СМИ -МОТИВАЦИЯ К УЧЕНИЮ ИЛИ ПУТЬ К ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Оценка 5

СМИ -МОТИВАЦИЯ К УЧЕНИЮ ИЛИ ПУТЬ К ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Оценка 5
Педсоветы
docx
воспитательная работа
8 кл—9 кл
01.04.2020
СМИ -МОТИВАЦИЯ К УЧЕНИЮ ИЛИ ПУТЬ К ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Статья
СМИ путь к успеху или путь к деформации личности.docx

 СМИ: МОТИВАЦИЯ К УЧЕНИЮ ИЛИ ПУТЬ К ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

 

 

 

Автор: Солоухина Светлана Владимировна

учитель математики

тел.89307048015

Нижний Новгород
2019
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
  «Школа №19»
Нижегородского района г. Нижнего Новгорода
ул. Славянская, д.35

« Зло существовало всегда, но оно было сбалансировано с добром — когда жизнь текла медленнее.  А теперь массмедиа вывалили на людей столько, что те уже не справляются»

 Дэвид Линч

     Воспитание и образование современного гражданина нацелено на достижение успеха в области экономики, менеджмента, юриспруденции. В XXI веке всё внимание сосредоточено на "зарабатывании денег", благоустройстве своего быта и на удовлетворении потребностей. Также большое внимание уделяется досугу и свободному время провождению, но к сожалению данные мероприятия носят чаще развлекательный характер, чем познавательный.

      Педагогика нового поколения основывается на воспитании современного человека, как будущего модернизатора и инноватора. Организовываются разные инновационные площадки в образовании и воспитании, разрабатываются программы развития и различные пилотные проекты. Государственный стандарт опирается на то, что в будущем новое поколение выпускников школ и ВУЗов привнесут не малый вклад в процветающую страну, и будут менеджерами управленцами в определенных ими сферах деятельности. Но на самом деле всё ли так прозрачно и безоблачно, и соответствует ли современное воспитание социальному заказу?

       Воспитание XXI века строится, безусловно, на гуманности и всестороннем гармоничном развитии личности, но статистика нескольких лет, говорит об обратном.

Участившиеся случаи правонарушений несовершеннолетними, девиантное поведение современных детей и подростков приводит в недоумение педагогов, а жестокие преступления совершенные детьми, переворачивают всё сознание взрослых и заставляют «бить тревогу».

       Немаловажную роль в неэффективности современного воспитания играет социальная расслойка населения, она становится на столько очевидной, что скрыть её невозможно. В то время когда одни родители воспитывают своих детей как будущих инноваторов, другие о воспитании детей ничего не знают и знать не хотят, считают, что школа должна и научить, и воспитать их детей.

      Возникает вопрос, насколько современная педагогика соответствует социальному заказу. И не упустим ли мы, новое поколение, воспитывая экономистов, менеджеров и управленцев?

       Только возвращение к истокам может повлиять на процесс деградации современного общества, отвернуть «от всемирной паутины» - Интернет, помочь будущему поколению выйти на новый образовательный уровень. И вновь нужно рассмотреть педагогику А.С. Макаренко, его семейное и трудовое воспитание, педагогику В.А. Сухомлинского, его духовно-нравственное воспитание и воспитание гражданственности, как классическую модель воспитания.

      А.С. Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. А.С. Макаренко утверждал, что воспитать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей, в конечном счете, определяют успех воспитания детей. В «Книге для родителей» А.С. Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отношения между собой – все это влияет на ребенка, формирует его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей заслуженный авторитет.

        В.А. Сухомлинский основное внимание уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив - сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника – к общему «богатству» коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд и так до бесконечности, устанавливаются двусторонние глубокие связи. В.А. Сухомлинский вводит новые понятия - «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны В.А. Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.

     В книге «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский ярко показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, на высоконравственное воспитание возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

      Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.

Современным национальным воспитательным идеалом должен стать высоконравственный, творческий, дисциплинированный и компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

      Полагаю, что именно заинтересованное взаимодействие социальных и собственно социально-педагогических институтов, с гражданским участием разных групп взрослых, поможет создать благоприятную атмосферу раскрытия духовных и гражданских возможностей социального пространства в образовании и воспитании будущего поколения.

