Сложение и вычитание целых и дробных чисел
Цель: закрепить знание алгоритмов сложения и вычитания целых и дробных чисел, умение составлять и решать задачи.
Ход урока
I. Орг. момент.
Уч. – Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости – посмотреть, как вы умеете заниматься. Уверена, вы порадуете меня и наших гостей своими знаниями.
II. Актуализация знаний.
Уч. – Ребята, какие вы знаете числа? (Целые и дробные)
- Какие бывают целые числа? (числа, полученные при счете; числа, полученные при измерении величин)
- Какие бывают дробные числа? (десятичные дроби, обыкновенные дроби)
Уч. - Из ряда чисел, представленных на слайде, назовите целые числа.
Уч. - Какие числа остались? (десятичные дроби)
- Какой будет комбинация этих двух фигур? (1)
+ |
=?(1) Варианты ответов: 1- |
2 - |
3 - |
|
Устный счет. |
|
|
Уч. – Тот из вас мне всех милее, кто считает всех быстрее. Посчитаем устно.
Пропускаем числа через блок-схему. Света начинает.
Числа: 0; 92; 109; 30; 22; 50.
Число
+ 8
Да <45 Нет
+ 17 |
|
- 14 |
|
|
|
Ответ
Ответы: 22; 83; 100; 52; 44; 41.
0 – Света; 92 – Настя; 109 – Лѐша; 30 –Данил Антонов; 22 – Диана; 50 – Сергей.
Уч. – Ребята, сегодня на уроке мы будем закреплять наше умение складывать и вычитать целые и дробные числа. Попробуйте сформулировать тему урока. (Сложение и вычитание целых и дробных чисел).
Уч. – Диана, какое сегодня число? (24)
Света назови текущий месяц и год (ноябрь, 2015 год)
Уч. – У вас на парте лежит карта заданий, по которой вы сегодня будете работать.
Запишите дату и тему урока.
Уч. – В задании под № 1 у вас дана таблица и ряд чисел. В первую строку впишите числа в порядке возрастания, во вторую строку буквы, соответствующие числам
2,5 |
6,6 |
7,4 |
15,7 |
17 |
34 |
50 |
А |
Н |
Д |
Р |
О |
И |
Д |
Уч. – Андрей, прочитай, какое слово получилось? (Андроид). Проверим результат. Кто знает значение слова «андроид»? (ответы детей)
Уч. – Андроид – это человекоподобный робот. Робот – это аппарат, способный самостоятельно взаимодействовать с внешним миром и обладающий искусственным интеллектом. Сегодня на уроке, правильно выполняя задания, мы построим своего робота из геометрических фигур.
III. Работа над темой урока.
1) Уч. – Дружбу с дробями докажи, сложение и вычитание покажи.
Задание № 2 – требуется выполнить вычисления. При этом результат предыдущего примера является началом следующего. По результатам вычислений будем собирать робота. Света выходит к доске и решает первый пример.
65 – 0,914 = (64,086)
Уч. - Света прочитай, какой получился ответ. Проверяем.
Света находит полученный результат на геометрических фигурах и начинает составлять робота.
Лѐша |
Диана |
Данил Антоненко |
… – 64 = 0, 086; |
… + 35,1 = 35,186; |
… – 0,186 = 35; |
(64,086) |
(0,086) |
(35,186) |
Уч. - Оставшиеся два примера решаете самостоятельно. Обращаю ваше внимание, что
складываете и вычитаете целые числа. |
|
…. + 16728 = 16763; |
… – 6320 = 10443; |
(35) |
(16763) |
Уч. - А теперь поменяйтесь листочками и проверьте результаты у своего соседа. Правильные ответы даны на слайде. Леша идет к доске и по результатам находит еще две части робота.
2) Работа с классом. Составление и решение задачи.
Уч. – Если смекалку применить – задачку можно быстрее решить. Следующее задание – составление и решение задачи. Откроем учебник на стр.72 № 209 (2). Составляем задачу по краткому условию.
- Рассмотрите краткую запись условия задачи и скажите, о чем говорится в задаче? (о крупах: пшене, рисе, гречке);
- Где мы можем приобрести данные продукты? (в продовольственных магазинах);
- Как называются магазины, где можно купить не только продукты питания и напитки, но и предметы домашнего хозяйства – мыло, порошки, предметы гигиены? (супермаркеты).
- Какие супермаркеты есть в городе Кола? («Дикси», «Магнит», «Яблочко», «Семья»).
- Какой самый большой магазин в городе Кола? (Яблочко)
- Мы составим задачу, связанную с именно этим магазином. Итак, в 2014 году в магазине
«Яблочко» было продано несколько тонн пшена, риса и гречки.
