"Слово. Буква.Число"
Оценка 4.6

"Слово. Буква.Число"

Оценка 4.6
Конкурсы
doc
математика
8 кл
05.03.2018
"Слово. Буква.Число"
Разработка-конспект внеклассного мероприятия по математике и лингвистике. Цели: 1.Стимулирование интереса к математике и иностранным языкам; 2.Способствование развитию логического мышления, умению проводить лингвистический анализ; 3.Развитие сообразительности, внимания, интуиции, самостоятельности и находчивости учащихся. Предполагает индивидуальное участие либо парно и групповую работу. Возраст участников с 7 по 9 класс
СЛОВО БУКВА ЧИСЛО.doc
Внеклассное мероприятие по математике и  Внеклассное мероприятие по математике и лингвистике лингвистике Внеклассное мероприятие по математике и лингвистике Слово, буква, число Автор: Макевит Ирина Владимировна, учитель математики МБОУ СОШ им.А.М.Горького г.Карачев, 2017 Цели: 1.Стимулирование интереса к математике и иностранным языкам; 2.Способствование развитию логического мышления, умению проводить лингвистический анализ; 3.Развитие сообразительности, внимания, интуиции, самостоятельности  и находчивости учащихся. Подготовительная работа и оборудование : 1.Подбор задач по лингвистике, содержащих в условии даты и числа. 2.Создание презентации «Слово, буква, число». Участники: группы учащихся 7-9 класса по 3-4 человека. Оборудование: мультимедийный проектор, экран. План проведения 1.Вступительное слово учителя. 2.Решение задач. 1) Представление на слайдах с комментированием поочередно задач для участников мероприятия 2) Решение задач в группах. 3) Защита решения. Комментарии учителя и участников мероприятия. 3.Подведение итогов. а) Оглашение итогов. б) Награждение победителя. Учитель.   Наверное, нет человека, который бы не  слышал высказываний «Математика – язык науки»,  «Математика – язык человеческой культуры». Действительно,  математика имеет некоторые языковые черты. В то же  время и наука о языках – лингвистика – использует в своих  исследованиях математические методы. Разумеется,  лингвистика не сводится к математике: у нее свой предмет  исследования, и подходы к исследованию во многом отличны  от математических. Однако связь лингвистики с математикой  отражают многие задачи на обозначение чисел в языках мира. Задачи подобного типа предлагаются на олимпиадах по  лингвистике и математике, проводимых Московским  университетом с 1965года. В последнее время такие задачи  стали включаться в задачи Ломоносовского турнира и в  другие математические состязания.       Тем не менее, начать знакомство с различными  лингвистическими явлениями и методами лингвистического  анализа можно почти с нуля.        Попробуйте решить некоторые задачи по лингвистике.         Будьте внимательны и оптимистичны. Желаю удачи и  удовольствия от предстоящей увлекательной математической  «охоты»! Задача 1. «Язык Конго»                  Перед вами записи некоторых дат на языке конго. (Конго  – один из основных языков Народной Республики Конго.  Относится к группе языков банту.)        Проанализируйте  языковую структуру и выясните   соответствие в записи дат, после чего решите задачи А и В:             3  января            kilumbu  ya  tatu    ya  ngonda   mosi     8  марта              kilumbu  ya  nana   ya  ngonda   tatu  18  октября          kilumbu  ya  kumi   na  nana ya  ngonda  kumi         1  ноября           kilumbu  ya  mosi    ya  ngonda  kumi  na  mosi                     А) Переведите на русский язык:    Kilumbu  ya  kumi  na  tatu  ya  ngonda  nana.                В) Переведите на язык Конго: 10 марта Задача 2. «Русская письменность»                Даны некоторые числа в системе записи, которая  использовалась в русской письменности до начала XXVIII  века:                 ФЛВ – 532, ТЛЕ – 335, РКВ – 122,                ФМД – 544, ХМЕ – 645           Определите, каким числам соответствовали  записи:                         ХКД, СЛВ, ТЛГ Задача 3.  «Мартовские иды»                                 Даны некоторые даты и их древнеримские обозначения:     1 мая                                                 KAL * MAI   16 сентября                 A* D * XVI * KAL* OCT     1 декабря                                           KAL* DEC          ?                                