      Процесс формирования индивидуальности у обучающихся возможен только в результате активной деятельности самого обучающегося в решения проблемной ситуации, когда учитель становится консультантом и умело направляет деятельность обучающегося. При воспитании ребенка в соответствии с новыми стандартами учитель становится проводником, консультантом, тьютором в воспитательной деятельности, который организует, сопровождает и направляет ученика, получающего, в свою очередь, опыт непосредственной деятельности, общения в коллективе, взаимодействия с другими людьми, решения коммуникативных и развивающих задач. Следовательно, в концепции ФГОС любое занятие, как учебное, так и воспитательное понимается, в первую очередь как развивающее, целью которого становится приобретение опыта коллективной или индивидуальной деятельности обучающихся. Методологическая основа процесса современного воспитания в школе описана наиболее полно в принятой в 2009 году «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России». В этом документе описаны воспитательные ориентиры, опирающиеся на базовые нравственные ценности (патриотизм, семья, труд и творчество, гражданственность, литература, искусство, человечность и др.)  До недавнего времени в системе образования делался больший упор на развитие конкурентоспособной, мобильной личности, способной найти себя на рынке труда, но чаще всего следует учитывать, что такая личность не всегда обладает высоким духовно-нравственным развитием.

      Современная система образования сменила ориентиры, нацелившись на стимулирование личностных достижений школьников, развитие их духовной культуры, нравственности. Важными здесь становятся умения человека жить в обществе, устанавливать коммуникацию с другими членами социума, нравственного поведения. Реализовать данный подход возможно при личностно-ориентированном обучении, ставящем целью не столько обучение ребенка, сколько его воспитание. А главным становится создание воспитательно-развивающей среды. Именно эти новые ориентиры помогут воспитать новое поколение, каждый субъект которого является истинным гражданином России.[1]

      Большое влияние оказывает телевидение, печатные издания, желтая пресса, интернет. У нас стойкое убеждение, что всё это разрушает то, что создавалось на протяжении многих веков, самоуважение, патриотизм и дисциплина уходят на второй план, а то и совсем искореняются. Так ли это? Можно ли изменить  процесс негативного воздействия?  Как  научить школьников при использовании средств массовой информации выделять необходимые ориентиры развития?

 Сейчас мы  переходим к  системе воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания, роль воспитательного воздействия средств массовой информации при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

     Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивнго

воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

    Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска. И на воспитание всех этих сторон личности, так или иначе, могут воздействовать не только семья, окружающие ребенка люди, педагоги, но и средства массовой информации.

     Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке. И здесь опять-таки огромную роль имеют средства массовой информации. Именно они, чаще всего в художественной, наглядной форме, способны порой донести до ребенка те идеалы гуманизма, которые очень сложно объяснить не только семье, но и опытному педагогу.

      Другая важнейшая задача воспитания растущих людей – это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т. е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т. е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов – естественнонаучному, гуманитарному и т. д.). И здесь большую значимость имеют средства массовой информации. Обладающие высоким и до сих пор полностью не раскрытым потенциалом наглядности, имеющие возможности сделать изучение того или иного, даже, на первый взгляд, «сухого» теоретического вопроса, занимательным и увлекательным. Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека, и, прежде всего, системой общественного воспитания, составляющей частью которой сегодня, несомненно, являются и средства массовой информации.

     Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т. е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т. д. При этом ребенок воспринимает те или иные роли не только из окружающей его жизни, но и из средств массовой информации. И здесь важно насколько точно и правильно будут донесены до подростка те или иные ролевые ориентиры. Именно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает пользоваться материалами СМИ, предназначенными не только для детей, когда на него начинают оказывать особое воздействие материалы СМИ, предназначенные для взрослой аудитории и тем самым привлекательные для подростка, возрастает роль средств массовой информации в социализации личности. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

      Целенаправленное формирование личности человека предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. Точно также и средства массовой информации при восприятии подростком могут дать совершенно разные ориентиры развития, в зависимости от, заложенного в ребенке с самого раннего детства, воспитания.

