Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.
Оценка 4.7

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
история +1
Взрослым
31.03.2017
Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.
Краеведение в Петербурге прошло разные этапы в своём развитии, были взлёты, были падения. Золотым периодом называют первые послереволюционные годы, когда краеведческое движение было свободным от идеологии, разнообразным, творческим и массовым, когда во главе его стояли знатоки своего дела, энтузиасты, основоположники петербурговедения И.М. Гревс, Н.П. Анциферов, Б.Е. Райков… Немалую роль в становлении краеведения в петроградский период (1914 – 1923) сыграли краеведы и педагоги Лесного – исторического района Выборгской стороны. В своей работе прослеживаю историю петербурговедения до сегодняшних дней.
Сложный путь домой.docx
Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге. Лукьянова Ольга Юрьевна, учитель истории и ИиКСПб,  руководитель школьного музея ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 534 с углублённым изучением английского языка имени Героя России Тимура Сиразетдинова Выборгского района Санкт­Петербурга meva    .07@   mail    .  ru 8­911­994­77­08 Что   такое   краеведение?   Большая   Советская   энциклопедия   дает   развернутое определение: «Краеведение ­ всестороннее изучение определенной части страны, города или   деревни,   других   поселений   местным   населением,   для   которого   эта   территория считается родным краем. Краеведение — это комплексное научно­исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом   на   географической   базе   объединяются   знания   географии,   экологии,   истории, археологии,   филологии,   топонимики,   топографии,   геральдики,   этнографии, искусствознания. В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией   А.   П.   Евгеньева   и   Г.   А.   Разумникова   даются   идентичные   определения: «Совокупность   знаний   о   том   или   другом   крае,   изучение   его   природы,   истории, экономики, быта и т. п.».  В   России   изучение   края   до   начала   XX   в.   называлось   «родиноведением»,   а термин   «краеведение»   приобрел   популярность  только   в   начале   1920­х  годов.   Формат данной   работы   не   позволяет   полноценно   представить   не   только   общее   развитие российского краеведения XX века, но и многогранное краеведческое движение в нашем городе. Были исследованы первоисточники ­ работы Н.А. Анциферова, Г.Н. Боча, И.М. Гревса, Д.Н. Кайгородова, Б.Е. Райкова, П.Н. Савицкого, Д.С. Лихачёва. Для изучения краеведения   в   Лесном   (район,   где   расположена   школа)   использованы   материалы, 1 полученные в ЦГА Санкт­Петербурга. Но в определённой степени данная статья является компиляцией, составленной на основе исследований и публикаций В.А. Березиной, С.Е. Глезерова,   Э.Д.   Джонсон,   А.В.   Мельникова,   Е.А.   Мельниковой,   Дж.   Костлоу,   А.В. Самокиш, А.С. Скобельцына, А.Г. Смирнова, Г.С. Усыскина.. Эмили Д. Джонсон ­ доцент университета Оклахомы, работавшая в России в 1990­е годы, выделяет и подробно рассматривает три течения, сформировавшие краеведение в Петербурге   на   рубеже   19­20   веков:   охрана   памятников,   экскурсионное   «течение»   и собственно исследования родного края [1, 38]. Основа трех направлений ­ литературная. Именно   литературная   составляющая   позволила   трем   разрозненным   направлениям оформиться   в   одно   целое   и   начать   восприниматься   в   качестве   единой   научной дисциплины. Поэтому «Медный всадник» А. С. Пушкина, повести Н.В. Гоголя, романы Ф. М. Достоевского можно воспринимать как уникальный источник знаний о нашем городе. С 18 века выходили в свет путеводители по нашему городу. Но особо стоит выделить путеводители  и рассказы о былой жизни столицы, увидевшие свет в к. 19 – нач. 20 вв., М.И. Пыляева, В. Курбатова, П. Столпянского, Г. Лукомского, С. Вильчковского. Рассмотрим три направления в краеведении, предложенные Джонсон. Выпуск журналов   «Художественные   сокровища   России»,   редактируемый   А.   Бенуа,   а   затем   и «Старые   годы»   (1907­1916)   способствовали   началу   движения   по   охране   памятников. Первое десятилетие ХХ века ознаменовалось также и созданием организаций по охране культурного наследия, в частности, основанному в 1910 г. бароном Николаем Врангелем Обществу защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, имевшему филиалы и в других городах. Большинство же обществ и организаций охватывало только Петербург и пригороды, которые оставались в центре внимания вплоть до революции. В 1907 г. Комиссией изучения и описания Старого Петербурга был создан Музей Старого Петербурга,   в   котором   хранились   документы   и   элементы   декора,   спасенные   из разрушаемых зданий [2, 39]. Актуальность экскурсоведения обозначилась еще в XIX в., когда экскурсионное дело   стало   развиваться   в   системе   образования,   в   туризме,   в   музейно­выставочной деятельности. Во 2­й половине XIX – начале ХХ вв., когда в России произошел резкий скачок количества экскурсий, появились первые экскурсионные организации, началась научная разработка экскурсионной теории.  