Конспект урока по теме:
«Сложение и вычитание рациональных чисел»
Цели: формирование прочного навыка сложения положительных и отрицательных чисел.
Задачи урока:
образовательные:
· закрепить знания на сложение отрицательных и положительных чисел;
· продолжить формировать умение сравнивать отрицательные числа, решать уравнения, содержащие модуль числа;
развивающие:
· развивать логическое мышление, внимание и различные виды памяти;
· развивать познавательный интерес к предмету;
· развивать аргументированную математическую речь;
воспитательные:
· совершенствовать личностные качества учащихся (чувства ответственности, взаимоподдержки, уважения;
· развивать коммуникативные навыки в ходе фронтальной и групповой работы.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения: наглядные (презентация), практические (решение задач), словесные (беседа), частично поисковый (нахождение способа решения), дифференцированный (разноуровневая самостоятельная работа), репродуктивный.
Формы: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Учебник: «Математика 6 класс» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
Ход урока:
I. Организационный момент (в форме беседы)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Сегодня у нас заключительный урок по теме: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». Обобщим и систематизируем полученные знания, подготовимся к контрольной работе.
Предлагаю начать урок со слов русского критика Виссариона Белинского: «Человек страшится только того, чего не знает, и только знанием побеждается всякий страх».
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний
Учитель: Продолжите фразу:
1) Расстояние от начала отсчета до числа на числовой прямой наз...
2) Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются…
3) Модули противоположных чисел …
4) Число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным...
5) Ноль меньше любого …
6) Ноль больше любого …
7) Модуль нуля равен …
8) Из двух чисел на координатной прямой больше то число,
9) которое расположено ...
10) Натуральные числа, им противоположные и нуль наз...
11) Число, которому соответствует точка на координатной прямой наз…
12) Правило сложения двух отрицательных чисел
13) Правило сложения чисел с разными знаками
IV. Работа в парах
Учитель: Выполните действия и расшифруйте имя математика (к доске вызываются учащиеся).
Учитель: Соедините в слово буквы: Брахмагупта. Вы получили имя индийского математика Брахмагупта.
Брахмагупта – индийский математик, который жил в VII веке.
Одним из первых он начал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа он называл «имущество», отрицательные – «долги».
V. Применение знаний, умений и навыков в решении задач и уравнений
Задание №1.
Учитель: Подберите такое число, чтобы получилось верное равенство
3,14 - … = 0;
- 13,14 + … = - 10;
- 6 - … = -9,14;
Учитель: 3,14 – это приближенное значение числа п. Вчера 14 марта отмечали Международный день числа. В американской системе записи дат сначала записывается месяц, затем число, т.е. 3 месяц 14 число, т.е. 14 марта. В этот день многие математики, физики и другие любители точных наук пекут пироги или пирожные, украшая их буквой п в центре.
Задание №2.
Учитель: Решите уравнение с модулем
Решений нет
V. Физкультминутка
Учитель: Я сейчас буду называть положительные и отрицательные числа. Если называю положительное число, наклоняемся влево, если называю отрицательное число наклоняемся вправо.
2,5; -1/3; 0,8; -100; -5; 2/7; 0.
Быстро моргаем глазками 10 раз каждый считает сам, а теперь сильно-сильно зажмурили глазки и просчитали до 5. Отрыли глазки, присаживайтесь.
Задание №3.
Учитель: Найти значение выражения
Задание №4.
Учитель: Как найти длину отрезка на координатной прямой по известным координатам его концов?
Ученик: Чтобы найти длину отрезка, надо из координаты правого конца вычесть координату левого конца.
Учитель: Найти длину отрезка
DA = 3,5 – (-1,5) = 3,5 +1,5 = 5 (см)
NK = 2 – (-4) = 2 + 4 = 6 (см)
DC = 5 – (-1,5) = 5 + 1,5 = 6,5 (см)
ND = -1,5 – (-4) = -1,5 + 4 = 2,5 (см)
V. Разноуровневая самостоятельная работа
0 вариант (пониженной сложности) |
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант (повышенной сложности) |
-5,5 + (-5) |
-5,2 + (– 5,3) |
-7,2 + (– 3,3) |
-8,4 – 2,1 |
-8 + 8 |
-9,1 + 9,1 |
-8,8 + 8,8 |
-3,5 + х + 3,5 - х |
12 + (-15) |
-12,7 – 3 + 12,3 |
-16,3 – 3 + 16,3 |
х + 4,6 = 1,6 |
-1,5 + (-13,5) |
35 + х = 20 |
25 + х = 10 |
-9 – х = 6 |
х – 4 = -5 |
|
|
|
Арутюнян Ильина Головко |
|
|
Персанов Жильцов Аксюта Шкуренков Фонин Илюшкин |
Ответы:
1. -10,5
2. 0;
3. -3;
4. -15;
5. -1.
Критерии оценивания:
5 примеров – оценка 5
4 примера – оценка 4
3 примера – оценка 3
0-2 примеров – оценка 2
VI. Домашнее задание: файлом прикреплено в школьном портале, повторить правила, подготовиться к контрольной работе.
VI. Итог урока. Рефлексия
Учитель: Решая задачи и уравнения, мы с вами сегодня повторили важный материал. Вы узнали важные факты. Какие? (ответы учащихся).
Я узнал…
Мне понравилось…
Я затруднялся…
Хочется узнать, какое настроение у вас после урока? Ребята, у вас на столе лежат три смайлика, поднимите один, который описывает ваше настроение после урока. Спасибо за урок.
Самостоятельная работа
Вариант 0 (пониженной сложности)
Ф.И.
1. -5,5 + (-5) =
2. -8 + 8 =
3. 12 + (-15) =
4. -1,5 + (-13,5) =
5. Решить уравнение: х – 4 = -5
Оценка:
Самостоятельная работа
Вариант 0 (пониженной сложности)
Ф.И.
1. -5,5 + (-5) =
2. -8 + 8 =
3. 12 + (-15) =
4. -1,5 + (-13,5) =
5. Решить уравнение: х – 4 = -5
Оценка:
Самостоятельная работа
Вариант 1
Ф.И.
1. -5,2 + (– 5,3) =
2. -9,1 + 9,1 =
3. -12,7 – 3 + 12,3 =
4. Решить уравнение 5. Решить уравнение
35 + х = 20
Оценка:
Самостоятельная работа
Вариант 2
Ф.И.
1. -7,2 + (– 3,3) =
2. -8,8 + 8,8 =
3. -16,3 – 3 + 16,3 =
4. Решить уравнение 5. Решить уравнение
25 + х = 10
Оценка:
Самостоятельная работа
Вариант 3 (повышенной сложности)
Ф.И.
1. -8,4 – 2,1 =
2. -3,5 + х + 3,5 – х =
3. Решить уравнение 4. Решить уравнение 5. Решить уравнение
х + 4,6 = 1,6 -9 – х = 6
Оценка:
Самостоятельная работа
Вариант 3 (повышенной сложности)
Ф.И.
4. -8,4 – 2,1 =
5. -3,5 + х + 3,5 – х =
6. Решить уравнение 4. Решить уравнение 5. Решить уравнение
х + 4,6 = 1,6 -9 – х = 6
Оценка:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.