    Современные средства массовой информации сегодня являются доминирующими и способны оказывать огромное влияние на формирование мнения, образа жизни, моды и стандартов потребления подростков. Можно сказать, что современные дети живут под воздействием информационно-поражающего фактора боевого значения. Это приводит к информационным неврозам. Сверхнагрузки на детскую психику имеют тяжелые аномальные последствия. Ребенок, проводящий долгое время в виртуальном мире, сталкиваясь с реальным миром, неизбежно входит с ним в конфликт. Этот мир не соответствует той модели, которая уже вложена в его подсознание. Подросток помимо агрессии, страха, откровенного антиэстетизма получает ложную и очень опасную информацию об устройстве мира. В его подсознании прочно усваивается идея об отсутствии миропорядка как такового, об отсутствии в мире добра. В результате дети, не обученные тому, как вести себя в этом мире, теряют всякую способность проявления доброты.

      Появление таких агрессивных молодежных течений, как «скинхеды», напрямую связано не только с неблагополучием в семьях, но и с массированным воздействием на детей и подростков агрессивной и патологической информации, получаемой через телевидение и интернет.

      В связи с вышеизложенным, для педагога важно знать, как использует СМИ подросток и проводить целенаправленную деятельность по снижению отрицательного воздействия СМИ. [2]

     Я, являясь классным руководителем 8 б класса, стараюсь с периодичностью 1-2 раза в год проводить опросы, направленные на выявление применения СМИ учащимися (в опросах участвует параллель -74 чел), а также их влияния на мировоззрение детей, их взгляды, принципы, убеждения. Среди всех источников СМИ ребята предпочитают интернет и считают его более достоверным (51%) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Из диаграммы видно, что, переступив порог 8 класса, ребята стали считать интернет наиболее достоверным источником информации, по сравнению с ТВ. Что также не мало важно, вырос рейтинг печатных изданий, а это говорит о приобщении учащихся к печатным СМИ. Возможно, играет роль использование статей различного жанра на уроках. Не смотря на это, информацию все-таки черпают из интернета (95%) и считают его основным источником информации, ссылаясь на тот факт, что в сети есть все: и газеты, и журналы, и новости, и политика и тд.

     Нельзя оставить без внимания и то, что большая часть подростков использует интернет для развлечений и общения в социальных сетях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Удовлетворение потребности в развлечении помогает иногда эмоционально разрядиться, преодолеть психоэмоциональную напряженность (психические состояния негативного характера), получить определенную психоэмоциональную «стимуляцию» для последующей активной повседневной деятельности при условии, что удовлетворение данной потребности не становится доминирующей целью и смыслом деятельности человека и, соответственно, основной и подавляющей функцией времяпровождения. Это зависит от взрослых, которые окружают подростка и направляют его в процессе воспитания.

     Тестирование регулярно показывает, что учащиеся в качестве СМИ принимают и используют чаще всего интернет (72%), но интересующая информация различна: от образовательной, в том числе новостей спорта, политики и экономики, до развлекательной- фильмы, игры. Поэтому и время пребывания в сети составляет 2-4 часа (41%), более 4 часов (50%).

     В интернете устраивают просмотр фильмов, поэтому более половины опрашиваемых утверждают, что не смотрят телевизор, но при этом опрос показал, что предпочитаемыми являются фильмы: боевики и триллеры - 26%, фильмы ужасов - 38%. Многие родители-63% отмечают, что после просмотра фильмов ужасов, "боевиков" т.е. тех фильмов, где изобилуют сцены насилия, их дети становятся более тревожными и агрессивными.

 

     Более 54% пользователей Интернета в США и Канаде уверены, что сеть оказывает положительное влияние на их жизнь, но 22% ощущают негативное влияние Интернета. Таковы результаты исследования, проведенного международной исследовательской-консалтинговой компанией Forester Research. В опросе приняли участие несколько десятков тысяч интернет-пользователей из Северной Америки. Часть пользователей опасаются отрицательного влияния «сетевого образа жизни» на свое здоровье и физическую форму. Респонденты чаще всего отмечали негативное влияние Интернета на состояние их рук и пальцев, на режим сна, зрение. В общей сложности такие жалобы высказали от 17% до 30% опрошенных разных возрастных групп. Интересно, что жалобы на вредное влияние Интернета значительно чаще высказывали женщины, чем мужчины. А молодежь в возрасте от 18 до 34 лет, которая более склонна видеть в Интернете сильный положительный фактор, при этом значительно чаще жалуется на порчу зрения и осанки из-за долгого сидения за компьютером. Дети же оценивают влияние интернет сетей на человека: нейтрально (36%), позитивно (46%), лишь 18 % видят негативное влияние, но отказаться от гаджетов не готов никто.

