Смарт доска как средство формирования математических представлений у детей шестого года жизни с задержкой психического развития
Оценка 4.8

Смарт доска как средство формирования математических представлений у детей шестого года жизни с задержкой психического развития

Оценка 4.8
doc
27.07.2023
Смарт доска как средство формирования математических представлений у детей шестого года жизни с задержкой психического развития
КР Суюшева .doc

Министерство науки и образования Российской Федерации

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Пермский профессионально-педагогический колледж»

 

Кафедра Дошкольной и специальной дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

 

Курсовая работа

 

SMART ДОСКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

                                                                   Суюшевой Юлии Витальевны

                                                                   Специальность 44.02.04

                                                                   Специальное дошкольное образование

                                                                   Курс II, группа 21 СДО

                                                                   Форма обучение: очная

                                                                   Руководитель:

                                                                   Попцова Римма Викторовна

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2023

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования математических представлений у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.……………………………………………………….

1.1         Особенности формирования математических представлений у детей шестого года жизни с задержкой психического развития……………………………………………………………

1.2         Психолого-педагогическая характеристика детей шестого года жизни с задержкой психического развития……………….

1.3         Значение и возможности использования smart доски в формировании математических представлений у детей шестого года жизни с задержкой психического развития…….

Заключение……………………………………………………………………

Библиографический список ………………………………………………….

3

 

 

7

 

 

7

 

14

 

 

18

27

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

             Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе.

Успешность обучения в школе во многом определяется запасом математических представлений, приобретенных детьми в дошкольный период. Вместе с тем самоовладение математикой невозможно без определенного развития мыслительных операций.

Тема данной курсовой работы, на сегодня, является достаточно актуальной, поскольку развитие математических представлений является важной частью интеллектуального и личностного развития детей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее – ФГОС), дошкольное образование является первой ступенью образования. Детские сады играют важную роль в подготовке детей к школе. От качества и своевременности подготовки ребенка к школе во многом зависит успешность его дальнейшей учебы. Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее- ФГОС ДО) определяют содержание образовательного процесса по формированию математических представлений, который осуществляется через интеграцию образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников [1].

Вопросами формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие отечественные и зарубежные исследователи такие как: Л.А. Абрамян, А.Д. Алферов, Н.А. Арапова-Пискарёва, В.П. Арсеньева и другие.

Изучению детей с ЗПР дошкольного возраста посвятили свои труды многие исследователи. Так, исследования ведущих ученых Л.Б. Баряевой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, Н.Е. Поротиковой, Г.И. Дерябиной показали, что у воспитанников с задержкой психического развития имеются стойкие отклонения, которые влияют развитие познавательных способностей детей в целом и на формирование элементарно-математических представлений в частности.

Современные технологии проникают во все сферы нашей жизни, и образование не является исключением. Одним из новых средств обучения является smart доска, которая уже нашла свое применение в школах и детских садах. Smart доска – это интерактивный образовательный инструмент, который позволяет создавать интересные и эффективные уроки, которые способствуют развитию математических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования математических представлений детей шестого года жизни с ЗПР и недостаточным использованием возможностей smart доски в решении данной проблемы.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: поиск возможностей использования smart доски как средства формирования математических представлений у детей шестого года жизни с ЗПР. 

Данная проблема позволила определить тему исследования «Smart доска как средство формирования математических представлений у детей шестого года жизни с задержкой психического развития».

Актуальность исследования определяется тем, что формирование математических представлений в процессе использования smart доски при систематической работе и правильной педагогической организации деятельности с воспитанниками может оказывать положительное влияние на математическое развитие детей шестого года жизни с ЗПР.

Большинство детей с задержкой психического развития не проявляют активного интереса к решению математических задач. При этом, испытывая затруднения, фактически не обращаются за помощью к взрослому, однако в ходе непосредственно образовательной деятельности охотно ее принимают.

Это говорит о том, что процесс обучения детей с задержкой психического развития в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности. Прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе. Вместе с тем, необходимо учитывать, что вся работа по обогащению  математических представлений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития должна иметь коррекционно-развивающую направленность.

Объект исследования – формирование математических представлений.

Предмет исследования – возможности использования smart-доски.

Цель исследования: теоретическое обоснование возможности использования smart доски для формирования математических представлений у детей шестого года жизни с ЗПР.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.                 изучить особенности формирования математических представлений у детей шестого года жизни с ЗПР в психолого-педагогической литературе;

2.                 дать психолого-педагогическую характеристику детей шестого года жизни с ЗПР;

3.                 рассмотреть значение и возможности использования smart доски в формировании математических представлений у детей шестого года жизни с задержкой психического развития; 

Методы исследования: анализ психолого- педагогической литературы по теме исследования.

