Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
10.04.2018
Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси
Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси может быть рекомендована преподавателям средних профессиональных учебных заведений, где студенты помимо общеобразовательной подготовки, получают знания и обретают умения по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные виды заданий также могут быть уместны при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных предметов «История России». Цель: рассмотреть историю вопроса христианизации Киевской Руси. Задачи: 1.Образовательная: рассмотреть предпосылки и причины христианизации Киевской Руси. 2. Развивающая: продолжить формировать умение работать с учебными видеофильмами, составлять в процессе просмотра опорный конспект, отвечать на вопросы преподавателя, выражать собственную точку зрения на значение крещения Руси. 3.Воспитательная: формировать толерантное и веротерпимое отношение к представителям разных конфессионных течений.
4.3. Крещение Руси.docx
1 Департамент образования и науки Тюменской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тобольский многопрофильный техникум» Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 4.3. Крещение Киевской Руси ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Автор­разработчик: Княжева   Вера   Витальевна,   преподаватель   общественных   дисциплин высшей   квалификационной   категории   ГАПОУ   СПО   Тюменской   области «Тобольский многопрофильный техникум». 2 Тобольск  2017 Содержание Пояснительная записка ………………………………………………….. I. План урока……………………………………………………................. II.   Структура   урока   и   продолжительность   этапов урока……………. III. Ход урока………………………………………………………………... Литература и Интернет­ресурсы...……………………………………… Приложение 1­3….………………………………………………………… 3 4 5 6 10 11 3 Автор (ФИО, должность) Название ресурса Вид ресурса Предмет, УМК Цель и задачи ресурса Пояснительная записка Вера       Витальевна, преподаватель Княжева общеобразовательной подготовки Методическая   разработка   урока   по   теме:   4.3.   Крещение Руси Документ, презентация История Цель: рассмотреть   историю   вопроса   христианизации   Киевской Руси. Задачи: 1.Образовательная:   рассмотреть   предпосылки   и   причины христианизации Киевской Руси. 2.   Развивающая:   продолжить   формировать   умение работать   с   учебными   видеофильмами,   составлять   в процессе   просмотра   опорный   конспект,   отвечать   на вопросы   преподавателя,   выражать   собственную   точку зрения на значение крещения Руси. 3.Воспитательная: толерантное   и веротерпимое   отношение   к   представителям   разных конфессионных течений. 15­18 лет, студенты техникума   формировать   1. 2. 3. 4. 5. 6. 9. 10.  Возраст учащихся, для которых  предназначен ресурс Программа, в которой создан ресурс Microsoft Word 2010 7. 8. Методические рекомендации  по использованию ресурса Методическая   разработка   урока   по   теме:   4.3.   Крещение Руси может быть рекомендована преподавателям средних профессиональных   учебных   заведений,   где   студенты помимо общеобразовательной подготовки, получают знания и   обретают   умения   по   выбранной   профессии (специальности).   Не   исключено,   что   отдельные   виды заданий также могут быть уместны при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных предметов «История России». Литература 1.  Артемов  В.В.   История   для   профессий  и  специальностей   технического,   естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. Интернет­ресурсы Владимира 2.Выбор http://uslide.ru/images/24/30774/960/img2.jpg (дата обращения: 28.09.2017). 3.Выбор [Электронный http://images.myshared.ru/9/893141/slide_12.jpg (дата обращения: 28.09.2017). [Электронный Владимиром. Святого. князем веры                 ресурс].   ресурс].  URL:  URL: 4   крещения     «Значение   Руси».   [Электронный 4.Схема https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0076/0006f1cd­d86cdddb/img28.jpg (дата обращения: 28.09.2017). 5.Схема   «Принятие   христианства   на   Руси». http://www.sliderpoint.org/images/referats/378b/(19).PNG (дата обращения: 28.09.2017). 6.Схема   «Этапы   христианизации   Руси».   [Электронный   ресурс].  URL:   hist.ru/_mod_files/ce_images/vozniknovenie­goudarstva/etapi­rasprostranenia­hristianstva­na­rusi.jpg (дата обращения: 28.09.2017). 7.   