Приведу некоторые игры и игровые моменты, способствующие активизации познавательной деятельности на уроках математики. Ведущим направлением работы учителя специальной (коррекционной) школы является коррекция нарушений познавательной деятельности детей. Всё новое, сложное преломляется по – своему, корректируется и применяется в работе, исходя из целесообразности, состава класса, ведь каждый урок должен приносить детям не только знания, но и радость познания, общения, уверенность в себе. Поэтому урок насыщается игровым материалом, играми, имеющими коррекционную направленность. Например: «Найди различия», «Составление разрезной картинки», «Найди одинаковую мордашку», «На ощупь». Математические игры бывают связаны с определёнными сюжетами. Иногда эти сюжеты подсказываются названием игры: «Борьба за цифру», «Поймай рыбку». Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания использую игру «Угадай», «Не зевай». Обязательно на всех этапах урока уделяется внимание опоре на зрительную наглядность, оформлению доски: она должна привлекать внимание учащихся. На уроках надо, прежде всего, содействовать перехода от наглядно – практических действий к мыслительным операциям. В этом могут помочь различные коррекционно – развивающие
Активизация к МО матем..docx
Активизация познавательной деятельности учся КШИ средствами дидактических
игр.
Практически всем учителям начальных классов коррекционной школы приходится
искать ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить,
оживить мыслительную деятельность учащихся с ОВЗ? Дети чрезмерно подвижны,
не могут высидеть на уроке и пяти – десяти минут. Внимание неустойчивости,
возникают трудности с дисциплиной. Так как же заставить ребенка слушать? С
помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно, ли
надолго удержать в ребенке чувство радости в школе? Полагаем, что да! Но для
этого школа должна превратиться из мира оценок в мир красок, звуков, фантазии,
света, сказки, творчества. Дети подвижны – значит надо дать выход их энергии. Они
эмоциональны, у них слабая нервная система – значит не злоупотреблять разного
вида соревнованиями: они еще не научились с достоинством переносить поражение,
которое может явиться причиной горьких слез. У ребят повышенная утомляемость –
значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. У них
неустойчивое внимание – надо подобрать более интересный материал, смелее
вводить в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда запомнят лучше то, что
интересно. Можно сделать вывод, что одним из способов решения этой проблемы
является дидактическая игра.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач
учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности
самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе
учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и
направляет ее к последующему решению различных задач. Как известно, стойкий
познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в
обучении. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, как важно серьезно занятие сделать
для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов должны
использовать в своей практике различный, занимательный материал. Он не только
увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и
волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это
одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучающих
по данному предмету. Работая с детьми с ОВЗ, убеждаешься, что такие дети
нуждаются в особом подходе со стороны учителя. Характерными признаками
ребенка, медленно читающего, долго думающего, со слабой памятью являются его
неумение сосредоточиться на задании, неумение выслушивать задание до конца,
вдумываться в суть его: что надо сделать и как. Нередко ребенок улавливает только
суть или начало задания, детали же пропускает. А это значит, что ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач. Если ребенок
теряет любознательность, это ограничивает возможности его развития.
Дети начальной школы продолжают вести себя как дошкольники. Ведущей
деятельностью у них остается игра, положительного дела к школе не наблюдается.
Внимание детей характеризуется неустойчивостью, завышенной отвлекаемостью,
недостаточной концентрированностью на объекте. Поэтому, при обучении детей с
ОВЗ нужно исключить влияние, каких бы то ни было посторонних раздражителей,
так как у них наблюдается сравнимо маленький уровень развития восприятия. Это
обусловлено бедностью опыта ребенка. Работая с таковыми детьми, учителя обязаны
считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели.
Все сообщаемые детям сведения необходимо не один раз повторять. Т.А.Власова,
М.С.Певзнер указывают на понижение случайной памяти у учащихся как одну
из основных обстоятельств их проблем в школьном обучении. Эти дети плохо
запоминают тексты, таблицу, не удерживают в уме условие задачи. Им свойственны
колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.
Рассматривая развитие математических способностей младших школьников можно
сказать, что у детей с ОВЗ наблюдается более обычный вид обобщений – движение
от частного к известному общему, подвести частный вариант под общее правило.
Абстрагирование у этих детей выражено еще слабее, чем у их сверстников, которые
обучаются в обычных классах. Огромное влияние на их рассуждения оказывают
несущественные признаки. Поэтому с таковыми детьми необходимо работать
тщательнее, усерднее. Способность к оперированию числовой и знаковой
символикой детям дается нелегко, дети с огромным трудом запоминают
определения, формулировки, общие схемы рассуждений, путаются в операциях
«сложения» и «вычитания», не запоминают наименования неких цифр. Им тяжело
переключаться от одной умственной операции к другой, нужен отдых. Утомляемость
эти детей повышена. Без наглядных пособий, шаблонов и трафаретов, которыми в
основном пользуются учителя, детям труднее воспринимать материал. Проявление
математической памяти в ее развитых формах не наблюдается. Дети запоминают
числа, операции с трудом, математическая память находится на низком уровне.
Способность к пространственным представлениям у детей так же не развита, как и
перечисленные выше составляющие математических способностей. Поэтому уроки
математики обязаны быть увлекательными, занимательными. Необходимо учесть
особенности детей, проводить физкультминутки, чтобы снять утомление.
