Смена времён года

  • Занимательные материалы
  • Работа в классе
  • docx
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • Познакомить учеников с обращением Земли вокруг Солнца как причины смены времён года; • Систематизировать знания о природных явлениях, об отличительных особенностях каждого сезона; • Научиться демонстрировать обращение Земли вокруг Солнца; • Развивать целостное восприятие мира, художественно-образное мышление; • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира, коммуникативные качества личности. Оборудование: карточки с заданиями, глобус, лампа.
Иконка файла материала Смена времен года.docx
Тема: «Смена времён года» Цели:   Познакомить учеников с обращением Земли вокруг Солнца как причины смены  времён года;  Систематизировать знания о природных явлениях, об отличительных особенностях  каждого сезона;  Научиться демонстрировать обращение Земли вокруг Солнца;  Развивать целостное восприятие мира, художественно­образное мышление;  Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира,  коммуникативные качества личности. Оборудование: карточки с заданиями, глобус, лампа. Ход урока   Этапы урока. Содержание этапа. 1. Организационный момент. – Мы начинаем наш урок. Как мы добываем  знания на уроках окружающего мира? – Цели, которые должны быть  достигнуты учащимися: позитивно настроиться на урок – Наблюдаем, проводим опыты, внимательно  слушаем друг друга и учителя, выполняем  задания в учебнике и в тетради, делаем выводы. определить приёмы работы  – Где пригодятся эти знания? – Цели, которые учитель хочет  достичь на данном этапе: психологически настроить учащихся  на учебную деятельность создать атмосферу  доброжелательности на уроке,  уверенности в своих силах. Применяемые методы:  – Ответы детей. Предположительно оцените себя (Как бы вы  хотели сегодня поработать?) – Дети выбирают цвет. – Начать наш урок я хочу словами  французского философа Ж.Руссо «Вы талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо  умеете, если будете постоянно работать над  собой, ставить новые цели и стремиться к ихМетод мотивации и стимулирования: достижению» а) интереса к учению б) долга и ответственности в учении Я желаю вам уже сегодня убедиться в  правильности этого высказывания.   2. Опрос учащихся по заданному на  дом материалу – Выберите тот вывод, к которому мы пришли  на прошлом уроке  Цель:  определить, на сколько глубоко усвоен заданный на дом материал, как дети  выделяют главные положения выявить характерные недостатки в  знаниях, их причины ликвидировать обнаруженные  недочёты организовать и направить детей к  постановке цели урока. Применяемые методы:  метод беседы  метод самоконтроля  метод проблемного обучения 1. Ночь наступает, т. к. на небе появляется Луна. 2. Планеты вращаются вокруг Солнца под  воздействием закона всемирного  тяготения. 3. День и ночь наступают из­за того, что  Земля вращается вокруг своей оси и по­ разному освещается Солнцем. – Последний вывод относится к прошлому  уроку.  – Поднимите руки, кто согласен с ответом  товарища. – Как вы считаете, всё ли нам известно о  движении Земли? – Сегодня мы продолжим разговор о движении  Земли. Формы работы на данном этапе: – Нет, мы ещё многого не знаем   работа в группах игра 2. Актуализация знаний и постановка  проблемы. Работа в группах. Игра «Причина –  следствие» – Каждая группа получила задание. Вы сможете его выполнить, если вспомните то, о чём мы с  вами говорили на прошлых уроках. Оно же нам  поможет узнать, что нового нам предстоит  узнать на этом уроке.Игра «Причина – следствие» – Возьмите карточки с заданиями и  приготовьтесь к ответам.  1. Жёлтый лист покачнулся и медленно  упал на Землю. Почему? 2. Была солнечная погода. Лодка отплыла  от берега и через некоторое время она  превратилась в маленькую точку.  Почему? 3. И вот из­за леса появилось Солнце. В  утренних лучах снег казался нежно­ розовым. Почему? 4. Земля облетела Солнце. А за нашим  окном опять осень. Почему? (1. Лист упал потому, что наступила осень, и  ещё на него действует притяжение Земли. 2.  При удалении предметы кажутся меньше. 3.  Причина появления Солнца – вращение Земли  вокруг своей оси. 4. Мы знаем, что Земля  вращается вокруг Солнца, т. к. действует закон  всемирного тяготения. Но почему за окном  опять осень – мы не можем сказать.) Целеполагание. – Разве мы раньше не говорили о вращении З.  вокруг С.? – Как вы думаете, чему будет посвящён урок? – Мы говорили, но не обсуждали, что  происходит в этот момент. – Мы, наверное, узнаем, какие изменения  происходят на З. во время её вращения вокруг  С. Почему каждый раз одно время года сменяет другое? – Итак, тема нашего урока «Смена времён  года» А главный вопрос: Какие изменения происходят на З. во времяеё обращения вокруг С.?  Физминутка. Я сейчас буду называть различные понятия, а  вы должны встать, если услышите понятие,  обозначающее небесное тело (река, Юпитер,  камень, Звезда и т.д.) 3. Изучение нового учебного  3. «Открытие» знаний. материала. Цели:   направить и организовать  учебную деятельность  учащихся на восприятие,  осознание, первичное  обобщение и систематизацию  новых знаний развивать умение добывать  знания, анализировать явления,  делать выводы  формировать умения  организовывать свою учебную  деятельность Применяемые методы:  частично­поисковый  метод проблемного обучения  словесный (беседа, работа с  учебником)  метод контроля и  самоконтроля 1. Совместное «открытие»  знаний. – Сейчас мы с вами должны ответить на наш  главный вопрос урока. Для этого нам  предстоит стать учёными на некоторое время.  