"Слово. Буква.Число"

  • Конкурсы
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка-конспект внеклассного мероприятия по математике и лингвистике. Цели: 1.Стимулирование интереса к математике и иностранным языкам; 2.Способствование развитию логического мышления, умению проводить лингвистический анализ; 3.Развитие сообразительности, внимания, интуиции, самостоятельности и находчивости учащихся. Предполагает индивидуальное участие либо парно и групповую работу. Возраст участников с 7 по 9 класс
Иконка файла материала СЛОВО БУКВА ЧИСЛО.doc
Внеклассное мероприятие по математике и  Внеклассное мероприятие по математике и лингвистике лингвистике Внеклассное мероприятие по математике и лингвистике Слово, буква, число Автор: Макевит Ирина Владимировна, учитель математики МБОУ СОШ им.А.М.Горького г.Карачев, 2017Цели: 1.Стимулирование интереса к математике и иностранным языкам; 2.Способствование развитию логического мышления, умению проводить лингвистический анализ; 3.Развитие сообразительности, внимания, интуиции, самостоятельности  и находчивости учащихся. Подготовительная работа и оборудование : 1.Подбор задач по лингвистике, содержащих в условии даты и числа. 2.Создание презентации «Слово, буква, число». Участники: группы учащихся 7-9 класса по 3-4 человека. Оборудование: мультимедийный проектор, экран. План проведения 1.Вступительное слово учителя. 2.Решение задач. 1) Представление на слайдах с комментированием поочередно задач для участников мероприятия 2) Решение задач в группах. 3) Защита решения. Комментарии учителя и участников мероприятия. 3.Подведение итогов. а) Оглашение итогов. б) Награждение победителя.Учитель.   Наверное, нет человека, который бы не  слышал высказываний «Математика – язык науки»,  «Математика – язык человеческой культуры». Действительно,  математика имеет некоторые языковые черты. В то же  время и наука о языках – лингвистика – использует в своих  исследованиях математические методы. Разумеется,  лингвистика не сводится к математике: у нее свой предмет  исследования, и подходы к исследованию во многом отличны  от математических. Однако связь лингвистики с математикой  отражают многие задачи на обозначение чисел в языках мира. Задачи подобного типа предлагаются на олимпиадах по  лингвистике и математике, проводимых Московским  университетом с 1965года. В последнее время такие задачи  стали включаться в задачи Ломоносовского турнира и в  другие математические состязания.       Тем не менее, начать знакомство с различными  лингвистическими явлениями и методами лингвистического  анализа можно почти с нуля.        Попробуйте решить некоторые задачи по лингвистике.         Будьте внимательны и оптимистичны. Желаю удачи и  удовольствия от предстоящей увлекательной математической  «охоты»!Задача 1. «Язык Конго»                  Перед вами записи некоторых дат на языке конго. (Конго  – один из основных языков Народной Республики Конго.  Относится к группе языков банту.)        Проанализируйте  языковую структуру и выясните   соответствие в записи дат, после чего решите задачи А и В:             3  января            kilumbu  ya  tatu    ya  ngonda   mosi     8  марта              kilumbu  ya  nana   ya  ngonda   tatu  18  октября          kilumbu  ya  kumi   na  nana ya  ngonda  kumi         1  ноября           kilumbu  ya  mosi    ya  ngonda  kumi  na  mosi                     А) Переведите на русский язык:    Kilumbu  ya  kumi  na  tatu  ya  ngonda  nana.                В) Переведите на язык Конго:10 марта Задача 2. «Русская письменность»                Даны некоторые числа в системе записи, которая  использовалась в русской письменности до начала XXVIII  века:                 ФЛВ – 532, ТЛЕ – 335, РКВ – 122,                ФМД – 544, ХМЕ – 645           Определите, каким числам соответствовали  записи:                         ХКД, СЛВ, ТЛГЗадача 3.  «Мартовские иды»                                 Даны некоторые даты и их древнеримские обозначения:     1 мая                                                 KAL * MAI   16 сентября                 A* D * XVI * KAL* OCT     1 декабря                                           KAL* DEC          ?                                