний? Постройте свой ответ в виде рассуждения.

Задание на дом (на выбор):

http://www.bestwomanworld.ru/node/466 http://pushkin84.narod.ru/kult.html http://ru.wikipedia.org/wiki http://pedved.ucoz.ru/publ/32-1-0-43 http://www.velikiy-i-moguchiy.ru/tag/turgenev http://www.foxdesign.ru/aphorism/author/a_gogol.html http://aphorism-list.com/autors.php?page=gogol&tkautors=gogol http://www.fsu-expert.ru/node/380 http://images.yandex.ru/ Ресурсы ИНТЕРНЕТА:

http://www.bestwomanworld.ru/node/466 http://pushkin84.narod.ru/kult.html http://ru.wikipedia.org/wiki http://pedved.ucoz.ru/publ/32-1-0-43 http://www.velikiy-i-moguchiy.ru/tag/turgenev http://www.foxdesign.ru/aphorism/author/a_gogol.html http://aphorism-list.com/autors.php?page=gogol&tkautors=gogol http://www.fsu-expert.ru/node/380 http://images.yandex.ru/ Ресурсы ИНТЕРНЕТА:

http://www.bestwomanworld.ru/node/466
http://pushkin84.narod.ru/kult.html
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://pedved.ucoz.ru/publ/32-1-0-43
http://www.velikiy-i-moguchiy.ru/tag/turgenev
http://www.foxdesign.ru/aphorism/author/a_gogol.html
http://aphorism-list.com/autors.php?page=gogol&tkautors=gogol
http://www.fsu-expert.ru/node/380
http://images.yandex.ru/

Ресурсы ИНТЕРНЕТА:

Скачать файл