Словосочетание
Оценка 5

Словосочетание

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
русский язык
СCУЗ, ВУЗ
23.02.2021
Словосочетание
Презентация к уроку по теме "Словосочетание" (10 класс)
Словосочетание.ppt

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

ГРАММАТИКА СИНТАКСИС МОРФОЛОГИЯ словосочетание предложение

ГРАММАТИКА СИНТАКСИС МОРФОЛОГИЯ словосочетание предложение

ГРАММАТИКА

СИНТАКСИС

МОРФОЛОГИЯ

словосочетание

предложение

ПП

СП

ССП

БСП

СПП

КСП

Расшифруйте» каждую аббревиатуру, написанную на предыдущем слайде, и дайте определение понятию «Синтаксис»

Расшифруйте» каждую аббревиатуру, написанную на предыдущем слайде, и дайте определение понятию «Синтаксис»

«Расшифруйте» каждую аббревиатуру, написанную на предыдущем слайде, и дайте определение понятию «Синтаксис»

Синтаксис (от греч. syntaxis — построение, сочетание, порядок) — раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения, предложений в сложные…

Синтаксис (от греч. syntaxis — построение, сочетание, порядок) — раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения, предложений в сложные…

Синтаксис (от греч. syntaxis — построение, сочетание, порядок) — раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения, предложений в сложные предложения, а также сами предложения и словосочетания — их типы, значения, функции, условия употребления.

Что является исходной единицей синтаксиса?

Что является исходной единицей синтаксиса?

Что является исходной единицей синтаксиса?

Исходная единица синтаксиса - слово (или его формы) с точки зрения его участия в построении словосочетаний и предложений.

синтаксические единицы словосочетание предложение

синтаксические единицы словосочетание предложение

синтаксические единицы

словосочетание

предложение

Что такое предложение как синтаксическая единица?

Что такое предложение как синтаксическая единица?

Что такое предложение как синтаксическая единица?

Предложение — одна из основных грамматических категорий синтаксиса
В широком смысле — это любое высказывание, являющееся сообщением о чём-либо и рассчитанное на слуховое или зрительное восприятие.
В узком смысле — это особая синтаксическая конструкция, имеющая в основе своего построения грамматический образец и специально предназначенная для того, чтобы быть сообщением.

И словосочетание, и предложение являются синтаксическими единицами

И словосочетание, и предложение являются синтаксическими единицами

И словосочетание, и предложение являются синтаксическими единицами.
Чем отличается словосочетание от предложения?

ПРЕДЛОЖЕНИЕ имеет грамматическую основу интонационную и смысловую законченностью

ПРЕДЛОЖЕНИЕ имеет грамматическую основу интонационную и смысловую законченностью

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
имеет

грамматическую
основу

интонационную и смысловую законченностью

Словосочетание — это синтаксическая единица состоящая из двух и более самостоятельных слов, связанных подчинительной грамматической связью, и выражающая единое, но расчленённое понятие

Словосочетание — это синтаксическая единица состоящая из двух и более самостоятельных слов, связанных подчинительной грамматической связью, и выражающая единое, но расчленённое понятие

Словосочетание — это синтаксическая единица состоящая из двух и более самостоятельных слов, связанных подчинительной грамматической связью, и выражающая единое, но расчленённое понятие.

Что такое словосочетание как синтаксическая единица?

В структуре словосочетания выделяется

В структуре словосочетания выделяется

В структуре словосочетания выделяется

Главное слово — это слово, которое своими внутренними свойствами предопределяет связь и намечает схему построения словосочетания.

Зависимое слово — это слово, которое реализует эту связь.

Словосочетание ГЛАВНОЕ слово ЗАВИСИМОЕ слово

Словосочетание ГЛАВНОЕ слово ЗАВИСИМОЕ слово

Словосочетание

ГЛАВНОЕ
слово

ЗАВИСИМОЕ
слово

ВОПРОС?

Грамматическая основа предложения словосочетанием
не является.

