Открытый урок русского языка по теме "Главное слово в словосочетании" приготовлен для районной конференции учителей . Урок повторение в который входят, самостоятельная работа,работа в паре. В конце урока для выявления результата знаний учащихся проводится тестирование, в котором имеются два задания разных уровней.
Тема: Главное слово в словосочетании. Стр.106-107
Ход урока.
1.Мотивация.
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный –
Без труда вопрос определяет.
Какие слова являются важными(главными ) в данном
стихотворении?
( на экране высвечивается стих. с подчёркнутыми словами)
Используя подчеркнутые слова определите тему урока.
(Главное слово в словосочетании.)2Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего
задания.
Давайте обратимся к домашнему заданию. ( на экране
фото д/з, только словарные слова)
Какие словосочетания у вас получились?
Как вы определили главное слово?
Какие части речи часто бывают в словосочетаниях главными
словами?
Требуют ли главные слова от зависимых определённых
форм? (род,число)
Кто составил предложения?
Чем отличается словосочетание от предложения?
Какими членами предложения могут стать главные слова
словосочетаний?
(В словосочетании всегда одно слово главное, а другое
зависимое. Подлежащее и сказуемое не могут зависеть друг от
друга, так как они оба главные члены предложения, от
которых зависят второстепенные )
3. Постановка учебной цели.
Опираясь на тему урока(кадр с темой урока)
И на выполненную домашнюю работу, скажите, что вы
должны сегодня узнать,
чему научиться?Дети: Узнать ,какими ещё частями речи могут быть
выражены главные члены предложения.
Научиться составлять слова , находить их предложении.
4.Получение новых знаний.
С помощью ключика выполним упр.57(самостоятельно)
( 2 ученика у доски)
Вывод:
Главные слова могут быть выражены не только
существительными, но и глаголами.
Хочу обратить ваше внимание на вторую строчку .
Какими частями речи выражены здесь главные слова?
Физминутка: Вы устали? Давайте немножко отдохнём.
Я буду вам говорить предложения, вы приседаете.
Словосочетания, вы хлопаете в ладоши.
Снег идёт. Пушистый снег. Суровая зима. Пришла зима.
Едем на санках. Ледяная горка. Мы играем. Острые
коньки. Речка застыла.
При выполнении физминутки , вы допускали ошибки?????
Предлагаю выполнить упражнение 58 (1 предложение)
Вывод: В состав словосочетаний может входить одно из
главных членов предложения.В упражнении вам встретилось слова Памятник, подберите
однокоренные слова к нему.
Какая орфограмма встретилась в этом слове?
Попробуйте проверить эту букву.
Как называются слова которые проверить нельзя?
(словарными)
Мы с вами познакомились со словарными словами.
5.Этап первичного закрепления.
В начале урока вы сказали, что главное слово требует от
зависимого определённых форм. Вам сейчас надо будет это
доказать . Упр.59
6.Самостоятельная работа со сверкой по эталону.
Вывод: Из слов можно построить словосочетание с
предлогами и без них .
7. Устная работа подготовка к итоговому тестированию.
Упр.61
8. Итоговый тест .
Обозначьте главное слово в словосочетании
шум колёс
возвращение домой
упали на землю
крепкое здоровье
медленно двигались
бабушкины очки
поля пшеницы
Определи, какой частью речи является главное слово в словосочетании
дорожить
Сущ
.
Гл. При
л.временем
багряная листва
сесть на стул
смешно говорить
модная одежда
строить дом
главный вопрос
9. Рефлексия.
– Итак, ребята, все ли задачи, поставленные в начале урока,
достигли?
Подумайте и составьте словосочетание со словом УРОК,
так чтобы в нем было выражено ваше отношение к тому, что
происходило на уроке
Идеальный, Интересным, полезным, познавательным, нужным
, хороший, веселый, развивающим, поисковый ,интересным,
Дом .задание.стр.107 упр.62