Структура исследования: введение, одна глава, заключение, библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования математических представлений у детей шестого года жизни с задержкой психического развития

1.1.   Особенности формирования математических представлений у детей шестого года жизни с задержкой психического развития

Математическое развитие занимает важное место в психическом развитии детей дошкольного возраста. Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций". Таким образом, под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в формах их познавательной деятельности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [20]

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) является чрезвычайно важной частью интеллектуального и личностного развития ребенка дошкольного возраста. Согласно ФГОС, дошкольное учреждение является первой ступенью образования, а детский сад играет важную роль в подготовке детей к школе. От качества и своевременности подготовки ребенка к школе во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Содержание, организация математического развития дошкольников, учет возрастных особенностей в развитии практических действий ребенка, математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются руководящими принципами в формировании математических представлений. Основной задачей обучения в детском саду является воспитание у детей привычки к полноценным логическим рассуждениям об окружающем мире. Педагогический опыт показывает, что развитию логического мышления у детей дошкольного возраста способствует изучение основ математики. Математический стиль мышления характеризуется ясностью, краткостью, расчлененностью, точностью и логичностью мысли, умением пользоваться символикой [1].

Математика - одно из самых сложных знаний, умений и навыков, входящих в содержание социального опыта, которым овладевает подрастающее поколение. Она абстрактна и требует системы сложных умственных операций. В повседневной жизни, дома и в игре ребенок очень рано начинает сталкиваться с ситуациями, требующими применения пусть элементарного, но все же математического решения (приготовить еду для друзей, накрыть стол для кукол, разделить сладости поровну и т.д.), знания отношений типа много, мало, больше, меньше, равно, умения определять количество элементов множества, выбирать соответствующее количество элементов множества и т.д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно, дети решают поставленные перед ними задачи. [18]

Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными навыками, а формирование элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

Математические способности ребенка - это вид интеллектуальной деятельности. Его формирование и развитие происходит в процессе обучения. Для развития математических способностей детей педагоги организуют учебные занятия особым образом: используют специальные упражнения, направленные на развитие мыслительных процессов и подготавливающие к дальнейшему совершенствованию навыков умственной деятельности [7].

Следует отметить, что математические способности не всегда связаны с навыками вычислений. Скорее, математические способности относятся к творческому развитию личности.

Развитие математических способностей не требует наличия отличной памяти, умения запоминать математические знаки, формулы, числа. Математические способности никак не связаны с темпом развития ребенка. Он может быть медлительным от природы, не быстрым в рефлексах, но при этом обладать способностью тщательно обдумывать свои действия и творчески мыслить, что в конечном итоге благотворно сказывается на развитии математических способностей.

Развитие математических представлений зависит от возраста ребенка, так как разный возраст определяет наличие у ребенка определенных интеллектуальных способностей и обуславливает особенности приобретения им математических навыков.

Математические представления состоят из следующих элементов:

1.     способность расчленять математический материал, отделять математическую форму от содержания и отрабатывать формальные структуры, связи и отношения.

2.     способность универсализировать математический материал, иерархизировать и находить внутреннее сходство в различных на первый взгляд объектах.

3.     умение применять на практике символическую и числовую символику.

4.     умение сокращать процессы рассуждения, применяя более узкие и закрытые структуры.

5.     навыки поэтапного логического рассуждения, требующего определенных доказательств, обоснования, разумных выводов.

6.     навыки преобразовательного мышления.

7.     гибкость мышления, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и мыслительных процедур, умение обходиться без шаблонов и шаблонов при решении определенных логических и умственных задач [11].

8.     развитая математическая память. Логические схемы, формализованные структуры и обобщения требуют запоминания.

9.     навыки пространственного восприятия и практического применения пространственных представлений [11].

Математика начинается у детей в возрасте четырех лет. Дети этого возраста могут выполнять простой счет, имеют представление об элементарных временных и пространственных отношениях и могут изменять объекты различных структур и модификаций. Фактически ребенок занимается простейшими математическими действиями, делая это на бессознательном уровне [20, c. 76].

Объем математических представлений и навыков увеличивается постепенно. Они осваиваются постепенно, с течением времени и развитием познавательных процессов. Познавательная активность и логические процессы развиваются через организацию учителем развивающих игр различной направленности.