2 В   системе   образования   экскурсоведение   началось   с   естествознания,   т.к. первоначально под краеведением понимали изучение природных условий и «изыскание дополнительных   местных   ресурсов»   того   или   иного   края.   Деятельность   в   этом направлении   в   начале   1900­х   годов   имела   характер   частных   инициатив.   Среди   таких инициативных   увлечённых   людей   был   Д.Н.   Кайгородов.   Преподаватель   Лесного института   (современный   ЛТУ),   постоянный   автор   очерков   по   естествознанию   для различных изданий, неутомимый наблюдатель за сезонными изменениями (фенология) в данном районе, не только прививал интерес к родной природе, к своей малой родине (ему постоянно   присылали   свои   наблюдения   люди   из   самых   разных   уголков   России).   Он, развивая методику проведения экскурсий в «живую природу» А.Я. Герда (1841 – 1888), разработал   программу,  свою   методику  преподавания  естествознания  для  детей,   начал продвигать то, что теперь известно как «метод экскурсии», утверждая, что любовь к миру и знание о нём нельзя преподавать только с помощью книг. Дмитрий Никифорович сделал немало,   в   частности,   самостоятельно   водил   учителей   на   экскурсии,   чтобы продемонстрировать   свой   метод,   но,   к   сожалению,   его   точка   зрения   чиновниками министерства   воспринималась   как   утопическая.   Другим   подвижником   в   этом направлении стал лесовед В.Ф. Мольденгауер. В 1910 г. в Павловске ученый, увлечённый идеями естественнонаучного просвещения, на свои средства организовал «Практический институт   природоведения»,   представлявший   собой   вспомогательное   школьное учреждение.   В   просуществовавшем   три   года   институте   около   50   подростков   под руководством В.Ф. Мольденгауера изучали местную природу. Он продолжил свое дело в Царском Селе, создавая при этом Музей местной природы. Но в 1918 г. Мольденгауэр скончался, не успев завершить самое важное дело своей жизни. Музей в Александровском парке был расхищен, а воплощение проекта станций было приостановлено [3, 58]. Гуманитарное   направление   в   экскурсоведении   в   первую   очередь   связано   с именем   И.М.   Гревса. Иван   Михайлович   –   ученый,   историк­медиевист,   профессор историко­филологического   факультета   Санкт­Петербургского   государственного университета.   Он   и   его   последователи   –   представители   петербургской   школы   ­ рассматривали   культуру   как   специальную   среду   «где   живет   и   действует   человек,   и   В   этой   связи которая   является   плодом   вековой   работы   человечества». «...вырисовываются   две   обширные   области   экскурсирования...   мир   природы   и   мир человека, и сообразно с этим две основные ветви экскурсионного ствола – экскурсии по 3 естествознанию   и   экскурсии   гуманитарные.   Последние   можно   назвать   иначе   – экскурсиями   в   культуру...»   [4,   24].   Он   один   из   первых   предложил   применять экскурсионный метод в изучении гуманитарных дисциплин в высшей и средней школе. «Экскурсия,   —   уточняет   И.М.Гревс   в   1925   г.,   в   статье   «Природа   гуманитарных экскурсий в культуру», — это, прежде всего, нечто, более или менее, экстренное (ех), выходящее   из   ряда   школьной   повседневности,   расширяющее   постоянное   течение (основную   линию)   обычной   школьной   работы   (cursus).   Она   представляет   нечто заслуженное (подготовленное) и вследствие этого не может повторяться очень часто, во всяком   случае,   изо   дня   в   день».   И.М.   Гревс   не   был   только   теоретиком,   он   готовил программу путешествий, проводил специальные дополнительные лекции и семинары для собиравшихся в поездку, сам сопровождал студентов и проводил интересные экскурсии. Ученик   Гревса   историк­краевед   Николай   Павлович   Анциферов   (1889–1958) считается наиболее ярким представителем экскурсионной школы Санкт­Петербурга. Его волновали вопросы, как научиться понимать язык города, как вступить с ним в беседу? И отвечал   на   них   так.   «Ни   в   коем   случае   не   следует   превращать   город   в   музей достопримечательностей, которые показываются при экскурсиях как невежественными фантазерами­гидами,   так   и   специально   подготовленными   руководителями.   Экскурсия должна   быть   постепенным   покорением   города   познанию   экскурсантов.   