Урок   по   истории   на   тему   «Принятие   христианства   на   Руси».   [Электронный   ресурс].  URL: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/urokpoistoriinatiemupriniatiiekhristianstvanarusi   (дата   обращения: 28.09.2017). [Электронный   ресурс].   http://student­   ресурс].  URL:  URL: Тема раздела Тема урока Цели Задачи  1. Образовательная 2. Развивающая 3. Воспитательная Хронометраж урока Тип урока Вид урока Педагогические  технологии Метод обучения Приемы обучения Форма организации  познавательной  деятельности Средства обучения  Литература Метод контроля Межпредметные  План урока теоретического обучения 4. История России с древнейших времен до конца XVII века 4.2. Рождение Киевской Руси рассмотреть историю вопроса христианизации Киевской Руси. Рассмотреть предпосылки и причины христианизации Киевской Руси. Продолжить   формировать   умение   работать   с   учебными   видеофильмами, составлять   в   процессе   просмотра   опорный   конспект,   отвечать   на   вопросы преподавателя,   выражать  собственную   точку   зрения   на   значение   крещения Руси. Формировать   толерантное   и   веротерпимое   отношение   к   представителям разных конфессионных течений. 45 минут урок усвоения нового материала комбинированный (лекция/беседа/практикум) технология критического мышления, информационная технология, технология проблемного обучения, технология схемно­знаковых моделей устный, письменный, частично­поисковый, сравнительный Ответы   на   вопросы,   беседа,   рассказ,   проведение   сравнения,   анализ, составление кластера фронтально­групповая, индивидуальная, парная 1. Компьютер. 2. Проектор. 3. Экран. 4. Презентация. 5. Схема «Значение крещения Руси». 6.Схема «Принятие христианства на Руси». 7.Схема «Этапы христианизации Руси». Артемов   В.В.   История   для   профессий   и   специальностей   технического, естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. устный, письменный обществознание, культурология связи Основные понятия,  термины Место проведения Формируемые знания Формируемые умения Общие компетенции 5 Христианство, православие, католицизм, ислам, иудаизм, язычество, крещение учебная аудитория 1. основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; 2. периодизацию всемирной и отечественной истории; 3. современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; 4. особенности   исторического.   пути   России,   ее   роль   в   мировом сообществе; 5. основные исторические термины и даты. 1. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых   системах   (текст,   карта,   таблица,   схема,   аудиовизуальный ряд); 2. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; 3. устанавливать   причинно­следственные   связи   между   явлениями, пространственные   и   временные   рамки   изучаемых   исторических процессов и явлений; 4. представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые  методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,  необходимой  для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,  профессионального   и личностного развития. ОК   5.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии  в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и  личностного развития, заниматься  самообразованием, осознанно  планировать  повышение квалификации. ОК   9.   Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Структура урока Организацио нный момент Актуализация опорных знаний Формирование ориентировочны х основ знаний Первичное закрепление нового материала 1 1 мин. 2 5 мин. 3 27 мин. 4 5 мин. Домашнее задание и инструкции  по его выполнению 5 3 мин. Подведение Рефлексия итогов  урока 6 1 мин. 7 3 мин. 6 Ход урока  I. Организационный момент 1. Приветствие студентов. 2. Представление педагога. 3. Проверка готовности студентов к уроку. 4. Организация внимания. II. Актуализация опорных знаний Письменный опрос: Напишите, какие события произошли в указанные годы. 1 вариант 862 год 879 год 882 год Заполните таблицу. 2 вариант Племенные союзы Города Приложение 1 Поляне  Северяне Кривичи Родимичи Ильменские словене Объясните значение слов. Князь Дружина Варяги Полюдье Воевода 7 3 вариант 4 вариант Установите соответствие между именами князей и годами их правления. Имена Годы правления А) Олег Б) Святослав В) Ольга Г) Рюрик Д) Игорь 1) 879 (882) – 912 гг. 2) 945 – 957 гг. 3) 957 – 972 гг. 4) 912 – 945 гг. 5) 862 – 879 гг. