Сложноподчиненное предложение 9 кл.

  • ppt
  • 16.08.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок Сложноподчиненное предложение.ppt

Сложноподчинённые предложения

Обобщение по теме

Словарная работа: вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов.

Сложн…подч…нё…ое предл…жение,
главное и пр…даточное предл..жения,
гра… атическая основа, опр…делительные, из…яснительные, об…стоятельстве…ые пр…даточные,
ук…зательные слова,
подч…нительные с…юзы и с…юзные слова.

Проверим

СложнОподчИнённое предлОжение, главное и прИдаточное предлОжения, граММатическая основа, опрЕделительные, изЪяснительные, обстОятельствеННые прИдаточные, укАзательные слова, подчИнительные сОюзы и сОюзные слова.

Задание 1: сравните предложения, сделайте вывод, объясните постановку знаков препинания

Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое.
Я понял упорное злоречие, которым Швабрин её преследовал.
Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая.

Проверим

Простое предложение с однородными сказуемыми, перед союзом И не нужна запятая.
Сложноподчиненное предложение, между главным и придаточным ставится запятая.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Задание 2: закончите предложения, определите вид придаточного.

Дождь начался так внезапно…
Известно…
Я долго не мог заснуть…
Если я получу пятёрку…
Когда меня вызвали к доске…

Проверим

Дождь начался так внезапно, что мы не успели спрятаться.
Известно, что собаки очень умные животные.
Я долго не мог заснуть, потому что думал о завтрашнем выступлении.
Если я получу пятёрку, мама очень обрадуется.
Когда меня вызвали к доске, я не растерялся и ответил очень хорошо.

Задание 3: составьте предложения по схемам, укажите вид придаточного

[…ту + сущ.], (которую…).
[гл. + о том], (как …).
[…, когда (…), гл. ].
Чтобы ( … ), [ ].

Проверим

Мы наконец вышли на ту дорогу, которую так долго искали.
Учитель рассказал нам о том, как надо готовиться к экзамену.
Рано утром, когда взошло солнце, мы отправились к морю.
Чтобы стать образованным человеком, надо много читать.

Проверим

[ ], (как ).
[ ], (где ).
Пока ( ), пока ( ), [ ].
[ , (что ), ]

Списать, обозначить главное и придаточное предложение.
Например: [гл.], что (…). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.
Например: [Было тихо], так что ( я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия).
 
1.Хотел чтоб такая тебя полюбила? (Горький)
2.Я рассказал про красоту тех мест куда я еду на лето.
3.Там где была раньше одинокая скала лежала груда обломков (Арсеьев).
4.Готовит она умела так как училась когда-то на кулинарных курсах.
5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков).
6.Пришлось остановиться чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев).
7.Ему и без того казалось что его несут слишком медленно. (Полевой).








Спасибо за работу на уроке!