Она   должна раскрыть душу города и душу, меняющуюся в историческом процессе, освободить ее из материальной оболочки города, в недрах которой она сокрыта, провести, таким образом, процесс   спиритуализации   города.   Тогда   явится   возможность   вызвать   беседу   с   душой города и, быть может, почувствовать некоторое подобие дружбы с ним, войти с ним в любовное общение…[5, 11] Нужно раскрыть свою душу для подлинного восприятия души города»[6, 14].  В   Лесном   коммерческом   училище,   позже   в   Петpогpадском Психоневpологическом институте при изучении естествознания применял экскурсионный метод  ученый,  биолог  Борис Евгеньевич  Райков (1880–1966). Под его  редакцией был издан в 1910 г. первый учебник по теории и методике экскурсионного дела под названием «Школьные экскурсии, их значение и организация». «...Под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с   передвижением   своего   места   в   пространстве   (моторный   принцип).   Вот   эти   два 4 принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода» [7,   84].   Первоначальный   практический   опыт   работы   Райков   получил   в   совместной деятельности (1905 – 1915) с Геннадием Николаевичем Бочем (1870 ­1942), коллегой и заведующим   Коммерческим   училищем.   Некоторое   время   там   же   работал   и   Д.Н. Кайгородов, живший по соседству. Петербургское восьмиклассное коммерческое училище в Лесном – уникальное учебное   заведение,   один   из   ведущих   центров   развития   естественнонаучных   и гуманитарных экскурсий в нашей стране. (Школа № 534 находится рядом с тем местом, где когда­то было училище, отсюда наш особый интерес к теме.) Лесной ­ исторический район,   часть   современного   Выборгского   района.   Он   располагался   на   землях   Лесного института,   и   это   определило   его   название.   Коммерческое   училище   было   создано совместными усилиями преподавателей двух институтов, Лесного и Политехнического, созданного   в   начале   1900   годов.   Учредителям   удалось   вывести   своё   детище   из­под бдительного   ока   Министерства   просвещения,   таким   образом,   у   коллектива преподавателей   были   развязаны   руки   для   свободы   творчества.   Сложился   уникальный педагогический состав, способный использовать и развивать многие новые технологии того времени, в том числе и экскурсионный метод. Экскурсии были обязательными для всех учеников, а отношение к ним ничем не должно было отличаться от отношения к классным занятиям [8]. Следуя плану, каждый выпуск учащихся в течение всего учебного курса проделывал 60 экскурсий, из них 56 однодневных и 4 многодневных. Из которых ­ 9 проводились в окрестностях Лесного, в непосредственной близости к зданию школы, 40 ­ в   пределах   С.­Петербурга,   11   происходили   вне   городской   черты   и   были   связаны   с передвижением   по   железной   дороге.   По   темам   преобладали   естественно­научные экскурсии   (половина   от   общего   числа),   13%   составляли   географические   и   28%   ­ гуманитарные, причем последние были включены в программу старших классов [9, 425]. Не удивительно, что именно в Коммерческом училище появился и первый краеведческий ученический кружок. Это произошло ровно 100 лет назад, в 1916 году. Казалось бы, что тут особенного? Но по значению, наследию и последствиям событие это выходит далеко за   рамки   данного   учебного   заведения.   Его   руководители   Марк   Константинович Азадовский,   Михаил   Яковлевич   Рудинский,   Владимир   Александрович   Трофимов   –   в дальнейшем оставили свой заметный след (соответственно) в этнографии и краеведении, в музейном   деле   и   археологии,   в   филологии   и   методологии.   Свой   вклад   внесли   в 5 краеведение   и   их   воспитанники,   например,   С.А.   Безбах,   написавший   краеведческое исследование   о   Лесном.   Совместными   усилиями   лесновцев   был   организован   Музей Северных окрестностей. По словам современного краеведа и публициста С.Е. Глезерова: «кружок изучения Лесного заложил начала краеведческого движения в Лесном, еще шире –   в   северных   окрестностях,   обозначил   высокую   планку,   цели   и   задачи   краеведения («родиноведения»),   которые   и   сегодня   не   потеряли   своей   актуальности   и   являются ориентиром   для   нынешних   краеведов   Лесного.   Его   деятельность   стала   важнейшим опытом всестороннего изучения одной отдельно взятой исторической местности. Методы и способы этой деятельности предвосхитили деятельность краеведов последующих лет» [10]. Таким образом, с конца 1890­х по 1910­е годы в Санкт­Петербурге произошло становление петербурговедения. Из трёх направлений (по Э.