Сложение и вычитание целых и дробных чисел

  • doc
  • 04.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сложение и вычитание целых и дробных чисел.doc

 

Сложение и вычитание целых и дробных чисел

 

Цель: закрепить знание алгоритмов сложения и вычитания целых и дробных чисел, умение составлять и решать задачи.

 

Ход урока

I.                      Орг. момент.

 

Уч. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости посмотреть, как вы умеете заниматься. Уверена, вы порадуете меня и наших гостей своими знаниями.

 

II.                  Актуализация знаний.

 

Уч. Ребята, какие вы знаете числа? (Целые и дробные)

 

-      Какие бывают целые числа? (числа, полученные при счете; числа, полученные при измерении величин)

 

-   Какие бывают дробные числа? (десятичные дроби, обыкновенные дроби)

 

Уч.      - Из ряда чисел, представленных на слайде, назовите целые числа.

 

Уч.      - Какие числа остались? (десятичные дроби)

 

-   Какой будет комбинация этих двух фигур? (1)

 

 

 

 

+

=?(1) Варианты ответов: 1-

2 -

3 -

 

Устный счет.

 

 

 

Уч. Тот из вас мне всех милее, кто считает всех быстрее. Посчитаем устно.

 

Пропускаем числа через блок-схему.  Света начинает.

 

Числа: 0;    92;   109;   30;   22;   50.

 

Число

 

 

 

+ 8

 

 

 

 

Да                       <45                   Нет

 

 

 

+ 17

 

- 14

 

 

 


Ответ

 

Ответы: 22; 83;     100;   52;     44;     41.

 

0 – Света; 92 – Настя;  109 – Лѐша;  30 –Данил Антонов;  22 – Диана; 50 – Сергей.

 

Уч. Ребята, сегодня на уроке мы будем закреплять наше умение складывать и вычитать целые и дробные числа. Попробуйте сформулировать тему урока. (Сложение и вычитание целых и дробных чисел).

 

Уч. Диана, какое сегодня число? (24)

 

Света назови текущий месяц и год (ноябрь, 2015 год)

 

Уч. У вас на парте лежит карта заданий, по которой вы сегодня будете работать.

 

Запишите дату и тему урока.

 

Уч. В задании под № 1 у вас дана таблица и ряд чисел. В первую строку впишите числа в порядке возрастания, во вторую строку буквы, соответствующие числам

2,5

6,6

7,4

15,7

17

34

50

А

Н

Д

Р

О

И

Д

Уч. Андрей, прочитай, какое слово получилось? (Андроид). Проверим результат. Кто знает значение слова «андроид»? (ответы детей)

 

Уч. Андроид это человекоподобный робот. Робот это аппарат, способный самостоятельно взаимодействовать с внешним миром и обладающий искусственным интеллектом. Сегодня на уроке, правильно выполняя задания, мы построим своего робота из геометрических фигур.

 

III.             Работа над темой урока.

 

1)                                                   Уч. – Дружбу с дробями докажи, сложение и вычитание покажи.

 

Задание № 2 требуется выполнить вычисления. При этом результат предыдущего примера является началом следующего. По результатам вычислений будем собирать робота. Света выходит к доске и решает первый пример.

 

65 – 0,914 =    (64,086)

 

Уч. - Света прочитай, какой получился ответ. Проверяем.

 

Света находит полученный результат на геометрических фигурах и начинает составлять робота.

 

Лѐша

Диана

Данил Антоненко

… – 64 = 0, 086;

… + 35,1 = 35,186;

… – 0,186 = 35;

(64,086)

(0,086)

(35,186)

 

Уч. - Оставшиеся два примера решаете самостоятельно. Обращаю ваше внимание, что

 

складываете и вычитаете целые числа.

 

…. + 16728 = 16763;

… – 6320 = 10443;

(35)

(16763)


Уч. - А теперь поменяйтесь листочками и проверьте результаты у своего соседа. Правильные ответы даны на слайде. Леша идет к доске и по результатам находит еще две части робота.

 

2)      Работа с классом. Составление и решение задачи.

 

Уч. – Если смекалку применить – задачку можно быстрее решить. Следующее задание – составление и решение задачи. Откроем учебник на стр.72 № 209 (2). Составляем задачу по краткому условию.

 

-  Рассмотрите краткую запись условия задачи и скажите, о чем говорится в задаче? (о крупах: пшене, рисе, гречке);

 

-   Где мы можем приобрести данные продукты? (в продовольственных магазинах);

 

-  Как называются магазины, где можно купить не только продукты питания и напитки, но и предметы домашнего хозяйства – мыло, порошки, предметы гигиены? (супермаркеты).

 

-   Какие супермаркеты есть в городе Кола? («Дикси», «Магнит», «Яблочко», «Семья»).

 

-   Какой самый большой магазин в городе Кола? (Яблочко)

 

-   Мы составим задачу, связанную с именно этим магазином. Итак, в 2014 году в магазине

 

«Яблочко» было продано несколько   тонн пшена, риса и гречки.