Задача педагога - создать условия, способствующие усвоению навыков сравнения, счета, объединения и разделения разного количества предметов, объектов и явлений. В этом случае игровая деятельность и ее тема выбираются самим ребенком. Педагог лишь направляет деятельность детей и помогает им достичь желаемого результата - развития определенного элемента математических навыков [3, c. 77].

Формирование знаний о цифрах и числительных первого десятка и обучение счету - важная задача для детей шестого года жизни с ЗПР. В результате обучения, наблюдения за окружающим миром и сенсорного развития у детей формируются представления об образовании чисел, отношениях между ними, количественном и порядковом счете, части и целом. Они понимают, что количество предметов не зависит от размера, расстояния между предметами, пространственного расположения и направления счета (слева направо или справа налево). Такое восприятие помогает детям лучше ориентироваться в окружающей среде, точнее определять и оценивать особенности воспринимаемых ими предметов и явлений. Восприятие более целенаправленно, чем у пятиклассников. Развивается способность ребенка к запоминанию. Ребенок лучше усваивает смысл изучаемого математического материала для практической деятельности [2, c. 89].

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) нуждаются в особом подходе к формированию математических представлений уже в раннем возрасте. Чтобы помочь им в этом, необходимо использовать разнообразные задания и методики.

Первым шагом является ознакомление с основными понятиями математики через игру. Например, можно предложить ребенку счетные палочки или кубики, чтобы он мог считать и узнавать числа. Важно, чтобы ребенок мог не только считать, но и понимать значение числа.

Для развития логического мышления можно использовать головоломки, лабиринты или задания на сопоставление. Они помогут ребенку учиться работать с числами и формировать математические представления.

Очень важно, чтобы ребенок понимал применение математики в повседневной жизни. Например, можно объяснить, что на счетчике воды отображается количество литров, что нужно для приготовления блюда или для покупки продуктов в магазине.

Игры и задания должны быть интересными и доступными. Они помогут формировать у ребенка положительное отношение к математике и способствовать его дальнейшему развитию.

Важно помнить, что дети с ЗПР могут развиваться в разных темпах, поэтому необходимо быть терпеливым и приспосабливать задания под уровень развития ребенка.

В целом, формирование математических представлений у детей с ЗПР шестого года жизни требует особого внимания и творческого подхода. Но при правильной организации процесса, можно получить хорошие результаты и помочь ребенку развить свой потенциал.

В старшей группе продолжается работа над множествами: дети учатся различать их части по тем или иным признакам (цвет, форма, размер), сравнивать выделенные части множества, устанавливать соответствия между элементами этих частей, определять, какая часть больше (меньше). Дети практически приступают к соединению множеств и начинают понимать, что несколько отдельных частей можно соединить в целое множество и что любое множество больше своей части.

Постепенно, в процессе операций с множествами, дети углубляют свое понимание нумерации и счета, а также отношений между числами. Главное в этом возрасте - усвоить принцип образования числа n + 1 из числа n и любого предыдущего числа n - 1. Следует отметить, что дети этого возраста в основном знакомятся с принципом ряда натуральных чисел, что осуществляется через практические упражнения с множествами, которые дают основу для понимания взаимных отношений между числами. Так, дети практически сравнивают и противопоставляют множества, выраженные соседними числами [12, c. 63].

Ознакомление с количественным составом чисел из единиц в пределах пяти. Шестилетние дети не только понимают, что множество состоит из отдельных элементов, но и объясняют отношение числа к единице, т.е. подчеркивают количество единиц числа. Дети должны понимать, что все числа состоят из единиц, что количество единиц у разных чисел разное, соответствующее разному количеству элементов множества (совокупности).

Понимание состава числа - очень важный момент для подготовки детей к элементарной арифметике.

Порядковое значение числа. Знакомство с порядковым счетом начинается с группы пятого класса. С шестилетками эта работа продолжается.

Умение считать с помощью порядковых чисел и понимать, чем они отличаются от количественных чисел, важно, прежде всего, для изучения отношений между соседними числами в натуральном порядке и в целом для успешного обучения в школе.

Дети начинают использовать порядковые числительные в своей речи одновременно с количественными числительными очень рано, в конце второго года жизни [5].

Детей с ЗПР в возрасте 6 лет необходимо научить считать до десяти; правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой?». Именно в процессе обучения формируется представление о том, что последнее названное при счете число отвечает на вопрос "Сколько?". Часто нужно знать не все предметы в группе, а место одного предмета в ряду других. В таких случаях вопрос формулируется так: "Где находится этот объект?" или "Каков его порядок?". В таких ситуациях подсчитываются не все объекты, а только до объекта, который нужно узнать. При этом используются порядковые числительные.

