Разработка-конспект внеклассного мероприятия по математике и лингвистике.
Цели:
1.Стимулирование интереса к математике и иностранным языкам;
2.Способствование развитию логического мышления, умению проводить лингвистический анализ;
3.Развитие сообразительности, внимания, интуиции, самостоятельности и находчивости учащихся.
Предполагает индивидуальное участие либо парно и групповую работу. Возраст участников с 7 по 9 класс
Внеклассное мероприятие по математике и
Внеклассное мероприятие по математике и лингвистике
лингвистике
Внеклассное мероприятие по математике и лингвистике
Слово,
буква,
число
Автор: Макевит Ирина
Владимировна, учитель
математики МБОУ СОШ
им.А.М.Горького
г.Карачев, 2017Цели:
1.Стимулирование интереса к математике и иностранным языкам;
2.Способствование развитию логического мышления, умению
проводить лингвистический анализ;
3.Развитие сообразительности, внимания, интуиции,
самостоятельности и находчивости учащихся.
Подготовительная работа и оборудование
:
1.Подбор задач по лингвистике, содержащих в условии даты и
числа.
2.Создание презентации «Слово, буква, число».
Участники: группы учащихся 7-9 класса по 3-4 человека.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
План проведения
1.Вступительное слово учителя.
2.Решение задач.
1) Представление на слайдах с комментированием
поочередно задач для участников мероприятия
2) Решение задач в группах.
3) Защита решения. Комментарии учителя и участников
мероприятия.
3.Подведение итогов.
а) Оглашение итогов.
б) Награждение победителя.Учитель. Наверное, нет человека, который бы не
слышал высказываний «Математика – язык науки»,
«Математика – язык человеческой культуры». Действительно,
математика имеет некоторые языковые черты. В то же
время и наука о языках – лингвистика – использует в своих
исследованиях математические методы. Разумеется,
лингвистика не сводится к математике: у нее свой предмет
исследования, и подходы к исследованию во многом отличны
от математических. Однако связь лингвистики с математикой
отражают многие задачи на обозначение чисел в языках мира.
Задачи подобного типа предлагаются на олимпиадах по
лингвистике и математике, проводимых Московским
университетом с 1965года. В последнее время такие задачи
стали включаться в задачи Ломоносовского турнира и в
другие математические состязания.
Тем не менее, начать знакомство с различными
лингвистическими явлениями и методами лингвистического
анализа можно почти с нуля.
Попробуйте решить некоторые задачи по лингвистике.
Будьте внимательны и оптимистичны. Желаю удачи и
удовольствия от предстоящей увлекательной математической
«охоты»!Задача 1. «Язык Конго»
Перед вами записи некоторых дат на языке конго. (Конго
– один из основных языков Народной Республики Конго.
Относится к группе языков банту.)
Проанализируйте языковую структуру и выясните
соответствие в записи дат, после чего решите задачи А и В:
3 января kilumbu ya tatu ya ngonda mosi
8 марта kilumbu ya nana ya ngonda tatu
18 октября kilumbu ya kumi na nana ya ngonda kumi
1 ноября kilumbu ya mosi ya ngonda kumi na mosi
А) Переведите на русский язык:
Kilumbu ya kumi na tatu ya ngonda nana.
В) Переведите на язык Конго:10 марта
Задача 2. «Русская
письменность»
Даны некоторые числа в системе записи, которая
использовалась в русской письменности до начала XXVIII
века:
ФЛВ – 532, ТЛЕ – 335, РКВ – 122,
ФМД – 544, ХМЕ – 645
Определите, каким числам соответствовали
записи:
ХКД, СЛВ, ТЛГЗадача 3. «Мартовские иды»
Даны некоторые даты и их древнеримские обозначения:
1 мая KAL * MAI
16 сентября A* D * XVI * KAL* OCT
1 декабря KAL* DEC
? A* D*III * KAL*APR
28 сентября A* D *IV * KAL* OCT
23 октября A*D * X * KAL* NOV
20 апреля ?
