Слово в контексте изображения

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В случае, когда слово действует в единстве с изображением, поясняя происходящее на экране и не изменяя содержание зрительного ряда, принято говорить о смысловом единстве слова и изображения. Как правило, «закадровое слово должно по смыслу соответствовать тому, что мы видим на экране в каждую данную секунду, и в то же время нести какую-то дополнительную информацию, обогащать наше восприятие» . Однако и здесь возможны крайности: одна из самых распространенных ошибок, встречающихся в телепублицистике, - слишком откровенная привязанность слова к изображению. В этом случае дикторский комментарий вторит изображению, и один из каналов информации - зрительный или звуковой - становится лишним. Для создания единого целостного экранного образа необходимо непреложное следование правилу: «...не повторять словами того, что обозначено на экране, так как любая тавтология нарушает целостность сообщения» .
Иконка файла материала Слово в контексте изображения.doc
Слово в контексте изображения Экранный   контекст,   как   указывает   В.   Ф.   Минаев,   возникает   при сцеплении словесного ряда со зрительным1. В случае, когда слово действует в единстве   с   изображением,   поясняя   происходящее   на   экране   и   не   изменяя содержание зрительного ряда, принято говорить о смысловом единстве слова и   изображения.   Как   правило,   «закадровое   слово   должно   по   смыслу соответствовать тому, что мы видим на экране в каждую данную секунду, и в то же время нести какую­то дополнительную информацию, обогащать наше восприятие»2. Однако и здесь возможны крайности: одна из самых распространенных ошибок,   встречающихся   в   телепублицистике,   ­   слишком   откровенная привязанность слова к изображению. В этом случае дикторский комментарий вторит   изображению,   и   один   из   каналов   информации   ­   зрительный   или звуковой ­ становится лишним. Для создания единого целостного экранного образа   необходимо   непреложное   следование   правилу:   «...не   повторять словами того, что обозначено на экране, так как любая тавтология нарушает целостность сообщения»3. Разумеется, нельзя впадать и в другую крайность, когда звук начинает существовать отвлеченно от изображения, теряет с ним всяческие смысловые связи. Слово и изображение должны быть объединены контекстом, тогда у автора   появляется   возможность   выйти   за   рамки   простой   информации, подняться до создания полноценного документального образа. Смысловое   единство   звукового   и   зрительного   рядов   может использоваться   для   преднамеренной   концентрации   внимания   зрителя   на какой­либо   отдельной   стороне   сообщения,   способствовать   более   полному раскрытию содержания информации. 1 Минаев В. Ф. «Соотношение слова и изображения в телевизионной журналистике». Вестник Московского  государственного университета, серия «Журналистика». 1969 год, № 2, стр. 19 2 Кузнецов Г. В. «ТВ­журналист». Москва, 1980 год, стр. 51 3 Светана С. В. «Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды». Москва, 1980 год, стр. 185