Сложноподчиненные предложения.

  • doc
  • 26.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СПП.doc

Тема. Сложноподчиненные предложения.                                                               Цели урока                                                                                                                                 Обучающие: обобщить  и систематизировать знания учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения; закрепить полученные знания о СПП, о средствах связи в них.                                                                                                                           Развивающие: совершенствовать навыки определения видов СПП, постановки в них знаков препинания, составления СПП.                                                                                     Воспитательные: воспитывать такие нравственные качества, как патриотизм, служение Отечеству.

                                                                                Пока свободою горим,
                                                                                Пока сердца для чести живы,
                                                                                Мой друг, Отчизне посвятим
                                                                                Души прекрасные порывы.
                                                                                                    А. Пушкин

ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ

- Добрый всем день! Сегодня у нас гости.

Ребята, для нас с вами торжественный час наступил. Очень хочется порадовать гостей своими знаниями, активностью и смелостью. Пожелаем друг другу удачи, плодотворной работы.

2. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- На уроке нам предстоит обобщить изученное о сложноподчиненном предложении.

Мы покажем, насколько мы обладаем умением различать виды СПП, конструировать их, определять в них союзы и союзные слова, ставить знаки препинания, строить схемы.

Знания о видах подчинительной связи в сложных предложениях необходимы при выполнении экзаменационных заданий на ГИА и, конечно, в 11 классе на ЕГЭ.

Мы уже выполняли такие задания. И потому знаем, что в В6 мы должны правильно указать количество грамматических основ. И часто мы теряем безличные предложения в составе сложноподчиненного. В В7 – задание на умение видеть придаточные предложения, в В8 – задание найти СПП с разным подчинением придаточных, да и в В9 мы должны проявить умение в сложном видеть разные виды связи, в том числе и подчинительную связь. Ошибки ваши в основном связаны с “невидением” односоставных в сложноподчиненном.

Ко всему умелое использование СПП в устной и письменной речи свидетельствует о богатстве грамматического строя языка. Без СПП наша речь бедна.

К сегодняшнему уроку вы получили особое задание – выписать из цитат великих людей только СПП и только на тему “Россия, Родина, служение Отечеству”.

Приступим к работе.

Вначале – сообщение о СПП. Подготовил(а) его ..............

3. СООБЩЕНИЕ О СПП

- о строении СПП,

- о видах СПП ( по структурно-семантической классификации в языкознании),

- о средствах подчинения в СПП.

Примеры СПП

1.     Когда я слышу слово “Родина”, вспоминаю свой дом. (СПП с придаточным времени)

2.     Я знаю, что будущее России прекрасно. (СПП с придаточным изъяснительным)

3.     2012 год, который объявлен годом Российской истории, принесёт много новых открытий. (СПП с придаточным определительным)

4.     Там, где прошли ожесточенные бои, воздвигнуты обелиски. (СПП с придаточным места)

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ

“Виды СПП” - по учебнику (стр. 60)

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВИДОВ СПП

(запись предложений в тетради, выполнение обозначений

1.     И если враг в слепой надежде Русь покорить сберется вновь, его погоним, как и прежде. (А. Гладков) (СПП с придаточным условия)

2.     Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Толстой) (СПП с придаточным цели)

3.     Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать (М. Шолохов) (СПП с придаточным определения)

4.     Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был. (А. Чехов) (СПП с придаточным уступки)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ СПП НА СЛУХ.

1.     Нет предела силы человечьей, если эта сила – коллектив. (В. Маяковский). (СПП с придаточным условия).

2.     Хотя у совести нет зубов, она может загрызть насмерть. (пословица) (СПП с придаточным уступки).

3.     Кто Родиной торгует, тот кары не минует. (пословица) (СПП с придаточным местоименно-определ.).

4.     Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше. (А. Толстой) (СПП с придаточным сравнения).

6. СООБЩЕНИЕ О СОЮЗАХ И СОЮЗНЫХ СЛОВАХ ЧТО, ЧЕМ, КОГДА, КАК.

Слова ЧТО, ЧЕМ, КОГДА, КАК могут быть и союзами, и союзными словами (местоимениями и наречиями).

1.     Живу заботой Родины, заботой родной земли, что так ко мне щедра. (В. Фирсов) (что – союзное слово, местоимение, является членом предложения), СПП с придаточным определительным.

