Учебник поможет систематизировать, обобщить и дополнить полученные знания по русскому языку. Ценность данного учебного пособия в соединении доступности, глубины и широты подачи учебного материала по русскому языку.
Авторы:
Н.Г. ГОЛЬЦОВА
И.В. ШАМШИН
М.А. МИЩЕРИНА
ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА
Н.Г. ГОЛЬЦОВА И.В. ШАМШИН
М.А. МИЩЕРИНА
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ язык
Учебник
для 10—11 классов
общеобразовательных учреждений
Базовый уровень
В двух частях
Часть 1
Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации
Экспертное заключение № 10106-5215/395 от 12.10.2012 (научная экспертиза)
Экспертное заключение № 001415 от 25.01.2014 (педагогическая экспертиза)
Экспертное заключение № 777от 10.02.2014 (общественная экспертиза)
МОСКВА
«РУССКОЕ СЛОВО» 2014
УДК 373.167.1:811.161.1*10/11(075.3)
ББК81.2Рус-922
Г 63
Коллективу авторов (Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) присуждена
Премия Правительства Российской Федерации в области образования за создание
учебного комплекта «Русский язык. 10—11 классы»
Гольцова Н.Г.
Г 63 Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10—11 классов общеобразовательных
учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. — М.: 000
«Русское слово — учебник», 2014. — 288 с. — (Инновационная школа).
ISBN 978-5-00007-481-7 (ч. 1) ISBN 978-5-00007-480-0
Учебник дополняет, систематизирует и обобщает теоретические сведения по русскому языку за курс основной школы
и даёт возможность учащимся повторить и закрепить полученные знания на практическом материале, а также
подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Учебник снабжён мультимедийным приложением, размещённым на сайте издательства «Русское слово» —
русское-слово.рф.
Уроки русского языка в старших классах — уроки особые: это не только повторение,
обобщение и систематизация ранее полученных знаний, но прежде всего более
глубокое изучение языка, его структуры, законов.
В предлагаемом вам учебнике язык представлен как система во всём своём
многообразии и единстве. В книге описываются все уровни языка, все сферы его
функционирования.
Каковы же основные разделы учебника?
• Лексика. Фразеология. Лексикография
• Фонетика. Графика. Орфоэпия
• Морфемика и словообразование
• Морфология и орфография
• Синтаксис и пунктуация
• Культура речи
• Стилистика
• Анализ текста
• Из истории русского языкознания
В учебник включены никогда ранее не изучавшиеся в школе темы «Основные
принципы русской орфографии» и «Основные принципы русской пунктуации», которые
очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации.
Дорогие друзья!
Новыми являются и темы «Сочетание знаков препинания», «Факультатив-
ные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация», которые
помогут понять такие особенности русской пунктуации, как вариантность в
постановке знаков препинания, многофункциональность знаков препинания и
их многозначность. Вы знаете, что в художественном тексте знаки препинания
выполняют особые, смысловую и экспрессивную, функции, поэтому при разборе
текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять
внимание пунктуационному анализу. Отдельным разделом представлены
подробные биографические данные выдающихся русских лингвистов.
Задачи, стоящие перед вами в старших классах, могут быть успешно решены,
если на занятиях и в самостоятельной работе вы будете использовать все
виды языкового анализа: фонетический, морфемный, словообразовательный,
морфологический, синтаксический.
В соответствии с современными требованиями коммуникативной
направленности в обучении русскому языку в учебник включено большое
количество текстов разных жанров и стилей для языкового, стилистического
и филологического анализа.
Желаем успехов!
Авторы
Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… Перечитайте все грамматики, какие у нас вышли, перечитайте для того, чтобы увидеть, какие страшные необработанные поля и пространства вокруг вас…»
“Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому”.
Л.Н. Толстой
Как вы понимаете слова
писателя?
→В этой фразе хорошо выражена мысль о специфике языка: с помощью слова, т. е. с помощью языка, люди имеют возможность общаться, передавать из поколения в поколение знания, опыт, всё то, чего добилось человечество за всю историю своего развития.
✒ Язык непосредственно связан с мышлением, он является орудием мышления.
Следовательно, язык — необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры.
Русский язык - язык великого русского народа , имеющего героическую историю , выдающиеся достижения в области науки , культуры , литературы , общественной мысли и т.д. Его считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира.
О гибкости , красоте , многогранности русского языка говорили многие учёные , поэты , писатели .
