Разработка-конспект внеклассного мероприятия по математике и лингвистике.
Цели:
1.Стимулирование интереса к математике и иностранным языкам;
2.Способствование развитию логического мышления, умению проводить лингвистический анализ;
3.Развитие сообразительности, внимания, интуиции, самостоятельности и находчивости учащихся.
Предполагает индивидуальное участие либо парно и групповую работу. Возраст участников с 7 по 9 класс
СЛОВО БУКВА ЧИСЛО.doc
Внеклассное мероприятие по математике и
Внеклассное мероприятие по математике и лингвистике
лингвистике
Внеклассное мероприятие по математике и лингвистике
Слово,
буква,
число
Автор: Макевит Ирина
Владимировна, учитель
математики МБОУ СОШ
им.А.М.Горького
г.Карачев, 2017 Цели:
1.Стимулирование интереса к математике и иностранным языкам;
2.Способствование развитию логического мышления, умению
проводить лингвистический анализ;
3.Развитие сообразительности, внимания, интуиции,
самостоятельности и находчивости учащихся.
Подготовительная работа и оборудование
:
1.Подбор задач по лингвистике, содержащих в условии даты и
числа.
2.Создание презентации «Слово, буква, число».
Участники: группы учащихся 7-9 класса по 3-4 человека.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
План проведения
1.Вступительное слово учителя.
2.Решение задач.
1) Представление на слайдах с комментированием
поочередно задач для участников мероприятия
2) Решение задач в группах.
3) Защита решения. Комментарии учителя и участников
мероприятия.
3.Подведение итогов.
а) Оглашение итогов.
б) Награждение победителя. Учитель. Наверное, нет человека, который бы не
слышал высказываний «Математика – язык науки»,
«Математика – язык человеческой культуры». Действительно,
математика имеет некоторые языковые черты. В то же
время и наука о языках – лингвистика – использует в своих
исследованиях математические методы. Разумеется,
лингвистика не сводится к математике: у нее свой предмет
исследования, и подходы к исследованию во многом отличны
от математических. Однако связь лингвистики с математикой
отражают многие задачи на обозначение чисел в языках мира.
Задачи подобного типа предлагаются на олимпиадах по
лингвистике и математике, проводимых Московским
университетом с 1965года. В последнее время такие задачи
стали включаться в задачи Ломоносовского турнира и в
другие математические состязания.
Тем не менее, начать знакомство с различными
лингвистическими явлениями и методами лингвистического
анализа можно почти с нуля.
Попробуйте решить некоторые задачи по лингвистике.
Будьте внимательны и оптимистичны. Желаю удачи и
удовольствия от предстоящей увлекательной математической
«охоты»! Задача 1. «Язык Конго»
Перед вами записи некоторых дат на языке конго. (Конго
– один из основных языков Народной Республики Конго.
Относится к группе языков банту.)
Проанализируйте языковую структуру и выясните
соответствие в записи дат, после чего решите задачи А и В:
3 января kilumbu ya tatu ya ngonda mosi
8 марта kilumbu ya nana ya ngonda tatu
18 октября kilumbu ya kumi na nana ya ngonda kumi
1 ноября kilumbu ya mosi ya ngonda kumi na mosi
А) Переведите на русский язык:
Kilumbu ya kumi na tatu ya ngonda nana.
В) Переведите на язык Конго: 10 марта
Задача 2. «Русская
письменность»
Даны некоторые числа в системе записи, которая
использовалась в русской письменности до начала XXVIII
века:
ФЛВ – 532, ТЛЕ – 335, РКВ – 122,
ФМД – 544, ХМЕ – 645
Определите, каким числам соответствовали
записи:
ХКД, СЛВ, ТЛГ Задача 3. «Мартовские иды»
Даны некоторые даты и их древнеримские обозначения:
1 мая KAL * MAI
16 сентября A* D * XVI * KAL* OCT
1 декабря KAL* DEC
? A* D*III * KAL*APR
28 сентября A* D *IV * KAL* OCT
23 октября A*D * X * KAL* NOV
20 апреля ?