2.     Заметьте, что неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. (А. Пушкин) (Что – союз, не является членом предложения), СПП с придаточным изъяснительным.

3.     Хорошо писать, когда впереди тебя ждет что-нибудь интересное, радостное, любимое.
(К. Паустовский) (Когда – союз, не является членом предложения), СПП с придаточным времени

4.     Мы не знаем, когда наступит прекрасное завтра. (В. Солоухин) (когда – союзное слово, наречие, является членом предложения), СПП с придаточным изъяснительным.

5.     Жизнь течение свое изменила, как река изменяет русло. (Н.Некрасов) (Как – союз, не является членом предложения), СПП с придаточным сравнения.

6.     Распахни глаза, хоть на миг ощути, как прекрасна жизнь и Земля. (Р. Рождественский)

(Как – союзное слово, наречие, является членом предложения), СПП с  придаточным изъяснительным.

7. ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

(на карточках, проверка )

Слово учителя.

- Вы получили карточки.

На них предложения, взятые из стихотворений поэта-песенника Владимира Высоцкого, человека, который был не просто актером, певцом, а был личностью, гражданином России, служил своим творчеством Родине.

Выполняя задание, вспомните его строки.

1.     Человек должен быть наделён фантазией, чтобы творить. (В. Высоцкий)

2.     Я наблюдал свысока, как волны головы ломают. (В. Высоцкий)

3.     Живешь в заколдованном диком лесу, откуда уйти невозможно. (В.Высоцкий)

4.     Все равно я отсюда тебя заберу во дворец, где играют свирели. (В.Высоцкий)

5.     Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, если терем с дворцом кто-то занял (В.Высоцкий)

6.     Мне теперь не понять, кто же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя. (В.Высоцкий)

7.     Мне не стало хватать его только сейчас, когда он не вернулся из боя. (В.Высоцкий)

8. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ СПП ПО КАРТИНЕ А.И. ЛАКТИОНОВА “ПИСЬМО С ФРОНТА” (1947 г.)

Слово учителя (или ученицы).

- Великая Отечественная война оставила значительный след как в истории нашей страны, так и в судьбах миллионов людей.

Поэтому картина А.И. Лактионова сразу же завоевала сердца зрителей на просторах необъятной страны.

Картина задумана художником еще в годы войны, в 1943 году, но написана она в 1947 году в Загорске, где жила семья Лактионова после эвакуации.

Лактионов в своей картине “Письмо с фронта” воплотил атмосферу жизни советских людей в дни войны.

Сюжет ее прост.

В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика.

Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держит перед собой дорогие листки.

Картина написана светлыми красками, наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.

Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной победы.

Вам предстоит сейчас в своих группах составить по картине “Письмо с фронта” разные СПП:

- СПП с придаточными определительными,

- СПП с придаточными изъяснительными,

- СПП с придаточными обстоятельственными.

9. ПРОСЛУШИВАНИЕ СОСТАВЛЕННЫХ ПО КАРТИНЕ СПП.

СПП с придаточными определительными

1.     На картине Лактионова изображена семья, которая получила веточку с фронта.

2.     Художник изобразил счастливый момент, когда вся семья слушает чтение письма.

3.     Сама природа радуется за эту семью, которая получила добрую весть от близкого человека.

4.     Картина рассказывает о людях, которые жили, трудились в далеком тылу и ждали весточки с фронта от родных и близких.

СПП с придаточными изъяснительными

1.     Наверное, глава семьи в письме сообщает, что жив-здоров и что у него все хорошо.

2.     Поза бойца указывает на то, что он тоже внимательно слушает чтение письма.

3.     Радостные лица героев картины свидетельствуют о том, что люди в тылу жили ожиданием весточек с фронта.

СПП с придаточными обстоятельственными

1.     Собрались все родные и соседи, чтобы потом обсудить события на фронте.

2.     Девочке, может, обидно и завидно, потому что читать письмо дали братишке.

3.     Мальчик внимательно читает, чтобы не пропустить не одной строчки.

10. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1.     Подготовиться к контрольной работе (повторить правила о СПП)

2.     Написать сочинение-миниатюру по картине А.И. Лактионова “Письмо с фронта”, используя разные виды СПП.

11. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ.

- В чем же своеобразие СПП?

- Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК УЧАЩИМСЯ ЗА УРОК.


Посмотрите также