Важно объяснить детям 6 года жизни с ЗПР, что результат счета не зависит от того, в каком порядке считаются предметы. Важно не пропустить отсчет одного и того же объекта дважды. Для порядковых чисел, напротив, важно направление счета. Счет и порядковые числительные отрабатываются сначала с предметами, а затем без них.

Порядковое число вводится путем сравнения с количественным числом. Детям объясняют, что если они хотят узнать, сколько всего предметов, то считают так: один, два, три, четыре. В результате такого счета они могут ответить на вопрос "Сколько?

Таким образом, знакомство детей старшего дошкольного возраста с числами является важным шагом в развитии количественных представлений.

Деление целого на части. Первое знакомство с делением целого на части происходит в средних классах. Дети неоднократно сталкиваются с необходимостью делить на части как целое, так и отдельный предмет в повседневной жизни и во время игры. Например, им не раз приходилось делить игрушки, сладости, покупать в магазине часть (половину, четверть) хлеба, делить кровать на части и т.д. [20]

В старшей группе дети с ЗПР называют части, с трудом сравнивают целое и части, понимают, что целое больше каждой из его частей и что часть меньше целого.

Подводя итог данному параграфу, отметим, что значение развития математических представлений в жизни человека трудно переоценить, особенно в детские годы: оно готовит его к вступлению в жизнь, учитывая самоценность детства. Это годы, когда закладываются основы интеллекта, когда формируются различные потребности, установки и идеалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2    Психолого-педагогическая характеристика детей шестого года жизни с задержкой психического развития

Дети с задержкой психического развития отличаются от здоровых детей по многим параметрам: запаздывание развития моторики, речи, нарушение социального поведения; снижение эмоционально-волевой деятельности; пониженная работоспособность; преобладание игровой деятельности над учебной; частая смена настроения. Нарушения психического развития при задержках психического развития являются обратимыми при своевременном проведении адекватных коррекционных мероприятий.

Проблема задержки психического развития (ЗПР) актуальна не только для психологии, дефектологии и педагогики, но и для психиатрии, детской неврологии и педиатрии. Данный диагноз устанавливается детям до младшего школьного возраста; если же признаки недоразвития психических функций сохраняются в более старшем возрасте, это свидетельствует об умственной отсталости. До настоящего времени не существует как четких диагностических рамок ЗПР, так и единого мнения о возрасте, до которого правомерен данный диагноз. Ошибки при диагностике задержек психического развития ведут к выбору неадекватной обучающей программы и возникновению школьной дезадаптации, на фоне которой в дальнейшем может формироваться девиантное поведение [9].

Дети шестого года жизни с ЗПР – это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.

  У детей шестого года жизни с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация); выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания: их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают затруднения в использовании ложки в процессе еды, трудности при раздевании и, особенно, в одевании, в предметно-игровых действиях. Плохо сформированы технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании: многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются в использовании ножниц [16].

Грубых  двигательных расстройств у детей шестого года жизни с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Такие дети почти не владеют речью: пользуются или отдельными лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.

У этих детей шестого года жизни с ЗПР манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи [16].

Для таких детей характерна рассеянность внимания; они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на звуковой раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности: в этом случае ребенок с трудом переклюсается с одного задания на другое.

Затруднена ориентировочно-исследовательскя деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. В то же время. Дети шестого года жизни с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме и величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт не обобщается и не закрепляется в слове; отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы и величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь, у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации [9].

На уровне игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью. Несформированна игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.

Основной целью коррекционно-педагогической работы с дошольниками с ЗПР  в условиях детского сада является формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка: формирование предпосылок мышления, памяти, внимания, восприятия, развития зрительных, слуховых и двигательных функций, познавательной активности каждого ребенка. Достигнув этих целей, можно полноценно подготовить ребенка к обучению в общеобразовательном классе [9].

Таким образом, подводя итог данному параграфу, отметим, что педагогическое воздействие должно обеспечить такие условия развития, которые приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике ребенка. Компенсация нарушений возможна при индивидуальном подходе к ребенку с ЗПР.

 

1.3    Значение и возможности использования smart доски в формировании математических представлений у детей шестого года жизни с задержкой психического развития

Деятельность детей, насыщенная проблемными ситуациями, творческими заданиями, игровыми играми и упражнениями, поисковыми ситуациями с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической. Поэтому одной из приоритетных задач современного дошкольного образования детей является создание условий для использования информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей. Интерактивная доска - это техническое устройство, экран для отображения информации и «информационное поле», где ребенок может манипулировать объектами для решения игровой или учебной задачи [6].

