Смета и калькуляция затрат.
Калькулирование—это система расчетов, с помощью которых определяется себестоимость всей товарной продукции и ее частей, себестоимость конкретных видов изделий, сумма затрат отдельных подразделений предприятия на производство и реализацию продукции. Калькуляция может быть отчетной (используется для целей контроля, анализа и т.п. ) и плановой (применяется для обоснования цен, оценки выгодности той или иной продукции и для других целей).Для калькулирования себестоимости единицы продукции затраты классифицируются по статьям расходов. На предприятиях промышленности применяют следующие основные методы калькулирования себестоимости продукции:
1.нормативный (применяется на предприятии, где четко организован учет изменений фактических затрат каждого вида ресурсов на единицу конкретного вида продукции массового производства);
2. Метод прямого счета (себестоимость единицы продукции определяется делением общей суммы издержек на количество изготовленной продукции-для однородной продукции);
3)расчетно-аналитический (осуществляется, прежде всего всесторонний анализ состояния производства возможных изменений в нем);
4)параметрический (применяется для однотипных но разных по качеству изделий).
Типовый перечень калькуляционных статей (в машиностроении): 1.сырье и материалы 2)покупные изделия, полуфабрикаты, услуги кооперированных предприятий 3)зарплата основная, производственных рабочих 4)зарплата дополнительная производственных рабочих 5)отчисления на социальное страхование с основной и дополнительной зарплатой производственных рабочих 6)расходы на подготовку и освоение пр-ва 7)расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 8)цеховые расходы 9)общие заводские расходы 10)потери от брака 11) непроизводственные расходы
Первые 8 статей образуют цеховую себестоимость. Цеховая себестоимость + общезаводские расходы и потери от брака составляют производственную себестоимость. Все 11 статей образуют полную себестоимость.
Смета затрат предприятия - это полный свод затрат предприятия за некоторый период времени на весь объем производства и реализации его продукции. В смету включаются все виды затрат, связанных с производством и реализацией продукции. В наиболее общем варианте основные статьи сметы могут быть следующими:
• сырье и основные материалы (за вычетом отходов), в том числе
• покупные изделия, полуфабрикаты и услуги со стороны;
• вспомогательные материалы;
• топливо со стороны;
• электроэнергия со стороны;
• заработная плата;
• отчисления во внебюджетные фонды;
• амортизация основных фондов;
• прочие денежные расходы.
Кроме сметы затрат предприятия в целом могут составляться сметы по отдельным структурным подразделениям, цехам, проектам, мероприятиям и т.п. Кроме цеховых смет на крупных предприятиях разрабатывают смету общепроизводственных расходов, смету коммерческих расходов и др. Смета - в основном плановый документ. Она имеет большое значение в планировании деятельности предприятия - в определении потребности в материалах, заработной плате, общей потребности в оборотных средствах. Смета играет важную роль при разработке финансового плана предприятия и т.д. После того, как бюджетная организация составила свою смету, она передает ее в вышестоящую инстанцию на утверждение. Если смета утверждается, то по ней открывается финансирование. Основной отчетный документ бюджетной организации - отчет об исполнении сметы, являющийся, по сути, балансом бюджетной организации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.