? A*D*XIII*KAL*NOV 27 июля A*D* VI * KAL*AVG
29 ноября A*D * III * KAL*DEC
Заполните пропуски
Задача 4. «Язык суахили»
Даны обозначения некоторых дат на языке суахили и их
переводы на русский язык в перепутанном порядке:
суахили
tarehe tatu Disemba jumamosi
tarehe pili Aprili jumanne
tarehe tano Oktoba jumatatu
tarehe tano Oktoba jumapili
tarehe nne Aprili jumanne
русский
5 октября, понедельник
5 октября, воскресенье
2 апреля, вторник
4 апреля, вторник
5 октября, среда tarehe tano Oktoba jumatano
3 декабря, суббота
А. Найдите русский перевод для каждого суахилийского
словосочетания.
Б. Переведите на суахили: 3 апреля, среда; 2 декабря,
воскресенье.
Учитель. Итак, друзья мои, поздравляю всех, кто не
испугался трудностей и разгадал предложенные
занимательные математическилингвистические шедевры
разных времен и народов! А наша встреча подошла к своему
завершению.
(Далее проходит церемония награждения особо отличившихся
в разгадывании лингвистических головоломок)
Ответы, подсказки и решения
Задача 1. «Язык Конго»
Значение символов в записях задач:
ngonda – «месяц», kilumbu «день», na – «плюс» (символ сложения
десятков и единиц числа), mosi «1», tatu – «3», kumi – «10», nana –
«8»
А) Kilumbu ya kumi na tatu ya ngonda nana – это 13 августа В) 10 марта – это kilumbu ya kumi ya ngonda tatu
Задача 2. «Русская письменность»
Значение символов в записях задач:
А Б В
2
Г Д Е
3
5
4
Ё Ж З И Й К
20
Л М Н О П
30
40
Р
100
С
200
Т
300
У
Ф
500
Х
600
Ч
ХКД это 624, СЛВ – это 232, ТЛГ – это 333
Задача 3. «Мартовские иды»
1 мая KAL * MAI
16 сентября A*D*XVI*KAL*OCT
1 декабря KAL*DEC
29 мая A*D*III*KAL*APR
28 сентября A*D*IV*KAL* OCT
23 октября A*D*X*KAL*NOV
20 апреля
? A*D*XIII*KAL*NOV
27 июля A*D*VI*KAL*AVG
29 ноября A*D*III*KAL*DEC
Решение задачи № 4.
Замечая, что названия дней недели производны от
числительных, предполагаем, что «понедельник» буквально
передается на суахили как «первый день», «вторник» – как «второй
день» и т.д., однако это предположение позволяет выполнить задание
удовлетворительным образом только для четырех словосочетаний из шести. Естественная нумерация дней возникает, если отсчет начинать
не с понедельника, а с субботы, как в мусульманском календаре. При
этом понедельник будет третьим днем недели, вторник – четвертым и
т. д.
А. 3 декабря, суббота; 2 апреля, вторник; 4 апреля, вторник; 5
октября, воскресенье; 5 октября, понедельник; 5 октября, среда.
Б. tarehe tatu Aprili jumatano, tarehe pili Disemba jumapili.
Литература
1. Зализняк А.А. Лингвистические задачи. – В кн.:
Исследования по структурной типологии. М., 1963
200 задач по языковедению и математике. М., 1972
Журинский А.Н. Морфология языков банту в
лингвистических задачах. – В кн.: Аксенова И.С., Ветошкина
Т.Л., Журинский А.Н. Классы слов в языках Африки. М., 1984
Алексеев М.Е., Беликов В.И., Евграфова С.М., Журинский
А.Н., Муравенко Е.В. Задачи по лингвистике, ч. 1. М., 1991
Журинский А.Н. Слово, буква, число: Обсуждение
самодостаточных лингвистических задач с разбором ста
образцов жанра. М., 1993
Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: Условия, решения,
комментарии. Сост. Е.В. Муравенко. М., 1995
Иткин И.Б., Рубинштейн М.Л. Тридцать Олимпиад:
Юбилейные заметки. М., 1999
"Слово. Буква.Число"
"Слово. Буква.Число"
"Слово. Буква.Число"
"Слово. Буква.Число"
"Слово. Буква.Число"
"Слово. Буква.Число"
"Слово. Буква.Число"
"Слово. Буква.Число"
"Слово. Буква.Число"
"Слово. Буква.Число"
"Слово. Буква.Число"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.