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д 5 вариант Ответьте на вопросы. 1. С какой целью совершал военные походы князь  Олег? 2. При каких обстоятельствах погиб князь Игорь? 3. Какой важной чертой отличалось мировоззрение  княгини Ольги? 4. Каковы были главные результаты походов князя  Святослава на Волгу? I. Формирование ориентировочных основ знаний 1. Предпосылки принятия христианства. 2. Этапы распространения христианства на Руси. 3. Значение принятия христианства на Руси. 1. Предпосылки принятия христианства. Преподаватель: 8 В  IX  ­  X  вв. в привычной жизни восточных славян происходят кардинальные изменения. В 988 г. при княжестве   Владимира   в   качестве   основной   религии   государства   Киевская   Русь   было   принято христианство. Как писали летописцы, христианство было распространено на древнерусской земле и раньше. Исследователи данной темы считают, что рассказы о крещениях отдельных групп этноса Руси (например, во время правления Ольги, а также во времена Дира и Аскольда, Кирилла и Мефодия и др.) показывают, постепенное вхождение христианства в жизнь общества. Вопросы: 1.   Как   вы   думаете,   почему   князем   Владимиром   в   качестве   основной   религии   было   выбрано христианство, а не другая какая­либо религия? 2. Какие социально­политические и духовные процессы происходили на Руси в то время, что подвигло самого князя на столь радикальные реформы? Преподаватель: Как утверждает   православная   версия   христианства,   перед крещением   Руси   проводилась   процедура   «выбора среди   вер».   Владимир   отправил   послов   к   хазарам, проповедующим иудаизм, в Византию (христианство), а также в Западную Европу (католицизм) и мусульманам (ислам)   для   определения   наиболее   лучшей   веры. Выполнив   его   задание,   было   решено   принять христианство   из­за   душевного   подъёма   его   ощутивших послов  и  красоты  храмов,  которые   они   наблюдали  в Византии. Но   не   только   этим   было   продиктовано   решение киевского князя. Решающими факторами обращения к христианству   были   политические,   культурные   и экономические связи Руси с Византией. Кроме того, общая религия открывала новые возможности в расширении земель и укрепления государственной власти, так как именно она открывала дорогу для брака Анны (сестра византийского императора) и Владимира. Таким  образом,  принятие  христианства   явилось одним  из главных факторов дальнейшего  развития славянского народа. Вопрос: Вспомните, что такое язычество? Приложение 2 Практикум «Выбор веры князем Владимиром» Задание:  проанализируйте таблицу и выделите преимущества христианской веры, выбранной князем Владимиром. Организация работы: индивидуальная, фронтальная Хронометраж: 5 минут Причины  Язычество Восточное Западное Ислам Иудаизм Политические  Экономические  христианство Цезарь  папизм Хорошие связи с  Византией христианство Папизм  Связи с Западной  Европой слабые Социально­ культурные Тесные  культурные связи  с Византией С Западными  странами связи  слабее Личностно­ психологически е Личные, семейные связи Связи  развивались  после принятия  христианства Теократия  С Восточными  странами связи слабые Неприятие  ряда традиций  и ограничений  ислама Данные связи  были слабее Евреи без  государства Слабое  влияние Еще больше  запретов и  ограничений Много богов –  много князей Каждый сам по  себе Слабость  внешних связей Подобные  отношения  исключались Связи между  племенами  слабые Ответ: Христианская религия была распространена на соседней к древнерусскому государству территории, власть князя была выше духовной власти, культурные традиции Византии. Преподаватель: 9 Владимир мог бы, крестится и в собственной столице, но князь хотел блеска и величия при сем важном событии. Гордость не позволяла также Владимиру унизиться и просить крещения. Тогда Владимир захватил   центр   владений   Византии   в   Крыму   –   Херсонес   (Корсунь),   получив   удобную   базу   для последующих   нападений   на   империю   с   моря.   Князь   возгордился   своим   величием   и   через   послов передал Византийским императорам, что он желает быть мужем сестры их, юной царевны Анны или в случае отказа возьмет Константинополь. Они ответили, что от него зависит, быть ли их зятем: что, приняв веру христианскую, он получит и руку царевны, и царство небесное. Владимир уже готовый к тому,   с   радостью,   изъявил   желание   креститься.   