Д. Джонсон) наиболее далеко   Произошло   формирование   методических   и продвинулось   экскурсоведение. организационных основ экскурсионного дела, определились основные виды экскурсий (по возрастному составу – для школьников и для внешкольников; по дальности организуемых мероприятий – местные и дальние и т.п.), разрабатывалась их методика. Революционные события дали краеведческому движению мощный импульс. В 1918   году   при   Народном   комиссариате   просвещения   организуется   специальное   бюро школьных экскурсий. При участии наркома А.В. Луначарского создаются Экскурсионные станции в окрестностях Петербурга общим числом 18, позже количество снижается до восьми.   Самая   известная   из   всех   –   Детскосельская   станция,   где   на   протяжении нескольких лет работали и Г.Н. Боч, и Б.Е. Райков. Об одном из видов деятельности такой станции, расположенной в Лесном, узнаём из документа [11]: относящемуся к  Лесная экскурсионная станция. 2 Муринский пр., д. 26. Лесная экскурсионная станция. 2 Муринский пр., д. 26. Отделение обращается с просьбой ко всем учреждениям и лицам, помочь ему в его деле, Отделение обращается с просьбой ко всем учреждениям и лицам, помочь ему в как пожертвованиями различных материалов по прошлому района, так и своим участием в его деле, как пожертвованиями различных материалов по прошлому района, так и своим работе. Пожертвования принимаются, и все справки выдаются во временном помещении участием в работе. Пожертвования принимаются, и все справки выдаются во временном помещении Отделения (адрес см. выше) по вторникам от 5 – 8 часов вечера. Отделения (адрес см. выше) по вторникам от 5 – 8 часов вечера. Первое собрание назначается на вторник 17 июля сего города в помещении 168 Сов. труд. Школы (Лесной, Институтский пр., д.25). На собрании член Совета общества академик С.Ф.Платонов сделает сообщение на тему: «Личные воспоминания о Старом Лесном». Начало ровно в 7 часов 30 минут вечера. Вход свободный. 6 Первое собрание назначается на вторник 17 июля сего города в помещении 168 Сов. труд. Школы (Лесной, Институтский пр., д.25). На собрании член Совета общества академик С.Ф.Платонов сделает сообщение на тему: «Личные воспоминания о Старом  В 1922 году – возникает ЦБК (Центральное бюро краеведения) – общественная организация, координирующая краеведческую работу в стране. ЦБК создано по решению 1­й   Всероссийской   конференции   научных   обществ   по   изучению   местного   края   при Российской академии наук. Его возглавляли академик С.Ф. Ольденбург (1922—1927) и П.Г. Смидович (с 1927). В Петрограде (Ленинграде) создано отделение ЦБК [12]. Для увеличения   количества   грамотных   специалистов   организуются   курсы   для   учителей, создаётся Центральная Экскурсионная база, выпущен журнал «Экскурсионный вестник» (к сожалению, только один выпуск), читались лекции по истории города для простых горожан, был организован Петроградский экскурсионный институт (ПЭИ).  ПЭИ просуществовал недолго (с января 1922 до сентября 1924 года), но его история   очень   значима.   Основными   его   задачами   было:   «1)   дать   методическую проработку экскурсий различного типа для школьников, внешкольников, дошкольников; 2) дать экскурсионное описание Петроградского района с указанием главных пунктов и маршрутов для экскурсий с разработкой примерных планов и программ экскурсий; 3) подготовить путем семинарских занятий кадры руководителей экскурсиями и 4) прак­ тически  провести  показательные  экскурсии».  Здесь совместно работали  И.М. Гревс  и Н.П.   Анциферов,   Б.Е   Райков   и   А.И.   Зазерский.   Главная   проблема   была   – недофинансирование. Работая за половину зарплаты, сотрудники фактически сохраняли Институт   жизнеспособным,   не   давая   парализовать   его   работу.   Учебный   цикл   был рассчитан на 2 года и включал разделы педагогики, экскурсионной методики, теории искусств, эстетики, русского языка и литературы, методики истории, истории культуры, музееведения,   этнографии,   городоведения,   географии   и   прочего.   Например,   Н.П. Анциферов   вел   несколько   секций   и   семинарий,   посвященных   литературоведческому городоведению,   а   также   готовил   руководителей   экскурсий   по   городу   и   пригородам. Именно   тогда   появились   его   статьи:   «Типы   гуманитарных   экскурсий»,   «Павловск   в поэзии   Жуковского»,   «Петербург   Достоевского»   и   многие   другие.   Гуманитарным отделом института (во многом параллельно или совместно с московскими коллегами) еще в начале 1920­х годов была начата работа по выявлению экскурсионного потенциала и 7 разработке маршрутов будущего «Золотого кольца», к созданию которого приступили лишь в 1960­е годы, и не столь давно вошедшего в практику экскурсионных учреждений «Серебряного   кольца»   [13,   58­78].   