? A*D*XIII*KAL*NOV27 июля A*D* VI * KAL*AVG
29 ноября A*D * III * KAL*DEC
Заполните пропуски
Задача 4. «Язык суахили»
Даны обозначения некоторых дат на языке суахили и их
переводы на русский язык в перепутанном порядке:
суахили
tarehe tatu Disemba jumamosi
tarehe pili Aprili jumanne
tarehe tano Oktoba jumatatu
tarehe tano Oktoba jumapili
tarehe nne Aprili jumanne
русский
5 октября, понедельник
5 октября, воскресенье
2 апреля, вторник
4 апреля, вторник
5 октября, средаtarehe tano Oktoba jumatano
3 декабря, суббота
А. Найдите русский перевод для каждого суахилийского
словосочетания.
Б. Переведите на суахили: 3 апреля, среда; 2 декабря,
воскресенье.
Учитель. Итак, друзья мои, поздравляю всех, кто не
испугался трудностей и разгадал предложенные
занимательные математическилингвистические шедевры
разных времен и народов! А наша встреча подошла к своему
завершению.
(Далее проходит церемония награждения особо отличившихся
в разгадывании лингвистических головоломок)
Ответы, подсказки и решения
Задача 1. «Язык Конго»
Значение символов в записях задач:
ngonda – «месяц», kilumbu «день», na – «плюс» (символ сложения
десятков и единиц числа), mosi «1», tatu – «3», kumi – «10», nana –
«8»
А) Kilumbu ya kumi na tatu ya ngonda nana – это 13 августаВ) 10 марта – это kilumbu ya kumi ya ngonda tatu
Задача 2. «Русская письменность»
Значение символов в записях задач:
А Б В
2
Г Д Е
3
5
4
Ё Ж З И Й К
20
Л М Н О П
30
40
Р
100
С
200
Т
300
У
Ф
500
Х
600
Ч
ХКД это 624, СЛВ – это 232, ТЛГ – это 333
Задача 3. «Мартовские иды»
1 мая KAL * MAI
16 сентября A*D*XVI*KAL*OCT
1 декабря KAL*DEC
29 мая A*D*III*KAL*APR
28 сентября A*D*IV*KAL* OCT
23 октября A*D*X*KAL*NOV
20 апреля
? A*D*XIII*KAL*NOV
27 июля A*D*VI*KAL*AVG
29 ноября A*D*III*KAL*DEC
Решение задачи № 4.
Замечая, что названия дней недели производны от
числительных, предполагаем, что «понедельник» буквально
передается на суахили как «первый день», «вторник» – как «второй
день» и т.д., однако это предположение позволяет выполнить задание
удовлетворительным образом только для четырех словосочетаний изшести. Естественная нумерация дней возникает, если отсчет начинать
не с понедельника, а с субботы, как в мусульманском календаре. При
этом понедельник будет третьим днем недели, вторник – четвертым и
т. д.
А. 3 декабря, суббота; 2 апреля, вторник; 4 апреля, вторник; 5
октября, воскресенье; 5 октября, понедельник; 5 октября, среда.
Б. tarehe tatu Aprili jumatano, tarehe pili Disemba jumapili.
Литература
1. Зализняк А.А. Лингвистические задачи. – В кн.:
Исследования по структурной типологии. М., 1963
200 задач по языковедению и математике. М., 1972
Журинский А.Н. Морфология языков банту в
лингвистических задачах. – В кн.: Аксенова И.С., Ветошкина
Т.Л., Журинский А.Н. Классы слов в языках Африки. М., 1984
Алексеев М.Е., Беликов В.И., Евграфова С.М., Журинский
А.Н., Муравенко Е.В. Задачи по лингвистике, ч. 1. М., 1991
Журинский А.Н. Слово, буква, число: Обсуждение
самодостаточных лингвистических задач с разбором ста
образцов жанра. М., 1993
Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: Условия, решения,
комментарии. Сост. Е.В. Муравенко. М., 1995
Иткин И.Б., Рубинштейн М.Л. Тридцать Олимпиад:
Юбилейные заметки. М., 1999