В   летописи   сказано,   что   Великий   князь   тогда разболелся глазами и не мог ничего видеть; что Анна убедила его немедленно креститься, и что он прозрел в ту самую минуту, когда святитель возложил на него руку. Бояре, удивленные чудом, вместе с князем   приняли   истинную   веру.   Произошло   это   событие   в   988   году.   Этот   год   и   считается   годом крещения Руси. Запись в конспект: 2. Этапы распространения христианства на Руси. Запись в конспект: 3. Значение принятия христианства на Руси. Практикум «Значение принятия христианства на Руси» Задание: Используя материал учебника (Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного,   социально­экономического   профилей:   Учебник   для   нач.   и   сред.   проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013), составьте кластер «Значение принятия христианства на Руси». Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Ответ: 10 IV. Закрепление изученного материала. Задание: исправьте ошибки в тексте. Первой на Руси в 955 году крестилась княгиня Ольга. В 980 году князь Владимир предпринял первую религиозную реформу. Владимир крестился в городе Киеве. Крещением Руси считается 981 год. При Владимире построены Софийский собор, Золотые ворота, основана первая библиотека. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Ответ: Крещение княгини Ольги состоялось в 957 году, крещением Руси считается 988 год, при Владимире не строили Софийский собор, золотые ворота, открыть библиотеку тоже не успели, она была открыта позже при Софийском соборе. Приложение 3 V. Домашнее задание: ­ Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально­ экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013 ­ п. 19 – с. 126 – 129; п. 20 – с. 130 – 133; ­ вопросы и задания – с . 129­130; 133; ­ работа с историческим документом – с. 133 – 134; ­ сообщение (на выбор): «Крещение Руси и его политические последствия». Профилизация: Сообщение «Отношение христианской религии к животным». VI. Подведение итогов урока ­ оценка работы группы; ­ оценка работы отдельных студентов; ­ аргументация выставленных оценок. VII. Рефлексия Продолжите теги: o o o o o сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… o o меня удивило… o мне захотелось… и т.д. 11 Литература 1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально­ экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. Интернет­ресурсы             Выбор веры   князем     крещения   Руси».   Схема «Значение Владимиром. [Электронный   Схема   «Принятие   2.   Выбор   Владимира   Святого.   [Электронный   ресурс].  URL:     http://uslide.ru/images/24/30774/960/img2.jpg (дата обращения: 28.09.2017). 3. http://images.myshared.ru/9/893141/slide_12.jpg (дата обращения: 28.09.2017). 4. ресурс]. https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0076/0006f1cd­d86cdddb/img28.jpg (дата обращения: 28.09.2017). 5. [Электронный   ресурс]. http://www.sliderpoint.org/images/referats/378b/(19).PNG (дата обращения: 28.09.2017). 6. hist.ru/_mod_files/ce_images/vozniknovenie­goudarstva/etapi­rasprostranenia­hristianstva­na­rusi.jpg обращения: 28.09.2017). 7.   Урок   по   истории   на   тему   «Принятие   христианства   на   Руси».   [Электронный   ресурс]. https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/urokpoistoriinatiemupriniatiiekhristianstvanarusi 28.09.2017).   Схема   «Этапы   христианизации   Руси». христианства   на   Руси».   http://student­ (дата     [Электронный   ресурс].  URL: обращения: [Электронный   (дата   ресурс].  URL:        URL:  URL:  URL: Приложение 1 Письменный опрос: 12 1 вариант Напишите, какие события произошли в указанные годы. 862 год 879 год 882 год Заполните таблицу. 2 вариант Племенные союзы Города Поляне  Северяне Кривичи Родимичи Ильменские словене Объясните значение слов. Князь Дружина Варяги Полюдье Воевода 3 вариант 4 вариант Установите соответствие между именами князей и годами их правления. Имена Годы правления А) Олег Б) Святослав В) Ольга Г) Рюрик Д) Игорь 1) 879 (882) – 912 гг. 2) 945 – 957 гг. 3) 957 – 972 гг. 4) 912 – 945 гг. 5) 862 – 879 гг. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д 5вариант Ответьте на вопросы. 1. С какой целью совершал военные походы князь  Олег? 2. При каких обстоятельствах погиб князь Игорь? 3. Какой важной чертой отличалось мировоззрение  княгини Ольги? 