К   сожалению,   вместе   со   своими   собратьями   из Москвы, где существовал подобный же институт, они и были расформированы в 1924 году, а точнее, в связи с потерей половины ставок, фактически уничтожены. И всё же, роль   «старой»   интеллигенции   в   экскурсионных   организациях   в   1920­х   гг.   была значительна,   а   её   влияние,   в   том   числе   и   благодаря   ПЭИ,   на   новое   поколение экскурсоводов обеспечило преемственность дореволюционного опыта в экскурсионной работе. В   этот   период   в   школах   преподавалось   родиноведение.   О   преподавании   в школах №168 (бывшее Коммерческое училище) и № 170 на 2 Муринском С.А. Безбаха говорят следующие документы ЦГАСПб [14, 15]. Из них видим, что к своим урокам он относился творчески: 21 июня 1921 года. 21 июня 1921 года. В Петроградский Отдел Народного Образования. В Петроградский Отдел Народного Образования. В   виду   необходимости   для   правильной   постановки   преподавания   в   Школе родиноведения,   для   более   практического   проведения   кружковых   занятий   по   этому В виду необходимости для правильной постановки преподавания в Школе родиноведения, для более практического проведения кружковых занятий по этому предмету в продлённом дне, Школьный совет ходатайствует об отпуске необходимых сумм для оборудования при Школе кабинета родиноведения, согласно представленной предмету в продлённом дне, Школьный совет ходатайствует об отпуске необходимых сумм для оборудования при Школе кабинета родиноведения, согласно представленной преподавателем   этого   предмета   смете,   поддерживаемой   зав.   сектором   Социального воспитания района. преподавателем этого предмета смете, поддерживаемой зав. сектором Социального воспитания района.  Председатель Школьного совета.  Председатель Школьного совета. 27 июня 1921 года. 27 июня 1921 года. В хозяйственный подотдел Выборгского района. В хозяйственный подотдел Выборгского района. Школьный   Совет   36­ой   советской   трудовой   Школы   просит   отпустить   для Школьный Совет 36­ой советской трудовой Школы просит отпустить для ручного труда ручного труда и краеведения 2 пуда глины для лепки.  и краеведения 2 пуда глины для лепки.  Председатель Школьного совета. 8 Конечно, проблем в краеведческой деятельности этого периода было много, судя по всему, немало было и неразберихи. По мнению Б.Е. Райкова, организационная структура экскурсионного дела первых лет 1920­х гг. характеризовалась сложностью и разветвленностью.   Функции   некоторых   органов,   а   также   механизм   взаимодействия организаций   трудно   четко   определить,   но   с   уверенностью   можно   сказать,   что   работа кипела.   Недаром   эти   годы   петроградского   периода   называют   золотым   временем краеведения, «расцветом экскурсионной теории» (Б. Райков). Но  «вслед  за  увлечением  пришло  разочарование,  экскурсионные  учреждения стали глохнуть и закрываться, а экскурсионный метод начал заметно выклиниваться из школьной   практики.   Пришлось   бороться   за   достижения   Sturm   und   Drank­периода   и выступать в защиту экскурсионных приобретений 1919— 1923 годов. В настоящее время как   будто   наступило   примирение   между   двумя   крайностями.   Никто   не   считает „экскурсионный метод“ панацеей от всех педагогических зол, и в то же время никто не отрицает необходимости широкого и планомерного развития школьных экскурсий, как одного   из   обязательных   средств   образования   и   воспитания...   Пора   односторонних крайностей в экскурсионном деле прошла. Мы теперь можем трезво подсчитывать итоги, спокойно и упорно работая над оформлением и улучшением достигнутого. Работы этой — непочатый край. Не будет увлечением сказать, что систематическая плановая работа в области экскурсионного дела в массовой школе теперь только начинается» [16, 5] – так в предисловии   к   четвёртому   изданию   своей   книги   оценивал   ситуацию,   сложившуюся   в краеведении Б.Е. Райков.  Эти строки были написаны в августе 1929 г., и их автор уже не мог откровенно написать,   что   Экскурсионный   институт   закрыт,   что   под   идеологическим   давлением изменилась  тематика  экскурсий,  а  сами  экскурсии  были  вынесены  за рамки  учебного процесса и стали частью внешкольной работы, что многие его товарищи либо были уже уволены (И.М. Гревс уволен из Университета в 1923 году, в 1930 – ненадолго арестован, Г.Н. Боч уволен после 24 лет работы), либо уже находились в «местах отдалённых», как Н.П. Анциферов. А самому Райкову оставалось быть на свободе меньше года: в ночь с 30 на 31 мая 1930 года он был арестован вместе с членами своей семьи по сфабрикованному обвинению в антисоветской деятельности и приговорён к 10 годам заключения в ИТЛ.  9 Конец   1920­х   ­   начало   1930­х   годов   ­   период   закрытия   государственных экскурсионных органов. (Различные подходы к периодизации подробно анализируются в диссертации   В.