Одними из основных принципов обучения детей дошкольного возраста являются наглядность, сознательность и активность детей в усвоении и применении знаний.

Интерактивная доска предоставляет широкие возможности для проведения образовательной деятельности, позволяет сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.

Интерактивную доску можно использовать как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала.

Однако, у интерактивной доски большие ресурсы: переместить изображение или текст, расставить изображения в определенном порядке, продолжить последовательность, составить изображение в соответствии с образцом, выполнить сортировку картинок или надписей по заданному признаку, ориентироваться в пространстве, практически так же, как на бумаге - соединять точки, рисовать, писать. Педагоги могут показывать на доске, каким образом выполнять задания на бумаге, например, при обучении рисованию [4].

Интерактивная доска становится ключевым элементом современного образовательного процесса, так как используется для отображения визуального материала с компьютера через мультимедийный проектор. Стилус - это интерактивное перо, предназначенное для манипулирования изображениями как непосредственно на доске, так и дистанционно. Поверхность доски чувствительна к прикосновениям и позволяет ребенку взаимодействовать с интерактивной доской с помощью пальцев [24].

Интерактивная доска - это очень практичное учебное оборудование, состоящее из сенсорного экрана, подключенного к компьютеру. Проектор передает изображение на доску. В отличие от обычного мультимедийного проектора, интерактивная доска позволяет не только показывать слайды и видео, но и рисовать, аннотировать проецируемое изображение, вносить изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов. Это также делает образовательные мероприятия яркими, наглядными и динамичными.

Объекты и заметки можно легко перемещать по экрану интерактивной доски, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Заранее подготовленные тексты, таблицы, изображения, музыка и гиперссылки на мультимедийные файлы мгновенно активизируют учебную деятельность: не нужно тратить время на набор текста на обычной доске или переключение с экрана на клавиатуру. Все ресурсы можно аннотировать прямо на экране с помощью инструмента Pen, а созданные заметки можно сохранить на будущее. Архивы предыдущих занятий всегда можно открыть, чтобы повторить пройденный материал. Все, что дети делают на доске, может быть сохранено и использовано позже. Преподаватель всегда может вернуться к предыдущему шагу и повторить свои ключевые моменты [16, с.57].

В последнее время интерактивные доски ассоциируются исключительно со школами, но это универсальный инструмент, который можно успешно использовать во всех учебных заведениях: от детского сада до вуза и даже в аспирантуре. Причем, чем младше ученики, тем больше эффект от ее использования: не случайно в школах она активнее используется в младших классах.

Дошкольники с ЗПР в большей степени, чем дети старшего возраста, нуждаются в том, чтобы уроки были интересными и привлекательными, им нужна дополнительная мотивация, наглядность. Образовательная деятельность для дошкольников немыслима без элементов игры, в которую они всегда активно вовлечены. Как и в школе, в детских садах не обойтись без красочных и информативных презентаций, и именно здесь раскрывается потенциал интерактивных досок. Однако важно, чтобы работа с ними не создавала дополнительных трудностей. С одной стороны, педагогу необходимо многофункциональное программное обеспечение, способное превратить любой урок в сказку, с другой стороны, дети должны работать с доской максимально просто и естественно.

Даже с помощью самого простого программного обеспечения для интерактивной доски учитель может выполнить множество интересных заданий, где наградой за правильный ответ ребенка будут анимированные сказочные персонажи или другие чудеса.

Использование интерактивной доски при организации непосредственной образовательной деятельности помогает детям с ЗПР развивать различные навыки: внимание, память, мелкую моторику, способствует развитию мышления и речи и т.д. Развивающие занятия с ее использованием становятся намного ярче и динамичнее как для детей, так и для педагогов. Использование электронной доски повышает качество образовательной работы и экономит много рабочего времени [22].

Интерактивная доска ‒ это не просто экран для проектора, на котором педагог показывает заранее заготовленные материалы, а общее рабочее пространство, позволяющее детям принимать активное участие в происходящем на занятии.

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно.  Изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.  Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий [7, с.157].

Конечно, занятие с дошкольниками с ЗПР нельзя строить только на использовании интерактивной доски, но даже непродолжительное ее применение позволяет мотивировать детей, сделать процесс обучения более интересным и эффективным.