4. Каковы были главные результаты походов князя  Святослава на Волгу? 13 Практикум «Выбор веры князем Владимиром» Задание:  проанализируйте таблицу и выделите преимущества христианской веры, выбранной князем Владимиром. Организация работы: индивидуальная, фронтальная Хронометраж: 5 минут Причины  Язычество Восточное Западное Иудаизм Ислам Приложение 2 Политические  Экономические  Социально­ культурные христианство Цезарь  папизм Хорошие связи  с Византией Тесные  культурные  связи с  Византией Личностно­ психологически е Личные,  семейные связи христианство Папизм  Теократия  Связи с  Западной  Европой слабые С Западными  странами связи  слабее Связи  развивались  после принятия  христианства С  Восточными  странами  связи слабые Неприятие  ряда  традиций и  ограничений  ислама Данные  связи были  слабее Евреи без  государства Слабое  влияние Много богов  – много  князей Каждый сам  по себе Еще больше  запретов и  ограничений Слабость  внешних  связей Подобные  отношения  исключалис ь Связи между  племенами  слабые Практикум «Выбор веры князем Владимиром» Задание:  проанализируйте таблицу и выделите преимущества христианской веры, выбранной князем Владимиром. Организация работы: индивидуальная, фронтальная Хронометраж: 5 минут Причины  Язычество Восточное Западное Иудаизм Ислам Приложение 2 Политические  Экономические  Социально­ культурные христианство Цезарь  папизм Хорошие связи  с Византией Тесные  культурные  связи с  Византией христианство Папизм  Теократия  Связи с  Западной  Европой слабые С Западными  странами связи  слабее С  Восточными  странами  связи слабые Неприятие  ряда  традиций и  ограничений  Евреи без  государства Слабое  влияние Много богов  – много  князей Каждый сам  по себе Еще больше  запретов и  ограничений Слабость  внешних  связей 14 Личностно­ психологически е Личные,  семейные связи Связи  развивались  после принятия  христианства ислама Данные  связи были  слабее Подобные  отношения  исключалис ь Связи между  племенами  слабые Задание: исправьте ошибки в тексте. Первой на Руси в 955 году крестилась княгиня Ольга. В 980 году князь Владимир предпринял первую религиозную реформу. Владимир крестился в городе Киеве. Крещением Руси считается 981 год. При Владимире построены Софийский собор, Золотые ворота, основана первая библиотека. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Приложение 3 Задание: исправьте ошибки в тексте. Первой на Руси в 955 году крестилась княгиня Ольга. В 980 году князь Владимир предпринял первую религиозную реформу. Владимир крестился в городе Киеве. Крещением Руси считается 981 год. При Владимире построены Софийский собор, Золотые ворота, основана первая библиотека. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Приложение 3 Задание: исправьте ошибки в тексте. Первой на Руси в 955 году крестилась княгиня Ольга. В 980 году князь Владимир предпринял первую религиозную реформу. Владимир крестился в городе Киеве. Крещением Руси считается 981 год. При Владимире построены Софийский собор, Золотые ворота, основана первая библиотека. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Приложение 3 Задание: исправьте ошибки в тексте. Первой на Руси в 955 году крестилась княгиня Ольга. В 980 году князь Владимир предпринял первую религиозную реформу. Владимир крестился в городе Киеве. Крещением Руси считается 981 год. При Владимире построены Софийский собор, Золотые ворота, основана первая библиотека. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Приложение 3 Задание: исправьте ошибки в тексте. Приложение 3 15 Первой на Руси в 955 году крестилась княгиня Ольга. В 980 году князь Владимир предпринял первую религиозную реформу. Владимир крестился в городе Киеве. Крещением Руси считается 981 год. При Владимире построены Софийский собор, Золотые ворота, основана первая библиотека. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Задание: исправьте ошибки в тексте. Первой на Руси в 955 году крестилась княгиня Ольга. В 980 году князь Владимир предпринял первую религиозную реформу. Владимир крестился в городе Киеве. Крещением Руси считается 981 год. При Владимире построены Софийский собор, Золотые ворота, основана первая библиотека. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Приложение 3

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси

Методическая разработка урока по теме: 4.3. Крещение Руси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018