Посмотрите на примеры на следующем слайде, определите каждом из них главное слово и установите смысловые связи

Посмотрите на примеры на следующем слайде, определите каждом из них главное слово и установите смысловые связи

Посмотрите на примеры на следующем слайде, определите каждом из них главное слово и установите смысловые связи.
Запишите эти примеры.

любимая профессия лекция по информатике прочитать книгу читать вслух всегда спокойный какая? по чему? когда? как? что?

любимая профессия лекция по информатике прочитать книгу читать вслух всегда спокойный какая? по чему? когда? как? что?

любимая профессия

лекция по информатике

прочитать книгу

читать вслух

всегда спокойный

какая?

по чему?

когда?

как?

что?

Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно 1

Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно 1

Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно
1. Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.
2. При помощи логических вопросов выделить все словосочетания, определить тип связи
N: Игрушка должна создавать условия для развития,
оставляя возможность для самостоятельного творчества.
Словосочетания: создавать (что?) условия;
условия (для чего?) для развития;
создавать (как?) оставляя;
оставляя (что?) возможность;
возможность (для чего?) для творчества;
для творчества (какого?) самостоятельного

Не являются словосочетаниями: подлежащее и сказуемое: наступила ночь; сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову; сочетание самостоятельного слова со служебным: около…

Не являются словосочетаниями: подлежащее и сказуемое: наступила ночь; сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову; сочетание самостоятельного слова со служебным: около…

Не являются словосочетаниями:

подлежащее и сказуемое: наступила ночь;
сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;
сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;
составные словоформы: более светлый, будет ходить;
группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

В современном русском языке существует 3 вида подчинительной связи в словосочетании

В современном русском языке существует 3 вида подчинительной связи в словосочетании

В современном русском языке существует 3 вида подчинительной связи в словосочетании.
Какие?
Вспомнили?
Проверим.

Согласование. Тип связи в словосочетании, при котором главное и зависимое слово стоит в одном и том же роде, числе, падеже

Согласование. Тип связи в словосочетании, при котором главное и зависимое слово стоит в одном и том же роде, числе, падеже

Согласование.
Тип связи в словосочетании, при котором главное и зависимое слово стоит в одном и том же роде, числе, падеже.
N: зимним утром (ср.р., ед.ч., Тв.п.),
вчерашние ватрушки (мн.ч., В.п.),
нашей маме (ж.р., ед.ч., Д.п.).

х

род, число, падеж

Главное слово чаще всего существительное

Главное слово чаще всего существительное

Главное слово чаще всего существительное.
Зависимое слово отвечает на вопрос какой? чей? и выражается частями речи, отвечающими на эти вопросы (прилагательным, числительным, причастием, некоторыми разрядами местоимений (притяжательными, указательными, определительными, некоторыми вопросительными, неопределёнными, отрицательными).
N: голубое (прил.) небо,
одиннадцатый (числ.) класс,
сдающий (прич.) мальчик,
мой (мест.) день.

Подсказка! Согласование – два слова «согласны» друг с другом

Подсказка! Согласование – два слова «согласны» друг с другом

Подсказка!
Согласование – два слова «согласны» друг с другом.
Измени одно (главное) изменится и другое (зависимое).
Изменять можно в роде, числе или падеже.

Притяжательные местоимения его, её, их могут выступать в роли 1) личных

Притяжательные местоимения его, её, их могут выступать в роли 1) личных

Притяжательные местоимения его, её, их могут выступать в роли
1) личных

N: вижу её, его, их (управление),
2) притяжательных

N: её подруга, их дом, его дневник (согласование)

Внимание!

Кого?

Чья?

Чей?

Чей?

Управление Тип связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже, т

Управление Тип связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже, т

Управление
Тип связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже, т. е. от главного к зависимому слову ставятся вопросы косвенных падежей.

х

кого? чего? кому? чему? чего?
что? кем? чем? о ком? о чём?