Применение интерактивной доски при организации непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений способствует:

1.     активизации познавательной деятельности дошкольников;

2.     развитию вариативности мышления, математической логики;

3.     направленности мыслительной деятельности воспитанников на поиск и исследование.

Таким образом, очевидны преимущества использования интерактивной доски при организации непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Экономия времени: заранее подготовленные картинки, схемы, текст позволяют экономить время, за счет чего повышается плотность занятия [16, c. 58].

Наглядность и интерактивность. Благодаря этому дети активно работают на занятии. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.

Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске, не стирается, а сохраняется. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого воспитателя.

Возможность диагностирования. Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, станут отличными помощниками в диагностики развития детей:

1.     развития внимания;

2.     памяти;

3.     мышления;

4.     речи;

5.     личности;

6.     навыков учебной деятельности.

7.     повышение уровня компьютерной компетенции воспитателя [10, с.87].

Использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем и воспитатели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом занятии, но использование ее делает процесс развития и обучения увлекательным и динамичным.

Интерактивная доска предполагает коллективное участие детей в игре, так как действуют на доске дети по очереди, и общими усилиями добиваются нужного результата, тем самым, снимая груз ответственности и страх за неправильно сделанное задание. Например, вместе собирают картинку из фрагментов по образцу или продолжают узор, по аналогии выбирают нужную фигуру, определяют лишний предмет и обосновывают свой выбор, вместе находят ошибки. Все это способствует развитию познавательной активности, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, делать осознанный выбор. Организуя работу с использованием интерактивной доски, мы отмечали стойкий познавательный интерес у воспитанников на занятиях. Нам было проще привлечь и удерживать более длительное время внимание детей, потому что применение интерактивной доски позволяет нам моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Также в процессе работы с интерактивной доской мы отметили, что снизилась утомляемость детей, так как учебный материал предъявляемый детям отличался наглядностью, яркостью образов и динамичностью.

Данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

1.     предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;

2.     расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление);

3.     движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

4.     проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

5.     высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей;

6.     данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты) [22].

Следовательно, использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия ‒ это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Применение интерактивных технологий в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников.

Имея длительную историю своего развития и становления, этот процесс сегодня активно развивается и совершенствуется. Ученые и педагоги ищут пути, способы и средства сделать процесс формирования математических представлений детей дошкольного возраста наиболее эффективным. Этому требованию отвечает использование ИКТ.

Информационно-коммуникационная технология представляет собой технологию подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера.

В современных условиях ИКТ расширяют возможности педагогов ДОУ. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей детей в сфере математики.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, а также умение самостоятельно приобретать новые знания.

Таким образом, на основе вышеизложенного были сделаны следующие выводы: формирование элементарных математических представлений представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР в сфере математики. Использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.

Интерактивная доска – это необычный и эффективный инструмент, который может стать отличной помощью в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Математика – это один из важнейших элементов в развитии ребенка. Кроме того, она является основой для многих наук и профессий. Однако, для детей с ЗПР это может быть сложнее, поэтому им нужна особая помощь в изучении этой дисциплины.

Интерактивная доска, благодаря своим функциональным возможностям, может существенно облегчить процесс обучения. На экране доски могут отображаться различные математические задачи, участники могут рисовать формулы, цифры, графики, выполните действия и многое другое.

Такой подход к обучению позволяет детям лучше понимать математические понятия и законы, развивать способность к самостоятельному решению задач и усваивать информацию более качественно. Кроме того, интерактивная доска подходит для работы в групповых занятиях, что позволяет детям работать в команде, общаться друг с другом, обмениваться знаниями и опытом.

Также стоит отметить, что возможность применения такой доски существенно расширяет спектр материалов и задач, которые могут предложить педагоги в процессе обучения. Благодаря этому, дети получают более обширный круг знаний и лучше усваивают материал.

В итоге, использование интерактивной доски в учебном процессе позволяет детям старшего дошкольного возраста с ЗПР развивать математические навыки и умения на более высоком уровне, обогащая их знания и давая возможность получить дополнительный опыт, важный для дальнейшей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В исследовании ставили цель: теоретически обосновать возможности использования smart доски для формирования математических представлений у детей шестого года жизни с ЗПР. В связи с этим в первой главе нашего исследования изучили особенности формирования математических представлений у детей шестого года жизни, рассмотрели использование smart доски в формировании математических представлений у детей шестого года жизни, дали психолого-педагогическую характеристику детей шестого года жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования заявляет, что одним из основных направлений ребёнка дошкольного возраста является познавательное развитие. Оно может осуществляться в том числе и через игровую деятельность по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Формирование математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР в сфере математики

Смарт доска – это интерактивный образовательный инструмент, который позволяет создавать интересные и эффективные занятия в детском саду, которые способствуют развитию математических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В первую очередь, использование смарт доски в обучении математике позволяет сделать занятия более интересными и занимательными. На экране педагог может создавать различные графические изображения, диаграммы, графики, которые наглядно иллюстрируют материал и помогают детям с ЗПР лучше понимать математические понятия.