A* D*III * KAL*APR      28 сентября                     A* D *IV * KAL* OCT   23 октября                        A*D * X * KAL* NOV   20 апреля                                    ?          ?                                A*D*XIII*KAL*NOV 27 июля                            A*D* VI * KAL*AVG   29 ноября                        A*D * III * KAL*DEC                               Заполните пропуски       Задача 4. «Язык суахили»         Даны обозначения некоторых дат на языке суахили и их  переводы на русский язык в перепутанном порядке: суахили tarehe tatu Disemba jumamosi tarehe pili Aprili jumanne tarehe tano Oktoba jumatatu tarehe tano Oktoba jumapili tarehe nne Aprili jumanne русский 5 октября, понедельник 5 октября, воскресенье 2 апреля, вторник 4 апреля, вторник 5 октября, среда tarehe tano Oktoba jumatano 3 декабря, суббота А. Найдите русский перевод для каждого суахилийского  словосочетания. Б. Переведите на суахили: 3 апреля, среда; 2 декабря,  воскресенье. Учитель. Итак, друзья мои, поздравляю всех, кто не  испугался трудностей и разгадал предложенные  занимательные математически­лингвистические шедевры  разных времен и народов! А наша встреча подошла к своему  завершению. (Далее проходит церемония награждения особо отличившихся в разгадывании лингвистических головоломок) Ответы, подсказки  и решения Задача 1.  «Язык Конго»   Значение символов в записях задач:  ngonda – «месяц», kilumbu­ «день»,  na – «плюс» (символ сложения  десятков и единиц числа), mosi­ «1», tatu – «3»,  kumi – «10», nana –  «8» А) Kilumbu  ya  kumi  na  tatu  ya  ngonda  nana – это 13 августа В) 10 марта – это kilumbu  ya  kumi  ya  ngonda   tatu                                   Задача 2. «Русская письменность» Значение символов в записях задач:  А Б В 2 Г Д Е 3 5 4 Ё Ж З И Й К 20 Л М Н О П 30 40 Р 100 С 200 Т 300 У Ф 500 Х 600 Ч ХКД   ­ это 624,  СЛВ – это 232,  ТЛГ – это 333              Задача 3. «Мартовские иды»     1 мая                                              KAL * MAI   16 сентября                   A*D*XVI*KAL*OCT     1 декабря                                       KAL*DEC    29  мая                           A*D*III*KAL*APR      28 сентября                      A*D*IV*KAL* OCT   23 октября                         A*D*X*KAL*NOV   20 апреля                                              ?                             A*D*XIII*KAL*NOV   27 июля                            A*D*VI*KAL*AVG   29 ноября                         A*D*III*KAL*DEC Решение задачи № 4.                  Замечая, что названия дней недели производны от  числительных, предполагаем, что «понедельник» буквально  передается на суахили как «первый день», «вторник» – как «второй  день» и т.д., однако это предположение позволяет выполнить задание  удовлетворительным образом только для четырех словосочетаний из шести. Естественная нумерация дней возникает, если отсчет начинать  не с понедельника, а с субботы, как в мусульманском календаре. При  этом понедельник будет третьим днем недели, вторник – четвертым и  т. д. А. 3 декабря, суббота; 2 апреля, вторник; 4 апреля, вторник; 5  октября, воскресенье; 5 октября, понедельник; 5 октября, среда. Б. tarehe tatu Aprili jumatano, tarehe pili Disemba jumapili.  Литература 1. Зализняк А.А. Лингвистические задачи. – В кн.:  Исследования по структурной типологии. М., 1963 200 задач по языковедению и математике. М., 1972 Журинский А.Н. Морфология языков банту в  лингвистических задачах. – В кн.: Аксенова И.С., Ветошкина  Т.Л., Журинский А.Н. Классы слов в языках Африки. М., 1984 Алексеев М.Е., Беликов В.И., Евграфова С.М., Журинский  А.Н., Муравенко Е.В. Задачи по лингвистике, ч. 1. М., 1991 Журинский А.Н. Слово, буква, число: Обсуждение  самодостаточных лингвистических задач с разбором ста  образцов жанра. М., 1993 Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: Условия, решения,  комментарии. Сост. Е.В. Муравенко. М., 1995 Иткин И.Б., Рубинштейн М.Л. Тридцать Олимпиад:  Юбилейные заметки. М., 1999

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"

"Слово. Буква.Число"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018