Главное слово чаще всего глагол, причастие, деепричастие, существительное, прилагательное

Главное слово чаще всего глагол, причастие, деепричастие, существительное, прилагательное

Главное слово чаще всего глагол, причастие, деепричастие, существительное, прилагательное.
Зависимое слово существительное, местоимение в косвенных падежах, числительное.
N: нет (слово-предл.) яблок (сущ.) ,
прийти (глаг.) к другу (сущ.),
зависимость (сущ.) от природы (сущ.),
задуматься (глаг.) о нём (мест.),
мечтать (глаг.) о чём-то (мест.),
прибавить (глаг.) к двум (числ.),
интересный (прил.)переводчику (сущ.),
важен(прил.) для изучения (сущ.),
гордясь (дееприч.) победой (сущ.).

Подсказка! Управление – одно слово «управляет» другим (главное - зависимым), то есть требует от него "встать" в определённом падеже, определённой форме

Подсказка! Управление – одно слово «управляет» другим (главное - зависимым), то есть требует от него "встать" в определённом падеже, определённой форме

Подсказка!
Управление – одно слово «управляет» другим (главное - зависимым), то есть требует от него "встать" в определённом падеже, определённой форме.
При этом можно изменять главное - зависимое не будет изменяться:
N: письмо (И.п.) другу (Д.п.)
письма (Р.п.) другу (Д.п.)
письмом (В.п.) другу (Д.п.)
и т.д.

Примыкание Тип связи, при котором главное и зависимое слова связаны только по смыслу

Примыкание Тип связи, при котором главное и зависимое слова связаны только по смыслу

Примыкание
Тип связи, при котором главное и зависимое слова связаны только по смыслу.

х

где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?

Главное слово чаще всего глагол, прилагательное, причастие, деепричастие, существительное

Главное слово чаще всего глагол, прилагательное, причастие, деепричастие, существительное

Главное слово чаще всего глагол, прилагательное, причастие, деепричастие, существительное.
Зависимое слово - неизменяемые части речи: наречия, деепричастия, инфинитив (неопределённая форма глагола).
N: идти (куда?) наверх (нареч.),
жить (как?) припеваючи (нареч.),
говорить (как?) улыбаясь (дееприч.),
очень (в какой степени?) умный (прил.),
пойдём (зачем?) посмотреть (инф.),
директива (откуда?) сверху (нареч.),
хорошо (в какой степени?) по-прежнему (нареч.),
стремление (в чем?) преодолеть (инф.).

Подсказка! Примыкание - два слова связаны между собой по смыслу

Подсказка! Примыкание - два слова связаны между собой по смыслу

Подсказка!
Примыкание - два слова
связаны между собой по смыслу.
Примыкание опознается не по главному слову (им может быть почти что угодно), а по зависимому – инфинитиву, деепричастию и наречию.

Подсказка! 1. Примыкают неизменяемые части речи

Подсказка! 1. Примыкают неизменяемые части речи

Подсказка!
1. Примыкают неизменяемые части речи.
2. Также зависимое слово может быть формой сравнительной степени прилагательного или наречия
N: мальчик постарше (какой?),
подойти (как?) ближе,
неизменяемыми притяжательными местоимениями
N: его, их, её (чей? чьи? чья?) подруга

Подсказка! Чтобы увидеть все словосочетания, выполните синтаксический разбор предложения, то есть подчеркните все члены предложения

Подсказка! Чтобы увидеть все словосочетания, выполните синтаксический разбор предложения, то есть подчеркните все члены предложения

Подсказка!
Чтобы увидеть все словосочетания, выполните синтаксический разбор предложения, то есть подчеркните все члены предложения. Каждый раз, задавая вопрос к второстепенному члену, выписывайте главное (то, от которого задаете вопрос) и зависимое (то, к которому задаете вопрос) слово.
Однородные члены не являются словосочетаниями: они являются составными частями (компонентами) словосочетания, т.е. образуют сочетание с сочинительной связью.

А сейчас потренируемся. Выполните данные ниже тестовые задания и проверьте, насколько хорошо вы вспомнили тему «Словосочетание»

А сейчас потренируемся. Выполните данные ниже тестовые задания и проверьте, насколько хорошо вы вспомнили тему «Словосочетание»

А сейчас потренируемся.
Выполните данные ниже тестовые задания и проверьте, насколько хорошо вы вспомнили тему «Словосочетание».