Кто готов приступить к работе – сядьте ровно. – Опыт с ламой и рукой, который показывает,  как распределяются солнечные лучи по земной  поверхности. (учителю помогает заранее  подготовленный ученик) Включим лампу­Солнце, поднесём руку на  таком расстоянии от лампы, чтобы и рука , и  лампа были на одинаковой высоте от стола. – Что ты ощущаешь? – Руке очень тепло – Теперь медленно поднимай её вверх на том  же расстоянии от лампы. Что ощущаешь? – Руке уже не так тепло. – Может лампа перестала греть? Вернись в  исходное положение. Что теперь ощущаешь? – Опять руке стало тепло.  метод формирования интереса  к учебной деятельности Теперь также медленно опусти руку вниз.  Тепло ли руке? Почему? Формы работы на данном этапе: – Рассуждения детей. – Расскажите, как падают лучи в 1, 2, 3  групповая форма работы случаях? работа в парах Во 2 случае лучи падают почти прямо, а в1 и 3  – наискосок. – Так, почему во 2 положении руке было  тепло? – Лучи были прямые, а значит и ближе к  источнику тепла. – Давайте посмотрим, что происходит с З.  – Где же на З. будет теплее всего? – Там, куда падают прямые лучи. – А в какое время года у нас теплее всего? – Летом. 2. Работа в парах с учебником. Сейчас откройте учебник  с.57. И попробуйте  догадаться, какое время года изображено на  каждой картинке. Почему?  Спросить нескольких учеников. – Поднимите руки, кто считает, как ваши  товарищи (самопроверка) 3. Опыт с глобусом, иллюстрирующий  движение З. вокруг С. 1. Найдите место, где находится Волгоград Отметим стикером. 2. При передвижении Глобуса вокруг лампы  помним о направлении земной оси . (ось направлена на Полярную звезду) 3. Ученик располагает глобус, а остальные  оценивают – Куда смотрит ось З. : на Солнце или отСолнца? – От Солнца – Определите, где теплее при таком  положении? – Там,  куда попадают его лучи. – Как вы думаете, какое время года у нас? – Зима. – Давайте передвинем глобус вокруг С. Куда  должна смотреть его ось? – На полярную звезду. – Куда теперь смотрит ось З. На С. или от С.? – К Солнцу – Где теплее? Какое время года у нас? – Лето. Работа по учебнику с.58. В первом случае у нас ось З. наклонена от С.  Какие лучи падали на наш город? – Пологие. А во втором случае ось З. наклонена к С. Какие лучи в нашем городе? Какое время года? – Прямые. У нас лето. – Какую часть окружности прошла З.вокруг С.  В нашем опыте? Что сменилось в нашем опыте? – Половину. Зима сменилась на лето. – Как вы думаете, что произойдёт, когда З.  совершит полный круг вокруг С.? (переставляю глобус) – Снова наступит зима.4. Индивидуальная работа с учебником. – А вот за какой период это произойдёт, вы  найдёте в учебнике на с 59. – Кто из вас может произнести это число? – За год. Год длится 365 дней. Можем мы теперь ответить на вопрос : Какие  изменения происходят на З. во время её  обращения вокруг С.? И почему после осени к  нам приходит зима, после зимы – весна?   (возвращаются к заданию №4, выполняют его) Физминутка. 5. Первичное закрепление учебного  материала. (инсценировка сказки Н.Сладкова  «Почему год круглый») – А то, насколько хорошо вы усвоили тему, мы  сейчас проверим. – Дети озвучивают сказку. – Кто же из героев прав? – Какие знания вам помогли это определить? – Солнышко. – Ответы детей. 4. Закрепление учебного материала. 1. Дифференцированная самостоятельная  работа. Цели, которые должны быть  достигнуты учащимися:   научиться применять  полученные знания, объяснять  явления природы с точки  зрения науки определить задачи на  – Выберите себе любой вопрос на с.59 и  ответьте на него. (разные по сложности) – Коллективная проверка. 2. Самостоятельная работа с взаимной  проверкойследующий урок – Задание №7 в рабочей тетради Цели, которые учитель хочет  достичь на данном этапе: – Поднимите руки, кому удалось выполнить  задание без ошибок? А кто допустил ошибку?   закрепить полученные знания  для применения их в  дальнейшей самостоятельной  работе по данному материалу выявить типичные недостатки в знаниях и установить их  причины, и учить детей  планировать свою работу в  дальнейшем Применяемые методы:  создание ситуации успеха  метод дифференцируемой  самостоятельной работы   иллюстративный метод практический  метод контроля и  самоконтроля   – Как вы думаете, нам нужно ещё закреплять  эту тему? – Да, не все справились с заданием. – Этим мы займёмся на следующем уроке. – В холодном, тёмном космосе только одна  планета, которая дарит такое чудо как: лето,  зима, осень, весна. И эта планета – Земля. Этим чудом не устаёшь удивляться, радоваться,  любоваться. Многие поэты, писатели,  композиторы вдохновлялись красотой каждого  времени года и тогда рождались замечательные  стихи, картины, музыка. Полюбуйтесь этими  замечательными произведениями русских  художников и послушайте музыку  итальянского композитора А.Вивальди.  3. Итог урока. – Что нового узнали? – Узнали, что из­за вращения З. вокруг С. на  нашей планете происходит смена времён года.  И происходит это за 365 дней. – Как узнали, что помогло? – Проводили опыты, рассуждали,  анализировали, делали выводы – Где пригодятся эти знания? – Кто из ребят больше всех помог? – Как работал ты? (самооценка) – Вот мы и подтвердили слова Руссо. Вы были  очень умными, наблюдательными,  целеустремлёнными. Дети сравнивают свою предполагаемую оценкус реальной. Прочитать материал учебника с.56­59,  подготовить загадку о любом времени года 5. Задание на дом. Цель: сообщить учащимся о  домашнем задании и разъяснить  методику его выполнения