А.   Березиной   «Экскурсионная   работа   в   1920­х   гг.   (на   материалах Петрограда­Ленинграда»   [17]).   На   первое   место   теперь   выдвигается   «пролетарский туризм», идёт идеологическая «травля» экскурсионного метода, «экскурсионистов» или, как их называли в эту пору, «гробокопателей».  Уничтожение   научно­культурного   краеведения   в   год   «великого   перелома»   в колхозном строительстве (1929) и массовая гибель отечественного культурного наследия –   звенья   одной   цепи.   Такое   мнение   высказал   П.Н.   Савицкий   (1895–1968)   [18,   264]. Одновременно   многие   виды   краеведения   (археологического,   этнографического)   были объявлены ненужными в обстановке «социалистического строительства». Краеведческой деятельности в том виде, как она протекала в течение 1920­х годов, вменялось в вину «далеко   не   достаточное   внимание   работе   в   области   экономики   (промышленности, колхозов и т. д.). От краеведов требовалось, чтобы отныне они поставили во главу угла монографическое изучение фабрик, заводов и колхозов. Создано Всесоюзное общество пролетарского туризма и экскурсий (1930), его районные   советы   и   ячейки   на   предприятиях,   задача   которого   на   первом   этапе: «отмежеваться»   от   старых   форм   экскурсионной   работы.   Чем   не   устраивает экскурсионный метод? Аргументы (на мой взгляд, противоречащие друг другу): «турист приучается думать своей головой, а не брать готовое», «в экскурсиях есть некоторый перегиб в сторону  учёбы», а туризм, в первую очередь, – отдых. Туризм – является ― частью культурной революции. Нельзя отрицать, что «Общество пролетарского туризма и экскурсий»   проявило   большую   жизненность,   включив   в   себя   большое   количество туристических элементов страны. Число его членов перевалило через полмиллиона, в то время   как   даже   в   эпоху   наибольшей   многолюдности   краеведческих   организаций   (до начала потрясений 1929–1930 гг.), в них состояло максимально около 100 тысяч членов. Наконец. Именно это общество родило и такое увлечение масс, как альпинизм. Но стиль, род и вид работы этого Общества существенно отличается от краеведения. Это стиль поверхностного   обозрения   местности,   в   наиболее   ярких   случаях   –   род   авантюрного поиска,   вид   экспедиции   в   труднодоступные   местности.   Он   –   как   небо   от   земли   – отличается от того пристального и систематического изучения небольшой территории, 10 которое обязательно для краеведения. В последующие несколько десятилетий этот вид краеведения – краеведение ведомственное будет главенствовать [19, 271]. На примере Лесного эти события Всесоюзного масштаба выглядели так. Музей Северных   окрестностей   сначала   был   поглощён   Педагогическим   музеем,   затем Педагогический вошёл в Музей Выборгской стороны, а все экспонаты несоответствующие новому   направлению   необходимо   было   уничтожить.   Драматизм   этой   ситуации усиливается  тем,  что  заведующим,  которому  предстоит   выполнить   это  распоряжение, является   С.А.   Безбах.   Автору   подлинного   краеведческого   исследования   «Лесной», теперь надо описывать успехи социалистического строительства своего района [20].  Очередной этап в краеведении нашего города происходит в 1944 – 1949 годах. 27   января   1944   год   –   День   ленинградской   победы.   «…Экспонаты   для   выставки привозятся   прямо   с   поля   боя.   Привлекаются   все   оставшиеся   в   городе   живописцы, графики, декораторы…» 30 апреля 1944 состоялось открытие выставки «Героическая оборона   Ленинграда»   [21].   Это   был   акт   гражданского   самосознания,   понимания значимости совершенного подвига. И это был новый виток в истории краеведения. В 1946 году выставка получила статус музея республиканского значения и 27 января того же года состоялось торжественное открытие Музея обороны Ленинграда.  «Анфилады залов … заполнили замечательные экспонаты: прославленные самолеты Ленинградского фронта, подлинные дневники блокадников, трофеи, диорамы, военные карты, картины блокадных художников, скульптуры, макеты городских укреплений, блокадных квартир, хлебозаводов… Это был первый музей истории Великой Отечественной войны» (Из воспоминаний Даниила Гранина) [22]. «Тысяча девятьсот сорок девятый год. Ленинград. Во дворе Музея обороны … горят костры. Жгут бесценные, уникальные экспонаты, подлинные документы, реликвии. Жгут многочисленные фотографии. Среди них и детские. Дети блокады похожи на маленьких старичков — морщинистые личики, иссохшие тельца, глаза мучеников. В залах музея молотом разбивают скульптуры. Баграми сдирают живопись. Ломами рушат стены между залами. На грузовиках увозят в переплавку, а то и просто на свалку, именные орудия и другие музейные материалы. Жгут костры. Гибнет Музей обороны Ленинграда!..» (Из воспоминаний экскурсовода Музея обороны Ленинграда Н. Нониной) [23]. 