В основе представляемого опыта методическое пособие И.И.Казуниной определяет смарт-тренинг как метод активного обучения.
Смарт-тренинг- метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.
Организация игровой деятельности в смарт-тренинге предполагает, прежде всего, умственное воспитание детей дошкольного возраста.
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей является одной из самых актуальных проблем педагогики. У дошкольников с хорошо развитым интеллектом больше уверенности, высокий объем памяти и внимания, они лучше подготовлены к школе. Современный ребенок должен не только много знать и уметь применять знания на практике, но и быть инициативным, самостоятельным, способным на творческий подход к любому делу.
Как известно, с самого рождения ребенок видит, реагирует на звуки, но, чтобы ребенок развивался, его необходимо учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает; анализировать, делать выводы, умозаключения.
Наблюдения из практики показывают, что дошкольники испытывают затруднения в умении делать умозаключения, выводы, принимать логические решения, у части детей слабо развиты конструктивное, пространственное мышление. В поисках эффективных путей решения проблемы, обратили внимание на игровые упражнения, способные в доступной и занимательной для дошкольников форме повысить их умственную активность.
Цель: развитие творческих умственных способностей детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи:
1. Учить способам и правилам решения игр и упражнений, используя алгоритм.
2. Учить понимать инструкцию и применять ее в решении упражнений.
3. Развивать элементы логического мышления, нагляднообразное мышление. 4. Развивать целостное зрительное восприятие, воображение, ориентировку в пространстве.
5. Развивать познавательный интерес, произвольное внимание.
6. Воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремленность.
Принципы
Перечислим основные принципы, используемые при организации смарт-тренинга для детей дошкольного возраста:
● Принцип активной позиции ребенка. Не делать задания за ребенка, не давать готовых ответов, не спешить с подсказкой, а подводить к решению с помощью различных приемов, вопросов. Научить ребенка решать проблемные задания самостоятельно, побуждать к активным и самостоятельным действиям.
● Принцип системности и регулярности использования упражнений в работе с детьми. Игровые упражнения применяются в работе с детьми не от случая к случаю, а в определенной системе, во взаимосвязи всего материала: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Используются регулярно как в течение дня в разных режимных моментах, так и в течение недели.
● Принцип индивидуального подхода к ребенку. Подбор заданий с учетом не только возрастных особенностей детей, сколько индивидуальных способностей каждого ребенка.
● Принцип использования адекватных возрасту форм работы с детьми. Не забывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Больше использовать игровых приемов. Развивающий материал не должен быть легким, трудность должна быть оптимальной.
● Принцип наглядности. Ребенку легче воспринимать материал, опираясь на иллюстрации, схемы, объекты, что способствует возможности увидеть их в реальном, действительном виде, поддержать внимание. Не забывать о разумном количестве наглядного материала.
● Принцип интеграции. Процесс обучения игровых упражнений будет более эффективным, если их включать в различные образовательные области.
● Принцип успешности. Ребенок, да и любой взрослый, любит заниматься тем, что у него хорошо получается. Чтоб ребенку нравилось решать упражнения, он должен почувствовать себя успешным в этом деле. Особенно большое значение имеет первый опыт.
● Принцип вариативности, новизны. На базе одного игрового упражнения можно давать различные варианты заданий. Также можно использовать вариативность и в использовании методов и приемов: то используем загадки, то игровую ситуацию, то художественное слово, или обыгрывание конструкции.
● Принцип поддержки инициативы детей в решении упражнений. Не следует критиковать ребенка за неправильную попытку решения задания, рекомендуется избегать негативной оценки его работы. Не следует прерывать пробы и поисковые действия ребенка словами «не так», «неправильно», «неверно». Пусть ребенок сам на практике оценит правильность своих действий. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
Все принципы представляют набор дидактических методов и приемов, способствующих эффективному обучению детей решению игровых упражнений
Словесный метод - позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. Главным инструментом является слово.
Приемы представлены на слайде
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
Приемы на слайде
Наглядный метод – при использовании которого, педагог направляет восприятие ребенка на выделение в объектах основных, существенных признаков, частей, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и их частями.
Приемы на слайде
Практический метод – овладение практическими умениями.
Приемы на слайде
Условия организации смарт -тренинга для дошкольников.
● Четко формулируйте цель игрового занятия. Добиться ее вы сможете, если у ваших воспитанников будет желание, а не необходимость в ее достижении. ● Создавайте мотивирующую среду, вдохновляющую на достижение поставленной цели и веру в успех.
● Учитывайте уровень сложности поставленной цели. Не допускайте его негативного влияния (слишком легкая или слишком сложная). Для этого используйте индивидуальные цели достижения результата.
● Не бойтесь корректировать цель, с учетом способностей, возможностей и самостоятельности своих воспитанников.
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам разделится на две команды.
Для этого вам надо из чудо мешочка достать фигуру. Если вам достался круг, то эта команда следует за нами, а если вам досталась трапеция, то вы остаетесь в музыкальном зале.
Уважаемые коллеги представляем вашему вниманию игровой набор "Разноцветные пуговицы" и методические рекомендации по его применению разработаны коллективом педагогов муниципального «Детского сада № 10 с целью создания условий для интеллектуального развития детей раннего и дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели осуществляется педагогами в процессе решения следующих задач:
задачи представлены в методических рекомендациях.
Основным элементом игрового набора является набор разноцветных пуговиц различной величины. Также набор включает в себя дополнительные материалы:
- цветные шнурки;
- набор цветных емкостей для сортировки;
- набор цветных пинцетов;
- набор цветных ложек;
- карточки с заданиями;
Оборудование оформлено в контейнер для хранения. К игровому набору прилагаются настоящие методические рекомендации по его применению в образовательной деятельности с детьми.
Наполнение игрового набора не является постоянным, набор может дополняться материалами и оборудованием в зависимости от решаемых педагогами образовательных задач, интересов воспитанников.
Игровой набор предназначен для организации образовательной деятельности с детьми раннего (до 3 –х лет) и дошкольного возраста (от 3 до 8 лет).
Игровой набор предназначен как для организации индивидуальной работы, так и групповой (не более 3 человек в группе), может применяться педагогами в рамках организации совместной образовательной деятельности, в т. ч. занятий.
Игровой набор может применяться в т. ч. специалистами (педагогом – психологом, учителем – логопедом) для организации коррекционно – развивающей работы с детьми, в т. ч. с детьми с особыми образовательными потребностями.
Предлагаемые вам игры и упражнения разработаны с учетом возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста и объединены в три модуля:
1. «Задания с пуговицами»;
2. «Задания с пуговицами и дополнительными материалами»;
3. «Задания с карточками»
При выборе игр и упражнений для организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми педагог учитывает не только возрастные, но индивидуальные особенности ребенка, имеющиеся у него дефициты и образовательные потребности.
Выбранные педагогом игры и упражнения могут применяться педагогом в форме тренинга, или обособлено для формирования определенного умения и навыка.
В старшем дошкольном возрасте (с 5 лет) игры и упражнения могут быть придуманы с непосредственным участием детей. Игры могут быть организованы в самостоятельной деятельности, в парах с осуществление взаимного контроля. При этом педагог выполняет организующую и контролирующую функцию.
При организации игр и упражнений педагог обращает внимание на то, чтобы при выполнении упражнений ребенок использовал обе руки (если это возможно).
Уважаемые коллеги представляем вашему вниманию игры и упражнения с использованием данного набора.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.