Н.В.Гоголь назвал его «живым как жизнь» , подчеркивая его способность постоянно обогащаться и совершенствоваться , а также он говорил о меткости русского слова .
И.С.Тургенев неоднократно призывал беречь «наш прекрасный русский язык» , «этот клад , это достояние» , а также беречь «чистоту языка , как святыню» .
« Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Н.В.Гоголь
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».
И.С.Тургенев
Русский язык относится к славянской группе языков , восточнославянской подгруппе .Ближайшими его родственниками являются украинский и белорусский языки . Более дальними – славянские языки других групп : польский , чешский , болгарский , сербохорватский , и др. Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков , т.е. восходит к одному языку-основе .
Прародителем русского языка считается ПРАСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК
Литературный язык
Одной из характерных черт литературного языка является его нормированность .
Нормы литературного языка:
орфоэпические (квартал);
орфографические (акклиматизация);
пунктуационные
Это значит , что литературному языку присущи строгие нормы употребления слов , грамматических форм ; понятие нормы присуще и произношению , и правописанию . Норма едина и обязательна для всех .
В литературном языке можно по-разному образовывать некоторые грамматические формы и иногда допускаются варианты употребления . Однако следует учитывать , что варианты нормы часто различаются стилистической окраской и сферой употребления .
Литературный язык является общенародным
Он распространён на всей территории , где говорят по-русски.
Литературный язык обслуживает все сферы деятельности нашего общества . Он постоянно развивается , совершенствуется , обогащается новыми словами .
Художественная литература, как вид искусства, выполняет прежде всего эстетическую функцию. В языке художественных произведений используется всё богатство русского национального языка, в том числе и нелитературные элементы (просторечные, диалектные, профессиональные, жаргонные).
УЧЕНЫЕ-ЛИНГВИСТЫ
Наука, изучающая язык, его систему, законы, особенности функционирования, историческое развитие и др., называется л и н г в и с т и к о й (отлат. lingua — язык), или я з ы к о з н а н и е м .
М.В. Ломоносов
А.Х. Востоков
Ф.И. Буслаев
В.И. Даль
Д.Н. Ушаков
В.В. Виноградов
Л.В. Щерба
А.А. Шахматов
А.А. Потебня
С. И. Ожегов,
Анализ текста
Вспоминается мне ранняя погожая осень. Воздух так чист , точно его совсем нет. В поредевшем саду видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, Около шалаша вечером греется самовар, и в саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым.
Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину…
Поздней ночью, как слепой, доберёшься до шалаша. Там, на поляне, немного светлее, а над головой белеет Млечный путь. Долго глядишь в тёмно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями, Потом встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому.
Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!
( По И. Бунину)
План анализа
Определите тип и стиль текста, дайте обоснование своим суждениям.
Какова его тема и главная мысль?
Какие языковые средства использует автор, чтобы донести идею?
Объясните орфографию и пунктуацию.
Сделайте синтаксический и пунктуа-ционный разбор 2 предложений.
Укажите части речи.
Каковы особенности звуковой организации речи?
Как знание системы языка помогает пониманию авторского замысла?
Запишите стихотворение.
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней –царственное слово.
А.Ахматова
ЗАДАНИЕ:
1. Подчеркните грамматические основы предложений.
2. какое слово является ключевым?
3. Какие контекстуальные синонимы есть в тексте?
4.Назовите контекстуальные антонимы.
5. Как внимание к эти словам помогает определить тему и идею четверостишия?
1. Напишите по одному из высказываний небольшое сочинение в форме рассуждения.
“Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено, тем больше придаёт фразе силы и убедительности”. (М. Горький)
“Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли”. (Л. Толстой)
“Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать”. (А. Чехов)
2. Найдите с помощью интернет - ресурсов 5 высказываний русских писателей о языке.
На какие свойства русского языка обращает внимание каждый из них? Согласны ли вы с авторами высказываний? Постройте свой ответ в виде рассуждения.
Задание на дом (на выбор):
http://www.bestwomanworld.ru/node/466
http://pushkin84.narod.ru/kult.html
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://pedved.ucoz.ru/publ/32-1-0-43
http://www.velikiy-i-moguchiy.ru/tag/turgenev
http://www.foxdesign.ru/aphorism/author/a_gogol.html
http://aphorism-list.com/autors.php?page=gogol&tkautors=gogol
http://www.fsu-expert.ru/node/380
http://images.yandex.ru/
Ресурсы ИНТЕРНЕТА:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.