Кроме того, с помощью смарт доски воспитатель может создавать интерактивные задания и игры, которые позволяют детям с ЗПР не только учиться, но и получать удовольствие от занятия. Например, игра "Поймай числа", где дети должны находить и выделять числа, помогает им развивать навыки счета и отличать числа от других символов.

Смарт доска также предоставляет возможность персонализации учебного процесса. Педагогу можно дать задания на все уровни сложности, которые подходят под возраст и индивидуальные способности каждого ребенка с ЗПР. Методики обучения и задания могут быть персонализированы таким образом, чтобы каждый дошкольник мог учиться в соответствии со своими потребностями и скоростью восприятия материала.

В заключении можно сказать, что смарт доска – это современный мультимедийный инструмент, который помогает педагогу сделать обучение математике более эффективным и интересным. Он позволяет детям с ЗПР лучше понимать математические концепции, развивает их логическое мышление и помогает им подготовиться к дальнейшему обучению.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены полностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 05.04.2023)

2.     Абрамян, Л. А. Игра дошкольников / Л. А. Абрамян. –
М. : Просвещение, 2017. – 286 с.

3.     Алферов, А. Д. Психология развития школьников / А. Д. Алферов. – М. : Феникс, 2018. – 384 с.

4.     Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб. пособие / В. П. Арсентьева. – М. : Форум, 2017. – 144 с.

5.     Баженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. [Текст] / М. Баженова М: Эксмо, 2005. – 63с.

6.     Белошистая, А. В. Теория и методика организации математического развития дошкольников / А. В. Белошистая. – Мурманск : МГПУ, 2019. – 256 с.

7.     Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2018. – 400 с.

8.     Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Т. А. Власова. — М.: Педагогика, 2020. — 51 c.

9.     Воронина, Л. В. Математическое образование в период дошкольного детства: Методология проектирования. Автореферат. Екатеринбург, 2021. – 48 с.

10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.

11. Габова М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии. [Текст]/ — М.:Директ-Медиа, -2019, 534 с.

12. Горвиц, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю. М. Горвиц. – М. : Линка-Пресс, 2018. – 241 с.

13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 321 с.

14. Игнатова, В. Ю. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / В. Ю. Игнатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 182-184.

15. Изотова, О. А. Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико – математической компетентности у воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста [Текст] // Молодой учёный, – 2017. – №3. – С. 551-555

16. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста. [Текст] : тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1. М.: Ассоциация ХХI век, 2018. – 451 с.

17. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста. [Текст] : тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2. М.: Ассоциация ХХI век, 2018. – 929с.

18. Интерактивная доска Interwrite Board // Школьные технологии. — 2018. — № 5. — С. 159-174.

19. От рождения до школы . Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336

20. Смирнова К.И., Шмакова И.Г. Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2022. №XIX. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-kak-sredstvo-formirovaniya-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy (дата обращения: 10.04.2023).

21. Смолянова, Т. Л. Развитие математических представлений у дошкольников / Т. Л. Смолянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 29 (215). — С. 167-171.

22. Фабрикантова Е.В., Пипич Л.В. Дидактические возможности интерактивной доски SMART Board в обучении дошкольников // СДО. 2018. №2 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-vozmozhnosti-interaktivnoy-doski-smart-board-v-obuchenii-doshkolnikov (дата обращения: 21.03.2023).

23. Ходакова, Н. П. Интерактивная доска в деятельности педагога учебного заведения / Н. П. Ходакова // Среднее профессиональное образование. — 2019. — № 3. — С. 53-55.


