сложение величин

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала slozhenie_velichin.docx

Тема урока: Сложение и вычитание величин.

 

Технология проблемного обучения

Ведущий метод -  проблемное обучение

Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций

Девиз урока: «Век живи – век учись».

 

Цель урока:

Учащиеся должны:

-познакомиться с письменными приёмами сложения и вычитания величин.

Задачи:

Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение преобразовывать величины;

Развивать логическое мышление, навык самоконтроля, способность к рефлексии, умение формулировать учебную задачу, сотрудничать;

Воспитывать интерес к математике.

 

 

Ход урока.

1.     Мотивация.

На доске написана пословица:

«Век живи – век учись»

-Ребята, как вы понимаете эти слова?

-Хотите сегодня чему-нибудь научиться?

-Хорошо, приступаем к работе.

2.     Актуализация опорных знаний.

А) Прочитайте числа:

9009009,       103000581.

- Сколько всего десятков ? сотен?

-Что интересного в первом числе?

-Сравните эти числа. Меньшее число увеличьте на 9 десятков тысяч. Работа в парах.

-Придите к общему мнению и пропишите по строке.

- Большее число уменьшите на 3 сотни. Сверьтесь и придите к общему мнению. Пропишите по строке.

Б) Какие действия мы можем выполнить с данными числами?

-Хотите проверить свои способности складывать и вычитать многозначные числа? А находить чужие ошибки и их причины?

538           5387

        -   409      +  152

            139           5235

В) Сейчас я предлагаю вам стать исследователями

3*86                      ***

         -  *2*7                  -  ***

            119*                       **

 

Г) В какой таблице правильно разделены величины?

Км        м       год

М         т            г

Кг          ц       мин

См         г          с

 

Км          т       год

М            ц        ч

Дм          кг   мин

См           г        с

 

Км         с        год

М           см       кг

Дм           г         ч

Т              ц     мин

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.     Постановка проблемы.

Овал: 6200-2300         -Найдите  лишнюю запись?

ü 1км 300м = … м                 

ü 5ч 30 мин = …мин                             1ч 30 мин + 25 мин

ü 8ц * 80 кг                                             124м 75 см + 39 м 85 см

ü 3дм 8 см * 380 см

 

6200- 2300 – выражение не содержит величин, обведём.

-А какие задания с величинами мы умеем выполнять?  (Сравнивать, преобразовывать )

- Выполним задания, известные нам. Отметим «птичкой».

-Какие задания вызвали затруднения?

-Какова же цель нашего урока?  (научиться складывать и вычитать величины)

На доске табличка:

Сложение и вычитание величин.

4.     «Открытие» нового знания.

-Попытайтесь выполнить вычисления. Различаются ли выражения по степени сложности?

Вывод 1: Если вычисления выполнить легко, то значения находят устно.

Если трудно, то надо выполнить письменные вычисления.

      На доске появляется схема:

Сложение и вычитание величин.

               \                                  \

     Устно                              письменно

-Давайте составим алгоритм письменных вычислений значений величин.

 

 

- Сложение и вычитание величин.

               \                                  \

     Устно                              письменно

                                                       \

                                    Заменю крупные единицы мелкими

                                                         \

                                    Выполню действия как с числами

                                                              \

                                     Заменю мелкие единицы крупными

-Правы мы? Давайте проверим по учебнику стр.67.

5.     Первичное закрепление.

-Хотите проверить, чему научились?

№332 (1 столбик), №333 1 пример

Самооценка. Поставьте на полях :

  + справился,

?+ справился, но сомневаюсь,

- не справился

- На каких этапах алгоритма допустили ошибки?

 

Физкультминутка.

Если моё высказывание истинное, то хлопаете, ложное – приседаете.

-1км – 100м

-Уменьшить в 3 раза – значит умножить число на 3.

- Чтобы сложить величины надо заменить крупные единицы мелкими, выполнить действия, заменить мелкие единицы крупными.

- Чтобы узнать на сколько больше, надо большее число разделить на меньшее.

-6кг и 500г – именованные числа

- 150+х =260 – уравнение

-300х10=3000

 

6.     Самостоятельная работа  с проверкой по эталону.

-Даны карточки: уровень А (легче) и уровень В (сложнее). Подумайте и самостоятельно определите, какое задание будете выполнять.

Два ученика выполняют за закрытой доской.  Решение сверяется с эталоном.

7.     Включение в систему знаний. Повторение.

-Где используется очень часто умение складывать и вычитать величины?   (при решении задач)

№335 Прочитайте.

 

 

-Дополним схему.

-Объясните, что означает 210 мин?   (всего, сумма)

-Что неизвестно?

-Составим выражение.

210 мин – (1ч 38 мин + 1ч 27 мин)= 25 мин

1ч 38 мин=98 мин

1ч27 мин = 87 мин

1)98+87=185

2)  210-185= 25

25 мин больше 23 мин

Ответ: записать мультфильмы можно.

 

8.     Итог урока. Рефлексия.

- Чему научились на уроке?

-Достаточно ли усвоили тему?

-Каковы задачи на следующий урок?

-Оцените свою работу, работу класса.

9.     Домашнее задание.

№334, 336