      Современные исследования выявляют все больше фактов, подтверждающих, что человечество сталкивается с неконтролируемым процессом техногенного порабощения людей̆, подчинения их сознания манипуляционным практикам и ограничения свободы мысли и свободы использования времени. По данным ВЦИОМ, 22% россиян признают, что проводят в Интернете слишком много времени, и 16% сообщают о том, что долго не могут обходиться без общения в социальных сетях. Помимо этого, наряду с тратой времени на Интернет, каждый пятый (19%) сообщает, что много времени проводит за просмотром телевизора или используя мобильный̆ телефон /смартфон/ /ноутбук / планшет.

     Все выше сказанное говорит лишь о том, что мы имеем поколение Z. Это люди, которые не представляют свой мир без интернета, что и определяет их ценности и взгляды. Сегодня каждый четвертый житель планеты относится к поколению Z. Они с раннего детства интегрированы в цифровую среду. Для них все физическое существует в цифровом эквиваленте — реальный и виртуальный мир неотделимы. Обучение и развитие напрямую зависит от интернета — с детства они познают мир с помощью Алисы и Siri. Вместо наручных часов и будильника у них смартфон, вместо библиотеки — Google, вместо чтения — ролик на YouTube. Эти дети видели, как их родители пережили несколько экономических кризисов, а мир вокруг них полон новостей о сложной экономике, терроризме, расовых скандалах, харрасменте и экологических проблемах. Этот опыт и определяет их стремление минимизировать риски.

      Дети из поколения Z уверены в себе. Они требуют уважения, отличаются конкурентоспособностью и соперническим духом. Старшие представители Z предпочитают работать самостоятельно и получать оценку собственных навыков, а не командных.

      Из-за того, что Z с легкостью осваивают цифровые инструменты, они чувствуют, что обладают исключительными возможностями. Поколение Z живет в мире, где приложения постоянно обновляются, а новости в ленте сменяются ежеминутно. Для них естественно переключаться между задачами и одновременно уделять им достаточно внимания. Каждый восьмой подросток во время просмотра телевизора работает на компьютере или смартфоне. Но с многозадачностью есть проблема. Sparks & honey пишут, что представители Z в среднем фокусируют внимание только восемь секунд, и каждому десятому ученику ставят диагноз СДВГ.

     Они хорошо ощущают разрыв между формальным образованием и навыками, которые понадобятся для работы, поэтому они требуют быстрого обучения необходимым знаниям и занимаются самообразованием. Также их требовательность связана с типичным страхом цифрового поколения — боязнью пропустить что-то актуальное. Правда, он оборачивается плюсом — поколение Z стремится следить за инновациями и оставаться конкурентоспособным. Современные учителя должны вдохновлять детей учиться на протяжении всей жизни, развивать и применять предпринимательские способности, создавать учебные задачи, которые найдут реальное применение. Ученики выступают в роли искателей и создателей решений и ролей, которые помогут в любой профессии будущего: от диспетчера дронов до природного инженера.

      По мере появления новых профессий поколению Z необходимо уметь связывать знания из разных сфер и мыслить системно. Мозг должен научиться адаптироваться под бесконечные изменения и быстро усваивать новую информацию.

     Для этого некоторые учителя применяют новый подход — вместо чтения учебника предлагают размышлять над глобальными проблемами, получая информацию из подкастов, видео и аналитических статей.  Для ребят приоритетным становятся дискуссии, обмен идеями, сотрудничество (групповая работа); кейс метод – активного проблемно - ситуационного анализа.