Тесты

Тесты

Тесты

Из предложения выпишите словосочетание со связью

Из предложения выпишите словосочетание со связью

1. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.
Ответ: рыцарски стоял

Напишите, какой тип связи использован в словосочетании

Напишите, какой тип связи использован в словосочетании

2. Напишите, какой тип связи использован в словосочетании НАРАЩИВАЕТ СКОРОСТИ.
Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается.
Ответ: управление

Из предложений 1-2 выпишите словосочетание со связью

Из предложений 1-2 выпишите словосочетание со связью

3. Из предложений 1-2 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
(1) Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. (2) Надо вырабатывать душу.

Ответ: вырабатывать душу.

Из предложения выпишите словосочетание со связью

Из предложения выпишите словосочетание со связью

4. Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Вся энергия уходит на отбивание от преследователей.

Ответ: вся энергия

Укажите тип связи в подчинительном словосочетании

Укажите тип связи в подчинительном словосочетании

5.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ЭТОГО НЕ ПОЙМЁМ.
Пока этого не поймём, мы будем пленниками чужих стран, для нас «импортный» останется синонимом слова «качественный».
Ответ: управление

Укажите тип связи в словосочетании

Укажите тип связи в словосочетании

6.Укажите тип связи в словосочетании УДРУЧАЮЩЕ ОБЕДНЁН.
Мир стал бы удручающе обеднён, прервались бы нити от одного человека к другому, и, надо полагать, наступило бы время невежества, подозрительности и отчуждения.
Ответ: примыкание

Из предложении 1-3 ВЫПИШИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ построенное(-ые) на основе подчинительной связи

Из предложении 1-3 ВЫПИШИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ построенное(-ые) на основе подчинительной связи

7. Из предложении 1-3 ВЫПИШИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ построенное(-ые) на основе подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ.
(1)В человеческой жизни много произрастает из детства. (2)И в случае с «Коньком-Горбунком» мы явственно это видим... (3)На «большую учёбу» Петра Ершова отец отправил в Санкт-Петербург, в университет.
Ответ: много произрастает,
явственно видим

Из предложения выпишите словосочетание(-я), построенное (-ые) на основе подчинительной связи

Из предложения выпишите словосочетание(-я), построенное (-ые) на основе подчинительной связи

8. Из предложения выпишите словосочетание(-я), построенное (-ые) на основе подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ.
Раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утёса.

Ответ: раненный в ногу, свалился с утёса

Из предложения выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи

Из предложения выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи

9. Из предложения выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ.
Возникает крамольная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы.

Ответ: был вначале

Из предложения выпишите словосочетание (-ия), построенное (-ые) на основе подчинительной связи

Из предложения выпишите словосочетание (-ия), построенное (-ые) на основе подчинительной связи

10. Из предложения выпишите словосочетание (-ия), построенное (-ые) на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.
Всюду по лесу чадили костры и возле них валялись наехавшие из города труженики.

Ответ: наехавшие труженики

Из предложения выпишите словосочетание(-ия), построенное (-ые) на основе подчинительной связи

Из предложения выпишите словосочетание(-ия), построенное (-ые) на основе подчинительной связи

11. Из предложения выпишите словосочетание(-ия), построенное (-ые) на основе подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ.

В «гранит одетая» Москва-река окаймлена теперь тенистыми бульварами.

Ответ: окаймлена теперь

Замените словосочетание БУМАЖНЫХ

Замените словосочетание БУМАЖНЫХ

12. Замените словосочетание БУМАЖНЫХ СКАТЕРТЕЙ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: скатертей из бумаги

Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

13.Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: личность человека

Все решили без ошибок? Вы готовы к дальнейшей работе! 5!

Все решили без ошибок? Вы готовы к дальнейшей работе! 5!

Все решили без ошибок?
Вы готовы к дальнейшей работе!

5!

МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!

Спасибо за внимание и работу!

Спасибо за внимание и работу!

Спасибо
за внимание
и работу!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2021