Скачано с www.znanio.ru

Министерство науки и образования

Министерство науки и образования

Оглавление Введение………………………………………………………………………

Оглавление Введение………………………………………………………………………

Введение Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с задержкой психического развития (далее –

Введение Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с задержкой психического развития (далее –

Дерябиной показали, что у воспитанников с задержкой психического развития имеются стойкие отклонения, которые влияют развитие познавательных способностей детей в целом и на формирование элементарно-математических представлений…

Дерябиной показали, что у воспитанников с задержкой психического развития имеются стойкие отклонения, которые влияют развитие познавательных способностей детей в целом и на формирование элементарно-математических представлений…

Это говорит о том, что процесс обучения детей с задержкой психического развития в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности

Это говорит о том, что процесс обучения детей с задержкой психического развития в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности

Структура исследования: введение, одна глава, заключение, библиографический список

Структура исследования: введение, одна глава, заключение, библиографический список

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования математических представлений у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 1

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования математических представлений у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 1

Математический стиль мышления характеризуется ясностью, краткостью, расчлененностью, точностью и логичностью мысли, умением пользоваться символикой [1]

Математический стиль мышления характеризуется ясностью, краткостью, расчлененностью, точностью и логичностью мысли, умением пользоваться символикой [1]

Развитие математических способностей не требует наличия отличной памяти, умения запоминать математические знаки, формулы, числа

Развитие математических способностей не требует наличия отличной памяти, умения запоминать математические знаки, формулы, числа

Математика начинается у детей в возрасте четырех лет

Математика начинается у детей в возрасте четырех лет

Развивается способность ребенка к запоминанию

Развивается способность ребенка к запоминанию

В старшей группе продолжается работа над множествами: дети учатся различать их части по тем или иным признакам (цвет, форма, размер), сравнивать выделенные части множества, устанавливать…

В старшей группе продолжается работа над множествами: дети учатся различать их части по тем или иным признакам (цвет, форма, размер), сравнивать выделенные части множества, устанавливать…

Дети начинают использовать порядковые числительные в своей речи одновременно с количественными числительными очень рано, в конце второго года жизни [5]

Дети начинают использовать порядковые числительные в своей речи одновременно с количественными числительными очень рано, в конце второго года жизни [5]

В старшей группе дети с ЗПР называют части, с трудом сравнивают целое и части, понимают, что целое больше каждой из его частей и что часть…

В старшей группе дети с ЗПР называют части, с трудом сравнивают целое и части, понимают, что целое больше каждой из его частей и что часть…

Психолого-педагогическая характеристика детей шестого года жизни с задержкой психического развития

Психолого-педагогическая характеристика детей шестого года жизни с задержкой психического развития

Плохо сформированы технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании: многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются в использовании ножниц…

Плохо сформированы технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании: многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются в использовании ножниц…

Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно

Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно

Значение и возможности использования smart доски в формировании математических представлений у детей шестого года жизни с задержкой психического развития

Значение и возможности использования smart доски в формировании математических представлений у детей шестого года жизни с задержкой психического развития

Интерактивная доска становится ключевым элементом современного образовательного процесса, так как используется для отображения визуального материала с компьютера через мультимедийный проектор

Интерактивная доска становится ключевым элементом современного образовательного процесса, так как используется для отображения визуального материала с компьютера через мультимедийный проектор

Причем, чем младше ученики, тем больше эффект от ее использования: не случайно в школах она активнее используется в младших классах

Причем, чем младше ученики, тем больше эффект от ее использования: не случайно в школах она активнее используется в младших классах

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения…

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения…

Экономия времени: заранее подготовленные картинки, схемы, текст позволяют экономить время, за счет чего повышается плотность занятия [16, c

Экономия времени: заранее подготовленные картинки, схемы, текст позволяют экономить время, за счет чего повышается плотность занятия [16, c

Использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем и воспитатели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом занятии, но использование ее делает…

Использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем и воспитатели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом занятии, но использование ее делает…

Следовательно, использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического…

Следовательно, использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического…

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные,…

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные,…

Такой подход к обучению позволяет детям лучше понимать математические понятия и законы, развивать способность к самостоятельному решению задач и усваивать информацию более качественно

Такой подход к обучению позволяет детям лучше понимать математические понятия и законы, развивать способность к самостоятельному решению задач и усваивать информацию более качественно

Заключение В исследовании ставили цель: теоретически обосновать возможности использования smart доски для формирования математических представлений у детей шестого года жизни с

Заключение В исследовании ставили цель: теоретически обосновать возможности использования smart доски для формирования математических представлений у детей шестого года жизни с

Смарт доска также предоставляет возможность персонализации учебного процесса

Смарт доска также предоставляет возможность персонализации учебного процесса

Библиографический список 1.

Библиографический список 1.

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /

Смолянова, Т. Л. Развитие математических представлений у дошкольников /

Смолянова, Т. Л. Развитие математических представлений у дошкольников /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2023