Сложноподчинённые предложения. Практические задания

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 11.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации предложены варианты тестовых заданий на виды придаточных. 1 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение? Доброта – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. (В.Розов). 1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным 2 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение? Творческие мои попытки так привязали меня к литературе, что уже не мог я расстаться с тетрадью и чернильницей. (А.Пушкин). 1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
Иконка файла материала спп практические задания.pptx
Сложноподчинённые предложения Упражнения Тесты
1 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное  предложение? Доброта – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. (В.Розов). 1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным 2  К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное  предложение? Творческие мои попытки так привязали меня к литературе, что уже не мог я  расстаться с тетрадью и чернильницей. (А.Пушкин). 1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным 3 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное  предложение? Двумя главными центрами, вокруг которых группировались иркутские  декабристы, были семьи Трубецких и Волконских. (И.Рабкина). 1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
4К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное  предложение? Могу сказать, что я с детства был жаден до стихов. (А.Фет). 1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным 5 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное  предложение? Я хочу, чтоб пурга и ненастье не закрыли небес голубых. (М.Светлов). 1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным 6 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное  предложение? Занимаясь изготовлением разноцветного стекла, М.В.Ломоносов создал  огромную мозаику «Полтавская битва», которая изображала Петра І во  время знаменитой битвы со шведами. 1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
7 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение? Хоть весь лес обойди, не зарозовеет перед глазами ни одной волнушки. (В.Солоухин). 1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным 8 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение? Я вырос там, где мой отец и дед бродили робко у чужих поместий. (М.Исаковский). 1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным 9 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение? Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он  говорит, его душой… (В.Кюхельбекер). 1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным 10 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение? Алёша чрезвычайно любил своего отца, которого не знал в продолжение всего своего детства и  отрочества. (Ф.Достоевский). 1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
ОТВЕТЫ.  1. 1 2. 3 3. 1 4. 2 5. 2 6. 1 7. 3 8. 3 9. 1 10. 1
1 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным  определительным. 1.Снова начнутся бои, и конца этим боям не видать. (Э.Казакевич). 2.В лексикологии изучаются самостоятельные слова с точки зрения  прежде всего лексического значения, а также употребления и  происхождения. 3.Стояла та сказочная тишина, которая приходит с морозами.  (П.Павленко). определительным. 2 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным  1.Его военные реформы всегда будут стоять рядом с военными  победами Суворова, а многие изречения Потёмкина – с боевыми  афоризмами Суворова. (В.Пикуль). 2. Мне как раз такого и надо, который никого не боится. (П.Бажов). 3.Вряд ли я когда­нибудь увижу реку более девственную и  таинственную, чем Пра. (К.Паустовский).
3 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным  определительным. 1.Вид, который открывается перед путешественником, вышедшим на берег  Байкала, остаётся в памяти на всю жизнь. (Н.Михайлов). 2.По­своему липы мне что­то сказали, и я знал что, но слов не находил.  (М.Пришвин). 3.Море шумно дышало, каждый вздох приносил прохладу. (З.Воскресенская). 4 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным  определительным. 1.В истории отечественной науки о русском языке Владимир Иванович Даль  прославился как собиратель слов и устойчивых сочетаний слов, составивший  четырёхтомный «Толковый словарь живого великорусского языка». 2.И с нами прощается город, который мы снова увидим. (А.Артёмов). 3.О поэтическом, философском восприятии жизни русскими строителями  говорят деревянные постройки Севера: красивые мельницы у холодных  прозрачных рек, часовни, прижавшиеся к берегам озёр, и резные столбики на  погостах, словно вросшие в камни. (По С.В.Михалкову).
• 5 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным  определительным. • 1.Многие поколения русских людей, пользуясь языком, обогащая и  совершенствуя его, отразили в словах, формах, словосочетаниях,  предложениях и свою историю, и поэзию, и отношение к жизни, труду. • 2.Человек, не умеющий ходить, портит дорогу, а не умеющий говорить –  портит речь. (Посл.). • 3.Нет в мире страны, которая могла бы сравниться с нами водными  богатствами. (По В.Поповой). • 6 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным  определительным. • 1.Синонимы употребляются для избежания нежелательных повторов одних  и тех лексических единиц, для более чёткой передачи своей мысли и,  наконец, для придания речи разнообразных стилистических оттенков. • 2.Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском  сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.  (В.Сухомлинский). • 3.Эта коллекция положила начало систематическому собирательству  художественных ценностей, но она была далеко не первой из уже имевшихся  в то время в России и позднее частично вошедших в состав Эрмитажа.  (Л.Воронихина).
• 7 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным  определительным. • 1.Земля ничего не отдаёт человеку без поклона: ни хлеба, ни корня, ни  травинки. (И.Васильев). • 2.Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого  состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском  языке. (К.Паустовский). • 3.Страницы и строки о лесах, цветах и деревьях едва ли не самые  совершенные у Чехова, и каждая из них воспринимается как явление  природы, как особое благозвучное цветение языка. (М.Громов). • 8 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным  определительным. • 1.Расскажи ту сказку, которую мама любила. (Ю.Герман). • 2.Находясь в ссылке в Михайловском, А.С.Пушкин записывал говор  псковских крестьян, восхищаясь меткостью и красочностью их слов и  выражений. • 3.А.С.Пушкин был очень общительным человеком, многим адресовал свои  стихотворения, но самыми дорогими для него были коллективные  послания лицейским друзьям по случаю годовщины Царскосельского  лицея 19 октября.
• 9 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным  определительным. • 1.Жизнь народа, его судьба, даже, пожалуй, его настроение – то озорное, то  торжественное – отражается в названиях улиц и площадей. (По С.Михалкову). • 2.Вы сворачиваете в лес и как бы попадаете в иной мир: вокруг густая тень от  крон деревьев, воздух прохладнее и влажнее, рыхлая почва покрыта опавшими  листьями или мхом, травы не образуют густого дёрна, цветущих растений  мало. • 3.Источником познания моего раннего детства была моя память…, в  основном мои догадки, которые в конце концов и воссоздали следующее  жизнеописание моих родителей. (С.Залыгин). • 10 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным  определительным. • 1.Изучая русский язык, его развитие, вникайте в суть грамматических правил,  размышляйте над значениями слов, над их сочетаниями, осмысливайте суть  каждого предложения. • 2.Знание литературы и любовь к ней есть тот минимум, который определяет  культуру человека. (С.Михалков). • 3.Для меня оставалось загадкой: что общего между этим пассивным,  безвольным, бездеятельным, тихим человеком и бурным, активным, рвущимся  в завтра, вперёд Володей? (Л.Маяковская).
Ответы • 1. 3 • 2. 2 • 3. 1 • 4. 2 • 5. 3 • 6. 2 • 7. 2 • 8. 1 • 9. 3 • 10. 2