A* D*III * KAL*APR      28 сентября                     A* D *IV * KAL* OCT   23 октября                        A*D * X * KAL* NOV   20 апреля                                    ?          ?                                A*D*XIII*KAL*NOV27 июля                            A*D* VI * KAL*AVG   29 ноября                        A*D * III * KAL*DEC                               Заполните пропуски       Задача 4. «Язык суахили»         Даны обозначения некоторых дат на языке суахили и их  переводы на русский язык в перепутанном порядке: суахили tarehe tatu Disemba jumamosi tarehe pili Aprili jumanne tarehe tano Oktoba jumatatu tarehe tano Oktoba jumapili tarehe nne Aprili jumanne русский 5 октября, понедельник 5 октября, воскресенье 2 апреля, вторник 4 апреля, вторник 5 октября, средаtarehe tano Oktoba jumatano 3 декабря, суббота А. Найдите русский перевод для каждого суахилийского  словосочетания. Б. Переведите на суахили: 3 апреля, среда; 2 декабря,  воскресенье. Учитель. Итак, друзья мои, поздравляю всех, кто не  испугался трудностей и разгадал предложенные  занимательные математически­лингвистические шедевры  разных времен и народов! А наша встреча подошла к своему  завершению. (Далее проходит церемония награждения особо отличившихся в разгадывании лингвистических головоломок) Ответы, подсказки  и решения Задача 1.  «Язык Конго»   Значение символов в записях задач:  ngonda – «месяц», kilumbu­ «день»,  na – «плюс» (символ сложения  десятков и единиц числа), mosi­ «1», tatu – «3»,  kumi – «10», nana –  «8» А) Kilumbu  ya  kumi  na  tatu  ya  ngonda  nana – это 13 августаВ) 10 марта – это kilumbu  ya  kumi  ya  ngonda   tatu                                   Задача 2. «Русская письменность» Значение символов в записях задач:  А Б В 2 Г Д Е 3 5 4 Ё Ж З И Й К 20 Л М Н О П 30 40 Р 100 С 200 Т 300 У Ф 500 Х 600 Ч ХКД   ­ это 624,  СЛВ – это 232,  ТЛГ – это 333              Задача 3. «Мартовские иды»     1 мая                                              KAL * MAI   16 сентября                   A*D*XVI*KAL*OCT     1 декабря                                       KAL*DEC    29  мая                           A*D*III*KAL*APR      28 сентября                      A*D*IV*KAL* OCT   23 октября                         A*D*X*KAL*NOV   20 апреля                                              ?                             A*D*XIII*KAL*NOV   27 июля                            A*D*VI*KAL*AVG   29 ноября                         A*D*III*KAL*DEC Решение задачи № 4.                  Замечая, что названия дней недели производны от  числительных, предполагаем, что «понедельник» буквально  передается на суахили как «первый день», «вторник» – как «второй  день» и т.д., однако это предположение позволяет выполнить задание  удовлетворительным образом только для четырех словосочетаний изшести. Естественная нумерация дней возникает, если отсчет начинать  не с понедельника, а с субботы, как в мусульманском календаре. При  этом понедельник будет третьим днем недели, вторник – четвертым и  т. д. А. 3 декабря, суббота; 2 апреля, вторник; 4 апреля, вторник; 5  октября, воскресенье; 5 октября, понедельник; 5 октября, среда. Б. tarehe tatu Aprili jumatano, tarehe pili Disemba jumapili.  Литература 1. Зализняк А.А. Лингвистические задачи. – В кн.:  Исследования по структурной типологии. М., 1963 200 задач по языковедению и математике. М., 1972 Журинский А.Н. Морфология языков банту в  лингвистических задачах. – В кн.: Аксенова И.С., Ветошкина  Т.Л., Журинский А.Н. Классы слов в языках Африки. М., 1984 Алексеев М.Е., Беликов В.И., Евграфова С.М., Журинский  А.Н., Муравенко Е.В. Задачи по лингвистике, ч. 1. М., 1991 Журинский А.Н. Слово, буква, число: Обсуждение  самодостаточных лингвистических задач с разбором ста  образцов жанра. М., 1993 Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: Условия, решения,  комментарии. Сост. Е.В. Муравенко. М., 1995 Иткин И.Б., Рубинштейн М.Л. Тридцать Олимпиад:  Юбилейные заметки. М., 1999