Игра и учеба – это две разные деятельности, между ними имеются значительные,
качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что « школа
отводит слишком мало место игре, сразу навязывая ребенку подход к любой
деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организацию роли игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой
и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный
разрыв. Тут нужны переходные формы. В качестве таковых и выступают
дидактические игры. Эта своеобразная форма учебной деятельности – учение в
дидактической игре – появляется уже в дошкольном возрасте. Нельзя недооценивать
значение игры для детей младшего школьного возраста. Задача педагога – сделать
плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебе. Решающую
роль в этом имеют дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность
игр, с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и
воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но
в тоже время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияние игровой
деятельности. Запорожец А.В. подчеркивал: « Нам необходимо добиться того, чтобы
дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний, умений, но и
способствовала бы общему развитию ребенка».
Дидактическая игра – это еще и игровая форма обучения, которая, как известно,
достаточно активно применяется на начальном этапе обучения, это игра только для
ребенка. Для взрослого она – способ обучения.
Цель дидактической игры и игровых приемов обучения – облегчить переход к
учебной задаче, сделать его постепенным.
Для этого разработаны некоторые основные функции д/и (слайд 1).
Дидактическая игра – это сложное и многогранное явление. Она помогает сделать
учебный материал увлекательным, создать радостное и рабочее настроение. Через
игру быстрее познаются закономерности обучения.
Для этого необходимо придерживаться некоторых условия для проведение
д/и (слайд 2).
Важным этапам при организации д/и является подбор дидактического материала и
пособий для игры. Помимо этого, требуется чётко спланировать временной параметр
для игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с
правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру,
чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возникновения
незапланированных ситуаций при проведения д/и. Важно продумать поэтапное
распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры –
организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока
д/и должна решить задачу в усвоения темы; в конце – игра может носить поисковый
характер. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. В
процессе игры на уроках математики учащиеся незаметно для себя выполняют
различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит
ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. У детей развивается
чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует
плодотворного труда. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А
как понять предмет, если он кажется ученики скучным, уроки однообразным? Вот
здесь и нужна наша педагогическая находчивость, которая имеет цель –
заинтересовать!
Приведу некоторые игры и игровые моменты, способствующие активизации
познавательной деятельности на уроках математики. Ведущим направлением работы
учителя специальной (коррекционной) школы является коррекция нарушений
познавательной деятельности детей. Всё новое, сложное преломляется по – своему,
корректируется и применяется в работе, исходя из целесообразности, состава класса,
ведь каждый урок должен приносить детям не только знания, но и радость познания,
общения, уверенность в себе. Поэтому урок насыщается игровым материалом,
играми, имеющими коррекционную направленность. Например: «Найди различия»,
«Составление разрезной картинки», «Найди одинаковую мордашку», «На ощупь».
Математические игры бывают связаны с определёнными сюжетами. Иногда эти
сюжеты подсказываются названием игры: «Борьба за цифру», «Поймай рыбку».
Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания
использую игру «Угадай», «Не зевай». Обязательно на всех этапах урока уделяется
внимание опоре на зрительную наглядность, оформлению доски: она должна
привлекать внимание учащихся. На уроках надо, прежде всего, содействовать
перехода от наглядно – практических действий к мыслительным операциям. В этом
могут помочь различные коррекционно – развивающие упражнения, направленные на
развитие и активизацию мыслительных процессов. Такая как – игра «Четыре
стихии»: земля – руки вниз, вода – руки вперёд, воздух – руки вверх, огонь вращение
кистями рук. Или например «Сколько геометрических фигур». Можно из
геометрических фигур составить «Танграм». В таких играх принимает участие весь
класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры. Включение в
урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным и
занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление
трудностей в усвоении учебного материала, поддерживает и усиливает интерес к
учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. Приёмы зрительной,
слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы,
загадки – шутки, соревнование, способствуют активизации мыслительной
деятельности. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой
ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлечённые игрой, незаметно для себя
приобретают определённые знания, умения и навыки. Однако игра не должна быть самоцелью, а служить средством развития интереса к
предмету, поэтому при её организации следует придерживаться следующих
требований: (Слайд з).
Успешное обучение детей находится в прямой зависимости от внимательного
отношения к ним, от элементов творчества. Ребёнок, отправляясь в школу ждёт чего
– то нового, радостного, интересного, надеется на успех, одобрение учителя,
поэтому в учебной деятельности должны быть теснейшем образом связаны понятие
«урок», «игра». Нельзя представить урок, без игры, ибо игра остаётся для них
ведущей деятельностью.
В каждом ребёнке с детства горит огонёк любопытства и любознательности, он готов
впитывать в себя всё ему ещё неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и
навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, а чтобы не
охладить, а наоборот разжечь это стремление. (Слайд 4) Вот почему особое
внимание уделяется игре. Без игровых ситуаций не может быть полноценного
развития личности школьника.
Сложение и вычитание в пределах 20.
Сложение и вычитание в пределах 20.
Сложение и вычитание в пределах 20.
Сложение и вычитание в пределах 20.
Сложение и вычитание в пределах 20.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.