11 По   решению   Ленгорисполкома   в   1953   году   закрытый   музей   окончательно ликвидировал   свои   фонды   [24].   К   счастью,   оставалась   публицистика,   оставались воспоминания, дневники, память, наконец… В   середине   XX   века   в   Советском   Союзе   главный   акцент   был   смещён   на историческое краеведение. Советское правительство в директивном порядке поставило задачу   —   выявлять   и   охранять   памятники   истории   и   культуры,   которые   могли   быть утрачены при строительных работах. Более интенсивное развитие экскурсионной теории началось в 70­х годах. Это   которые   создали объясняется   передачей   экскурсионного   дела   профсоюзам, специализированное подразделение – Главное экскурсионное управление, Центральную научно­исследовательскую лабораторию по туризму и экскурсиям и Центральные курсы по   обучению   туристско­экскурсионных   работников.   Развитию   экскурсионной   теории способствовали разработка и чтение курса лекций «Теория и практика экскурсионного дела» данных курсах и в Институте повышения квалификации работников туристско­ экскурсионных организаций. Параллельно преподаватели ИПК в течение пяти лет вели названный курс для студентов дневного и вечернего отделений факультета подготовки кадров туристско­экскурсионных организаций Высшей школы профсоюзного движения им. Н.М. Шверника. В  1980­е  гг. появились  учебные  пособия  по истории  экскурсионного дела  и туризма для экскурсоводов и организаторов экскурсий, где впервые после длительного перерыва   не   только   подробно   освещена   история   музейных   экскурсий,   но   и   отражена деятельность   экскурсионных   организаций,   указаны   методисты   экскурсионного   дела   и тематика   экскурсий   1920­х   гг.   Развитие   экскурсий   в   указанные   годы   предстаёт   на страницах   подобных   работ   как   заслуга   исключительно   советских   лидеров   и   главным образом Н.К. Крупской [25, 7]. Российская   национальная   библиотека   издала   указатель   статей   «Организация, методика   и   содержание   краеведческой   работы».   Но   настоящих   исследований   по­ прежнему   крайне   мало.   Для   уроков   географии   8   классов   была   издана   брошюра   по краеведению, её можно использовать как дополнительный материал.  12 Большой вклад в развитие теории краеведения внёс Д.С. Лихачёв. К его слову начинают прислушиваться с конца 1980­х, в годы перестройки. «Краеведение вносит в окружение   человека   высокую   степень   духовности,   без   которой   человек   не   может осмысленно   существовать».   «Существует   экология   биологическая,   т.е.   экология, необходимая   для   элементарной   жизни,   но   есть   и   экология   культуры,   без   которой невозможна для человека культурная, духовная жизнь — жизнь, воспитывающая в нем нравственность, уважение к окружающему, к прошлому, заботу о будущем» [26, 163]. В   мае   1990   г.,   в   Челябинске,   состоялась   учредительная   краеведческая   На   конференции   руководящего   и конференция   Союза   краеведов   России. координирующего   центра   краеведов   Российской   Федерации,   обусловили   генеральное направление   развития   историко­краеведческого   движения,   появление   оригинальных научно­исследовательских и учебно­образовательных программ в области региональной истории и исторического краеведения, создание новых учебно­образовательных центров и кафедр по региональной истории в вузах России. СКР возглавил Сигурд Оттович Шмидт, доктор   исторических   наук,   профессор   Историко­архивного   института   Российского государственного   гуманитарного   университета,   академик   Российской   академии образования. СКР координирует программы и проблематику всероссийских конференций по   историческому   краеведению   и   регионалистике,   крупные   межведом­ственные программы   историко­краеведческого   и   регионоведческого   характера.   Сложный   путь домой завершился… В этом году отмечалось  несколько юбилейных дат. 50 лет со дня основания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и его Ленинградского (Петербургского) отделения. 25 лет со дня возвращения городу его исторического имени. 25   лет   уникальной   общественной   организации   «Институт   Петербурга».   С   1989   года существует неформальное градозащитное движение, в последние годы – «Живой город». Для работы краеведов открыты архивы. Создаются новые и интересно работают старые краеведческие музеи. Огромную работу по систематизации и распространению знаний о городе проводит библиотека имени Маяковского. Регулярно проходят Анциферовские краеведческие   чтения.   