 

-   Сколько тонн пшена было продано? (189,3 т);

 

-   Что мы знаем о рисе? (риса было на 70,88 т больше, чем пшена);

 

-   Что говорится о гречке? (гречки было на 0,34 т больше, чем риса);

 

-  Сформулируйте главный вопрос задачи (Сколько всего тонн крупы было продано в магазине «Яблочко»?);

 

-  Можем сразу ответить на главный вопрос? (нет). Почему? (не известно, сколько было продано тонн риса и гречки);

 

-  Что узнаем первым действием? Сформулируйте вопрос (Сколько тонн риса было продано?) Запишите вопрос.

 

-   Каким действием ответим на вопрос? (сложением). Почему? (Потому, что риса было на

 

70,88т больше, чем пшена);

 

-   Какие числа будем складывать? (189,3 т  и 70,88 т).

 

-   Записываем действие и складываем (189,3 + 70,88 т =).

 

-     Проверяем результат (слайд) (260,18 т)

 

-   Вторым действием можем ответить на главный вопрос задачи? (Нет). Почему? (Не известно, сколько тонн гречки было продано)

 

-   Сформулируйте вопрос. (Сколько тонн гречки было продано?). Запишем вопрос.

 

-   Каким действием ответим на вопрос? (Сложением).

 

-  Какие числа будем складывать? (260,18 т и 0,34т). Запишем действие и выполняем вычисление (260,18 т + 0,34 т =).

 

-   Проверим результат (слайд)(260,52 т)


-   Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? (Да).

 

-   Андрей, какой главный вопрос задачи? (Сколько всего тонн крупы было продано в магазине «Яблочко»?). Запишите вопрос.

 

-  Как узнаем, сколько всего тонн крупы было продано? (надо сложить пшено, рис и гречку).

 

-  Какие числа будем складывать? (189,3т, 260,18т и 260,52т). Запишем действие и выполним вычисление.

 

-   Проверяем результат (слайд)(710т)

 

-   Ответ запишем коротко: 710 тонн крупы.

 

Уч. – Данил выйди к доске и по результатам прикрепи оставшиеся части робота. Уч. - Наш робот готов. Ребята, а зачем нам нужны роботы? (чтобы облегчить жизнь людей)

 

-  Роботы пока еще редкость, в основном они применяются на производстве. А какие приборы и устройства облегчают нашу жизнь и делают ее комфортной? (бытовая техника: телевизор, пылесос, вентилятор, холодильник …)

 

-   А теперь давайте встанем и немножко разомнемся.

 

Физминутка. (Выполняются движения под песню: телевизор, холодильник, кофемолка, вентилятор)

 

3)      Уч. - Задание № 3. Ваша задача выполнить действия, выбрав наиболее

 

рациональный порядок действий. Работаем в парах. На выполнение задания отводится 1 минута.

 

1 пара (Диана и Сергей): 3,3 + (0,7 + 5,2)= 9,2 (слог КУ)

 

2 пара (Данил и Лѐша): 3,3 + 5,9 + 0,1 =9,3 (слог ЗЬ)

 

3 пара (Света и Настя): 3,3 (0,1 + 0,3) =2,9 (слог МА)

 

Уч. Проверяем свои ответы (слайд). Первая пара называет свой ответ, вторая, третья.

 

А  теперь давайте посмотрим, что скрывается под нашими ответами (Кузьма). Кузьма – так зовут нашего робота.

 

IV. Закрепление знаний.

 

Уч. На доске висят геометрические фигуры с заданиями: на квадратах самые сложные задания, на прямоугольниках – чуть полегче, на треугольниках – самые легкие.

 

Предлагаю вам выйти к доске и выбрать задание по своим силам.

 

Квадрат: запишите сумму чисел: 12649 и 156832;

 

Прямоугольник: 17,903 + 0,658

 

Треугольник: 84245 + 824

 

Уч. -Вычисления выполняем на карточках. На выполнение задания дается две минуты. А

 

пока вы выполняете самостоятельную работу, я запрограммирую нашего робота, чтобы он

 

приготовил для вас домашнее задание. (прикрепить конверт)


V.                Дом.задания.

 

Уч. - Пока вы решали примеры. Кузьма приготовил для вас домашнее задание. Света, раздай пожалуйста всем карточки с заданиями.

 

VI.        Подведение итогов.

 

-   Наш урок подошел к концу. Чем мы занимались на уроке? (складывали и вычитали целые и дробные числа; собрали робота).

 

-   Этот замечательный робот станет нашим талисманом на уроках математики.

 

Сегодня на уроке все работали хорошо, но более активным нужно быть …..,  но я

 

предлагаю вам самим оценить свою работу. Подумайте, все ли у вас получалось на уроке, какие были ошибки, с какими заданиями не справились.

 

Я традиционно открываю наш журнал, где вы на Лист успеха крепите ту оценку, которую, как вы считаете, заработали на уроке, а на Лист желаний – ту оценку, которую хотели бы получить.

 

VII.      Рефлексия.

 

-   Понравился ли вам урок?

 

-   Какое задание понравилось больше всего?

 

-   Какое задание было самым трудным?

 

Спасибо всем за урок, с вами приятно было работать.