      Сейчас учащимся доступны и технологии дистанционного обучения и консультирования (например, во время карантина, или длительного отъезда, болезни). Важную роль в это связи играет проектная деятельность. Также нужно учитывать, что поколение Z привыкло к обучению в социальной среде.

     Вот правила, которые я советую преподавателям применять в обучении:

ü  Мыслите диджитально. Дети Z привыкли использовать технологии с рождения, и на уроках хотят получать быстрый доступ к нужной информации. Задействуйте онлайн-площадки для хранения и передачи материалов и книг.

ü  Делите и структурируйте. Длинные лекции — не лучший формат для поколения Z, которое привыкло отвлекаться на соцсети и работать в режиме многозадачности. Разделение задачи на сегменты увеличивает вовлеченность учащихся. Делите двухчасовую лекцию на четыре небольших интервала по 30 минут. Можно чередовать активный диалог и лекцию — начните урок с десятиминутного разговора, потом дайте задание, а затем опять пообщайтесь.

ü  Используйте инфографику. Поколение Z любит общаться мемами, эмодзи и картинками. Используйте их визуальное восприятие и представляйте информацию в формате диджитал-инфографики, добавляйте в занятия видео.

ü  Пересмотрите коммуникации. Поколение Z считает email формальностью и ждет моментальные ответы на свои сообщения. Используйте мессенджеры и видеосвязь для коммуникации — общайтесь с ребятами вне занятий и создавайте групповые чаты, чтобы ученики помогали друг другу с заданиями.

ü  Дайте им свободу. Поколение Z любит самообразование и независимость. Дайте им свободу выбора дисциплин — это ключ к развитию мотивации и уверенности в себе. Например, в модульное обучение — ребенок может комбинировать учебные модули, чтобы освоить интересные именно ему предметы.

ü  Будьте внимательны к медиапривычкам. Поколение Z — мобильное, они практически живут в социальных сетях. Организуйте короткие учебные модули, чтобы удерживать внимание детей.

ü  Используйте смартфоны. Важно организовать формат обучения, доступный в первую очередь на смартфонах. Дайте возможность учиться в любом месте.

ü  Давайте обратную связь. Поощряйте учеников, аргументированно критикуйте или направляйте, побуждайте к глубокому изучению предмета.

ü  Поддерживайте и мотивируйте учеников очками или оценками за проекты и за своевременное достижение целей.

 

     При обучении Z стоит помнить, что это поколение, которое не только испытает, но и будет пользоваться в обычной жизни нанотехнологиями, трехмерной печатью и беспилотными автомобилями.

     Они будут владеть профессиями, названия которым еще не придуманы. Они с легкостью осваивают технологии и не представляют мир без них. Поэтому важнее не передать им теоретические знания, а научить исследовать и познавать мир. В будущем будет цениться не то, что люди уже знают, а то, что нового они смогут узнать и применить в работе и жизни.

      В XXI веке стремительное развитие телекоммуникаций, радиовещания, широкий выбор СМИ для распространения любых данных, революционные изменения информационных и коммуникационных технологий оказывают огромное влияние на все стороны жизни человека, особенно играя большую роль в жизни современного подростка. Свободный доступ к неограниченным информационным ресурсам, в первую очередь, большому числу телевизионных каналов, разнообразным печатным изданиям, а также открытый доступ к Интернету (в т. ч с помощью мобильного телефона) помогает ребёнку найти ответ на любой возникающий вопрос. Если раньше таким источником служили школа, семья, родители, то сейчас их заменяют СМИ. Но психика ребёнка в подростковом возрасте достаточно уязвима, и формирование его личности как раз таки происходит под воздействием средств массовой информации, которые меняют представления молодого человека о различных предметах, явлениях, событиях. Существует большое количество полезных и познавательных программ, радиопередач и т.д., так необходимых для ребёнка, но наряду с этим на подростка обрушивается мощный поток отрицательной информации, с экранов телевизора, с интернет-сайтов, рекламы, музыки, молодёжных журналов и т.д. Конечно, многие родители могут просто запретить смотреть, читать, слушать то, что, по их мнению, не подходит их ребёнку, но ведь давно известно, «что то, что плохо и запрещено, то интересно». Поэтому возникает необходимость помочь подростку задуматься над тем, сколько времени в день, месяц, год он проводит в «общении» с телевизором, компьютером, какую он получает информацию, чтобы он понял, что всё то, что нам преподносят СМИ, необходимо анализировать, оценивать, т. е критически относиться к доступной информации. Научить подростка думать при выборе любой информации, а не принимать ее слепо как руководство к действию.