- Сколько тонн пшена было продано? (189,3 т);
- Что мы знаем о рисе? (риса было на 70,88 т больше, чем пшена);
- Что говорится о гречке? (гречки было на 0,34 т больше, чем риса);
- Сформулируйте главный вопрос задачи (Сколько всего тонн крупы было продано в магазине «Яблочко»?);
- Можем сразу ответить на главный вопрос? (нет). Почему? (не известно, сколько было продано тонн риса и гречки);
- Что узнаем первым действием? Сформулируйте вопрос (Сколько тонн риса было продано?) Запишите вопрос.
- Каким действием ответим на вопрос? (сложением). Почему? (Потому, что риса было на
70,88т больше, чем пшена);
- Какие числа будем складывать? (189,3 т и 70,88 т).
- Записываем действие и складываем (189,3 + 70,88 т =).
- Проверяем результат (слайд) (260,18 т)
- Вторым действием можем ответить на главный вопрос задачи? (Нет). Почему? (Не известно, сколько тонн гречки было продано)
- Сформулируйте вопрос. (Сколько тонн гречки было продано?). Запишем вопрос.
- Каким действием ответим на вопрос? (Сложением).
- Какие числа будем складывать? (260,18 т и 0,34т). Запишем действие и выполняем вычисление (260,18 т + 0,34 т =).
- Проверим результат (слайд)(260,52 т)
- Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? (Да).
- Андрей, какой главный вопрос задачи? (Сколько всего тонн крупы было продано в магазине «Яблочко»?). Запишите вопрос.
- Как узнаем, сколько всего тонн крупы было продано? (надо сложить пшено, рис и гречку).
- Какие числа будем складывать? (189,3т, 260,18т и 260,52т). Запишем действие и выполним вычисление.
- Проверяем результат (слайд)(710т)
- Ответ запишем коротко: 710 тонн крупы.
Уч. – Данил выйди к доске и по результатам прикрепи оставшиеся части робота. Уч. - Наш робот готов. Ребята, а зачем нам нужны роботы? (чтобы облегчить жизнь людей)
- Роботы пока еще редкость, в основном они применяются на производстве. А какие приборы и устройства облегчают нашу жизнь и делают ее комфортной? (бытовая техника: телевизор, пылесос, вентилятор, холодильник …)
- А теперь давайте встанем и немножко разомнемся.
Физминутка. (Выполняются движения под песню: телевизор, холодильник, кофемолка, вентилятор)
3) Уч. - Задание № 3. Ваша задача – выполнить действия, выбрав наиболее
рациональный порядок действий. Работаем в парах. На выполнение задания отводится 1 минута.
1 пара (Диана и Сергей): 3,3 + (0,7 + 5,2)= 9,2 (слог КУ)
2 пара (Данил и Лѐша): 3,3 + 5,9 + 0,1 =9,3 (слог ЗЬ)
3 пара (Света и Настя): 3,3 – (0,1 + 0,3) =2,9 (слог МА)
Уч. – Проверяем свои ответы (слайд). Первая пара называет свой ответ, вторая, третья.
А теперь давайте посмотрим, что скрывается под нашими ответами (Кузьма). Кузьма – так зовут нашего робота.
IV. Закрепление знаний.
Уч. – На доске висят геометрические фигуры с заданиями: на квадратах – самые сложные задания, на прямоугольниках – чуть полегче, на треугольниках – самые легкие.
Предлагаю вам выйти к доске и выбрать задание по своим силам.
Квадрат: запишите сумму чисел: 12649 и 156832;
Прямоугольник: 17,903 + 0,658
Треугольник: 84245 + 824
Уч. -Вычисления выполняем на карточках. На выполнение задания дается две минуты. А
пока вы выполняете самостоятельную работу, я запрограммирую нашего робота, чтобы он
приготовил для вас домашнее задание. (прикрепить конверт)
V. Дом.задания.
Уч. - Пока вы решали примеры. Кузьма приготовил для вас домашнее задание. Света, раздай пожалуйста всем карточки с заданиями.
VI. Подведение итогов.
- Наш урок подошел к концу. Чем мы занимались на уроке? (складывали и вычитали целые и дробные числа; собрали робота).
- Этот замечательный робот станет нашим талисманом на уроках математики.
Сегодня на уроке все работали хорошо, но более активным нужно быть ….., но я
предлагаю вам самим оценить свою работу. Подумайте, все ли у вас получалось на уроке, какие были ошибки, с какими заданиями не справились.
Я традиционно открываю наш журнал, где вы на Лист успеха крепите ту оценку, которую, как вы считаете, заработали на уроке, а на Лист желаний – ту оценку, которую хотели бы получить.
VII. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое задание было самым трудным?
Спасибо всем за урок, с вами приятно было работать.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.