Воспитательную   работу   по   краеведению   среди   школьников организуют Аничков дворец и районные дома творчества. Во многих школах действуют краеведческие   кружки   и   школьные   музеи.   В   Лесном   более10   лет   подряд   проходят 13 Лесновские чтения. В библиотеке № 1,названной в этом году именем Д.С. Лихачёва, 5 лет проходят встречи с читателями «У карты Лесного». В   городе   создана   система   краеведческого   образования   в   школах   Санкт­ Петербурга.   В   1997   году   РГПУ   им.   А.И.   Герцена,   Кафедрой   культурологии   АППО разработана   концепция   и   программа   (автор   Л.К.   Ермолаева).   Научные   работники кафедры культурологии используют в работе и пропагандируют среди учителей города идеи И.М. Гревса и Н.П. Анциферова. В 2005 году Комитетом образования СПб было заявлено,   что   уроки   краеведения   являются   обязательными   для   школ   города.   Но   в настоящее время в той или иной степени курс ведется модульно. По ФГОСам для5­6 классов предусмотрено изучение истории города во внеурочной деятельности. Основная масса школ ведет предмет только в 7­8 классе, хотя курс рассчитан на 3 года. В 9 классах школы отдают час краеведения на математику или ОБЖ... В школах района в 9 классах, таким образом, курс практически не преподается... (по данным методиста по ИиКСПб О.И. Бетковой) Новый виток? Используемые источники и литература:  1 ­ Джонсон Д.Э. Как Санкт­Петербург учился познавать себя: русская идея краеведения (Реферат). Наука в СССР. Современная зарубежная историография. М.,ИНИОН, 2014. 2­ там же 3 ­ Самокиш А.В. Школьные и инструкторские биологические станции в Петрограде­ Ленинграде.   Журнал:   Историко­биологические   исследования.   Санкт­Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. СПб, ООО «Нестор­История», 2014, том 6, № 1. 4   ­   Гревс   И.М.   Природа   экскурсионности   и   главные   типы   экскурсий   в культуру//Экскурсии   в   культуру.   Методический   сборник/   Под   редакцией   И.М. Гревса.М.,1925. 5 ­ Н. Анциферов. Душа Петербурга. Л., Ленинградский комитет литераторов. Агенство «ЛИРА», 1990. 6 ­ там же. 14 7 ­ Б.Е. Райков. Экскурсионный план средней школы / Школьные экскурсии, их значение и организация: Сб. науч.­лед. статей/ Под ред. Б.Е. Райкова. ­ Пг., 1921. 8 ­ Лукьянова О.Ю. Об исследовательской работе «Школы Лесного в 1910 – 1920 гг.», erono    .  ru выпуск № 4, июнь, 2009. 9 ­ Борис Райков. Автобиографические очерки. На жизненном пути. Книга первая. СПб, Коло/2011. 10 ­ С.Е. Глезеров Статья в Электронном журнале «Прогулки по Петербургу», № 98, часть 1. Школьное родиноведение начиналось в Лесном.  11 – ЦГА СПб, фонд 7403, опись 2, единиц хранения 48, документ № 22 12 ­ ru.wikipedia.org> Центральное бюро краеведения (ЦБК). Дата обращения 24.10.2016. 13 ­ А.Г. Смирнова. Из  истории отечественной экскурсионной школы: Петроградский (Ленинградский)   экскурсионный   институт   (1921–1924   гг.).   Вестник   Российского государственного гуманитарного университета 2012 №06 (86) Серия Исторические науки. Региональная история. Краеведение. М.: Издательский центр РГГУ, 2012. 14 ­ ЦГА  СПб, фонд 7405, опись 1, единиц хранения 599: Общая переписка 170 трудовой школы. 15 – ЦГА  СПб, фонд 7405, опись 1, единиц хранения 599: Общая переписка 170 трудовой школы. 16   –   Проф.   Б.Е.   Райков.   Методика   и   техника   экскурсий.   Четвёртое   издание переработанное и дополненное. Государственное издательство. М.­Л., 1930. 17   –   Березина   В.А.   Экскурсионная   работа   в   1920­х   гг.   (на   материалах   Петрограда   ­ Ленинграда).   Санкт­Петербургский   институт   истории   Российской   академии   наук.   На правах   рукописи.   Диссертация   на   соискание   учёной   степени   кандидата   исторических наук. СПб, 2015. spbiiran.nw.ru>Диссертация_Березина­В.А.­1.pdf 18   ­   А.В.   Мельников.   Малоизвестная   статья   П.Н.   Савицкого   «Русское   научное краеведение» начала 1930­х годов. Вестник Российского государственного гуманитарного университета.   2012,   №06   (86).   Серия   Исторические   науки.   Региональная   история. Краеведение. М.: Издательский центр РГГУ, 2012. 15 19 – там же. 20 ­ ЦГА СПб, фонд 7403, опись 3, дело 1, единиц хранения 65, Музей Выборгского района. 21   ­  ru.wikipedia.org>wiki/Государственный   мемориальный   музей   обороны   и   блокады Ленинграда. 22 – там же. 23 – там же. 24 – ЦГАЛИ СПб, фонд 277, дело 1561, листы 1­2. 25 ­ Березина В.А., см. выше. 26   –   Д.С.   Лихачёв.   Русская   культура.   Краеведение   как   наука   и   деятельность.   СПб, «Искусство­СПб», 2007. 16

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.

Сложный путь домой: из истории краеведения в Петербурге.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017