Смачивание, капилярные явления_10 класс

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Смачивание, капилярные явления_10 класс.docx

Краткосрочный план № 30

Раздел долгосрочного плана:

Жидкие и твердые тела

Школа:

ФИО учителя:

Класс:

Дата

Количество присутствующих:

Отсутствующих:

10

 

 

 

Тема урока

Исследование на тему «Поверхностное натяжение жидкости. Смачивание, капиллярные явления»

Цели обучения

10.2.4.2 – объяснять природу поверхностного натяжения и роль капиллярного явления в повседневной жизни;

Цели урока

Учащиесясмогут:

- знать и объяснять природу поверхностного  натяжения жидкости;

- знать и объяснить капиллярный эффект;

-     называть свойства поверхностного слоя жидкости;

-  различать смачивающую и не смачивающую жидкость

-  привести примеры из повседневной жизни;

- проводятисследование по данной теме

Критерии оценивания

Учащиеся:

- знаюти объясняют природу поверхностного  натяжения жидкости;

- знают и объясняют капиллярный эффект;

-  различают смачивающую и не смачивающую жидкость

-  приводят примеры из повседневной жизни;

- знают и применяют формулу для решении задач;

-     называют свойства поверхностного слоя жидкости;

-        проводят эксперименты по определению поверхностного натяжения.

 

Языковые цели

 

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Поверхностный слой жидкости, капилляры, смачивание, энергия, сила поверхностного натяжения, коэффициент поверхностного натяжения.

Полезные выражения для диалогов и письма:

 

Поверхностное натяжение возникает из-за направления ...

Чем меньше размеры системы, тем больше ......

Вода пытается сформировать форму с наименьшим ............

Смачивание - это способность жидкости поддерживать контакт с ......... в результате межмолекулярных взаимодействий, когда .......

Поверхностное натяжение обычно выражается в ...... (единица СИ).

Межпредметные связи

Математика, химия, биология

Навыки использования ИКТ

ПрезентацияPowerPoint

Ноутбуки

Предварительные знания

Учащиеся должны вспомнить строение вещества в 7 классах, взаимодействие и силы притяжения молекул в 8 классах.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

2 минуты

 

 

Вызов. (W)(F)  

1. Приведите примеры на смачивания и несмачивания

2. Должны ли смазочные жидкости смачивать трущиеся детали?

3. Как связана высота подъема жидкости в стеклянном капилляре с диаметром капилляра.

4. Зависит высота капиллярного подъема жидкости от температуры? Если зависит, то каким образом?

 

Формулирование темы и цели урока

 

 

Середина урока

10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 мин

 

Актуализация темы

(G)Предложите учащимся  работоть в парах с опорными конспектами. Они могут обсудить в парах и делать некоторые заметки в тетрадь

Опорные конспекты 10 кл Куперштейн Ю.С

 

(G)(E)sПредложите учащимся в малых группах или в

парахпроделать простые экспериментына тему «Поверхностное натяжение жидкости. Смачивание, капилярные явления».

 

 

 

1-группа: Определение  площади поверхности  и длины окружности мыльной пленки.

Ход эксперимента:  Возьмите  проволочные рамки и отпускаем в мыльный раствор. Аккуратно поднимая проволочную рамку,  наблюдаем за натяжением жидкости.

 

2-группа: Уменьшение силы  поверхностного  натяжения.

Оборудование и реактивы: молоко, краска гуашь, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Окрашиваем молоко в разные цвета, затем в молоко опускаем ватную палочку, намоченную средством для мытья посуды.

-Что происходит? Объясните наблюдаемое явление. 

 

3-группа: Капли воды на  муке.

Оборудование и реактивы: чашка с мукой, пипетка,  вода.

Нанесите капли воды пипеткой на муку.

-Что вы наблюдаете?

 

4-группа: Скрепки на стакане

 Оборудование: Стакан , колба с водой и скрепки. Наполнить стакан водой до краев Положите скрепки постепенно. Почему вода не выливается?

 

5-группа: Песок в трубке

Оборудование: 3 пластиковых стаканов, трубка а разного  диаметра с открытыми концами 3 шт, песок, вода, шприц. Поместите трубки в пластиковые стаканы  до дна трубки и положите песок в равных количествах. Залейте воду в  трубки со шприцом в равных количествах..

-Что вы наблюдали?

 

 

(W) Попросите учащихся  сделать вывод и обьяснять исследование другим группам.  Каждой группе  дается   4 минуты. Они могут использовать доску, написать формулы, нарисовать графики всему классу.

 

(G)(E) Дифференциация.Наиболее сильным учащимся предложите выводить формулы.

Учитель может дополнить информацию и поощрать учеников.

 

(W)Обьяснение учителя. Используя презентациюPowerPoint объясняет новый материал.

 

(I)(f)Решение задач. После выполнении задач ученики могут проверять друг-друга. Ответы прилагаютя.

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

PowerPoint

 

 

Приложение 1

Конец урока

3 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

Рефлексия

 

(W) Учитель задает несколько  вопросов ученикам

  • Какое явление называется поверхностным натяжением?
  • Где можно наблюдать явление поверхностное натяжение?
  • Что такое капиллярные явления?
  • Смачивает ли вода перья уток?
  • Для удаления жирных пятен ткань проглаживают горячим утюгом, подложив под неё лист бумаги. Почему жир при этом впитывается в бумагу, а не расходится по ткани?

(I)Домашнее задание

1. Оцените, каким должно быть ускорение свободного падения, чтобы человек мог ходить по воде в не смачиваемой водой обуви?

 

-Что на уроке было новым?

- Что было главным?

-Что было интересным?

-Что вызвало затруднения?

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стикеры

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

 

 

 

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

 

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

 

.

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?