      Для дальнейшего повышения роли образования в развитии информационной культуры необходимо объединение усилий школы, семьи, масс-медиа и широкой общественности.

Заключение

     Изучение СМИ должно стать реальностью в каждой школе. И здесь одинаково важны как интегрированное медиаобразование – использование материалов СМИ на уроках, так и специальное – развивающее – использующее изучение отдельных видов СМИ и обучающее созданию медиатекстов.

      Основная цель медиаобразования – формирование медиакультуры личности. Сам термин “медиакультура” отражает особенности используемого подхода - изучение средств массовой информации и каналов массовой коммуникации взяты с точки зрения приобщения человека к культуре, что помогает найти наиболее эффективные способы использования средств массовой информации в учебном процессе.

      Если перечень возможных курсов интегрированного медиаобразования соответствует списку учебных предметов, то курсы специального медиаобразования более разнообразны. Это могут быть любые варианты школьных киноклубов, школьного телевидения и радио, школьных печатных изданий.

      Основа любой школьной программы специального медиаобразования должна иметь следующую структуру:

·         место данного вида коммуникации в жизни общества и в истории культуры;

·         особенности нашего восприятия и понимания информации;

·         специфика данного языка массовой коммуникации (или данного вида СМИ);

·         комплекс заданий и упражнений, который помогает органично сочетать освоение технологии с реализацией художественно-творческого потенциала личности.

      В XXI веке стремительное развитие телекоммуникаций, радиовещания, широкий выбор СМИ для распространения любых данных, революционные изменения информационных и коммуникационных технологий оказывают огромное влияние на все стороны жизни человека, особенно играя большую роль в жизни современного подростка. Свободный доступ к неограниченным информационным ресурсам, в первую очередь, большому числу телевизионных каналов, разнообразным печатным изданиям, а также открытый доступ к Интернету (в т. ч с помощью мобильного телефона) помогает ребёнку найти ответ на любой возникающий вопрос. Если раньше таким источником служили школа, семья, родители, то сейчас их заменяют СМИ. Но психика ребёнка в подростковом возрасте достаточно уязвима, и формирование его личности как раз таки происходит под воздействием средств массовой информации, которые меняют представления молодого человека о различных предметах, явлениях, событиях. Существует большое количество полезных и познавательных программ, радиопередач и т.д., так необходимых для ребёнка, но наряду с этим на подростка обрушивается мощный поток отрицательной информации, с экранов телевизора, с интернет-сайтов, рекламы, музыки, молодёжных журналов и т.д. Конечно, многие родители могут просто запретить смотреть, читать, слушать то, что, по их мнению, не подходит их ребёнку, но ведь давно известно, «что то, что плохо и запрещено, то интересно». Поэтому возникает необходимость помочь подростку задуматься над тем, сколько времени в день, месяц, год он проводит в «общении» с телевизором, компьютером, какую он получает информацию, чтобы он понял, что всё то, что нам преподносят СМИ, необходимо анализировать, оценивать, т. е критически относиться к доступной информации. Научить подростка думать при выборе любой информации, а не принимать ее слепо как руководство к действию.

      Для дальнейшего повышения роли образования в развитии информационной культуры необходимо объединение усилий школы, семьи, масс-медиа и широкой общественности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Борецкий Р. Телевидение на перепутье. Статьи 1989– 1998 гг. –   М., 1998.
  2. Брудный А.А.Педагогическая герменевтика. – М.: Лабиринт, 2005.
  3. Васильков А.В. Актуализация информации как сущность управления знаниями. Библиотековедение № 2, 2009
  4. Гендина Н.И., Колкова Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности, теоретическое обоснование и моделирование  содержания учебной дисциплины. — М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2006. 
  5. Грушин Б.А. Массовая информация в советском промышленном городе. –   М., 1980.
  6. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. — Томск: Изд-во Томск. ин-та информ. технологий, 2009
  7. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования // Медиаобразование. — М.: Изд-во Моск. ин-та повыш. квалиф. раб-в образ., 1996
  8. Засурский И. Масс-Медиа второй республики. –   М.: МГУ, 1999
  9. Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. – М.:НАТ, 2006 г.
  10. Кантор А.Р. Телевизионное образование как фактор развития информационной культуры учащейся молодежи в современных условиях. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. соц. наук. Екатеринбург, 2010.
  11. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов н/Д.: изд-во  ЮФУ, 2009.
  12. Корнилова Е.Е. Телевизионная реклама. – СПб., 2002.
  13. Кортиева Д.В. Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования. Автореф. дис. …к.пед.н. Пятигорск, 2009.
  14. 14. Кравец В.А., Кухаренко В.Н.. Вопросы формирования информационной культуры. – http://users.kpi.kharkov.ua/lre/, http://www.ukrde.edu-ua.net/khspu-plde /  обращение 30.12.2010
  15. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. –   М.: МГУ, 2004.
  16. Медиаскоп: электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова/ 2010г. №3. Архив Mediascope.ru
  17. Морозов А.В., Радченко Л.Е. Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе/ Психология человека в современном мире. Т.6: Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2009.
  18. Орлова Э.А. Рекомендации по работе со средствами массовой информации в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. 
  19. Прохоров Е.П. Введение в журналистику. –   М.: МГУ, 1998
  20. Сагалаев Э. Эдуард Сагалаев борется за государственное телевидение // Независимая газета. – 1997. –  1 февраля.
  21. Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н.Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001

 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Орлова Т. В. Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 1-3.

[2]Хомякова Н.С. Возможности влияния СМИ на социализацию школьника.//Эксперимент и инновации в школе.- 2011 - №3.

СМИ -МОТИВАЦИЯ К УЧЕНИЮ ИЛИ ПУТЬ К ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ

СМИ -МОТИВАЦИЯ К УЧЕНИЮ ИЛИ ПУТЬ К ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Зло существовало всегда, но оно было сбалансировано с добром — когда жизнь текла медленнее

Зло существовало всегда, но оно было сбалансировано с добром — когда жизнь текла медленнее

В.А. Сухомлинский основное внимание уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности

В.А. Сухомлинский основное внимание уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности

Современная система образования сменила ориентиры, нацелившись на стимулирование личностных достижений школьников, развитие их духовной культуры, нравственности

Современная система образования сменила ориентиры, нацелившись на стимулирование личностных достижений школьников, развитие их духовной культуры, нравственности

Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке

Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке

Точно также и средства массовой информации при восприятии подростком могут дать совершенно разные ориентиры развития, в зависимости от, заложенного в ребенке с самого раннего детства,…

Точно также и средства массовой информации при восприятии подростком могут дать совершенно разные ориентиры развития, в зависимости от, заложенного в ребенке с самого раннего детства,…

Из диаграммы видно, что, переступив порог 8 класса, ребята стали считать интернет наиболее достоверным источником информации, по сравнению с

Из диаграммы видно, что, переступив порог 8 класса, ребята стали считать интернет наиболее достоверным источником информации, по сравнению с

Более 54% пользователей Интернета в

Более 54% пользователей Интернета в

Они хорошо ощущают разрыв между формальным образованием и навыками, которые понадобятся для работы, поэтому они требуют быстрого обучения необходимым знаниям и занимаются самообразованием

Они хорошо ощущают разрыв между формальным образованием и навыками, которые понадобятся для работы, поэтому они требуют быстрого обучения необходимым знаниям и занимаются самообразованием

Будьте внимательны к медиапривычкам

Будьте внимательны к медиапривычкам

Изучение СМИ должно стать реальностью в каждой школе

Изучение СМИ должно стать реальностью в каждой школе

Для дальнейшего повышения роли образования в развитии информационной культуры необходимо объединение усилий школы, семьи, масс-медиа и широкой общественности

Для дальнейшего повышения роли образования в развитии информационной культуры необходимо объединение усилий школы, семьи, масс-медиа и широкой общественности

Литература: Борецкий

Литература: Борецкий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2020